Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа №50».
Часы ”символ года”.
(Интарсия)
Работа: ученика 11 «б» класса
Гилёва Андрея.
Руководитель:
учитель технологии
Ганненко Вячеслав Николаевич.
[email protected]
г. Абаза 2017 г.
Оглавление 1. Подготовительный этап
1.1 Анализ проблемной ситуации, определение конкретной
потребности.. ………………………………..................................... 2
1.2 Определение основной идеи проекта, краткая формулировка
задачи………………………………………………………………… 3
2. Поисковый этап
2.1 Исследование и анализ проблемы…………………….………….. 3-4
2.2 Конкретный перечень качественных и количественных
критериев…………………………………………………………… 4
3. Аналитический этап
3.1 Выработка первоначальных идей проекта……………………… 5
3.2 Анализ и синтез идей. Выбор и обоснование варианта
изделия………… ………………………………………………………….. 5
4. Технологический этап
4.1 Эскиз и описание будущего изделия. Выбор материалов
для работы………………………………………………………… 5-6
4.2 Планирование работы над проектом……………………………. 6
4.3 Технология изготовления проектного изделия……………….. 6-12
5. Заключительный этап
5.1 Экономическое обоснование. Расчёт себестоимости…………. 12-13
5.2 Самооценка работы над проектом. ……………………………. 13-14
6. Библиографический список………………………………. 14
7. Приложения……………………………………………………… 15-18
1. Подготовительный этап. 1.1Анализ проблемной ситуации, определение конкретной потребности. Когда я стал обдумывать варианты будущего проекта, я решил, что он будет связан с обработкой древесины, так как мне хотелось усовершенствовать свои навыки в обработке древесины и мне больше нравится работать с ней, чем с другими материалами. Я стал просматривать поделки, которые можно сделать, и наткнулся на изделия, выполненные в технике « интарсия ». Меня это заинтересовало, я решил узнать о данной технике побольше. Почитав в интернете, я узнал, что некоторые виды мозаики по дереву имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри — инкрустация шпоном (интарсия и маркетри могут применяться для украшения какого-либо объекта, а могут применяться самостоятельно, для обеих техник требуется основа). Метод, при котором элементы мозаичного набора врезаются в толщу основы, также называется интарсией. Инкрустация появилась на Древнем Востоке. Первоначально ею выделялись важнейшие детали украшаемых объектов, различные архитектурные детали. Позднее, уже в Древней Греции и в Риме, инкрустация становится одним из способов отделки изделий. Высокого уровня развития это искусство достигло в XI—XIII вв. в итальянской архитектуре.
В настоящее время инкрустация используется для оформления прикладных предметов, окружающих человека в повседневной жизни.
Я попробую поработать в данной технике, чтобы моё изделие несло ещё и практический смысл, я решил сделать часы - картину. Дальше мне осталось воплотить свою идею в материале так, чтобы моя поделка была красивой и оригинальной.
При выборе изделия я учитывал:
уровень моего мастерства;
необходимость такого изделия;
затраты на приобретение материалов и инструментов для работы;
количество времени, необходимое для работы;
возможность изготовления данного изделия в условиях школьной мастерской.
1.2 Определение основной идеи проекта, краткая формулировка задачи. Цель моей работы – изготовление часов «Символ года».
Мне необходимо было решить следующие задачи:
выбрать технику изготовления изделия;
решить из какого материала будет изготовлено изделие;
выполнить своими руками оригинальную и красивую поделку;
усовершенствовать свои умения и навыки в обработке древесины;
развивать творческие способности, пространственное воображение.
2. Поисковый этап. 2.1 Исследование и анализ проблемы. Для успешной работы над выполнением проекта я должен был решить
много проблем, поэтому составил для себя схему обдумывания:
1. Я решил усовершенствовать свои навыки в обработке древесины, сконструировать и изготовить красивую поделку, которую хочу подарить сестре на новоселье.
2. Я просмотрел доступные в интернете материалы по данной теме для того, чтобы используя опыт мастеров сделать по-настоящему оригинальное и красивое изделие.
3. Накопив достаточный объём информации, я сделал несколько эскизов будущего изделия. Рассмотрев все варианты, я выбрал для изготовления более понравившийся.
При выборе окончательного варианта мне нужно будет учесть:
- технику изготовления;
- цветовое решение и дизайн;
- размер и форму объекта.
4. Для выполнения работы мне нужно будет подобрать необходимые материалы и инструменты. Древесина нужна разных оттенков и текстуры.
5. Изготовление изделия я начну с главной фигуры (петуха). Когда будут известны окончательные размеры картины, расположу оставшиеся элементы.
6. Для того, чтобы мой проект был изготовлен качественно, мне необходимо будет продумать, в какой технологической последовательности я буду изготавливать изделие, какие способы обработки буду применять.
7. Работая над изготовлением своего изделия, мне нельзя забывать о технике безопасности, тем более при работе с электрооборудованием.
8. Необходимо, чтобы моя работа над проектом принесла экономическую эффективность. Для этого мне нужно будет снизить себестоимость моего изделия.
2.2 Перечень качественных и количественных критериев.
К моему изделию предъявляются определённые требования:
- эстетическое – часы должны быть красивыми и функциональными, выполненным в оригинальной технике;
- экологическое – изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении его должно быть как можно меньше отходов;
- экономическое – изделие должно быть изготовлено из доступных, недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость;
- технологическое – технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны, соответствовать уровню моего мастерства.
3. Аналитический этап.
3.1 Выработка первоначальных идей проекта.
Работу над выбором окончательного варианта узора и формы изделия я начал с просмотра уже изготовленных образцов. Для этого я посмотрел фотографии таких изделий, выполненных мастерами. Из всего многообразия я отметил для себя несколько вариантов и, опираясь на данные изображения, стал пробовать создавать свою поделку. Вся картина должна быть собрана из кусочков древесины и представлять собой единую композицию. Такие рисунки выпиливаются с помощью стационарного электрического лобзика, но так как в нашей мастерской такого оборудования нет, я буду использовать ручной лобзик, это ухудшает качество спила и усложняет изготовление, но другого выхода нет. Все недочёты при выпиливании буду устранять более тщательной подгонкой.
3.2 Анализ и синтез идей. Выбор и обоснование варианта изделия.
Очень часто в технике интарсия выполняют фигурки животных. Сначала я хотел выполнить изделие в виде пейзажа окрестностей города или изображение кого- либо из домашних животных. Но отказался от этого по причине моей неопытности, т. к. буду работать в данной технике впервые. Я решил выбрать изображение более простое. В одной из газет я увидел изображение петуха очень подходящее для интарсии. Я решил, что соберу петуха из деталей разных пород дерева. Так как один петух будет смотреться не очень, я добавлю часы и цифры 2017, выполненные в такой же технике. Подбирая сюжет, я рассматривал несколько вариантов (см. приложение №2). Из четырёх вариантов мне понравился №2 как самый перспективный, его и решил делать.
4.Технологический этап.
4.1 Эскиз и описание будущего изделия. Выбор материалов для работы.
Эскиз будущего изделия рисунок №1 (см. приложении № 1).
Описание изделия:
Часы представляют собой картину прямоугольной формы (длина 580 мм, ширина 490мм), вся поверхность которого обклеена пихтовым шпоном, на который в свою очередь приклеена мозаичная фигура петуха. Часовой механизм вставляется в специальный паз в правом верхнем углу основания. В правом нижнем углу год 2017. Всю композицию обрамляет рамка, украшенная рельефным узором в двух углах по диагонали (выбор варианта узора см. в приложении №3) . Элементы выполнены в технике интарсия это один из видов деревянной мозаики. Деревянная поверхность покрыта лаком.
Выбор материалов для работы.
В качестве материала для изготовления изделия я выбрал лиственницу, пихту, осину, сосну, дичку, кедр. Чем больше вариантов цвета и текстуры будет, тем лучше подбирать элементы.
4.2 Планирование работы над проектом.
Дальнейшую работу над выполнением проекта я построю по следующему плану:
подготовка эскиза будущего изделия;
подготовка материала для мозаики;
обработка на компьютере центральной фигуры;
разрезание рисунка на отдельные элементы;
разметка элементов мозаики, выпиливание и подгонка;
подготовка основания;
закрепление интарсии на основании;
покрытие лаком;
установка часового механизма;
Выбор изображения для интарсии.
Варианты основы для рисунка см. в приложении №2.
Мне хотелось изготовить картину с изображение природы (№4). Но попробовав изготовить пробные детали, я понял, что для изготовления данного варианта нет подходящего оборудования. Большое количество мелких деталей требуют очень тщательной подгонки и большого количества времени. При рассмотрении вариантов с животными (№1, №3) понял, что очень сложно будет передать те эмоции, которыми обладают животные на фотографиях. Для этого необходим больший опыт в изготовлении интарсии. Поэтому я остановил свой выбор на варианте № 2.
4.3 Технология изготовления проектного изделия
Технологическая карта изготовления фигурки петуха.
№ п/п | Последовательность операций | Техника выполнения. | Инструменты и приспособления |
1 | Подготовить материал. | . | |
2. | Разрезать изображение петуха на отдельные элементы. | | Ножницы. |
3 | Используя полученные шаблоны, разметить части мозаики, подбирая цвет и направление волокон. | | Карандаш, шаблоны. |
4 | Выпилить части фигуры. | | Верстак, ручной лобзик, столик для пиления. |
5 | Плотно подогнать элементы закруглить рёбра. | | Токарный станок с планшайбой, наждачная бумага, скотч, напильники. |
|
|
6 | Отшлифовать все элементы. | | Наждачная бумага. |
7 | Наклеить части мозаики на деревянную основу. | | Клей ПВА. |
Технологическая карта изготовления основания картины.
№ п/п | Последовательность операций | Техника выполнения. | Инструменты и приспособления |
1 | Подготовить материал. | | Линейка, отходы ДВП |
2. | Разметить прямоугольник. | | Линейка, карандаш, угольник. |
3 | Разметить квадратное отверстие под часовой механизм. | | Карандаш, линейка. |
4 | Вырубить отверстие. | | Стамеска, киянка. |
4 | Разметить границы приклеивания шпона, отступив от краёв по 15 мм. | | Карандаш, линейка. |
5 | Намазать клеем поверхность. | | Клей ПВА, кисть |
6 | Уложить шпон. | | |
7 | Установить под пресс. | | Две плиты ДСП, металлические грузы. |
8 | После высыхания зачистить наждачной бумагой. | | Наждачная бумага. |
Технологическая карта сборки изделия
№ п/п | Последовательность операций | Техника выполнения. | Инструменты и приспособления |
1 | Основа и фигура готовы приступаем к сборке. | |
2. | Наклеить части мозаики на деревянную основу. | | Клей ПВА. |
3 | После высыхания клея установить рамку на полотно. Заготовки стыкуются под углом 45 градусов. | | Клей ПВА, линейка, столярный угольник, карандаш, слесарная ножовка, Станок СТД-120, четыре самореза, шуруповёрт. |
4 | Выпилить и подогнать узоры для рамки. | | Ручной лобзик, станок СТД-120, напильники. |
5 | Закрепить узоры на рамке. | | Клей ПВА, станок СТД-120. |
6 | Покрыть лаком. | | Лак ПФ-283, кисть |
7 | Установить часовой механизм. | | |
5. Заключительный этап.
5.1 Экономическое обоснование. Расчёт себестоимости.
Себестоимость моего изделия включает в себя затраты на электроэнергию для паяльника, токарного станка и расходные материалы. Стоимость затраченных материалов можно вычислить следующим образом:
№ п/п | Наименование используемых материалов | Единица измерения, гр. | Цена за единицу измерения, руб. | Расход на изделие в ед. измерения, гр. | Затраты, руб. |
1 | Лак | литр | 110 | 100 | 11 |
2 | Клей ПВА | гр. | 0,60 | 50 | 30 |
Итого: 41руб. |
Затраты на электроэнергию составили:
№ п/п | Наименование затрат | Мощность оборудования, кВт. | Количество часов работы | Стоимость 1 кВт/час, руб. | Затраты эл.энергии, руб. |
1 | Работа токарного станка СТД-120 | 0,55 | 10 | 1,84 | 10,12 |
Итого: 10,12 руб. |
Смат. + Сэл.=41+10,12 =51,12 (руб.)
Себестоимость изделия составила 51,12 руб.
Самооценка работы над проектом.
Считаю, что справился с поставленными целями и задачами, так как изготовил оригинальное изделие, усовершенствовал свои навыки в работе с древесиной, рисовании. Попробовал соединить в одном изделии различные материалы. Для изготовления данного изделия использовались экологически чистые материалы. Все заготовки взяты из отходов пиломатериала. В процессе работы в данной технике очень хорошо развиваются такие качества как аккуратность, внимание, приобретается опыт в обработке различных материалов. Итогом моей работы, по моему мнению, получилось интересное изделие, которое может быть хорошим подарком.
При выполнении творческого проекта я узнал:
1. Интересные сведения изготовления декоративных изделий.
2. Новые способы работы инкрустации дерева деревом.
В процессе работы я научился:
Проводить исследовательскую работу.
Выполнять новую оригинальную технику изготовления изделий в необычной технике.
Самостоятельно разрабатывать будущее изделие.
Производить необходимые экономические расчёты.
6. Библиографический список.
Газета « Абазинский Курьер» № 51 2016г.
«Декоративно-прикладное искусство в школе» А.С.Хворостов 1981г.
Ресурсы сети Интернет.
ru.wikipedia.orq
yandex.ru/imaqec
dic/academic/ru
7. Приложения.
Приложение №1
Эскиз изделия.
Ч
ертёж основания часов.
Приложение №2
Варианты фигуры для интарсии.
№1 №2
№3 № 4
Приложение №3
Приложение №4
Мой проект готов.
Реклама.
Изделия с деревянной мозаикой украсят интерьер и создадут уют в вашем доме.
22