Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая его духовного развития.
Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности школьника и становится основой для его самостоятельной активности.
Развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаёт возможности для обучения учащихся на основе их личной активности
В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.
Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях
созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Рабочая зона учеников
Все учебные кабинеты должны иметь естественное левостороннее освещение.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника. Запрещается загромождение световых проемов оборудованием, комнатными растениями или другими предметами
60 см
50-70 см
2,4 – 2,7 м
Не более 860 см
80-90 см
Осветительный прибор
Передняя стена класса
Рабочая зона учителя
Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.
Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов.
На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, сканер ,принтер) необходимо иметь учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.
Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.
Информационная зона
1. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
3. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией и классный уголок.
2. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам - русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.
Передняя стена класса
(примерное расположение)
Застекленные секции шкафов
Боковая стена класса.
Наш гимн
Наша школьная форма
Расписание звонков
Актив класса
Наша успеваемость
Боковая стена класса.
Критерии оценивания к/р, с/ р, диктантов, оценивание устного ответа и т.д
Памятка родителям от ребенка
Семейное чтение
Безопасность сети интернет
Памятка для родителей (советы)
Рекомендации родителям по подготовке домашних
Игровая зона
В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.
Занятия в игровой зоне способствует тренировки подвижности ,создает положительный настрой, снимает напряжение.
Санитарно-гигиеническая зона
Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.