СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Культура активного безопасного финансового поведения школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как в школе формировать основы культуры  активного безопасного финансового поведения у своременных школьников?

Просмотр содержимого документа
«Проект "Культура активного безопасного финансового поведения школьников"»

Проект «Культура активного безопасного финансового поведения школьников»



Содержание

представления проекта «Культура активного безопасного финансового поведения школьников»





1.Аннотация

2. Глоссарий «Азы финансовой грамотности школьников»

3. План проекта «Культура активного безопасного финансового поведения школьников»

Список использованной литературы



Приложения

Притча о бедности

Притча о любви, богатстве, удаче

………… Отзывы участников.




























АННОТАЦИЯ.

Финансовое процветание России во многом зависит от финансового благополучия ее граждан. В настоящее время проблема финансово – экономического развития России является одной из самых актуальнейших проблем. Однозначно, России нужны активные, инициативные, самостоятельные, предприимчивые, финансово грамотные граждане, осознающие персональную ответственность за личное финансовое благополучие, а также в целом за российское общество. Большинство россиян – пассивно в финансовой деятельности, страдают фобией перед финансами. Как разрешить данное противоречие? Скорее всего, существует целый комплекс мер и методов по устранению данного социально – экономического явления.

Школа как социальный институт должна принимать самое активное участие в финансовом образовании и развитии обучающихся. Именно в школе, системно приобретая знания финансовой грамотности, умения, навыки финансовой компетенцией, школьники должны приобрести первый опыт финансовой активной безопасной деятельности, а, именно, опыта применения финансовых знаний в уже в сегодняшней повседневной жизни.

Школьный курс обществознания включает темы, посвященные финансовым вопросам в разделах «экономика» в 8,10 классах, отчасти затрагиваются вопросы и в 9 классе (Права потребителей), в 11 классе в разделе «Право» включены темы «Основы финансового права». К сожалению, учебные материалы имеют сугубо теоретический характер. Излишняя научность, сложный понятийный аппарат, отрыв от практической жизни не вызывают интерес у обучающихся. Нестандартное занятие, не в формате урока, отсутствие оценочной системы, создает особую среду общения, непринужденную атмосферу для активного обсуждения тем, касающихся вопросов финансового благополучия каждого.

Не навязывание «сухой теории», а добывание знаний в ходе живого общения, диалога, дискуссии со взрослыми людьми, компетентными специалистами, есть особенность внеурочного занятия, в ходе которого происходит развитие личности обучающегося.

Основные термины:

АЗЫ финансовой грамотности

Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) - финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам

Депозит (лат. depositum — вещь, отданная на хранение)
1) вклад в банк, денежные средства, временно хранящиеся в банке и принадлежащие другим учреждениям и лицам; 2) ценные бумаги, передаваемые на хранение в кредитные учреждения; 3) взносы в таможенные учреждения в обеспечение оплаты пошлин и сборов; 4) взносы денежных сумм в судебные и административные органы.(Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003).

Доход - сумма денежных средств, которую может потратить определённое лицо, оставляя без изменения стоимость своего богатства. (Экономическая теория: Учебник / под общей редакцией академиков В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлёвой, Л. С. Тарасевича.—М.:ИНФРА-М,2002.)

Инвестиции (от лат. investre — облачать) - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные — вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. (Современный экономический словарь,2007)
Клиент (лат. cliens) — лицо, пользующееся услугами учреждения, организации, предприятия (например, К. банка), постоянный покупатель, заказчик.
Кредит - это ссуда, то есть предоставление одним лицом другому лицу суммы денег на определенное время на условиях возвратности и вознаграждения (процент). Может выступать как отсрочка платежа.
Кредит - это правая сторона бухгалтерского счета..
Кредитная история - информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.—895с.»

Мошенничество – неправомерные действия, за которые предусмотрена уголовная или административная ответственность. От других имущественных преступлений мошенничество отличается тем, что потерпевший добровольно отдает свое имущество преступнику вследствие обмана или злоупотребления доверием, которые вводят жертву в заблуждение. Выделяют следующие виды финансового мошенничества: фишинг, мобильное мошенничество, финансовая пирамида, «нигерийские письма», кардинг и пр.

Пеня - вид неустойки при нарушении сроков платежа или других обязательств по договору. П. начисляется за каждый день просрочки по процентным ставкам в зависимости от суммы платежа или стоимости невыполненного обязательства.
Прибыль - разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении) Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.».

Страхование финансовых рисков - защита имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками) за счет денежных фондов, формируемых ими путем получения от страхователей страховых премий (страховых взносов).Начало формы

Конец формы


Финансовая безопасность - (англ. financial security) - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.
На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

Финансовые риски - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижение предусматриваемой прибыли, уменьшение ожидаемого дохода, потеря части или всего капитала) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности предприятия.

Финансовая безопасность - (англ. financial security) - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.



Название разработки: проект «Культура активного безопасного финансового поведения»

Класс: 9-11 классы- активные участники; 6-8 классы – заинтересованная зрительская аудитория

План

Проекта внеклассного мероприятия

Цель: реализации проекта «Культура активного безопасного финансового поведения» в рамках внеурочного занятия (политклуба «ГРАЖДАНИН) путем создания психолого – педагогических условий для формирования основ культуры активного безопасного финансового поведения школьников.



Задачи:

  • Расширить имеющиеся знания школьников о рынке финансовых услуг: банковских, страховых услуг для обеспечения их активного финансового поведения в будущем; охарактеризовать особенности и виды современного финансового мошенничества;

  • развитие коммуникативной культуры, умение работать в группах; участвовать в дискуссии,

  • формировать навыки и умения распознавать телефонное мошенничество, и не становится их жертвами;

  • Вызвать мотивацию и интерес к изучению школьного курса «Основа финансовой грамотности»;

  • Разработать правила личной финансовой безопасности школьников

Ожидаемые результаты:

  • Формирование мотивации и интереса к вводимому школьному курсу «Основа финансовой грамотности»».

- Сформированность мотивации воспитанников к участию в активной безопасной финансовой деятельности уже в повседневной жизни и в будущем;

- Проявление самостоятельности, сообразительности, способности к творческому поиску, анализу, рассуждению и др. при решении финансовых проблем, отсутствие боязни перед финансовыми задачами;

-. Сформированность первичных навыков и умений распознавать виды финансового мошенничества, проявление осторожности и бдительности в использовании мобильных телефонов, интернет ресурсов, в обращении с банковскими картами;

  • Развитость основ коммуникативной культуры, умения вести дискуссию, толерантности, гражданственности;


Работа с понятиями, связанными с финансовой грамотностью проводится в нескольких аспектах:

- выступление старшеклассников с компьютерными презентациями по темам «Финансовая система», «Банковская система», «Вклады с гарантированными доходами», «Страхование –финансовая защита или «подушка финансовой безопасности»; «Финансовое мошенничество»

- комментирование специалистами выступление обучающихся, разъяснение смысла терминов на практических примерах из повседневной жизни;

- обсуждение в группах проблемных ситуаций «Как избежать финансовые риски банкам и вкладчикам?», «Страхование – это необходимая финансовая защита или привилегия только богатых?!», «Финансовые пирамиды – это обман доверчивых людей?!"» касающихся активного безопасного финансового поведения;

-в ходе совместной работы в группах по разработке инструкций, правил для безопасного финансового поведения вновь актуализируются термины – азы финансовой грамотности;

- в результате многократного повторения, использования терминов, связанных с финансовой грамотностью, у обучающихся формируются прочные знания, осознанность их применения, формируется первичная основа финансового языка и мышления;

Для успешного финансового развития и экономического процветания России необходимо важнейшее условие – это воспитание финансово состоятельного активного Гражданина, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны. Что может сделать современная школа в реализации данного условия?

Во – первых, школа должна стать центром не только интеллектуальной, но и школой финансово- экономической, гражданской жизни школьника.

Во – вторых, школа должна быть открытым социальным пространством, для выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с другими субъектами социализации: финансовыми институтами, государственными учреждениями, правоохранительными органами, общественными организациями;

В – третьих, усилить интеграцию внеурочной и урочной деятельности школьников.

В – четвертых, учитывая, что школьники наиболее  восприимчивы к эмоционально-ценностному, гражданскому воспитанию. Поэтому необходимо создать реальные условия – «живые» условия по формированию их готовности СТАТЬ финансово успешными Гражданами, солидарно противостоящих внешним и внутренним вызовам вместе с взрослой частью общества;

В-пятых, в школе нужны инновационные внеурочные мероприятия, содействующие  повышения уровня доверия обучающихся к финансовым институтам, государственным институтам;

В – шестых, активному безопасному финансовому поведению школьников, их активной гражданской позиции, чувству ответственности за свою страну невозможно научить - ее нужно формировать, развивать только в живой практической деятельности через диалоговую технологию через педагогику сотрудничества с представителями государственных структур, общественных организаций на равных условиях «дети – взрослые».

Ознакомившись с Положением проведения конкурса учебно-методических разработок по основам финансовой грамотности на сайте «Учительской газеты», у меня возникло желание участвовать в этом конкурсе. Меня заинтересовала информация о предполагаемом введении нового курса «Основа финансовой грамотности» в школе с 2016г. Я решила узнать востребован ли этот курс моими учениками. Учитывая то, что наша школа небольшая (168 учеников), находится в небольшом провинциальном городе, в котором «не бьет ключом» активная финансово-экономическая жизнь. В декабре 2015года мною было проведено анкетирование обучающихся 6-11 классов. Им было предложен ответить на ряд простых вопросов:

  1. Считаешь ли ты себя финансово грамотным человеком? Да \нет

  2. Твои родители финансово грамотные люди? Да\нет

  3. Как ты думаешь, где больше финансово грамотных людей в богатых странах или бедных?

  4. Россия относится к богатым государствам или нет?

  5. Зависит ли экономическое будущее России от уровня финансовой грамотности россиян?


Результаты анкетирования: 90% обучающихся считали себя финансово грамотными учениками!!!! А финансовую грамотность родителей все оценили на 100%. «Радужное» восприятие собственной финансовой грамотности обучающимися и их родителей было ожидаемо. В понимание «финансовая грамотность» большинство обучающихся вкладывали узкое значение «умеют считать деньги». Тогда им был задан вопрос: «А почему же вы и ваши семьи не относятся к числу состоятельных финансово успешных людей?» К сожалению. 70% обучающихся из малоимущих семей. Почти 50% родителей являются безработными или частично безработными. Тогда многие ребята задумались. Им было объявлено, что, возможно, с нового учебного года появится еще один предмет в школе - «Основы финансовой грамотности». На вопрос: «Нужен ли вам этот предмет?». Почти 100% учеников ответили положительно. В ходе бесед было выяснено, что ВСЕ хотят быть финансово благополучными и готовы этому учиться уже сейчас!!!

С другой стороны, в курсе «Обществознания» раздел «Экономика» имеются темы уроков, посвященные финансовой грамоте ( 6,8.910 классах), в 11 классе раздел «Право» «основы финансового права» 2 часа.

Эти уроки «не спасают» ситуацию:

Во - первых, мизерное количество часов на изучение тем;

Во – вторых, загруженность сухими научными терминами; громоздкий теоретический учебный материал (особенно в 10классе), сложный язык изложения, не носит практико-ориентированной направленности; поэтому не вызывает интереса у обучающихся;

В – третьих, азы финансовой грамотности надо изучать в непосредственной практической связи с жизнью, это те знания, которые нужны практически всегда и не зависимо от возраста. Они уже востребованы сегодня!!!!

Это «Живые» знания их надо добывать, для этого нужны нестандартные уроки ,а активные и интерактивные учебные занятия, с использованием современных образовательных технологий!!!! Учитель сам должен быть инновационным, находится в профессиональном развитии!!

Внеурочная (урочная) деятельность позволяет использовать нестандартные формы занятий, разновозрастные группы детей. Отсутствие жесткого временного формата, оценочной системы психологически раскрепощает детей. Использование общественного ресурса в качестве приглашенных успешных интересных гостей активно мотивирует обучающихся личностной самореализации. Диалоговая технология, работа в группах, умение высказать свое мнение, услышать другую точку зрения, прийти к консенсусу развивает коммуникативную культуру обучающихся. Когда знания идут «от сердца к сердцу», они становятся знаниями, убеждениями на всю жизнь!!!

Исходя из вышеперечисленных причин, мною был разработан проект «Культура активного безопасного финансового поведения школьников» в форме внеклассного мероприятия в формате заседания политического клуба старшеклассников «ГРАЖДАНИН». Данный проект можно использовать и на уроках обществознания в10 -11классах.


Структура проекта


Подготовительный этап проекта: анкетирование обучающихся, анализ результатов анкетирования.

Второй этап: изучение содержания программ «Основа финансового грамоты», «Азы финансовой грамотности», учебных соответствующих пособий;

Третий этап: беседы с обучающимися на выявление востребованных ими тем для выбора мною учебно-методической разработки; выбора формы проведения апробации учебно-методической разработки с учетом интересов обучающихся и их пожеланий. Старшеклассник единодушно высказались за формат политклуба.

Четвертый этап: изучение общественного ресурса г.Менделеевска на предмет приглашения представителей финансовых ннститутов на заседание политклуба «ГРАЖДАНИН» ;

Пятый этап: опережающие задания: нарисовать рисунки (6- 7 классы) на тему «Зачем нужно страхование» на основе детских стихов; символы денежных единиц, финансового благополучия;

- сочинить игровые ситуации на тему «Телефонное мошенничеств», «Интернет мошенничество» - обучающиеся 9 класса;

- разработать компьютерные презентации «Финансовая система», «Банковская система», «Страхование», «Финансовые риск», «Финансовые пирамиды»;

Шестой этап: приглашение гостей представителей финансовых институтов г.Менделеевска, заместителя прокуратуры Менделеевского района;

Седьмой этап: 14 января проведение внеклассного мероприятия –апробации учебно-методической разработки «Культура активного безопасного финансового поведения школьников»

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство

учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

2) устанавливаются тематические рамки (“могу

  1. Организационно – мотивационная часть: представление гостей, групп объявление темы.

1.Вопросы учителя: Что бы вы хотели узнать сегодня, исходя из заявленной темы?

Интересна ли для вас данная тема?

Если – да. то чем?

Что Вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

Что мы должны делать, чтоб раскрыть данную тему?

Какие знания у вас уже есть?

А каких знаний недостаточно?

2. Проведение блиц-интервью с гостями: вопросы «детские и не очень детские», простые и сложные – чисто человеческие…

В конце интервью задаю вопрос детям: «Совпали бы у вас ответы с ответами наших гостей, если бы я задала вам такие же вопросы?»

И оказывается – что «ДА»»

Вывод: независимо от возраста, статуса мы все похожи и едины в стремлении быть счастливыми, успешными, богатыми!!!

Рассказ учителя притчи «Бедность».

Вопрос: Бедность боится перемен? Бедный человек активен или пассивен?

Вы какими хотите быть активными или пассивными?

Вывод: если ты активен у тебя есть ШАНС стать Богатым!!! Активные стремятся изменить Себя!! Они нуждаются в финансовых знаниях. в финансовой грамоте! Вот этим мы сейчас с вами и займемся!!!

  1. Работа в группах:1 группа финансисты рассматривают проблему «Как избежать финансовые риски» – консультант Руководитель Менделеевского отделения «Банк Татарстан», предваряет их работу выступления 2 учеников с компьютерной презентации «Финансовая система, «Финансовые риски».

2 группа: рассматривает проблемную ситуацию: «Страхование –это благо или лишние расходы?» консультант Менеджер Менделеевского отделения «РОСГОССТРАХ»; презентация «Страхование: виды страхования».

3 группа:«юристы» рассматривают проблему «Финансовое мошенничество», консультант заместитель прокурора Менделеевского района РТ;

  1. Игровые ситуации «Телефонное мошенничество», «Интернет мошенничество».

  2. Выступление и защита представителей групп результатов обсуждений, отвечают на вопросы оппонентов;

  3. Разработка правил – инструкций «Как не стать жертвой телефонного мошенничества», «Как не стать жертвой интернет мошенничества?», «Что делать в случае если ты стал жертвой финансового мошенничества»





Инструкция как не стать ЖЕРТВОЙ Телефонного мошенничества!!»

Не отвечать на незнакомые номера.

  • Не отвечать на CMC - сообщения с незнакомых номеров.

  • Не переводить деньги на неизвестные номера.

  • Не переходить по ссылкам, написанным в СМС-сообщениях.

Не реагировать на CMC - сообщения, содержащие информацию о выигрыше в лотереях, розыгрышах и т. д



«Мошенничества с банковскими картами.

ЗАПОМНИ!!!!

«Простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.

1 Вам приходит сообщение о том, что «Ваша банковская карта заблокирована». 2. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.

-3.Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.

4. Чтобы ограбить Вас, злоумышленникам нужен лишь номер Вашей карты и ПИН-код. Как только Вы их сообщите, деньги будут сняты с Вашего счета.

5. Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться «



«Инструкция «КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ финансового мошенничества!»


  • Никогда не передавайте банковскую карту для использования третьим лицам, в том числе родственникам!

  • При проведении операций в кафе, магазинах, не упускайте карту из вашего поля зрения, требуйте проведения операции только в вашем присутствии.

  • Подключите услугу «SMS-информирование», позволяющую отслеживать все операции, совершаемые с использованием карты.



  1. Выступления обучающихся с комментариями, приведение примеров из жизни знакомых, родственников –жертв финансового мошенничества.

  2. Распечатка инструкций и раздача их всем присутствующим!

  3. Принятие решения:размещение на сайте школы; развешивание на автобусных остановках, в магазинахдля ознакомления детей города и обеспечения их финансовой безопасности!!

  4. Рассказ притчи «Любовь.Богатство.Удача».

В чем смысл этой притчи?

Вывод: Любовь - основа Жизни человека. Где Любовь –там будет и Богатство, и Труд! И Удача!!!

Подведение итогов работы: рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и

результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

  1. Приложения

  2. Отзывы участников.



Список использованной литературы:

Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.

Экономическая теория: Учебник / под общей редакцией академиков В. И. Видяпина,

А.И.Добрынина, Г.П.Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. — М.:ИНФРА-М, 2002.).



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!