СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Домашний логопед

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Домашний логопед»

М униципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское»







































Руководитель проекта: Дамдинжапова Т.Б.

учитель-логопед























Пояснительная записка.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:

  • родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

  • родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем проблема их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Коррекция речевого дефекта требует очень большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях должны оказать ребенку помощь в преодолении речевых дефектов.

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.

В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Необходимым условием эффективности такой работы является постоянное взаимодействие родителей с учителем-логопедом.

Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Одной из основных форм такого взаимодействия являются консультации, мастер-классы, семинары-практикумы для родителей.

В связи с тем, что есть еще дети, не посещающие дошкольное образовательное учреждение, и в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, а также ФГОС ДО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155, «дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования», для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский логопедический Клуб «Домашний логопед». Клуб будут посещать не только родители детей, посещающих детский сад, но также родители и дети, не получающие дошкольное образование.

Клуб «Домашний логопед» представляет собой методическую, диагностическую и консультативную модель работы центра по оказанию помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет

Реализация логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа работы логопедического Клуба «Домашний логопед» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года

  • Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: долгосрочный

Участники родительского Клуба:

  • родители;

  • учитель-логопед;

  • воспитатели;

  • дети дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

  • формировать и совершенствовать педагогические компетенции родителей

в вопросах речевого развития своего ребенка;

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба “Домашний логопед”;

  • оказывать консультативно – методическую помощь родителям в

коррекции речевых нарушений у детей, в правильной организации

логопедических занятий дома;

  • создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;

  • выработать и принять единые требования, предъявляемые родителями к ребёнку.

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

Основные направления работы Клуба:

I.  Консультативная помощь (по темам)

    1. «Основные логопедические понятия»

    2. «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»

    3. «Основы правильного произношения. Артикуляционная гимнастика»

    4. «Автоматизация поставленных звуков»

    5. «Развитие фонематического восприятия»

    6. «Речевая готовность ребенка к школе»

II.            Практическая помощь

    1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания

    2. Выполнение артикуляционной гимнастики

    3. Приемы постановки и автоматизации звуков

    4. Приемы развития фонематических процессов

    5. Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.

Учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребенка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике. Дает рекомендации по проведению развивающих речевых игр в домашних условиях.

В случае невозможности присутствия родителей на консультации, в силу каких-либо причин, предлагается возможность присутствовать онлайн, с помощью Skype, или же получить рекомендации через электронную почту. По предварительной договоренности со старшим методистом и учителем-логопедом.

Материально-техническое оснащение состоит из:

  • Комплекс технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер).

  • Электронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.

  • Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

  • Наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал  для практических занятий.

Используемые методы и формы работы с родителями:

  • консультации, беседы;

  • практические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий;

  • работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);

  • активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.

. Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

  • Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

  • Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

  • Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов.

Активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксирование своих достижений в “Дневник успеха”.

Самостоятельное использование материалов из копилки “Домашний логопед”.

Положительная динамика речевого развития ребенка, успешная социальная адаптация в обществе.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.













Содержательный раздел.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Календарно – тематическое планирование работы

Клуба «Домашний логопед»

на 2019-2020 учебный год

Срок проведения

Форма проведения

Название

Сентябрь

Анкетирование, мониторинг

Знакомство. Ознакомление воспитателей и родителей с результатами мониторинга.

Октябрь

Консультация

«В чем заключается работа учителя-логопеда?»

Мастер-класс

«Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»

Консультация

«Этапы работы по коррекции звукопроизношения»

Ноябрь

Консультация

«Речь ребенка на кончиках его пальцев»

Мастер-класс

«Создаем игры своими руками – развиваем мелкую моторику»

Декабрь

Консультация

«Звуковое развитие от первого крика…»

Семинар-практикум

«Логопедическая мозаика»

Январь

Консультация

«Роль родителей в развитии речи ребенка»

Семинар-практикум

«Исправление речи в домашних условиях»

Февраль

Консультация

«Что такое фонематический слух?»

Деловая игра

«Детское словотворчество: «за» и «против»

Консультация

«Задержка речевого развития, что это такое?»

Март

Консультация

«Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте»

Мастер-класс

«Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Апрель

Консультация

«Ошибки, допускаемые родителями, при обучении детей чтению в домашних условиях»

Семинар-практикум

«Чистоговорка – средство, повышающее эффективность эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми»


Консультация

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Май

Семинар-практикум

«Как подружиться с книгой?»

Консультация

«Речевая готовность детей к школе»

Анкетирование

Мониторинг



По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.


Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников имеющие нарушения речи. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.


Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).

Методическое сопровождение:

1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,2004

3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

6. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

7.Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.



8.Серия буклетов «Домашний логопед». 2016































Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)



  1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

  2. И. О. родителя ______________________________________________________

  3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) _______________________________

________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _

________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ________________________________

________________________________________________________________



  1. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое)_________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _______________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________















Спасибо за сотрудничество!



































Приложение 1 (продолжение)



Анкета для родителей (по итогам работы клуба)



  1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________

  2. И. О. родителя __________________________________________________

  3. Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? ________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? _________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год?

_______________________________________________________________________________________________________________________________



















Благодарим за сотрудничество!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя