СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть проблемного обучения

заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад №50 Кузнецова А.Н.

Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста

МАДОУ детский сад №50

Кузнецова А.Н.

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению  (Н.Е. Веракса).

Проблемное обучение в детском саду

- это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению

(Н.Е. Веракса).

Суть проблемного обучения  заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Суть проблемного обучения

заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.  2. Быть доступным для обучающихся.  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.  4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

 Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность обучающихся;  2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;  3. Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки  Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов :  1) осознание общей проблемной ситуации;  2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;  3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);  4) проверка правильности решения проблемы.

Проблемное обучение включает несколько этапов :

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ. Существуют следующие формы организации проблемного обучения: Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемная ситуация

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения:

Проблемный вопрос

Проблемная задача

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос     Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.  - «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».  - «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»  Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемный вопрос

  Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

- «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

- «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

 Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?   - Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)  - Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).  - Почему утка плавает, а курица нет?  - Почему обувь не делают из железа?

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

- Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

- Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

- Почему утка плавает, а курица нет?

- Почему обувь не делают из железа?

  Проблемная задача :    Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?  - Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?  Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом».

  Проблемная задача :

  Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

- Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом».

 В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче.  «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический»,   «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»,  «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче.

«Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический»,

«Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»,

«Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная ситуация .  Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.  При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.  Именно проблемная ситуация составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.  (Противоречие -  положение,  при котором  одно  исключает  другое,  несовместимое с ним, противоположное  ему.)

Проблемная ситуация .

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.

Именно проблемная ситуация составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие -  положение,  при котором  одно  исключает  другое,  несовместимое с ним, противоположное  ему.)

 Проблемная ситуация: металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает.  Возникает противоречие, неопределённость, почему?  Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде?  Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.  Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Проблемная ситуация: металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Требования к проблемным ситуациям:  — решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;  — проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;  — формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

 — проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;  — должна бросать вызов любознательности детей;  — в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;  — проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;  — в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми -Выслушивать каждого желающего. -Давать только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». -Во время бесед идти за логикой ребенка, а не навязывать своего мнения. Учить детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. -Если в группе есть яркий лидер, со временем переключать его на какую-либо деятельность и беседовать с детьми уже без него. -В развитии творческих способностей детей использовать активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Рекомендации по стилю общения с детьми

-Выслушивать каждого желающего.

-Давать только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

-Во время бесед идти за логикой ребенка, а не навязывать своего мнения. Учить детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

-Если в группе есть яркий лидер, со временем переключать его на какую-либо деятельность и беседовать с детьми уже без него.

-В развитии творческих способностей детей использовать активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

 Итак, применение в учебном процессе методов проблемного обучения помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, - формировать у воспитанников активное, творческое мышление, их познавательную активность.  Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем в процессе обучения.     Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.  Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность развития познавательной активности.

Итак, применение в учебном процессе методов проблемного обучения помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, - формировать у воспитанников активное, творческое мышление, их познавательную активность. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность развития познавательной активности.

Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» (С.Маршак)

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

(С.Маршак)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!