Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Костромской государственный университет».
Институт Культуры и искусств Костромского государственного университета.
Проект по дисциплине
«Методика организации эстетического воспитания
в системе дополнительного образования»
на тему: «Я в художники пойду, пусть меня научат».
Выполнили: студентки 3 курса
направление подготовки: Педагогическое образование
профиль: Изобразительное искусство (заочная форма обучения)
Ушинская Анастасия Васильевна
Гришанина Светлана Сергеевна
Терентьева Юлия Владимировна
Полетаева Александра
Заболотная Виктория Анатольевна
Проверила: кандидат педагогических наук, профессор,
доцент Кафедры изобразительных искусств и технологии
Алексеева Марина Андреевна
г. Кострома, 2018
1. Краткая аннотация проекта.
Наш проект «Я в художники пойду, пусть меня научат» предназначен для реализации в рамках дополнительного художественного образования детей в Детской художественной школе. Он представляет собой внедрение дисциплины – «Творческий рисунок» в Дополнительную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства «Живопись».
В проекте принимают участие учащиеся детских школ искусств в возрасте 12-13 лет, а также преподаватели художественных отделений ДШИ.
Темами для творческих работ проекта стали: «Набросок натюрморта», «Быстрый набросок фигура человека», «Зарисовка групп людей», «Композиционные наброски пейзажа со стафажами» и др. Работы выполнялись различным графическим материалом.
Проект включает несколько этапов:
– 1 этап – аудиторные занятия (47 часов);
– 2 этап – работа на пленэре (21 часов);
– 3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта;
– 4 этап – сравнительный анализ уровня подготовки учащихся группы, участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).
Срок реализации проекта.
Проект программы «Творческий рисунок» рассчитан на обучающихся с третьего по пятый год обучения (как дополнительный 6 год обучения) детской художественной школы.
Общее количество часов – 68 часов (2 часа в неделю).
Данный проект учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков по овладению графическими средствами выразительности при выполнении набросков и зарисовок.
1. Обоснование необходимости проекта
Основываясь на собственном педагогическом опыте и опыте педагогов дополнительного образования Детских художественных школ, мы можем сделать вывод, что у обучающихся возникают затруднения с овладением техникой «живого рисунка», в частности с выполнением быстрых набросков и зарисовок, а также с изображением фигуры человека, передачи пропорций и движения. Это в свою очередь ведет к тому, что у учащихся возникают сложности при составлении многофигурных станковых композиций.
Данный проект актуален для педагогов художественных дисциплин Детских художественных школ, так как в процессе его освоения повышается уровень подготовки учащихся. Данный проект является дополнительной составляющей для детей, обучающихся по основной программе художественной школы.
Темы заданий проекта продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Цели и задачи:
Цель:
‒ повысить уровень развития навыков «живого рисунка» (набросок, зарисовка), а также углубить знания в использовании средств художественной выразительности в графике;
‒ художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение и углубление в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний. Развивать у детей потребность воспринимать и переживать красоту природы, умение понимать и наслаждаться ею;
‒ учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;
Задачи:
1. Исследовательская. Сравнить уровень обучающихся, участвующих в данном проекте, и учеников, занимающихся по стандартной программе.
2. Разработка программы по дополнительному предмету «Творческий рисунок».
3. Проведение эксперимента и подведение итогов.
При реализации данного проекта в школе используются следующие методы организации учебно-познавательной деятельности:
методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),
методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация, наблюдения явлений в действительности или их изображение),
методы практической передачи (творческая работа);
методы управления непосредственного или опосредованного (самостоятельная работа);
степени творческой самостоятельности - методы организации репродуктивной и методы организации поисковой деятельности.
Результатом освоения проекта «Я в художники пойду, пусть меня научат» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
− знания терминологии изобразительного искусства;
− умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
− умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
− умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
− навыков работы с подготовительными материалами: набросками и зарисовками;
− навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
− навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
− навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
− умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
− знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной и световоздушной перспективы, равновесия, плановости;
− умения сочетать различные виды зарисовок, набросков в работе над композиционными эскизами.
− умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;
− умения использовать изобразительно-выразительные возможности графики;
− знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
− навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Основное содержание проекта:
Наш проект направлен на то, чтобы период знакомства с графическими материалами прошел наиболее увлекательно, результативно, а также сделать доступными для детей 12-17 лет и более сложные художественные технологии. Данный проект создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Проект включает несколько этапов:
– 1 этап – аудиторные занятия (47 часов);
– 2 этап – работа на пленэре (21 часов);
– 3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта;
– 4 этап – сравнительный анализ уровня подготовки учащихся группы, участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках проекта «Авторская программы по дисциплине «Творческий рисунок» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Программа проекта:
1 этап – аудиторные занятия (47 часов):
Занятия проходят в классах, оборудованных мольбертами, методическими таблицами, наглядным материалом (репродукции картин и образцы работ учащихся). Классы также должны быть оборудованы натюрмортными постаментами (столами) и большим натурным фондом.
Занятия проводятся по принципу «мастер-класс». Этапы выполнения задания, приемы ведения работы показываются опытными педагогами-графиками.
Урок начинается с 14.30 и длится до 16.30 (в учебное время) либо с 17.00 до 19.00 (в зависимости от обстоятельств, от удобства посещения занятий обучающимися).
Рисунок – важнейшая ведущая дисциплина в профессиональном обучении учащихся детских художественных школ и школ искусств – основа реалистического изображения предметов и явлений действительности. Задача данного проекта по рисунку состоит в том, чтобы научить учащихся видеть и реалистически изображать характер предмета, его строение, положение в пространстве, движение, тональные отношения, передать его материал, все это на основе глубокого его изучения. Наряду с изучением натуры предлагаются задания на изучение и творческое освоение основ изобразительного язык.
При реализации проекта используются методики, разработанные в системе академических художественных школ, развиваются определенные принципы и методы преподавания графики. Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного его завершения, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического изображения и законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах. Учащиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, учатся изображать фигуру и портрет человека. При этом они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного – к обобщенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от самых простых до более сложных. Кроме того, на занятиях проводится работа над воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза», развитие «твердости руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера. Содержание проекта предполагает расположение учебных заданий в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся. Дополнительно к практическим занятиям в содержание проекта вводится анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа репродукций, фильмов, посещение художественных музеев и галерей, выставок современных художников. Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотр и выставка.
Тематический план аудиторных занятий (35 часов):
№ | Наименование темы | Всего часов |
1 | Беседа о задачах творческого рисунка. Изучение средств художественной выразительности в графике. Линия, штрих, пятно, тон. | 1 |
2. | Светотеневая зарисовка мягким материалом простых по форме предметов. | 2 |
3. | Натюрморт с комнатным растением на окне. Силуэт. | 2 |
4. | Творческий натюрморт с чучелом птицы (материал по выбору учащегося: графитный карандаш или мягкий материл). | 6 |
5. | Изучение пропорций фигуры человека (схемы построения). | 2 |
6. | Линейные и тональные наброски фигуры человека. | 4 |
7. | Наброски фигуры человека в движении с использованием мягких материалов (уголь, соус, сангина) или туши. | 4 |
8. | Зарисовки фигуры человека в интерьере. | 4 |
9. | Зарисовка головы с живой натуры. | 2 |
10. | Зарисовки групп людей. Композиционные зарисовки. | 4 |
11. | Итоговая работа. Композиция с группой людей на свободную тему (по выбору ученика, например, в интерьере, в пейзаже и т.д.) | 6 |
| Итого: | 47 |
2 этап – работа на пленэре (21 часов).
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках аудиторных занятий по рисунку.
На пленэре обучающиеся изображают окружающую действительность, предавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещённость. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков. Обучающиеся совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм,
симметрия и асимметрия, выделение сюжетно композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность).
Во время пленэра обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, в работе по рисунку, используются все его виды от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.
Программа, входящая в данный проект, реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местности.
Занятия проходят на улицах города. Наличие необходимого оборудования и материалов для пленэра должно быть у каждого ученика. Пленэр проходит с 10 до 12 часов (каникулярное время). Занятия проводятся по принципу «мастер-класс». Этапы выполнения задания, приемы ведения работы показываются опытными педагогами-графиками.
Тематический план пленэрных занятий (21 часов):
№ | Наименование темы. | Всего часов |
2. | Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Наброски и зарисовки деревьев со сложным характером ветвей (ива, сосна), ствола дерева с ярко выраженным характером ствола и фактурой коры. | 2 |
4 | Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы): кратковременные наброски несложных архитектурных деталей: различные наличники, крыльцо с кованой решёткой, каменный декор. | 4 |
5. | Световоздушная перспектива: пейзаж – панорама (передача переднего и дальнего планов) со стафажем. | 2 |
6. | Линейная перспектива глубокого пространства: зарисовка строящегося дома или индустриального пейзажа; зарисовка предметов техники (строительный кран, машина, трактор); зарисовка городского пейзажа с фигурами (улица, площадь, бульвар). | 4 |
7. | Зарисовки фигуры человека в движении: рисунок несложного сельского пейзажа, включающего человека в процессе труда. | 3 |
8. | Итоговая пленэрная работа. Группа людей в пейзаже (по выбору ученика: сельский или городской) с ярко выраженным композиционным центром. | 6 |
| Итого: | 21 |
Форма одежды для участников пленэра.
Для того, чтобы обучающийся мог пойти на пленэр, сохранив своё здоровье, он должен иметь:
Головной убор.
Одежда для работы под солнцем (х/б или льняная ткань).
Одежда для работы в тени или в ветреную погоду (тёплая кофта или ветровка с капюшоном).
Зонт для дождливой погоды.
Санитарные требования и техника безопасности для участников пленэра.
Каждый обучающийся должен иметь:
Длинные джинсы или брюки, которые в лесопарковой зоне нужно заправить в носки.
Рубашку с длинными рукавами, которые застёгиваются на пуговицы или ветровку с капюшоном и рукавами на резинке.
В качестве головного убора в лесопарковой зоне необходим платок.
Репеллент или другое профилактическое средство от укуса клеща.
Через каждый час работы в лесопарковой зоне необходимо производить самоосмотр или взаимоосмотр.
Руководитель группы имеет
аптечку первой необходимости (бинт, йод, нашатырный спирт, вата, лейкопластырь, уголь активированный, цитрамон, но-шпа и т.д).
индивидуальные лекарства, необходимые ребёнку с хроническим заболеванием.
Преподаватель обязан ознакомить обучающихся с правилами поведения в общественном транспорте, в общественных местах.
Для перемещения по городу обучающиеся выстраиваются парами. Перед началом движения оглашается маршрут.
Во главе колонны идёт преподаватель с флажком, замыкает колонну тоже преподаватель с флажком.
Движение происходит по правой стороне пешеходной дорожки.
Переход улицы осуществляется строго по пешеходному переходу или на зелёный сигнал светофора.
После окончания занятий никто не должен оставаться на месте выполнения задания в одиночестве.
Средства обучения
- материальные: индивидуальные художественные принадлежности:
Раскладной стульчик
Папка для рисунков
Карандаши графитные разной мягкости
Тушь
Перо
Бумага акварельная
Бумага для зарисовок
Резак канцелярский для затачивания карандашей
Ластик
3 этап – выставка набросков и зарисовок, выполненных в процессе реализации проекта. ПРОСМОТР
По окончанию курса проводится выставка работ учеников «Я в художники пойду, пусть меня научат».
Мероприятие проходит в выставочном зале детской школы искусств.
4 этап – участвующей в проекте и группы, работавшей по стандартной программе (анализ выполняется по работам итогового годового просмотра).
Мониторинг художественно-творческого развития учащихся разных групп.
Цель: обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства. Закрепление умений вести мониторинг и анализировать результаты своей работы по художественно-творческому развитию учащихся.
План анализа:
1. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся группы, входящей в проект и группы, в нем не участвующей.
2. Диагностика развития художественного и эстетического восприятия у учащихся группы, входящей в проект и группы, в нем не участвующей.
Оценка групп участвующих в проекте и не участвующих «Наброски»
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять набросков, используя графические средства выразительности.
Сравнительный анализ:
- сравнить уровень развития знаний, умений и навыков участников в проекте группы и группа, работающая по стандартной программе;
- анализ уровня владения материалом, скорость мышления при выполнении быстрых зарисовок,
- анализ критериев результативности:
Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
Увлеченность процессом – позитивное, приносящее удовлетворение явление, которое характеризуется энергичностью, поглощенностью процессом создания, эмоциональное отношение к изображаемому;
Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.
Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.
Увлеченность процессом.
Диаграмма 1 служит иллюстрацией соотношения представленных выше критериев результативности в группе, проходящей дополнительные занятия.
Диаграмма 1
Ресурсы.
Временные: срок реализации 1 учебный год (68 часов);
Информационные: книги, наглядный материал, учебная литература, методические таблицы;
Кадровые: два квалифицированных преподавателя-графика, педагогическая коллегия, стажер (практиканты из училища) для работы на пленэре;
Административные: администрация школы, в которой проходит проект;,
Материально-технические: мольберты, стулья, натурный фонд, постановочные столы, софиты, проектор;
Финансовые: департамент культуры, родительские благотворительные взносы.
Партнеры.
Департамент образования города;
Департамент культуры города;
Общественно-культурные центры города;
Дома культуры города;
Музеи.
Целевая аудитория.
Программа, входящая в проект, рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет.
Предполагаемое количество участников проекта:
Учеников - 10-12 человек;
Преподаватели – 2 человека;
Стажер – 1 человек.
План реализации проекта.
Этап – аудиторные занятия (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март);
этап – пленэрные занятия ( 2-я неделя мая, июнь);
этап – просмотр работ учащихся, выполненных в процессе реализации данного проекта;
этап – аналитический.
Ответственные за 1 этап – преподавательский состав; 2 этап – преподавательский состав и стажер; 3 этап – преподавательский состав и администрация учебного заведения; 4 этап – преподавательский состав.
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
– проведение выставки
– разработанная программа по предмету «Творческий рисунок»
– методические разработки.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
– в результате развития проекта созданную программу можно будет дополнить и использовать на протяжении всего обучения в детской художественной школе (начиная с первого класса);
– возможно внедрение в данный проект не только творческих заданий по рисунку, но и по живописи (создание этюдов).
Список литературы:
1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.
4. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981
5. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981
7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
8. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.: Просвещение, 1984
9. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973
10. Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981
11. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. - М.: Академический Проект, 2012
12.Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986
13.Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
15.Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, - 1996
16.Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск: Титул, - 1998
18.Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980
10. Горшкова В. В. Взаимосвязь познавательной и художественной де ятельности в учебном процессе, как фактор формирования активности школьников / / Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. - Л.: ЛГПИ, 1981.
14. Гезин В. С. Вопросы изобразительного творчества. - М.:: Прос вещение,1971.
23. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: 1987.