Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» Проектная деятельность
«Где живёт звук?»
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 «Солнышко»
Кашапова М. П.
2020г.
Тип проекта : исследовательский Продолжительность : среднесрочный (с 25.08.20 – 25.09.20 год) Участники проекта: -дети старшей группы, -музыкальный руководитель –Кашапова Марина Петровна, -воспитатели группы – Гизатуллина Ания Расфаровна, Зайнагатдинова Гульназ Ульфатовна -родители воспитанников.
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?
Актуальность
Проблемные вопросы: «что такое звуки?» «как они получились?» «почему их так много, целое море?» Гипотеза: дрожит, значит звучит… Цель: Ознакомление детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки, Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру развивать наблюдательность развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Обеспечение проекта
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Предполагаемый результат
Содержание проекта: 1. Подготовительный этап: Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители. Подбор музыкального репертуара, разработка конспектов образовательной деятельности, сценариев музыкальных гостиных, стратегии реализации проекта. 2. Основной этап: Дидактические и речевые игры. Слушание. Пение. Игра на музыкальных и самодельных инструментах.
«Почему все звучит?» Закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление
Опыт первый. Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Материал: деревянная линейка
Вывод:
надо произвести действие. В результате возникнет дрожание. Дрожание вызывает колебание воздуха (звуковые волны, которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.
Опыт второй. «Как распространяется звук»
Цель : объяснить, как распространяется звук.
Материал: ёмкость с водой.
По воде расходятся волны. То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху.
Опыт третий. «Откуда берётся голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: гусли
Откуда выходили громкие звуки?
Рассказать, что в этом участвуют голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки: для того, чтобы спеть слово, надо, чтобы «ниточки, струны» тихонько задрожали.
Опыт четвертый. «Музыка или шум?»
Цель : научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофоны, пианино, духовая гармошка, колокольчики, коробочки со звуком, пакеты.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Музыкальные и шумовые звуки»
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Листопада тихий шёпот
Самолёта громкий рок,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре.
Только есть ещё другие
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки (звучит гамма)
Видео урок «Маленький оркестр»
Игра с музыкальными инструментами
«Чей кружок быстрее соберётся»
« Деревянные звуки»
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков,
издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и
изобретательность в звукотворчестве, воображение.
Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, рубель, ксилофон.
Пособия: шкатулки, деревянные палочки, игрушки, деревянные коробочки,
бусы.
Ложки, рубель, ксилофон
Оркестр деревянных инструментов
Игра на развитие речи, внимания, чувства ритма «Ножки»
Импровизационный танец «Деревянные куклы»
Металлические звуки.
Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы;
Пособия и материалы: металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические;
Задачи
-развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;
- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;
Кухонный оркестр
« Солнечные зайчики» Чебаковой
Предложить детям украсить музыку игрой на металлофонах, колокольчиках, треугольниках, тарелках, бубнах.
Шуршащие звуки.
Пособия и материалы : бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.
Музыкальные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.
Задачи.
- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.
- развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;
- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;
Дети пробуют издавать шуршащий звук с помощью губ.
Можно потереть ладошки друг о другом, и получится тоже звук шуршания
Игра «Угадай, чем шуршу»
«Волшебный сундучок»
Дети достают из сундучка мешочки с сыпучими продуктами, с мелкими предметами и даёт разные ёмкости
Дети с помощью педагога наполняют разные ёмкости сыпучими продуктами, играют и слушают, какой получился звук
Игра «Дирижёр»
Под музыку дети импровизируют на шуршащих музыкальных инструментах
«Звуки природы ( Итоговое мероприятие проекта)
Цель:
комплексное развитие музыкальных способностей, укрепление здоровья детей через различные виды гимнастик (музыкально-ритмическая, психогимнастика, дыхательная гимнастика); создать условия для открытия детьми новых знаний.
Задачи:
Развивающие:
- развивать интерес к музыкальным инструментам;
- развивать способность к образным и свободным импровизациям, тембровый слух, воображение;
- развивать умение создавать шумовые композиции;
- помочь детям ощутить радость творчества.
Образовательные:
- привлечь внимание детей к особой красоте звучания природы; расширять представления о временах года и их признаках.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Выводы проекта:
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.