СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы в творческих объединениях учреждений дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичесикй материал предназначен для использования в качестве рекомендаций педагогам дополнительного образовния в в практической деятельности для планирования воспитательной работы.Содержит сравнительный анализ традиционного и проблемно-ориентированного анализа воспитательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы в творческих объединениях учреждений дополнительного образования»

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы в творческих объединениях учреждений дополнительного образования


1. Значимость воспитательной работы


Воспитательная работа – неотъемлемая часть педагогической деятельности. Основные воспитательные задачи педагога дополнительного образования планируются и фиксируются в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах творческих объединений.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управле­ние разными видами деятельности учащихся с целью решения задач успешного личностного развития. 

Воспитательные задачи, несмотря на их планирование в формате занятия, не могут быть достижимы в ограниченные временными рамками сроки. Такая работа проводится постоянно. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач станут позитивные изменения в созна­нии учащихся, которые проявляются в поведении, жизненных целях, установках.

Обучение можно жестко запрограммировать, воспитание – нет. Формирование знаний, умений и навы­ков из области этики, эстетики, коммуникативного общения, изуче­ние которых не предусмотрено календарно - учебными планами, выходит за рамки занятия. Воспитание – это нравственные ценности самого педагога, его стиль взаимодействия с учащимися, те нормы и правила, которые он демонстрирует и пропагандирует.

  Для определения эффективности воспитательной работы необходимо провести анализ данного направления деятельности. Каждый педагог анализирует работу в своём творческом объединении, затем результаты объединяются в единую статистику организации.


2. Основные отличия традиционного анализа

от проблемно-ориентированного

Анализ – путь к выдвижению целей на ближайшее будущее (новый учебный год). По итогам аналитической работы должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы лучше, чем в настоящем, выполнять воспитательную деятельность.

Традиционный анализ предусматривает рассмотрение ситуации от «начала к концу». При этом выделяются недостатки в условиях (нехватка квалифицированного персонала, неудовлетворительная материально-техническая база и т.п.), которые связываются с результатами. Минус традиционного пути: все теоретически возможные недостатки условий могут привести к неэффективным результатам. Оценка значимости тех или иных проблем при традиционном анализе лишена логичности, является интуитивной и ненадежной.

Современная методология предлагает другой способ: путь «от конца к началу». Он позволяет оставлять в поле зрения наиболее значимые проблемы и отсекать менее существенные для конечного результата. Процесс анализ рационализируется, между следствием и причиной устанавливаются логические связи.

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы в учреждении дополнительного образования носит творческий характер. Для объективной оценки необходимо создать рабочую группу, чтобы в ходе обсуждения, дискуссии, учёта мнения каждого, коллективной экспертизы прийти к итоговому выводу и перейти к эффективному планированию.


3. Схема проблемно-ориентированного анализа


Схема проблемно-ориентированного анализа воспитательной работы предусматривает: анализ результатов, анализ воспитательного процесса, анализ условий.

Анализ результатов. Проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть», и «тем, что требуется». Поэтому на первом шаге определения проблем педагоги должны ответить на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты воспитательной работы творческого объединения?».

Выполнить все требования в полном объеме невозможно, но их нужно знать и выбрать те, на реализацию которых педагог в своём объединении будет ориентироваться. При анализе важно обратить внимание на то, как ситуацию можно изменить в будущем.

Далее требования сравниваются с тем, что педагог реализует в действительности. Оценка не должна ограничиваться констатациями «недостаточный», «неудовлетворительный», следует конкретно фиксировать степень несоответствия между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть.

В ходе сопоставления требований и достигнутого результата выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые расхождения. Они признаются как требующие устранения. Таким образом, определяется комплекс проблем, подлежащих решению.

Анализ воспитательного процессаУлучшить результаты воспитательной деятельности можно, определив причины появления проблем. Непосредственно на результаты воздействовать невозможно. Изменяются они опосредованно, через изменения в содержании, применяемых педагогических технологиях или организации воспитательного процесса.

Следующий вопрос, подлежащий рассмотрению – это поиск ответов на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательного процесса существует разница между достигнутыми результатами и требуемыми?» Это может быть неоптимальный воспитательный план, использование неэффективных технологий и т.д.

Недостатки воспитательного процесса аналогично определяются через сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, с указанием степени несоответствия. По каждой проблеме может выделиться не один, а несколько недостатков воспитательного процесса, которые в разной степени влияют на отклонение фактических результатов деятельности объединения от требуемых.

Педагогу необходимо экспертно оценить степень влияния каждого недостатка, используя шкалы: «сильно», «средне» и «слабо». Выделить 3-5 основных причин неудовлетворительности результата, сузить область поиска значимых проблем.

Анализ условий. На третьем этапе проблемно-ориентированного анализа педагог ищет ответ на вопрос: «Какие условия приводят к недостаткам воспитательного процесса?». Это может быть недостаточное материально-техническое обеспечение, низкая мотивация учащихся, непродуманное планирование воспитательной работы, отсутствие междисциплинарного взаимодействия.

Одни и те же недостатки воспитательного процесса и условий могут войти в структуру различных проблем. В одних они более значимы, а в других - менее значимы. Завершая анализ состояния воспитательной работы, педагогу необходимо выделить перечень недостатков, устранение которых наиболее актуально.


3. Этапы проблемно-ориентированного анализа


Все действия проблемного анализа при подготовке плана воспитательной работы можно представить в виде следующей последовательности:

Этап11._На основе анализа внешних и внутренних источников потребностей в изменениях и прогнозирования требований к творческому объединению в будущем формулируется в четко характеризуемых категориях цель (общий образ желаемого результата).

Этап12._Оцениваются в этих же категориях результаты работы педагога и объединения.

Этап13._Сравниваются желаемый и действительный результаты воспитательной работы, выявляются расхождения и формулируются на основе этого проблемы.

Этап14._Выявляются недостатки воспитательного процесса, приведшие к появлению проблем.

Этап15._Выявляются недостатки условий, приведших к возникновению недостатков воспитательного процесса и результатов.

Этап16._Формулируется ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них.

Все эти этапы необходимы, так как содержат информацию о благоприятных предпосылках и возможностях развития воспитательной работы в творческих объединениях дополнительного образования или ограничениях для неё.

В результате анализа должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы педагог в будущем мог лучше, чем в настоящем, выполнять свою деятельность. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем. Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть структурированы, т.е., конкретизированы путем расчленения на составные части (подпроблемы).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!