СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» МОУ «СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева» с.п. Атажукино

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для дошкольных групп .Для реализация проекта было разработа 5 подпроектов во всех группах.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» МОУ «СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева» с.п. Атажукино»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №3 им. Т. М. Катанчиева» с.п. Атажукино




Принят «Утверждаю»

на заседании Директор________Дышекова Р.С.

педагогического совета Приказ №_________от_________г.

Протокол №____от______2021 г



Проект на

тему: «2022 год народного искусства

и нематериального культурного наследия народов России»

МОУ «СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева»

с.п. Атажукино

Подготовила

Ашева И.Х.



2021-2022уч.год


I. Вводная часть:

Проблема: К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Многие не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами ничего не знают. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.

Актуальность: Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода:

- Закон РФ «Об образовании» - необходимо уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. 

- Культурно – историческая теория Л. С. Выготского - овладение культурой - главный источник развития личности человека.  

- Цель нравственно патриотического воспитания - привитие любви к Родине, к культуре её народа.

- Требования к ФГОС: «ДО должно создать условия для формирования основ патриотического сознания дошкольников, сформировать представления о социокультурных ценностях народа».

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (Сухомлинский). Как мы видим поднятая нами тема является глобальной.

Народно - прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». Это - многофункциональное явление. Выполняет практическую, обрядовую, эстетическую, идейно – смысловую, воспитательную функции, которые находятся в неразрывном единстве.

Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по глубокому ознакомлению дошкольников с народно – прикладным искусством. Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит выполнять узоры декоративных росписей и гордиться культурным наследием своего народа.


Гипотеза: знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.

Новизна проекта: Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре.

Цель проекта: развитие  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление  с народно – прикладным искусством.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов (общие):

Образовательные:

- Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми,песнями.

- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.

Развивающие:

- Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;

- Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

- Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;

- Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов;

- Активизировать и расширять словарный запас детей;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно – прикладного искусства.

Воспитывающие:

- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

- Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;

- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.

Задачи для детей

- Дать элементарные знания о народных промыслах народов России

- Знакомство с народным бытом России;

- Знакомство с народно-прикладным творчеством.;

- Знакомство с особенностями народных игр в России;

- внимательно слушать рассказ педагога;

- гордиться произведениями народной культуры и своей Родиной.


Задачи для родителей:

- Расширять представления детей о народно – прикладном искусстве;

- Поддерживать педагогов в реализации проекта.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный, нравственно – патриотический.

Предмет исследования: народно – прикладное искусство.

Адресация проекта: дети, педагоги, родители.

Проблема исследования: у детей, которые мало знают об истоках народной культуры, чувство патриотического самосознания будет на низком уровне. У них не будет сформировано представление о социокультурных ценностях своего народа.

Место проведения проекта: МОУ «СОШ№3 им.Т.М. Катанчиева»с.п. Атажукино.

Направленность развития деятельности: групповая

Продолжительность: долгосрочная

Время проведения: 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

- Появится устойчивый  интерес к культуре нашего народа;

- Будут иметь представления о народных промыслах, уметь  различать изделия разных народных промыслов;

- Приобретут  практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;

- Сформируется  уважение к историческому  наследию народа.

Конечный результат: Выставки изделий народных промыслов, презентация проекта.

Ресурсное обеспечение: предметы быта и игрушки народно – прикладного искусства, альбомы с иллюстрациями, альбомы с конспектами НОД.

 Принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности изучаемого материала;

  2. Принцип историзма в исторических понятиях: прошлое, настоящее и будущее;

  3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;

  4. Принцип наглядности;

  5. Принцип от простого к сложному.

  6. Принцип интегративности.

Методы проекта:

- НОД по ознакомлению с народно – прикладным искусством;

- НОД по обучению умениям и навыкам декоративных росписей;

Диагностика: Модификация контрольных заданий О. А. Соломенниковой для определения уровня сформированности знаний о народно – прикладном искусстве у детей 2-7 лет.

Цель: Определить уровень знаний о народно – прикладном искусстве. Знакомство с народно- прикладным творчеством. Знакомство с традициями народов России. Называть росписи (дымковская, хохломская, городецкая, гжель.

Оценка результатов:

Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет вид росписи, основные элементы, используемые цвета. Технически правильно выполняет элемент.

Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Называет не все элементы, цвета. Допускает незначительную ошибку в выполнении элемента.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок допускает ошибки. Не может правильно выполнить элемент.


II. Этапы проекта:

  1. Целеполагание:

  1. Создание творческой группы воспитатели – методист - родители.

  2. Определение темы, проблемы, актуальности.

  3. Постановка цели, определение задач.

  4. Обсуждение проекта в творческой группе.

5. Анализ информации о народно – прикладном искусстве в группе.

6. Выявление уровня знаний детей по проблеме.


  1. Планирование:

  1. Составить перспективный план мероприятий.

  2. Разработка этапов проекта.

  3. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  5. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.


  1. Основной:

  1. Создание мини - музеев в группах.

  2. Разработать альбомы по ознакомлению с народными промыслами на 1 года (НОД);

  3. Проведение НОД по ознакомлению с промыслами.

4.Папка-передвижка

5.Интеграция.

6.Организация продуктивных видов деятельности в свободное время в уголке изодеятельности.

7..Рекомендации родителям в виде ширмы – передвижки.

8. Внедрение проекта в педагогический процесс ДО.

9. Создание презентации.


IV. Заключительный:

1. Организация выставок детских работ.

2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.


План на 2021 – 2022 г.г.

период

Тема

Основные задачи

месяц

неделя

октябрь

1

Информационный лист для педагогов

«2022 год народного искусства

и нематериального культурного наследия народов России»


Приобщения детей к народной культуре органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту, являются частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи и др.

(Зам по ДО – Кумышева Л.Х)


2

НОД «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»;

Познакомить с бытом и культурой русского народа

(2 гр.р.р.)

3

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»


Анкетирование родителей

(Под.гр)

4

Вместе с гостем идет счастье

«Хьэщ1э къэк1уам насып къыдок1уэ»

Беседа с детьми

(Ср.гр)

ноябрь

1

«Русская народная игрушка»



приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши дедушки и бабушки (Мл.гр)

2

Рисование - «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки

Познакомить с элементом: сеточка. Учить находить лучшее цветовое решение

(Подг..гр)

3

«Театральное представление: «Бабушка, дедушка и дети»»

Уважение и почитание старших у балкарского народа

(Срг.гр)

декабрь

1

«Труд крестьян по разведению домашних животных»


Познакомить с трудом крестьян по разведению домашних животных и профессией пастуха

(Ст.гр)


2

«Беседа-«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

Приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре

(Подг.гр)

3

«Травяной узор на вазе»

Познакомить с элементом: простой листок

(Мл.гр)

январь

1

«Беседа с детьми «По страницам сказок»;

Познакомить детей со сказками народов России

(2 гр.р.р)

2

Организация выставки: «Ярмарка изделий хохломских мастеров»

Подведение итогов

(Подг.гр)

3

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

(Ср.гр)

февраль

1

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!»


Знакомство детей с народным праздником Масленица

(Ст.гр )

2

«Узор на разделочной доске»

Познакомить с элементом: цветок учить сочетанию элементов

(Под.гр)

3

Балкарская сказка «Как бедняк делил курицу»

Знакомство с балкарским фольклором

(Мл.гр)

март

1

Выставка «Изделия из Городца»

Подведение итогов

(Ст.гр)

2

«НОД: «Путешествие на ярмарку»»

Познакомить с элементом: цветов учить сочетанию элементов

(Мл.гр)

3

«Узор на полосе»

Познакомить с техникой растяжки и размыва цвета

(мл.гр)

апрель

1

«Русская балалайка»


Знакомство детей с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой

(Ср.гр)

2

«Русское гостеприимство»

Формировать бережное отношение к хлебу

(Под.гр)

3

«Роспись кружки»

Познакомить с элементом: роза, дужка

(Мл.гр)



Май

1

«Роспись деревянной ложки»»

Закрепить умение выполнять элементы хохломской росписи: завиток, травку, ягоды на небольшой площади.

(Под.гр)

2

Эффективность проведенных мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор.

Консультация для воспитателей

(Руководитель МО )

3

Презентация проекта


Подведение итога

(все группы)

В рамках реализации проекта «2022 год народного искусства

и нематериального культурного наследия народов России»

в дошкольных группах будут реализованы 5 подпроектов:

1.2 группа раннего развития - «Приобщение детей дошкольного возраста культурным ценностям народов России»

2.Младшая группа- «Знакомство с народной культурой и традициями России»

3.Средняя группа- «Традиции и обычаи народов России».

4.Старшая группа- ««Культура и традиции

народов России»»

5.Подготовительная группа- «Культурная наследия народов России













III. Заключение 

В настоящее время остро встаёт вопрос о формировании у детей патриотизма посредством формирования интереса к народной культуре. Представления о социальнокультурных ценностях народа необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников интереса к народной культуре, формированию гордости за народ и его искусство. В ходе проекта мы с детьми пытались рассмотреть народно – прикладное искусство в росписи известных мастеров России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской. А также учили детей техническим навыкам и умениям росписи бумажных силуэтов. После кропотливой работы даже в течение первого года у детей появился интерес к народным промыслам. Они стали делиться полученными знаниями, узнавать декоративную роспись по элементам. Появилось желание самостоятельно расписать бумажный силуэт. У воспитанников развивалась мелкая моторика, совершеннее стала кистевая роспись. Появилась гордость за наследие своего народа. А педагоги, разрабатывая проект, создали альбомы конспектов НОД по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством, мини – музеи предметов народных мастеров – умельцев в группах и обогатили собственные знания и технические умения.

Личность тогда достигнет полноценного развития, когда она овладеет народной культурой, опыт народа накапливается веками и передаётся из поколения в поколение. Дети должны знать и гордиться наследием своего народа, прославлявшего свою Отчизну

Вывод:

Цель проекта: «развитие  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление  с народно – прикладным искусством» - достигнута.

Гипотеза: «знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания» - доказана.

Результатами, итогом проекта стали выставки детских работ, которые показали у детей живой интерес к народно – прикладному искусству и выявили умения росписи бумажных силуэтов декоративными росписями. Они показали, что у детей сформированы элементарные представления о социокультурных ценностях своего народа.







  1. Организационно – подготовительный сентябрь

  2. Внедренческий октябрь- апрель

  3. Заключительный май.

График выкладывания этапов реализации проекта на страницах сайта дошкольных групп и в instagram.

2 группа раннего развития

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Последняя пятница каждого месяца

Четвертый понедельник каждого месяца

Третий вторник каждого месяца

Вторая

среда каждого месяца

Первый

четверг

каждого

месяца

За ходом реализации проекта «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» можно следить на страницах сайта atag.shkola3@yandex.ru и на instagramatazh_3shkola






























Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;

2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.;

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.;

4. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1976. – С.48 – 62;

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - 2 – е изд., - М.; Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.

14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!