СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект авторской программы по дисциплине «Творческий рисунок» как предмет общеобразовательной программы в области изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш проект представляет собой разработку программы по предмету «Творческий рисунок», который является дополнительной к основной программе художественной школы.

Просмотр содержимого документа
«Проект авторской программы по дисциплине «Творческий рисунок» как предмет общеобразовательной программы в области изобразительного искусства.»


Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Костромской государственный университет».

Институт Культуры и искусств Костромского государственного университета.



Проект по дисциплине

«Методика организации эстетического воспитания

в системе дополнительного образования»

на тему: «Я в художники пойду, пусть меня научат».





Выполнили: студентки 3 курса

направление подготовки: Педагогическое образование

профиль: Изобразительное искусство (заочная форма обучения)

Ушинская Анастасия Васильевна

Гришанина Светлана Сергеевна

Терентьева Юлия Владимировна

Полетаева Александра

Заболотная Виктория Анатольевна



Проверила: кандидат педагогических наук, профессор,

доцент Кафедры изобразительных искусств и технологии

Алексеева Марина Андреевна



г. Кострома, 2018

1. Краткая аннотация проекта.

Наш проект «Я в художники пойду, пусть меня научат» предназначен для реализации в рамках дополнительного художественного образования детей в Детской художественной школе. Он представляет собой внедрение дисциплины – «Творческий рисунок» в Дополнительную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства «Живопись».

В проекте принимают участие учащиеся детских школ искусств в возрасте 12-13 лет, а также преподаватели художественных отделений ДШИ. 
Темами для творческих работ проекта стали: «Набросок натюрморта», «Быстрый набросок фигура человека», «Зарисовка групп людей», «Композиционные наброски пейзажа со стафажами» и др. Работы выполнялись различным графическим материалом.

Проект включает несколько этапов:

– 1 этап – аудиторные занятия (47 часов);

– 2 этап – работа на пленэре (21 часов);

– 3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта;

– 4 этап – сравнительный анализ уровня подготовки учащихся группы, участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).



Срок реализации проекта.

Проект программы «Творческий рисунок» рассчитан на обучающихся с третьего по пятый год обучения (как дополнительный 6 год обучения) детской художественной школы.

Общее количество часов – 68 часов (2 часа в неделю).

Данный проект учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков по овладению графическими средствами выразительности при выполнении набросков и зарисовок.



1. Обоснование необходимости проекта

Основываясь на собственном педагогическом опыте и опыте педагогов дополнительного образования Детских художественных школ, мы можем сделать вывод, что у обучающихся возникают затруднения с овладением техникой «живого рисунка», в частности с выполнением быстрых набросков и зарисовок, а также с изображением фигуры человека, передачи пропорций и движения. Это в свою очередь ведет к тому, что у учащихся возникают сложности при составлении многофигурных станковых композиций.

Данный проект актуален для педагогов художественных дисциплин Детских художественных школ, так как в процессе его освоения повышается уровень подготовки учащихся. Данный проект является дополнительной составляющей для детей, обучающихся по основной программе художественной школы.

Темы заданий проекта продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.



Цели и задачи:

Цель:

‒ повысить уровень развития навыков «живого рисунка» (набросок, зарисовка), а также углубить знания в использовании средств художественной выразительности в графике;

‒ художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение и углубление в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний. Развивать у детей потребность воспринимать и переживать красоту природы, умение понимать и наслаждаться ею;

‒ учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;



Задачи:

1. Исследовательская. Сравнить уровень обучающихся, участвующих в данном проекте, и учеников, занимающихся по стандартной программе.

2. Разработка программы по дополнительному предмету «Творческий рисунок».

3. Проведение эксперимента и подведение итогов.



При реализации данного проекта в школе используются следующие методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),

  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация, наблюдения явлений в действительности или их изображение),

  • методы практической передачи (творческая работа);

  • методы управления непосредственного или опосредованного (самостоятельная работа);

  • степени творческой самостоятельности - методы организации репродуктивной и методы организации поисковой деятельности.

Результатом освоения проекта «Я в художники пойду, пусть меня научат» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

− знания терминологии изобразительного искусства;

− умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

− умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

− умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

− навыков работы с подготовительными материалами: набросками и зарисовками;

− навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

− навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

− навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

− умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

− знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной и световоздушной перспективы, равновесия, плановости;

− умения сочетать различные виды зарисовок, набросков в работе над композиционными эскизами.

− умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

− умения использовать изобразительно-выразительные возможности графики;

− знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;

− навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Основное содержание проекта:

Наш проект направлен на то, чтобы период знакомства с графическими материалами прошел наиболее увлекательно, результативно, а также сделать доступными для детей 12-17 лет и более сложные художественные технологии. Данный проект создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Проект включает несколько этапов:

– 1 этап – аудиторные занятия (47 часов);

– 2 этап – работа на пленэре (21 часов);

– 3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта;

– 4 этап – сравнительный анализ уровня подготовки учащихся группы, участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках проекта «Авторская программы по дисциплине «Творческий рисунок» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.



Программа проекта:

1 этап – аудиторные занятия (47 часов):

Занятия проходят в классах, оборудованных мольбертами, методическими таблицами, наглядным материалом (репродукции картин и образцы работ учащихся). Классы также должны быть оборудованы натюрмортными постаментами (столами) и большим натурным фондом.

Занятия проводятся по принципу «мастер-класс». Этапы выполнения задания, приемы ведения работы показываются опытными педагогами-графиками.

Урок начинается с 14.30 и длится до 16.30 (в учебное время) либо с 17.00 до 19.00 (в зависимости от обстоятельств, от удобства посещения занятий обучающимися).

Рисунок – важнейшая ведущая дисциплина в профессиональном обучении учащихся детских художественных школ и школ искусств – основа реалистического изображения предметов и явлений действительности. Задача данного проекта по рисунку состоит в том, чтобы научить учащихся видеть и реалистически изображать характер предмета, его строение, положение в пространстве, движение, тональные отношения, передать его материал, все это на основе глубокого его изучения. Наряду с изучением натуры предлагаются задания на изучение и творческое освоение основ изобразительного язык.

При реализации проекта используются методики, разработанные в системе академических художественных школ, развиваются определенные принципы и методы преподавания графики. Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного его завершения, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического изображения и законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах. Учащиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, учатся изображать фигуру и портрет человека. При этом они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного – к обобщенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных. Кроме того, на занятиях проводится работа над воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза», развитие «твердости руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера. Содержание проекта предполагает расположение учебных заданий в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся. Дополнительно к практическим занятиям в содержание проекта вводится анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа репродукций, фильмов, посещение художественных музеев и галерей, выставок современных художников. Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотр и выставка.



Тематический план аудиторных занятий (35 часов):

Наименование темы

Всего часов

1

Беседа о задачах творческого рисунка.

Изучение средств художественной выразительности в графике. Линия, штрих, пятно, тон.

1

2.

Светотеневая зарисовка мягким материалом простых по форме предметов.

2

3.

Натюрморт с комнатным растением на окне. Силуэт.

2

4.

Творческий натюрморт с чучелом птицы (материал по выбору учащегося: графитный карандаш или мягкий материл).

6

5.

Изучение пропорций фигуры человека (схемы построения).


2

6.

Линейные и тональные наброски фигуры человека.


4

7.

Наброски фигуры человека в движении с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши.


4

8.

Зарисовки фигуры человека в интерьере.


4

9.

Зарисовка головы с живой натуры.


2

10.

Зарисовки групп людей. Композиционные зарисовки.


4

11.

Итоговая работа.

Композиция с группой людей на свободную тему (по выбору ученика, например, в интерьере, в пейзаже и т.д.)

6


Итого:

47





2 этап – работа на пленэре (21 часов).

Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках аудиторных занятий по рисунку.


На пленэре обучающиеся изображают окружающую действительность, предавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещённость. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Обучающиеся совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм,

симметрия и асимметрия, выделение сюжетно композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность).

Во время пленэра обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, в работе по рисунку, используются все его виды от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

Программа, входящая в данный проект, реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.



Занятия проходят на улицах города. Наличие необходимого оборудования и материалов для пленэра должно быть у каждого ученика. Пленэр проходит с 10 до 12 часов (каникулярное время). Занятия проводятся по принципу «мастер-класс». Этапы выполнения задания, приемы ведения работы показываются опытными педагогами-графиками.



Тематический план пленэрных занятий (21 часов):

Наименование темы.

Всего часов

2.

Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Наброски и зарисовки деревьев со сложным характером ветвей (ива, сосна), ствола дерева с ярко выраженным характером ствола и фактурой коры.

2

4

Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы): кратковременные наброски несложных архитектурных деталей: различные наличники, крыльцо с кованой решёткой, каменный декор.

4

5.

Световоздушная перспектива: пейзаж – панорама (передача переднего и дальнего планов) со стафажем.

2

6.

Линейная перспектива глубокого пространства: зарисовка строящегося дома или индустриального пейзажа; зарисовка предметов техники (строительный кран, машина, трактор); зарисовка городского пейзажа с фигурами (улица, площадь, бульвар).

4

7.

Зарисовки фигуры человека в движении: рисунок несложного сельского пейзажа, включающего человека в процессе труда.


3

8.

Итоговая пленэрная работа.

Группа людей в пейзаже (по выбору ученика: сельский или городской) с ярко выраженным композиционным центром.

6


Итого:

21



Форма одежды для участников пленэра.


Для того, чтобы обучающийся мог пойти на пленэр, сохранив своё здоровье, он должен иметь:

  1. Головной убор.

  2. Одежда для работы под солнцем (х/б или льняная ткань).

  3. Одежда для работы в тени или в ветреную погоду (тёплая кофта или ветровка с капюшоном).

  4. Зонт для дождливой погоды.

Санитарные требования и техника безопасности для участников пленэра.


Каждый обучающийся должен иметь:

  1. Длинные джинсы или брюки, которые в лесопарковой зоне нужно заправить в носки.

  2. Рубашку с длинными рукавами, которые застёгиваются на пуговицы или ветровку с капюшоном и рукавами на резинке.

  3. В качестве головного убора в лесопарковой зоне необходим платок.

  4. Репеллент или другое профилактическое средство от укуса клеща.

  5. Через каждый час работы в лесопарковой зоне необходимо производить самоосмотр или взаимоосмотр.

Руководитель группы имеет

  • аптечку первой необходимости (бинт, йод, нашатырный спирт, вата, лейкопластырь, уголь активированный, цитрамон, но-шпа и т.д).

  • индивидуальные лекарства, необходимые ребёнку с хроническим заболеванием.

Преподаватель обязан ознакомить обучающихся с правилами поведения в общественном транспорте, в общественных местах.

Для перемещения по городу обучающиеся выстраиваются парами. Перед началом движения оглашается маршрут.

  • Во главе колонны идёт преподаватель с флажком, замыкает колонну тоже преподаватель с флажком.

  • Движение происходит по правой стороне пешеходной дорожки.

  • Переход улицы осуществляется строго по пешеходному переходу или на зелёный сигнал светофора.

  • После окончания занятий никто не должен оставаться на месте выполнения задания в одиночестве.



Средства обучения

- материальные: индивидуальные художественные принадлежности:

  • Раскладной стульчик

  • Папка для рисунков

  • Карандаши графитные разной мягкости

  • Тушь

  • Перо

  • Бумага акварельная

  • Бумага для зарисовок

  • Резак канцелярский для затачивания карандашей

  • Ластик


3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта. ПРОСМОТР

По окончанию курса проводится выставка работ учеников «Я в художники пойду, пусть меня научат».

Мероприятие проходит в выставочном зале детской школы искусств.

4 этап – участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся разных групп.

Цель: обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства. Закрепление умений вести мониторинг и анализировать результаты своей работы по художественно-творческому развитию учащихся.

План анализа:

1. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся группы, входящей в проект и группы, в нем не участвующей.

2. Диагностика развития художественного и эстетического восприятия у учащихся группы, входящей в проект и группы, в нем не участвующей.

Оценка групп участвующих в проекте и не участвующих «Наброски»

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять набросков, используя графические средства выразительности.

Сравнительный анализ:

- сравнить уровень развития знаний, умений и навыков участников в проекте группы и группа, работающая по стандартной программе;

- анализ уровня владения материалом, скорость мышления при выполнении быстрых зарисовок,

- анализ критериев результативности:

  • Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

  • Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

  •  Увлеченность процессом – позитивное, приносящее удовлетворение явление, которое характеризуется энергичностью, поглощенностью процессом создания, эмоциональное отношение к изображаемому;

  • Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

  • Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

Увлеченность процессом.

Диаграмма 1 служит иллюстрацией соотношения представленных выше критериев результативности в группе, проходящей дополнительные занятия.

Диаграмма 1





  1. Ресурсы.

  1. Временные: срок реализации 1 учебный год (68 часов);

  2. Информационные: книги, наглядный материал, учебная литература, методические таблицы;

  3. Кадровые: два квалифицированных преподавателя-графика, педагогическая коллегия, стажер (практиканты из училища) для работы на пленэре;

  4. Административные: администрация школы, в которой проходит проект;,

  5. Материально-технические: мольберты, стулья, натурный фонд, постановочные столы, софиты, проектор;

  6. Финансовые: департамент культуры, родительские благотворительные взносы.

  7. Партнеры.

  • Департамент образования города;

  • Департамент культуры города;

  • Общественно-культурные центры города;

  • Дома культуры города;

  • Музеи.

  1. Целевая аудитория.

Программа, входящая в проект, рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет.

Предполагаемое количество участников проекта:

  • Учеников - 10-12 человек;

  • Преподаватели – 2 человека;

  • Стажер – 1 человек.

  1. План реализации проекта.

  1. Этап – аудиторные занятия (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март);

  2. этап – пленэрные занятия ( 2-я неделя мая, июнь);

  3. этап – просмотр работ учащихся, выполненных в процессе реализации данного проекта;

  4. этап – аналитический.

Ответственные за 1 этап – преподавательский состав; 2 этап – преподавательский состав и стажер; 3 этап – преподавательский состав и администрация учебного заведения; 4 этап – преподавательский состав.

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

– проведение выставки

– разработанная программа по предмету «Творческий рисунок»

– методические разработки.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта.

– в результате развития проекта созданную программу можно будет дополнить и использовать на протяжении всего обучения в детской художественной школе (начиная с первого класса);

– возможно внедрение в данный проект не только творческих заданий по рисунку, но и по живописи (создание этюдов).


Список литературы:

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981

2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

4. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

5. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981

7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992

8. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.: Просвещение, 1984

9. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973

10. Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981

11. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. - М.: Академический Проект, 2012

12.Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986

13.Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

15.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 1996

16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, - 1998

18.Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980


10. Горшкова В. В. Взаимосвязь познавательной и художественной де ятельности в учебном процессе, как фактор формирования активности школьников / / Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1981.

         

14. Гезин В. С. Вопросы изобразительного творчества. - М.:: Прос вещение,1971.

23. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: 1987.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!