СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы цифровизации обучения младших школьников в дистанционном формате как фактор снижения качества обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда стратегическим ресурсом развития общества выступает информация, становится очевидным, что современное образование с использованием электронных образовательных и цифровых ресурсов может ускорить процесс получения и усвоения знаний. Но, при этом возникает множество проблем. Рассмотрим более подробно проблемы цифровизации  обучения детей младшего школьного возраста  .

Просмотр содержимого документа
«Проблемы цифровизации обучения младших школьников в дистанционном формате как фактор снижения качества обучения.»

Проблемы цифровизации обучения младших школьников в дистанционном формате как фактор снижения качества обучения.

Александрова Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №5 г. Саяногорска

Современное общество является динамичной системой, непрерывно развивается и ставит перед собой всё новые сложные задачи. Для их достижения создаются и усовершенствуются различные цифровые технологии, которые являются неотъемлемой составляющей нашей жизни. Сетевые коммуникации, компьютеры, мультимедиа уверенным шагом вошли в наше общество. Уже трудно представить себе, чтобы случилось, если бы, хоть на один день люди отказались от взаимодействия с цифровыми технологиями. Ведь они наделяют нас широким спектром возможностей, а именно: обмен накопленным опытом и знаниями; общение людей вне зависимости от их местоположения; осуществление сложных и объёмных математических вычислений; появление дистанционного обучения и многое другое.

Сегодня, когда стратегическим ресурсом развития общества выступает информация, становится очевидным, что современное образование с использованием электронных образовательных и цифровых ресурсов может ускорить процесс получения и усвоения знаний. Но, при этом возникает множество проблем. Рассмотрим более подробно проблемы цифровизации обучения детей младшего школьного возраста .


Факторы, влияющие на снижение успеваемости учащихся

  1. Основная нагрузка по освоению и регистрации на онлайн-платформах ложится на родителей, а справляться с этим готовы и хотят далеко не все. Подросток спокойно разберется с регистрацией самостоятельно, но ученику начальных классов обязательно понадобится помощь взрослого — младший учащийся может не знать личной информации для прохождения регистрации, такой как электронная почта. Все это может снизить успеваемость с «отлично» на « хорошо», что является «ударом» для учащегося начального звена.

  2. Если в семье несколько детей, технически не все семьи оснащены компьютером, планшетом или телефоном для каждого ребенка. Детям приходится заниматься по очереди, если учитель объясняет новый материал, у учащегося нет возможности подключиться. Тогда ученику приходится изучать данный материал самостоятельно, а это может привести к недопониманию и снижению успеваемости. Не все дети понимают объяснения очно, в школе, некоторым стоит повторять и разъяснять в другом ключе. Дистанционное же обучение дает временное ограничение, невозможность задать вопрос учителю после урока, или спрашивать удаётся в рамках беседы в мессенджерах, но это уже не то объяснение, которое возможно провести очно.

  3. Находясь дома, у ученика возникают разные “дела”, не связанные с обучением: можно поиграть в компьютерные игры или посмотреть интересное видео вместо урока, или вообще сделать это во время трансляции урока. Эта отвлеченность от процесса обучения значительно влияет на успеваемость.

  4. Проявилась проблема вовлеченности школьников – как их фактического участия в занятиях и выполнения заданий, так и самоорганизации в непростых условиях самоизоляции. Родители испытали сложности с организацией режима дня, длительное пребывание за экраном телефона, компьютера приводит к утомлению, что приводит к дополнительной нагрузке на здоровье. Нагрузка на детей и учителей возросла во много раз на дистанционном обучении.

  5. Мотивация учения в младшем школьном возрасте – одна из центральных проблем современной школы. Учитель на протяжении всего очного урока развивает мотивацию ребёнка к преподаваемому предмету. Для большинства детей, которые учились на отлично, дистанционное обучение вызвало стресс. Дети не могли общаться с учителем посредством компьютера. Не могли записать себя на видео, не успевали сделать задание, когда стояли временные рамки, для детей со слабым типом нервной системы это ещё один источник стрессовой ситуации. Все это не могло не повлиять на снижение мотивации. Ведь когда ребёнок сталкивается с трудностями, интерес к заданиям теряется, работоспособность снижается. Проблема мотивации младшего школьного возраста, на мой взгляд, играет одну из важнейших ролей в дистанционном обучении.

  6. Сама система образования России, как, впрочем, и большинства других государств, оказалась не готова к стремительному переходу на дистанционное обучение. Причин много, в том числе слабое развитие инфраструктуры в регионах и отсутствие у школьников необходимых для онлайн-обучения технических устройств. Кроме того, необходимо отметить недостаточное владение учителями на первом этапе навыками работы в дистанционном режиме в целом и в использовании конкретных сервисов и платформ в частности, а также появление трудностей с планированием, отбором и разработкой учебного материала и заданий, контролем и оцениванием учеников.

  7. Дети испытывают острую необходимость в общении со сверстниками, в отсутствии которой снижаются коммуникативные навыки, живое общение с одноклассниками и учителями является положительным фактором для повышения социализации ребёнка в обществе, а также для повышения качества знаний умений и навыков.

Большинство коллег говорят, что они столкнулись с проблемами, что их опыт дистанционного образования сложно назвать удачным и удовлетворительным. Учителя отмечают рост нагрузки. Значительная часть родителей, учителей и детей говорят, что хотели бы вернуться в очное образование. Оценить эффективность дистанта пока что затруднительно с точки зрения систематической оценки, но наглядно видно, что само качество процесса обучения падает. Большинство экспертов при этом сходится в оценках, что речь идет не о том дистанционном образовании, которое продвигалось последние годы, а о переносе в онлайн традиционных практик аналогового обучения: монолог учителя, репродуктивные задания, отсутствие групповой работы, полноценной обратной связи. Я думаю, что это, несомненно, сказывается на багаже знаний, с которым дети приходят в следующий класс, 

Таким образом, цифровые технологии являются важным социальным фактором, которые влияют на личность младшего школьника, как обучающего характера, так и социального воздействия. Практика показывает, что использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе – мощное средство для создания оптимальных условий работы на очном уроке, способствующее социализации детей. Но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. Электронные и цифровые ресурсы в социальном взрослении детей младшего школьного возраста следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Дистанционное обучение негативно влияет на здоровье и психического состояние детей младшего школьного возраста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!