СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Поможем в восстановлении леса вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проект "ПОМОЖЕМ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЛЕСА ВМЕСТЕ!" является информационно - практико-ориентированным. Направлен на конкретную деятельность школьников по восстановлению Шиповой дубравы в Бутурлиновском районе.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Поможем в восстановлении леса вместе"»



X межмуниципальная научно-исследовательская конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»




ПОМОЖЕМ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЛЕСА ВМЕСТЕ!

Проект информационно - практико – ориентированный

Секция: Начальная школа. «Я познаю мир»




Елисеев Павел 3 «Б» класс,

Мушта Виктор 3 «Б» класс

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя школа


Научный руководитель-

Устименко Юлия Анатольевна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя школа



Бутурлиновка, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Шипов лес ……………………………………………………………... 5

Глава 2. Работы по восстановлению леса …………………………………….. 9

  1. Интервью с инженером лесопользования ООО «Бутурлиновский лесхоз» ………………………………………………………………… 9

  2. Выкладка и посадка саженцев дуба ………………………………… 11

Заключение …………………………………………………………………………………… 13

Литература …………………………………………………………………………………… 14

Приложения …………………………………………………………………… 15

Приложение 1 ………………………………………………………………….. 15

Приложение 2 …………………………………………………………………... 20

Приложение 3 …………………………………………………………………... 21

Приложение 4 ……………………………………………………………………22



















Введение.

Всей семьёй на выходных мы ездили в лес. Осенняя природа нас поразила своим великолепием. Под ногами мы рассматривали разные травы и семена. Мы с мамой нашли жёлуди. Вышли на поляну и увидели большую лесную вырубку. Рабочие трудились и грузили спиленные деревья. Вырубка была большая. Нам захотелось узнать, что будет на месте вырубки? Какие мероприятия проводятся для этого? Мы решили узнать, как у нас в Бутурлиновском районе происходит восстановление леса. Сможем ли мы -школьники помочь взрослым в этом деле?

Поэтому целью проекта является получение знаний и пропаганда мероприятий по восстановлению Шипова леса в нашем Бутурлиновском районе.

Задачи:

- изучить особенности лесного массива Бутурлиновского района;

- выявить в ходе интервью с инженером лесопользования как готовиться посадочный материал для восстановления Шиповой дубравы;

- применить методы лесовосстановления на практике;

- информировать население о способах и методах лесовосстановления.

Гипотеза: если привлечь внимание людей к проблеме восстановления леса в нашем районе, то это будет способствовать лесовосстановлению.

Вид проекта: информационно - практико – ориентированный

Субъект изучения: Шипов лес

Предмет изучения: дуб черешчатый

Практическая значимость проекта:

- привлечение людей к проблеме восстановления леса;

- пропаганда мероприятий по лесовосстановлению;

Методы исследования: работа с информацией наблюдение, интервью, анкетирование, практические методы.









































Глава 1. Шипов лес.

Для начала хотелось узнать, как можно больше о нашем лесном массиве. Я обратился к разным источникам информации и вот, что узнал.

Шипов лес представляет собой огромную дубраву общей площадью более 39 тысяч гектаров. Расположен лес на границе степной и лесостепной зон на правом берегу реки Осередь, у водораздела с рекой Битюг. Подобно гигантскому зелёному острову размером 70 на 40 километров, лесной массив раскинулся среди распаханных земель, территориально принадлежащих двум административным районам Воронежской области - Бутурлиновскому и Павловскому. Основные насаждения леса представлены дубравами с преобладающим в них дубом черешчатым в возрасте не менее 150 лет. Шипов лес отнесён к особо ценным лесам России. Это - самая большая островная дубрава в Черноземье. Далее на юг нет ни одного лесного массива вплоть до Кавказа. Шипов лес разделен на три крупных лесных массива. Каждый из них имеет свое название: северный зовется Казенной дачей, средний – Первой Корабельной дачей, южный – Второй Корабельной дачей. Эти названия возникли в эпоху Петра I, который в процессе поиска удобного места для строительства верфи на Дону в 1709 году обнаружил нетронутый первобытный лес с дубравами, возраст которых достигал 400-летнего возраста. За превосходное качество дубовой древесины царь назвал лес «Золотым кустом» и объявил его корабельным «Государевым Шиповым лесом» (Приложение 1)

Тогда же в петровскую эпоху лесной массив, видимо, и получил свое название, произошедшее от английского слова «ship» – корабль. Однако, ученые обнаружили, что название леса упоминалось задолго до этого, и, вполне возможно, что топоним «Шипов» мог пойти от кочевников, которым приходилось объезжать лесную чащу. Как степные жители, в лесу они теряли уверенность и комфорт, и, потому, делали большой крюк, огибая древесные массивы. А на их языке «угол, крюк» и звучит похоже на «шип». Подтверждением этого служат найденные в лесной подстилке хазарские стремена, дирхемы, топоры, подковы, ножи, кремневые наконечники, хранящиеся в Бутурлиновском музее при Доме Лесника. (Приложение 1)

Как известно, первые деревья Шипова леса были вырублены для постройки кораблей Азовской флотилии. Сильная вырубка в дубраве продолжалась до 1770 года. Затем, после недолгого затишья, в начале 19 века произошло второе наступление на лес. Массовая вырубка деревьев продолжалась с 1810 по 1830 год.

Первые попытки планомерного ведения лесного хозяйства были предприняты лишь в 1848 году. А с 1875 по 1879 год лесовод Н. К. Генко на ранее распаханных землях близ Шиповой дубравы высадил первые искусственные насаждения. Сейчас эти насаждения имеют 130-летний возраст и хорошее качество. Стройные и мощные 30-метровые дубы ныне возвышаются над выросшими здесь позднее кленом, липой и лещиной. В кварталах 55-59 Шипова леса на площади около 100 гектаров растут 200-летние дубы, достигающие высоты в 40 метров и диаметра около полуметра.

Особенностью Шиповой дубравы является отсутствие лесных озер. Вода не застаивается здесь после ливней, просачиваясь сквозь комковатую структуру почвы. Однако, в днищах некоторых оврагов выклиниваются грунтовые воды, образуя переувлажненные места и даже болотца.

В 1908 году на территории Шипова леса было основано опытное лесничество. Она стало научной базой для исследований таких известных русских ученых-лесоводов как Г. Ф. Морозов, Д. М. Кравчинский, Н. К. Генко. Здесь так же работал выдающийся русский почвовед В. В. Докучаев. Заложенные ещё в 1911 году, уникальные опытные культуры дуба представляют главную научную ценность Шиповой дубравы. Нынешние старо-возрастные насаждения – это второе, порослевое, поколение дуба. А молодняком и средневозрастными насаждениями представлено уже третье поколение.

С 1950 года Шипов лес отнесен к ценным лесным массивам, в которых запрещена рубка главного пользования, а сохранившиеся на площади 202 гектара, самые старые дубравы объявлены памятниками природы. В них и находятся главные достопримечательности Шипова леса. Близ окраины села Козловка Бутурлиновского района на опушке Шипова леса растет старожил здешних мест — черешчатый дуб, возраст которого превышает 400 лет (Приложение 1).

А в километре от села Пузево растут дубы, признанные за свою стройность идеальными. В их числе долгое время находилась одна из главных достопримечательностей Шиповой дубравы и ее главный символ – так называемый, идеальный дуб. Отмеченный белым пояскам и номером, он по паспорту числился как плюсовое (те есть обладающее высокими качествами) дерево №1. (Приложение 1)

Это знаменитое дерево еще в 1908 году при участии лесоводов Г. Ф. Морозова и М. М. Орлова было выделено среди прочих за отменную стройность и низкую сучковатость. «Вот дуб, который может служить идеалом для Шипова леса!» — эта историческая фраза М. М. Орлова послужила поводом для дальнейшего именования «идеальным» плюсовым деревом №1, которое в 1969 году было признано памятником природы и в дальнейшем использовалось исследователями в качестве эталона.

Возраст «идеального дуба», высота которого достигала 35 метров, а диаметр ствола - более 70 сантиметров, оценивался лесоводами в 160- 170 лет. При этом ствол у дерева был идеально ровный, крона аккуратная и симметричная, а первый сук находился на высоте 20 метров.

К сожалению, самый известный дуб Шипова леса, не сумев пережить аномальную жару 2010 года, «заболел» и начал сохнуть. В 2012 году плюсовое дерево №1 было спилено и пошло на дрова, ибо из засохших деревьев невозможно делать ни мебель, ни какие-либо другие изделия – испорченная жуками, их древесина уже не пригодна для столярных работ. Однако, по утверждению лесоводов, не стоит сильно расстраиваться об утрате «идеального дуба». На том же участке Воронцовского лесничества, где ранее росло плюсовое дерево №1, осталось еще 4 дерева с аналогичными параметрами. И каждое из них имеет полное право именоваться символом Шипова леса. А помимо них еще сотни плюсовых деревьев, отмеченных номерами и белыми поясками, растут в Красном лесничестве. Это дубы-маточники, от которых получают желуди для лесоплеменного дела в Черноземье и даже других районах России. Это в их честь установлен один из самых необычных памятников России — памятник желудю, являющемуся еще одним символом Шиповой дубравы. (Приложение 1)

Признанный всемирно известным образцом практического лесоводства в деле восстановления дубрав, заповедный лесной массив «Шипова дубрава» в наши дни является огромной научной лабораторией под открытым небом. На территории Шипова леса располагаются лесосеменные участки, а также опорный участок воронежского Научно-исследовательского института лесной генетики и селекции, под эгидой которого осуществляются научные исследования в области лесной генетики и селекции. [1], [3]

Рядом с Шиповой дубравой на берегу реки Осередь расположен родной город Бутурлиновка. Эти особенности поселения легли в основу герба Бутурлиновского городского поселения, символика которого многозначна. Золотая русская ладья с серебряным (белым) парусом, выполненном в виде дубового листа, аллегорически символизирует большой вклад Бутурлиновки в создание первого Российского флота при Петре I. [2] (Приложение 1)





Глава 2. Работы по восстановлению леса.

  1. Встреча с инженером лесопользования ООО «Бутурлиновский лесхоз» Елисеевой В.И.

Получив такие факты о нашем лесе, я с ребятами решили побывать в ООО «Бутурлиновский лесхоз» и выяснить, как восстанавливают лес в нашем Бутурлиновском районе, и что мы – школьники можем сделать в этом направлении.

Для этого мы встретились с инженером лесопользования ООО «Бутурлиновский лесхоз» Елисеевой Валентиной Ивановной и решили взять у неё интервью. (Приложение 2)

И вот, что мы узнали.

Весь объем вырубленного дубового насаждения обязательно восстанавливается. Лесовозобновление может быть естественным, комбинированным и искусственным. Дубовое насаждение, воспроизводящееся искусственным способом, это посев или посадка лесных культур.

Перед посадкой производят подготовку почвы с предварительным сплошным понижением пней бороздами через 4 метра и шириной 70 см, в ряду семена или сеянцы высаживаются через 55 см, количество посадочных мест на гектаре составляет 4500 шт.

После посадки культур дуба обязательно проводят уходы. В первые 5-10 лет его жизни проводится ОСВЕТЛЕНИЕ – это ручной, механизированный уход, направленный на улучшение его породного состава, качества и условий роста. Ведь «царь леса» является светолюбивой культурой, которой необходимо достаточное количество солнечных лучей.

Недаром бытует поговорка: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». То есть ему предпочтительно стороннее отенение, которое образует естественная поросль в междурядьях. А «открытую голову» создают искусственным образом, путем механизированного ухода.

В возрасте 11-20 лет проводится ПРОЧИСТКА - это рубка ухода в молодом древостое, направленная на регулирование его густоты и улучшение условий роста деревьев главной породы, а также на продолжение формирования его состава.

С 21 года до 60 лет с целью создания благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны лучших деревьев проводят ПРОРЕЖИВАНИЕ. А ПРОХОДНАЯ рубка ведется в средневозрастном насаждении с 61 до 80 лет, где удаляются нежелательные деревья, чтобы создать благоприятные условия для лучших.

Как одну из рубок ухода во всех лесах проводят САНИТАРНЫЕ рубки – они бывают выборочные или сплошные. В наших лесах все рубки являются выборочными. Выборочная санитарная рубка, проводится с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные деревья, пострадавшие от каких - либо болезней, вредителей, а также других повреждений.

В ходе разговора мы узнали, что плодоношение дуба черешчатого начинается в 40-60 лет с периодичностью 3 года. Желуди собирают в сентябре - октябре. В урожайный год желудь собирается максимально с дальнейшим его высевом на вырубках в лесу, а также в питомник, чтобы иметь посадочный материал во время слабого семяношения дуба. Воспроизводство лесных насаждений производится ежегодно и оставшийся желудь лесоводы стараются сохранить до весны. Для этого есть несколько способов хранения желудя:

а) Хранение желудей в траншеях и ямах.

На сухом возвышенном незатопленном месте выкапывают траншею шириной 1 метр, глубиной 1,5. Дно траншеи должно быть выше уровня грунтовых вод на 1,5 метра. При наступлении заморозков желуди закладывают в траншее слоями с землей или песком. Сверху засыпают землей до 0,5 метров.

б) Хранение желудей в снегу.

В этом случае желуди укладывают в кучи, чередуя слой снега 20 см. со слоем желудя (10-15см.) всего до 4 слоев. Кучи сверху покрывают снегом до 1 метра, а затем соломой или листвой.

  1. Выкладка и посадка саженцев дуба.

Я с одноклассниками решил поучаствовать в мероприятиях по восстановлению Шиповой дубравы. В этом нам согласился помочь помощник участкового лесничего Козловского участкового лесничества Бутурлиновского филиала КУ ВО «Лесная охрана» Миронов Сергей Иванович. Он рассказал, как собирать жёлуди. Плоды должны быть целыми, без повреждений (приложение 1). Для сбора и посадки жёлудя ООО «Бутурлиновский лесхоз» привлекает население. Производится закупка жёлудя в объёме до 8 тонн. Это примерно 100 кг на 1га. В год высаживается жёлудь на площади от 60 до 80 га.

В сборе желудей могут помочь не только взрослые, но и дети. Поэтому мы можем помочь в сборе жёлудя и в пропаганде такого мероприятия. Для этого мы решили сделать несколько плакатов и разместить их в нужных местах, чтобы взрослые и дети, получив вовремя информацию, смогли поучаствовать в таком нужном и важном деле (приложение 1).

После этого мы узнали, что в лесном питомнике будет проводится выкладка посадочного материала и решили посмотреть и помочь в этом рабочим ООО «Бутурлиновский лесхоз».

Вместе с Мироновым С.И. мы приехали в питомник для выкапывания молодой поросли дуба. Размер годовалых саженцев до 15 см. С помощью трактора была произведена выкладка посадочного материала для дальнейшей посадки на вырубке (приложение 1). Мы были рады, что смогли помочь. Работа была интересной и полезной.

Затем эти маленькие деревца мы должны были высадить на вырубке в лесу. Для такой работы необходимы специальный инструмент – меч «Колесова». Этот инструмент с виду похож на лопату. С помощью него делаются углубления в почве для посадки саженцев дуба. (приложение 1). Весь день мы с ребятами участвовали в посадке саженцев и были горды тем, что помогаем в восстановлении нашего Шипова леса.

Затем вместе с помощником участкового лесничего мы посмотрели культуры дуба 1-годичной посадки, 5-ти, 10-ти лет. А также увидели маточные дубы, которые дают посадочный материал – жёлуди. Это огромные деревья, которые не обхватить руками.

После этого мы решили привлечь внимание к восстановлению леса ребят из других классов. Для этого мы для начала провели анкетирование (Приложение 3, 4), чтобы узнать, а что обо всём этом думают наши товарищи. Оказалось, что многие из ребят ничего не знают о лесовосстановлении. Решено было их проинформировать.

В нашей школе каждый месяц выпускается газета «Муравейник» для начальных классов. В одном из её выпусков была опубликована статья - интервью с инженером лесопользования Елисеевой В.И. А также материал о том, как мы поработали в ООО «Бутурлиновский лесхоз». Был объявлен конкурс плакатов, в которых пропагандировалась работа по лесовосстановлению. Лучшие плакаты по согласованию с инженером ООО «Бутурлиновский лесхоз» было решено оборудовать на местах в качестве агитации. Ознакомившись с нашим проектом, ребята решили, что будут помогать ООО «Бутурлиновский лесхоз» в восстановлении Шипова леса. И на следующий год они обязательно будут собирать жёлуди, рисовать плакаты, помогать в высадке саженцев дуба, чтобы привлечь к этому других людей.

Заключение.

В ходе работы над проектом мы узнали об историческом прошлом Шипова леса, какие восстановительные работы проводятся в нашем Бутурлиновском районе по восстановлению Шипова леса. Это большая работа по сбору желудей, их высадке в питомниках, выкладке и высадке саженцев дуба на вырубках или прогалинах.

Теперь стало понятно, что восстановление леса – это большая нужная и очень трудная работа. В ней участвуют люди, которым не безразлична дальнейшая судьба нашего Шипова леса. И мы – школьники можем помочь взрослым в таком важном деле. Ребята из нашей школы заинтересовались этой работой. Ведь все вместе мы можем собирать посадочный материал, привлечь других ребят к сбору желудей, помочь ООО «Бутурлиновский лесхоз» в выкладке и посадке саженцев дуба. Словом, вложить свой вклад в восстановление леса в нашем Бутурлиновском районе. Значит наша гипотеза подтвердилась если привлечь внимание людей к проблеме восстановления леса в нашем районе, то это будет способствовать лесовосстановлению.





















Литература

  1. Заповедный лесной массив «Шипова дубрава»

https://bravo-voronezh.ru/kultura/dostoprimechatelnosti-voronezhskogo-kraya/zapovednyy-lesnoy-massiv-shipov-les/

  1. Герб Бутурлиновки.

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/buturlin.htm

  1. «Земля Бутурлиновская: время, события, люди»,

Воронеж, Издательство: «Центр духовного возрождения Чернозёмного края» 2017 – 400с, Коллектив авторов и составителей: Е.Н. Коржова, Н.П. Маркова, О.А. Одинцова, О.Н. Высоцкая, Л.В. Глотова, Л.В. Карева, И.Э. Тарасова, С.П. Титова.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шипов лес.

Домик лесника.

Дуб «Патриарх»

Идеальный дуб.

Памятник жёлудю. Экологическая тропа. Домик лесника.

Герб г. Бутурлиновка.

Елисеева Валентина Ивановна,

инженер лесопользования

Помогаем собирать жёлуди.

Сбор желудей.

Выкладка посадочного материала.

Собираем посадочный материал.



Инструктаж перед посадкой саженцев дуба.



Работаем сообща. Посадка саженцев дуба.

Саженцам дуба 1 год. Саженцам дуба 5 лет.

Саженцы дуба 10 лет.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Интервью с Елисеевой Валентиной Ивановной

Вопросы

Ответы

  1. Проводится ли в Бутурлиновском районе лесовозобновление?

Как это происходит?








  1. Какие работы проводятся после посадки культур дуба?










  1. Когда начинается плодоношение дуба черешчатого?

  2. Какие способы хранения семян дуба существуют?

  1. Да, проводится. Лесовозобновление может быть естественным, комбинированным и искусственным. В нашем районе проводится преимущественно искусственное лесовозобновление. Дубовое насаждение, воспроизводящееся искусственным способом, это посев или посадка лесных культур. Перед посадкой производят подготовку почвы с предварительным сплошным понижением пней бороздами через 4 метра и шириной 70см, в ряду семена или сеянцы высаживаются через 55см, количество посадочных мест на гектаре составляет 4500 шт.

  2. После посадки культур дуба обязательно проводят уходы. В первые 5-10 лет его жизни проводится ОСВЕТЛЕНИЕ – это ручной, механизированный уход, направленный на улучшение его породного состава, качества и условий роста. В возрасте 11-20 лет проводится ПРОЧИСТКА. Это рубка ухода в молодом древостое. С 21 года до 60 лет с целью создания благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны лучших деревьев проводят ПРОРЕЖИВАНИЕ. Как одну из рубок ухода во всех лесах проводят САНИТАРНЫЕ рубки. Они бывают выборочные или сплошные. В наших лесах все рубки являются выборочными.

  3. Плодоношение дуба черешчатого начинается в 40-60 лет с периодичностью 3 года. Желуди собирают в сентябре - октябре.

  4. Оставшийся желудь лесоводы стараются сохранить до весны. Для этого есть несколько способов хранения желудя: хранение желудей в траншеях и ямах, хранение желудей в снегу.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для обучающихся


  1. Как называется лесной массив рядом с нашим городом Бутурлиновка? _____________________________________________________________________

  2. Почему лес, находящийся в нашем районе называют дубравой?
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Знаете ли вы о проведении мероприятий по восстановлению леса?

________________________________________________________________________

  1. Какие проводятся работы в этом направлении? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что можем сделать мы – школьники для восстановления леса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты анкетирования

Принимали участие 3 «Б» и 3 «В» классы

Всего: 56 человек.



1. Как называется лесной массив рядом с нашим городом Бутурлиновка?

1. Ответили:

утвердительно - 53 чел.

отрицательно – 6 чел.


2.Почему его называют дубравой?

2. Ответили: Дубравой называют потому, что там растут дубы. – 46 чел.

Не ответили на вопрос – 10 чел.

3.Знаете ли вы о проведении мероприятий по восстановлению леса?


3.Ответили:

утвердительно – 7 чел.

отрицательно – 49 чел.


4. Какие проводятся работы в этом направлении?

4.Ответили: не знаю – 50 чел.

Сажают деревья – 6 чел.


5.Что можем сделать мы – школьники для восстановления леса?

5.Ответили: не знаю – 50 чел.

Посадить деревья – 6 чел.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!