Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15 г. Феодосия Республики Крым»
Проект для обучающихся 3-4 классов
«День словаря – 2017»
Разработала и провела:
педагог- библиотекарь
МБОУ школа № 15
Леонгардт Е. Н.
Феодосия, 2017
Цели:
Формирование основ словарной культуры обучающихся;
Повышение уровня читательской компетенции обучающихся как основы формирования их ключевых компетенций, предусмотренных ФГОС.
Задачи:
познакомить обучающихся с историей словарей;
научить получению необходимой информации, систематизировать ее, сопоставлять с уже полученными знаниями;
совершенствование навыка работы со словарями;
развитие умения работать в команде.
Оборудование: книжная выставка «Книги, которые знают все»; презентация; словари для практической части урока.
ХОД УРОКА.
Педагог - библиотекарь. Здравствуйте, ребята!
В одной из древнейших книг на Земле – Библии - так сказано о сотворении мира: «В начале было слово». Действительно, человека человеком сделала осмысленная речь, язык, так как появилась возможность общаться говорить. А основой, составляющей любой язык мира, является слово.
За тысячелетия существования человечества в каждом языке накопилось огромное множество слов. Из них и состоят словари. Работа со словом, правильное написание и произношение слова, разъяснение значения слова, перевод слова на иностранный язык, даже игра со словом - это все во власти словаря.
Так что же такое словарь?
Вот какое определение дают словарю разные источники.
Словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища; речник, лексикон; сборник слов, речений какого- либо языка, с толкованием или переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные. (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Словарь- собрание слов(обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Словарь- книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями. (Толковый словарь русского языка. В 4 т./ под ред. Ушакова Д. Н.)
Словарь справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких- либо областях науки, культуры и др. (новый энциклопедический словарь. М. 2000).
Словари появились очень давно, Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.
Самые первые словари назывались «Азбуковниками». Древнейший сохранившийся до нашего времени 2Азбуковник» был помещен в список Кормчей книги 1282 года и содержал 174 греческих, древнееврейских и церковно- славянских слова. В XVI-XVIII веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.
В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались лексиконами.
Первый русский печатный словарь был составлен в 1596 как приложение к грамматике филолога и священника Лаврентия Зизания. В этом словаре было уже 1061 слово, расположенное по алфавиту. Самый последний из лексиконов - словарь Петра Алексеевича Алексеева- выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.
Работа над словарями считалась кропотливым и трудным занятием. Так, например, украинский ученый Павма Берында, выпустивший в 1627 году «Лексикон славенорусский», потратил на его составление 30 лет жизни!
А в 1863- 1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Словарь был трудом всей жизни Даля. Последние четыре новых словаря автор внес во 2-е издание словаря за неделю до смерти.
Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краев России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку: он отражает состояние языка в XIX веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.
Педагог – библиотекарь: Давайте, ребята, заглянем в этот замечательный словарь, найдем, найдем значение некоторых слов и попробуем употребить их в современной речи.
( Ученики находят слова в словаре и предлагают свои примеры.)
«Яга» - шуба, тулуп с откидным воротом. (В этом сезоне в моде яги из лисьего меха.)
«Шепотник»- ябеда, клеветник. (Все шепотники будут наказаны.)
«Обиночно»- через ночь, пропустя ночь; в одну ночь, заночь, в продолженье одной ночи. (Приходи обиночь в гости.)
«Облисить»- обольстить, провести и надуть хитростью. (Владик меня облисил.)
«Отчертополошить»- разбранить, разругать. (Вот меня вчера отец и отчертополошил за двойку.)
«Пробулькнуться»- промолвиться, провраться. (Вовка вчера пробулькнулся, что видел медведя в лесу.)
Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Д. Н. Ушакова и С. И. Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари очень популярными.
Педагог – библиотекарь: А, какие еще словари вы можете вспомнить?
Давайте вместе их перечислим:
Орфографический
Словарь ударений русского языка
Этимологический словарь
Словарь- тезаурус русских пословиц и поговорок.
Словарь устаревшей лексики.
Словарь современной русской фразеологии.
Теперь, предлагаю более подробно узнать о каждом из них.
У вас на партах лежат обычные «Орфографические словари». Для чего они нужны?
(Ученики дают ответ: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение.)
Педагог – библиотекарь: Ребята, перед вами отрывок из стихотворения Михаила Яснова «Орфографический словарь». Давайте вместе попробуем найти ошибки в тексте.
На прашлагодние ашипки
Смотреть мне трудно без улыпки.
Вновь потиплело в дикабре,
Запахло сеном на дваре.
Пешу я лучче многих в класе.
Мне падарил подарок Вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфический словарь.
Молодцы!
Словарь ударений русского языка посвящен правильной постановке ударений в словах современного русского литературного языка. Он содержит около 10 тысяч слов и их грамматических форм, в первую очередь тех, что часто затрудняют говорящих.
Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок – «узелки на память». Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора.
Этимологический словарь помогает лучше понять значение слов, рассказывает, откуда пришло слово, его историю.
Например, слово «фельдшер» слышали, знаете, кто это? Это слово заимствовано в эпоху Петра I из немецкого языка и означает «полевой цирюльник». Знаете кто такой цирюльник?
Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений содержит более 22000 пословиц, поговорок, молвушек, присловий, приговорок, присказок, загадок, примет, дразнилок, считалок. Он составлен в нетрадиционной форме – написан в виде рассказа-объяснения. Словарь построен по тематическому принципу и снабжен алфавитным указателем, позволяющим легко находить в нем необходимую информацию.
Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики содержит объяснение устаревших слов, фразеологических оборотов, устойчивых словосочетаний (названий государственных учреждений, должностей, форм обращения и т. д.). Иллюстративный материал представлен примерами из классической русской литературы конца XVIII- начала XX века.
Словарь современной русской фразеологии содержит свыше 2100 наиболее употребительных в современных СМИ устойчивых оборотов русского языка, многие из которых описываются в словаре впервые.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над обществеными и природными явлениями («мног снега- много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пустой, словно Мамай прошел»); третьи произошли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной , образной.
Педагог – библиотекарь: а сейчас, ребята, используя наибольшее количество крылатых выражений из «Фразеологического словаря», попробуйте составить небольшие тексты. Интересно, что у вас получится?
Древние говорили: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное». Умение пользоваться словарями, пожалуй, можно считать нужным. А как вы думаете, ребята?
Педагог – библиотекарь: Подведем итог. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей. Однажды известный французский литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете ли вы словари?», чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас. Поэтому почаще заглядывайте в словарь и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь-
По прозванию Словарь.
Литература:
Библиотечные уроки: обучение школьников основам библиотечно- библиографических знаний.- Вогоград: Панорама, 2006.
Водолазьская С. В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/ С. В. Водолазьская.- Ростов н\Д : феникс, 2006.- 192 с.
Я познаю мир. Культура/ авт. Сост. Н. В. Чудакова.- М., 1997.- 480 с.
Я познаю мир. Русский язык/ авт. В. В. Волина.- М., 1997.- 544с.