Муниципальное автономное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Земская гимназия»
Проект
Нужен ли растениям солнечный свет?
Выполнила ученица 3 А класса
Суденко Ульяна
Балашиха, 2019
Оглавление
1. Актуальность исследования 3
2. Значение света для растений. 4
3. Практический опыт. 6
4. Заключение. 7
5. Список источников. 8
6. Приложения 1-4. 9
Актуальность исследования.
Растения дают нам пищу и кислород для дыхания, то есть то, без чего наша жизнь на земле была бы невозможной. Чтобы растение правильно развивалось, ему необходимы свет, питательные вещества, воздух и влага. Без питательных веществ и влаги семена растений не смогут даже укорениться. Мне стало интересно, сможет ли растение правильно развиваться без солнечного света, и зачем он вообще ему нужен.
Итак, задачами моего проекта являются:
1. узнать о значении света для растений;
2. выяснить, начнет ли растение правильно развиваться, если изначально лишить его солнечного света.
Гипотеза: без солнечного света растение не сможет правильно развиваться.
Методы решения задач:
1.чтение книг по теме, изучение источников в Интернете, самостоятельное обдумывание;
2. практический опыт: посадить луковицу гиацинта, обеспечить ее всеми условиями для роста, кроме солнечного света. Наблюдение, выводы.
Значение света для растений.
Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества.
Этот процесс называется фотосинтезом. Он происходит с поглощением углекислого газа и одновременным выделением кислорода. Растения ощущают свет и реагируют на него. Например, если поместить растение на солнечный подоконник, то через несколько дней большинство его листьев повернется к свету.
Солнце является очень мощным источником энергии. Люди всегда стараются использовать его для выработки электричества, утепления домов, нагревания воды и так далее. Растения "придумали", как использовать солнечную энергию еще миллионы лет назад, потому что это было нужно для их выживания. Фотосинтез кратко и понятно можно объяснить таким образом: растения используют световую энергию солнца и преобразуют ее в химическую энергию, результатом которой является сахар (глюкоза), избыток которого хранится в виде крахмала в листьях, корнях, стеблях и семенах растения. Энергия солнца передается растениям, а также животным, которые эти растения едят. Когда растение нуждается в питательных веществах для роста и других жизненных процессов, эти запасы оказываются очень полезными.
Как и люди, растения также нуждаются в полезных и питательных веществах, чтобы сохранить здоровье, расти и выполнять хорошо свои жизненные функции. Они получают растворенные в воде минеральные вещества из почвы через корни. Если в почве не хватает минеральных питательных веществ, растение не будет развиваться нормально. Фермеры часто проверяют почву для того, чтобы убедиться, что в ней имеется достаточное количество питательных веществ для роста культур. В противном случае прибегают к использованию удобрений, содержащих основные минералы для питания и роста растений.
Процесс фотосинтеза является одной из наиболее важных химических реакций в мире. Какие существуют причины для такого громкого утверждения? Во-первых, фотосинтез кормит растения, которые, в свою очередь, кормят всех остальных живых существ на планете, включая животных и человека. Во-вторых, в результате фотосинтеза в атмосферу выделяется необходимый для дыхания кислород. Все живые существа вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. К счастью, растения делают все наоборот, поэтому они очень важны для человека и животных, так как дают им возможность дышать.
Растения, оказывается, тоже умеют дышать, но, в отличие от людей и животных, они поглощают из воздуха углекислый газ, а не кислород. Растения тоже пьют. Вот почему нужно поливать их, иначе они умрут. При помощи корневой системы вода и питательные вещества транспортируются во все части растительного организма, а через маленькие отверстия на листиках происходит поглощение углекислого газа. Пусковым механизмом для запуска химической реакции является солнечный свет. Все полученные продукты обмена используются растениями для питания, кислород выделяется в атмосферу.
Кроме того, растения используют солнечный свет как источник информации. Так, соотношение продолжительности ночного и дневного периода служит для большинства растительных организмов ориентиром в этапах их развития (начало вегетации, цветения, периода покоя и тому подобное).
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-Фотосинтез - это процесс, который позволяет получать энергию от солнца.
-Световая энергия солнца преобразуется в химическую энергию хлорофиллом.
-Хлорофилл придает растениям зеленый цвет.
-Фотосинтез происходит в хлоропластах клеток листьев растений.
-Углекислый газ и вода необходимы для фотосинтеза.
-Углекислый газ поступает в растение через крошечные отверстия, устьица, через них же выходит кислород.
-Вода впитывается в растение через его корни.
-Без фотосинтеза в мире не было бы еды.
Практический опыт.
Свой практический опыт я начала несколько месяцев назад. В октябре мама купила луковицы гиацинта для выгонки на 8 Марта. Я наблюдала, как она готовит небольшие горшочки и питательный грунт для каждой из них. Попросив две штуки для своего опыта, я посадила луковицы, углубив их в землю до середины. Полила раствором удобрения для цветущих растений. Накрыла горшочки полиэтиленовыми пакетами, чтобы влага не испарялась, и убрала вместе с мамиными луковицами в холодильник. Это было необходимо, чтобы создать для луковиц период покоя. За лето они накопили достаточно питательных веществ, чтобы провести 3-4 месяца при температуре +4 градуса.
Все эти месяцы я не заглядывала в холодильник. А когда достала свои горшочки 1 марта, была очень удивлена. Луковицы прекрасно укоренились и проросли. Ростки были в высоту примерно три сантиметра. Оба были необычного для растений ярко-желтого цвета (приложение 1). Я сделала вывод, что при отсутствии света растение может начать развиваться, но в его листьях не образуется хлорофилл. Значит, растение не может стать нам помощником и вырабатывать кислород.
Я полила гиацинты раствором удобрения, и поставила один горшочек в темный шкаф на кухне, а второй – на подоконник. Уже через сутки во втором горшочке были заметны изменения. Желтый цвет ростка сменился на нежно-зеленый (приложение 2). Таким образом, под действием солнечного света в листьях гиацинта начал появляться хлорофилл. Росток гиацинта, который находился в темном шкафу, не изменился.
Еще через сутки у второго гиацинта явно обозначились отдельные листья. Зеленый цвет стал более насыщенным (приложение 3). Первый же росток по-прежнему не менялся.
На четвертые сутки у гиацинта на подоконнике не только листья стали темно-зеленого цвета, но и появилась цветочная почка (приложения 4). Гиацинт в шкафу подрос, но его цвет не менялся.
Так я опытным путем определила, насколько важен свет для правильного развития растений. И переставила второй цветок на подоконник.
Восьмого марта на моем подоконнике радовал глаз чудесный цветок с нежным ароматом. Второй расцвел позже на три дня.
Заключение.
Я начала свою работу с изучения информации о значении солнечного света для растений. Узнала много интересного, поняла принципы процесса фотосинтеза. Затем я провела завершающую фазу практического опыта с растениями, чтобы на основании проделанной работы сделать главный вывод.
Вывод: моя гипотеза о том, что при отсутствии солнечного света растение не сможет правильно развиваться, подтвердилась. Солнечный свет для растений является необходимым источником жизненной энергии, который регулирует процессы их жизнедеятельности.
Список источников.
1.https://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/svet-v-zhizni-rastenijj.html
2.https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82.html
3.https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4400.html
4.https://school-science.ru/1/1/29199
5.https://znanija.com/task/21869515
6.https://agrostory.com/info-centre/agronomists/rol-sveta-v-zhizni-rasteniy/
7.https://vseobiology.ru/fiziologiya-rastenij/1668-42-znachenie-sveta-v-zhizni-rastenij
8.https://infourok.ru/pamyatka-raboti-nad-proektom-dlya-uchenika-nachalnih-klassov-1748321.html
9. http://fb.ru/article/252388/protsess-fotosintez-kratko-i-ponyatno-i-dlya-detey-fotosintez-svetovaya-i-temnovaya-fazyi
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.