Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ №3 им. Т. М. Катанчиева» с.п. Атажукино
Принят «Утверждаю»
на заседании Директор________Дышекова Р.С.
педагогического совета Приказ №_________от_________г.
Протокол №____от______2021 г
Проект на
тему: «2022 год народного искусства
и нематериального культурного наследия народов России»
МОУ «СОШ№3 им.Т.М.Катанчиева»
с.п. Атажукино
Подготовила
Ашева И.Х.
2021-2022уч.год
I. Вводная часть:
Проблема: К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Многие не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами ничего не знают. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.
Актуальность: Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода:
- Закон РФ «Об образовании» - необходимо уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
- Культурно – историческая теория Л. С. Выготского - овладение культурой - главный источник развития личности человека.
- Цель нравственно патриотического воспитания - привитие любви к Родине, к культуре её народа.
- Требования к ФГОС: «ДО должно создать условия для формирования основ патриотического сознания дошкольников, сформировать представления о социокультурных ценностях народа».
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (Сухомлинский). Как мы видим поднятая нами тема является глобальной.
Народно - прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». Это - многофункциональное явление. Выполняет практическую, обрядовую, эстетическую, идейно – смысловую, воспитательную функции, которые находятся в неразрывном единстве.
Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по глубокому ознакомлению дошкольников с народно – прикладным искусством. Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит выполнять узоры декоративных росписей и гордиться культурным наследием своего народа.
Гипотеза: знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.
Новизна проекта: Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей дошкольного возраста любви к народной культуре.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов (общие):
Образовательные:
- Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми,песнями.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.
Развивающие:
- Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;
- Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;
- Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов;
- Активизировать и расширять словарный запас детей;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно – прикладного искусства.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
- Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.
Задачи для детей
- Дать элементарные знания о народных промыслах народов России
- Знакомство с народным бытом России;
- Знакомство с народно-прикладным творчеством.;
- Знакомство с особенностями народных игр в России;
- внимательно слушать рассказ педагога;
- гордиться произведениями народной культуры и своей Родиной.
Задачи для родителей:
- Расширять представления детей о народно – прикладном искусстве;
- Поддерживать педагогов в реализации проекта.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательный, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: народно – прикладное искусство.
Адресация проекта: дети, педагоги, родители.
Проблема исследования: у детей, которые мало знают об истоках народной культуры, чувство патриотического самосознания будет на низком уровне. У них не будет сформировано представление о социокультурных ценностях своего народа.
Место проведения проекта: МОУ «СОШ№3 им.Т.М. Катанчиева»с.п. Атажукино.
Направленность развития деятельности: групповая
Продолжительность: долгосрочная
Время проведения: 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
- Появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
- Будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
- Сформируется уважение к историческому наследию народа.
Конечный результат: Выставки изделий народных промыслов, презентация проекта.
Ресурсное обеспечение: предметы быта и игрушки народно – прикладного искусства, альбомы с иллюстрациями, альбомы с конспектами НОД.
Принципы реализации проекта:
Принцип доступности изучаемого материала;
Принцип историзма в исторических понятиях: прошлое, настоящее и будущее;
Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
Принцип наглядности;
Принцип от простого к сложному.
Принцип интегративности.
Методы проекта:
- НОД по ознакомлению с народно – прикладным искусством;
- НОД по обучению умениям и навыкам декоративных росписей;
Диагностика: Модификация контрольных заданий О. А. Соломенниковой для определения уровня сформированности знаний о народно – прикладном искусстве у детей 2-7 лет.
Цель: Определить уровень знаний о народно – прикладном искусстве. Знакомство с народно- прикладным творчеством. Знакомство с традициями народов России. Называть росписи (дымковская, хохломская, городецкая, гжель.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет вид росписи, основные элементы, используемые цвета. Технически правильно выполняет элемент.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Называет не все элементы, цвета. Допускает незначительную ошибку в выполнении элемента.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок допускает ошибки. Не может правильно выполнить элемент.
II. Этапы проекта:
Целеполагание:
Создание творческой группы воспитатели – методист - родители.
Определение темы, проблемы, актуальности.
Постановка цели, определение задач.
Обсуждение проекта в творческой группе.
5. Анализ информации о народно – прикладном искусстве в группе.
6. Выявление уровня знаний детей по проблеме.
Планирование:
Составить перспективный план мероприятий.
Разработка этапов проекта.
Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
Основной:
Создание мини - музеев в группах.
Разработать альбомы по ознакомлению с народными промыслами на 1 года (НОД);
Проведение НОД по ознакомлению с промыслами.
4.Папка-передвижка
5.Интеграция.
6.Организация продуктивных видов деятельности в свободное время в уголке изодеятельности.
7..Рекомендации родителям в виде ширмы – передвижки.
8. Внедрение проекта в педагогический процесс ДО.
9. Создание презентации.
IV. Заключительный:
1. Организация выставок детских работ.
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План на 2021 – 2022 г.г.
период | Тема | Основные задачи |
месяц | неделя |
октябрь | 1 | Информационный лист для педагогов «2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России» | Приобщения детей к народной культуре органично вплетены во все виды детской деятельности: в играх, в труде, в быту, являются частью образовательной деятельности по изобразительной деятельности, музыке, развитию речи и др. (Зам по ДО – Кумышева Л.Х) |
2 | НОД «Быт и культура русского народа». «Русь-матушка»; | Познакомить с бытом и культурой русского народа (2 гр.р.р.) |
3 | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | Анкетирование родителей (Под.гр) |
4 | Вместе с гостем идет счастье «Хьэщ1э къэк1уам насып къыдок1уэ» | Беседа с детьми (Ср.гр) |
ноябрь | 1 | «Русская народная игрушка» | приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши дедушки и бабушки (Мл.гр) |
2 | Рисование - «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки | Познакомить с элементом: сеточка. Учить находить лучшее цветовое решение (Подг..гр) |
3 | «Театральное представление: «Бабушка, дедушка и дети»» | Уважение и почитание старших у балкарского народа (Срг.гр) |
декабрь | 1 | «Труд крестьян по разведению домашних животных» | Познакомить с трудом крестьян по разведению домашних животных и профессией пастуха (Ст.гр) |
2 | «Беседа-«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре» | Приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре (Подг.гр) |
3 | «Травяной узор на вазе» | Познакомить с элементом: простой листок (Мл.гр) |
январь | 1 | «Беседа с детьми «По страницам сказок»; | Познакомить детей со сказками народов России (2 гр.р.р) |
2 | Организация выставки: «Ярмарка изделий хохломских мастеров» | Подведение итогов (Подг.гр) |
3 | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек (Ср.гр) |
февраль | 1 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!» | Знакомство детей с народным праздником Масленица (Ст.гр ) |
2 | «Узор на разделочной доске» | Познакомить с элементом: цветок учить сочетанию элементов (Под.гр) |
3 | Балкарская сказка «Как бедняк делил курицу» | Знакомство с балкарским фольклором (Мл.гр) |
март | 1 | Выставка «Изделия из Городца» | Подведение итогов (Ст.гр) |
2 | «НОД: «Путешествие на ярмарку»» | Познакомить с элементом: цветов учить сочетанию элементов (Мл.гр) |
3 | «Узор на полосе» | Познакомить с техникой растяжки и размыва цвета (мл.гр) |
апрель | 1 | «Русская балалайка» | Знакомство детей с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой (Ср.гр) |
2 | «Русское гостеприимство» | Формировать бережное отношение к хлебу (Под.гр) |
3 | «Роспись кружки» | Познакомить с элементом: роза, дужка (Мл.гр) |
Май | 1 | «Роспись деревянной ложки»» | Закрепить умение выполнять элементы хохломской росписи: завиток, травку, ягоды на небольшой площади. (Под.гр) |
2 | Эффективность проведенных мероприятий по приобщению дошкольников к русской народной культуре через фольклор. | Консультация для воспитателей (Руководитель МО ) |
3 | Презентация проекта | Подведение итога (все группы) |
В рамках реализации проекта «2022 год народного искусства
и нематериального культурного наследия народов России»
в дошкольных группах будут реализованы 5 подпроектов:
1.2 группа раннего развития - «Приобщение детей дошкольного возраста культурным ценностям народов России»
2.Младшая группа- «Знакомство с народной культурой и традициями России»
3.Средняя группа- «Традиции и обычаи народов России».
4.Старшая группа- ««Культура и традиции
народов России»»
5.Подготовительная группа- «Культурная наследия народов России
III. Заключение
В настоящее время остро встаёт вопрос о формировании у детей патриотизма посредством формирования интереса к народной культуре. Представления о социальнокультурных ценностях народа необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников интереса к народной культуре, формированию гордости за народ и его искусство. В ходе проекта мы с детьми пытались рассмотреть народно – прикладное искусство в росписи известных мастеров России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской. А также учили детей техническим навыкам и умениям росписи бумажных силуэтов. После кропотливой работы даже в течение первого года у детей появился интерес к народным промыслам. Они стали делиться полученными знаниями, узнавать декоративную роспись по элементам. Появилось желание самостоятельно расписать бумажный силуэт. У воспитанников развивалась мелкая моторика, совершеннее стала кистевая роспись. Появилась гордость за наследие своего народа. А педагоги, разрабатывая проект, создали альбомы конспектов НОД по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством, мини – музеи предметов народных мастеров – умельцев в группах и обогатили собственные знания и технические умения.
Личность тогда достигнет полноценного развития, когда она овладеет народной культурой, опыт народа накапливается веками и передаётся из поколения в поколение. Дети должны знать и гордиться наследием своего народа, прославлявшего свою Отчизну
Вывод:
Цель проекта: «развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством» - достигнута.
Гипотеза: «знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания» - доказана.
Результатами, итогом проекта стали выставки детских работ, которые показали у детей живой интерес к народно – прикладному искусству и выявили умения росписи бумажных силуэтов декоративными росписями. Они показали, что у детей сформированы элементарные представления о социокультурных ценностях своего народа.
Организационно – подготовительный сентябрь
Внедренческий октябрь- апрель
Заключительный май.
График выкладывания этапов реализации проекта на страницах сайта дошкольных групп и в instagram.
2 группа раннего развития | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Последняя пятница каждого месяца | Четвертый понедельник каждого месяца | Третий вторник каждого месяца | Вторая среда каждого месяца | Первый четверг каждого месяца |
За ходом реализации проекта «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» можно следить на страницах сайта atag.shkola3@yandex.ru и на instagramatazh_3shkola
Список использованной литературы:
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;
2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.;
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.;
4. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1976. – С.48 – 62;
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - 2 – е изд., - М.; Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.
14