Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Ю.Н.Петелина»
Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Секция: биологическая
Проект
Модель «Клетка-структура живого»
Авторы:
Трофимова Софья Павловна
5 класс
Научный руководитель:
Зыкова Вероника Александровна
учитель биологии
Ужур, 2025
Оглавление
Введение 3
Актуальность 3
1. Теоретическая часть. 4
1.1. История открытия клетки 4
1.2. Виды клеток 5
1.3. Виды эукариотических клеток: 6
2. Практическая часть 9
2.1. Создание модели клетки 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение Актуальность В течение всего курса биологии с 5-11 класс, мы изучаем живые организмы, которые обитают на нашей планете, процессы, которые протекают в их теле. Для того, чтобы разобрать во всех этих процессах, необходимо знать, а из чего же вообще состоят всё живое на нашей планете.
В 5 классе на уроке биологии, я узнала, что все состоит из клеток. Меня заинтересовало, из чего же состоят все эти клетки и различаются ли они у представителей Царств живой природы.
Цель: изучение структуры клетки и создание модели растительной и животной клетки.
Задачи:
1. Познакомиться с историей изучения клетки;
2. Познакомиться со структурами клетки и их функциями;
3 Узнать какие виды клеток бывают;
4. Создать модель растительной и животной клетки.
Методы: анализ источников литературы, моделирование.
1. Теоретическая часть. 1.1. История открытия клетки
О существовании клеток люди узнали после изобретения микроскопа. Самый первый примитивный микроскоп изобрел голландский стекольник
З. Янсен (1590 г.), соединив вместе две линзы.
Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук . В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками [2].
Рис.1. Роберт Гук, 1635—1703
Рис. Срез пробкового дерева из книги Роберта Гука, 1635—1703
В 1675 году итальянский врач Марчелло Мальпиги подтвердил клеточное строение растений, а в 1681 году — английский ботаник Неемия Грю. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком» [2].
В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии).
Таким образом, к началу 17 века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных.
Большое значение для понимания роли клетки в живой природе имели труды немецких ученых: ботаника М. Шлейдена и зоолога Т. Шванна. Они первыми сформулировали клеточную теорию, основной пункт которой утверждал, что все организмы, в том числе растительные и животные, состоят из простейших частиц - клеток, а каждая клетка - самостоятельное целое. Однако в организме клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство [2].
Позднее в клеточную теорию добавлялись новые открытия. В 1858 г. немецкий ученый Р. Вирхов обосновал, что все клетки образуются из других клеток путем клеточного деления: "всякая клетка из клетки".
Клеточная теория послужила основой возникновения в XIX в. науки цитологии. К концу XIX в. благодаря усложнению микроскопической техники были открыты и изучены структурные компоненты клеток Электронный микроскоп позволил исследовать тончайшие структуры клеток. Было обнаружен удивительное сходство в тонком строении клеток представителей всех царств живой природы.
1.2. Виды клеток Клетки подразделяются на два типа:
-
Прокариотические клетки. У них отсутствует ядро, генетическая информация находится в ядре. В эхту группу относятся бактерии.
Эукариотические клетки. Обладают ядром и в нем находиться генетическая информация. Эукариоты могут быть либо одноклеточными, такими как амебы, либо многоклеточными, такими как некоторые водоросли, растения, животные и грибы [1].
1.3. Виды эукариотических клеток
: -
Растительная клетка. Ядерная, содержит все основные органоиды, включая хлоропласты. Содержит большую вакуоль. Покрыта клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы.
Рис. 3. Растительная клетка
Рис. 4. Животная клетка
Рис.5. Грибная клетка
1.4. Структура клетки
-
Ядро. Самый главный органоид, который контролирует все процессы в клетке. Содержит информацию о признаках.
-
Комплекс Гольджи. Группа полостей, отделённых от цитоплазмы мембраной. Осуществляют синтез жиров и углеводов на мембране [1].
Белки в свою очередь выполняют следующие функции:
-
Строительная. Составляют основу мембраны любой живой клетки, , образуют ткани, волосы и ногти.
-
Транспортная. Белки присоединяют химические элементы и перемещают их к различным тканям и органам тела. Например, гемоглобин является переносчиком кислорода в крови. 2
-
Регуляторная. Белки играют роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Например, инсулин регулирует уровень глюкозы в крови.
-
Защитная. При попадании в организм чужеродного белка или микроорганизма образуются особые белки — антитела.
-
Двигательная. Эту функцию обеспечивают специальные сократительные белки, например актин и миозин, которые участвуют в сокращении скелетных мышц.
-
Энергетическая. Белки могут распадаться в клетке в ходе которого высвобождается энергия [3].
Следующие структуры, входящие в клетку:
-
Митохондрии. «Энергетические станции» клетки, органоиды, в которых окисляются органические вещества, при этом образуют и накапливают энергии для процессов жизнедеятельности.
-
Пластиды. Органоиды растительных клеток, отвечающие за функцию фотосинтеза — образования органических веществ из воды и углекислого газа под воздействием солнечного света.
-
Лизосомы. Органоиды, необходимые для расщепления сложных молекул.
-
Вакуоли. Полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, отвечают за накопление запасных питательных веществ и запасание воды в клетке.
-
ЭПС (эндоплазматическая сеть). Система разветвлённых канальцев, которая отвечает за синтез белков, углеводов и липидов, транспорт веществ внутри клетки [1].
2. Практическая часть 2.1. Создание модели клетки
Для создания модели необходимо: воздушный пластилин, двойной скотч, бумага, клей.
Для создания формы клетки я использовала способ «Папье Маше».
После изучения какие структуры входят в растительную и животную клетку. Я подробно изучила их строение и создавала подобные им из воздушного пластилина.
Я выбрала воздушный пластилин, потому что он легок в использовании и после застывания никак не деформируется.
Из воздушного пластилина я сделала такие структуры: ядро, хлоропласты, митохондрии, вакуоль, лизосомы
Эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи – я сделала в самой ёмкости из бумаги.
Рис. 6,7,8. Процесс создания модели клетки.
Заключение В ходе работы над созданием данной модели, я подробно изучила строение растительной и животной клетки.
Узнала, несмотря на то, что все организмы состоят из клеток, не все клетки имеют одинаковое строение.
Клетки растений, животных и грибов отличаются между собой отсутствием или наличием некоторых структур. Например, клетка животных в отличии клетки растений и грибов не имеет плотной клеточной стенки, Клетки растений имеют в своем строение вакуоли, хлоропласты в отличии от животных и грибов.
Данную модель можно использовать на уроках биологии при изучении темы «Структура клетки», для более конкретного понимания строения клетки.
Список литературы 1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5кл М.: учеб. Для общеобразоватеучреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014. – 141 с.
2. Либерман. Е. А. Живая клетка. Москва: Наука, 1982. - 161 с.
3. Штрбанова С. «Кто мы? Книга о жизни, клетках и учёных». -М.:Прогресс. - 141 с.: