Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
ПРОЕКТ
«Шаги к математике»
Выполнила
Иликаева З.М.,
воспитатель МАДОУ № 19
2019 г
Паспорт проекта
1 | Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников |
2 | Название проекта | «Шаги к математике». |
3 | Автор проекта | Иликаева Зинаида Михайловна |
4 | Тип проекта | Информационно - игровой, групповой. |
5 | Продолжительность проекта | Долгосрочный (октябрь 2019г – май 2020г.). |
6 | По характеру контактов | Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей и другими группами. |
7 | Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги МАДОУ «Вишенка». |
8 | Образовательные области | Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие. |
9 | Цель проекта | Формирование элементарных математических представлений, предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование мультимедийных технологий. |
10 | Предполагаемый результат | 1. Дети лучше будут усваивать изучаемый материал за счет того, что мультимедийные презентации несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. 2. У воспитанников повысится мотивация к обучению и интерес к математике за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. 3. Полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и будут легче восстанавливаться для применения на практике. |
11 | Название итогового мероприятия проекта | Презентация проекта Показ НОД для педагогов ДОУ |
12 | Сроки и этапы реализации проекта | I этап - организационно- подготовительный. II этап - основной. III этап - заключительный. |
Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра
Джон Дьюи.
Обоснование
Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Использование ИКТ – технологий в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
Тема моей проектной деятельности «Использование информационных технологий в работе по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста». Возможности использования ИКТ по ФЭМП – огромные. Даже самые несложные презентации, созданные в программе Microsoft Office Power Point, заменяют множество дидактических пособий и картинок. В отличие от обычных картинок, картинки в презентации могут ожить и заговорить с ребенком, что сделает образовательный процесс интереснее и познавательнее.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание воспитанников. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Актуальность
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютерных технологий в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). По мнению большинства педагогов и психологов, грамотно подобранные компьютерные технологии - наш незаменимый помощник в обучении и воспитании дошкольников. Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми находится на низком уровне. Как показывает практика, среди педагогических работников ДОУ не так много тех, кто прошел соответствующую подготовку, знает технические возможности компьютера, свободно использует его в педагогическом процессе, владеет методикой приобщения детей к ИКТ, ориентируется в компьютерных программах для дошкольников.
В ходе реализации проекта «Шаги к математике» я решила исследовать процесс использования мультимедийных технологий в математическом развитии старших дошкольников и проанализировать результаты проведенной работы.
Проблема: внедрение ФГОС ДО, поиск эффективных форм работы, необходимость реализации образовательных программ и инновационных технологий.
Гипотеза: Использование мультимедийных технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, логического мышления, и что очень актуально - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений, предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование мультимедийных технологий.
Задачи проекта:
повышение мотивации и индивидуализации педагогической деятельности;
создание благополучного эмоционального фона у дошкольников с помощью применения мультимедийных пособий;
развитие у детей познавательных способностей, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных навыков;
стимулирование умственной активность детей;
разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
создать тематическую копилку мультимедийных презентаций по ФЭМП.
Использование в работе инновационных технологий:
педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
здоровьесберегающие технологии, использование которых позволяет вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;
технологии личностно – ориентированного обучения.
Принципы построения проекта:
Принцип доступности и индивидуальности;
Принцип сознательности и активности;
Принцип непрерывности образовательного процесса;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип «не навреди!»;
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Предполагаемый результат:
1. Дети лучше будут усваивать изучаемый материал за счет того, что мультимедийные презентации несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
2. У воспитанников повысится мотивация к обучению и интерес к математике за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
3. Полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и будут легче восстанавливаться для применения на практике.
Продукт проекта: создание «Математической видеотеки» - коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультфильмов для математического развития детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта потребуются технические ресурсы:
Компьютер;
Ноутбук;
Проектор;
Интерактивная доска;
DVD-плеер;
Запоминающие устройства.
Этапы реализации проекта |
I этап - организационно- подготовительный (3-4 неделя февраля) . Цель: подготовить базу для решения основной цели проекта. Изучить методическая литература по теме. Провести тщательный подбор оборудования и материалов для практической деятельности. Перед началом работы по проекту познакомить родителей с целями, задачами проекта, убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. Подготовить консультации для родителей с целью: научить применять компьютерные игровые методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях. Проанализировать мониторинг по выявлению уровня знаний детей по ФЭМП на начало года. В связи, с чем составить перспективный план работы для улучшения качества знаний детей, для повышения интереса к образовательной деятельности. II этап – основной (март - апрель). Цель: реализация поставленных задач. Проведение непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в занимательной, игровой форме с использованием мультимедийных технологий. Включение мультимедийных игр в режимные моменты. III этап – заключительный (май 1-2 неделя). Цель: обобщить результаты работы, наметить перспективу в дальнейшей работе. |
Перспективный план
Месяц | Формы работы |
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями |
Февраль | 1.Проанализировать мониторинг уровня знаний детей по ФЭМП. | 1. Консультации на тему: «Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ». «Изготовление дидактического материала для занятий по математике с помощью Приложения Microsoft Office Word». 2. Изготовление памяток. Тема: «Рекомендации для родителей по эффективному и правильному применению игровых программ средствами ИКТ». | 1. Подбор и изучение методической литературы, изучение нормативно-правовых документов САНПина на данную тему. 2. Отработка навыков работы в Приложении Microsoft Office Word, Microsoft Power Point. 3. Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. 4. Создание медиатеки: наглядных, демонстрационных электронных материалов. | 1. Консультация для родителей: «Дошкольники и компьютер». 2. Папка передвижка: «Ребенок и компьютер: как заниматься с пользой». 3.Консультация «Зачем дошкольнику компьютер?». |
Март | 1. Проведение НОД по математике с использованием мультимедийных презентаций. 2.Включение мультимедийных игр в режимные моменты. | 1.Выступление на педчасе на тему: «Использование информационно – коммуникативных технологий в ДОУ». | 1. Закрепление опыта работы в следующих программах: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point, | 1. Консультация: «Правильный выбор компьютерной игры». 2. Консультация: «Компьютер и ребенок: все за и против». |
Апрель | 1. Проведение НОД по математике с использованием мультимедийных презентаций. 2.Включение мультимедийных игр в режимные моменты. 3. Развлечение «Веселый Незнайка». | 1. Консультация: «Что такое Prezi? Как можно использовать эту программу для работы с детьми в по математике». | 1. Освоение новой программы «Super Screen Recorder». | 1. Папка передвижка: «Как правильно ставить ограничение по времени работы за компьютером для ребенка». 2. Консультации индивидуальные: «Какие сайты можно использовать дома для обучения ребенка по математике». |
Май | 1. Проведение итогового занятия с использованием интерактивной доски по ФЭМП. 2. Провести мониторинг уровня знаний по ФЭМП. | Написание отчёта о проделанной работе, выступление с ним на педсовете. Фотоотчет - презентация. | Фотоотчёт о проделанной работе. |
6