Курочкина Юлия Викторовна
учитель начальных классов
Сургут, ХМАО-Югра МБОУ СОШ №20
ПРОЕКТ
«Родители – социальные партнеры школы:
сотрудничество в интересах ребенка»
«Нас трое: я, ребёнок и родители. Мы все трое заинтересованы в позитивном решении проблем детей. И мы все трое должны объединить все свои усилия и направить их на решение этих проблем».
Гиппократ
“Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе”
Ш.А. Амонашвили
1. ПРОБЛЕМА
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы нацеливает общество на усиление семейного воспитания, школу – на развитие связей семьи и школы, разнообразия форм работы с родителями, оказания им помощи в решении проблем воспитания детей, развития психолого-педагогического, методического и правового просвещения родителей.
Однако, в современном обществе все более стала заметна тенденция разделения функций воспитания в семье и в школе. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители, в свою очередь, жалуются, что в школе их ребенок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидали от данного учебного учреждения. В то же время на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку как можно более хорошее образование.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Результаты анкетирования, проведенного в школе, выявили реальную картину ценностных смыслов семьи и семейного воспитания. На первое место сегодня подростки ставят свободу и реже – карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции. Было опрошено 68 старшеклассников.
По результатам опроса можно выявить следующие особенности:
-у 72 % учеников родители не проверяют, как учатся их дети;
-64% учеников родители не помогают в школьных делах;
- всего у 58% доверительные отношения в семье, но при этом лишь 36% могут рассказать родителям обо всех своих проблемах;
- 54 % проводят со своей семьей не больше 72 часов в неделю;
- 32% учеников не любят отмечать праздники в кругу семьи;
- 48% учеников не будут воспитывать своих детей так, как их воспитывают родители.
Анализ данных анкетирования, проведенного среди представителей педагогического состава и родителей, показывает, что, в среднем, родители посещают школу примерно три раза в год. 70 % родителей практически никак не взаимодействуют со школой в плане вопросов воспитания своих детей, плохо или вообще не информированы о результатах воспитательного процесса, особенностях развития своего ребенка. Родители, принимавшие участие в анкетировании, признались, что если в семье возникает сложная ситуация, то они гораздо охотнее "изливают" свои проблемы знакомым и друзья. Всего 6% родителей считают себя влиятельными людьми и включены в создание воспитательной концепции школы.
Далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Данные исследований по России говорят о наличии проблемы во взаимодействии школы и родителей: всего в 5% школ изучается родительский коллектив, всего в 6% школ реализуется последовательная, систематическая работа по обучению и просвещению родителей.
Однако привлечение родителей к воспитательной работе с коллективом учащихся имеет определенные трудности:
Большая загруженность родителей профессиональными обязанностями и домашними делами;
Индифферентность большинства родителей, занятие ими позиции сторонних наблюдателей;
Слабое представление о том, какую реальную помощь они могут оказать школе, классу, ребенку;
Недостаток психолого-педагогических, методических знаний и умений в воспитании детей.
В свою очередь, нами выявлены позитивные тенденции и потенциалы, которые надо использовать:
– направленность на взаимоотношения принятия, понимания и соучастия с педагогами у родителей выше (61 %), чем у педагогов к родителям (51 %);
– у большинства родителей достаточно высокий уровень взаимоотношений со своим ребенком;
– умение адекватно определить проблемы школы;
– определять затруднения детей и свои потенциалы.
Таким образом, исследования показывают, что потребность во взаимодействии испытывают обе стороны - и семья, и школа.
2. ГИПОТЕЗА
Если мы создадим проект работы с родителями, то это усилит связь семьи и школы и поможет родителям установить гуманно-личностные отношения с детьми в семье. В таком случае результат образовательного процесса станет более плодотворным, уменьшатся социальные отклонения в поведении детей.
Решить выявленные проблемы нам поможет реализация проекта:
«Родители – социальные партнеры школы: сотрудничество в интересах ребенка».
Идея эта не нова. Во все времена учителя прибегали к помощи родителей своих учеников. Но если раньше взаимодействие семьи со школой зачастую ограничивалось визитом родителей на классные собрания, новогодние утренники и др., то сегодня мы предлагаем мамам и папам принять участие в управлении этим шумным и беспокойным “организмом” вместе с педагогами и обучающимися.
3. КОНЦЕПЦИЯ
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей...» - говорил В.А.Сухомлинский. Он придавал большое значение системе педагогического просвещения, повышению педагогической культуры родителей.
Необходимость тесной связи семьи и школы подчеркивается в Законе «Об образовании». Это нашло отражение в Уставе нашей школы (приложение).
Объединение усилий школы и семьи предусматривает установление правильных взаимоотношений и полного понимания задач воспитания. Педагогический аспект этого единства предполагает создание воспитывающей обстановки в школе и семье, единство требований к детям, умелое использование разнообразных методов и приемов воспитания не противоречащих друг другу.
Принципиальным является положение о том, что школе принадлежит ведущая, определяющая роль в системе народного образования. А.С. Макаренко писал: «Сейчас я настаиваю на том, что правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю и по отношению к отдельному ученику и по отношению к семье должна быть школа».
Ш.А. Амонашвили рассматривает семью как опору всего будущего. В его Школе Жизни работа с родителями направлена на то, чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и в семье.
Познакомившись со взглядами классиков педагогики на проблему взаимодействия двух сторон - учителя и родителей и изучив современную методическую литературу по данной теме, мы убедились, что сотрудничество школы и семьи является одной из приоритетных задач педагогики. Решение этой проблемы приведет к возникновению нового уровня взаимоотношений «педагогического треугольника»: учитель - родители - ребенок. Значит, мы должны установить более тесную связь с родителями. Существуют различные формы работы с семьей. Самой действенной мы считаем организацию родительской школы, потому что воспитательная работа немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.
При реализации сотрудничества предлагаем использовать систему педагогических принципов:
Общепедагогические принципы, лежащие в основе образовательной системы: принцип гуманизации, индивидуализации, системности, природосообразности.
Принципы дидактики.
Принципы воспитания, психологии.
Методические принципы.
4.ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Научной новизной в нашем проекте является решение актуальнейшей проблемы современного образования: замена технократического подхода в воспитании детей на гуманистический подход через формирование воспитательного пространства образовательного учреждения и создание системы сотрудничества между семьей и школой. В перспективе решение этой проблемы позволит значительно повысить качество воспитательной работы, а высокая активность родителей будет способствовать более успешному и позитивному развитию школы.
Мы исходим из положения, что взаимоотношения с родителями развиваются только в активной совместной деятельности: эмоционально-насыщенной, творческой по характеру, социальной по направленности; включающей единство когнитивного (новые знания), коммуникативного (общение), рефлексивного (анализ, самоанализ) аспектов. Эти особенности организации деятельности относятся и к процессу взаимодействия с детьми, и взаимодействия с родителями.
Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?
Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.
Формы дифференцированной работы
Прямая дидактическая подготовка родителей.
Вместо традиционных установочных занятий с родителями будущих первоклассников «Как готовить ребенка к школе» проводить курсы совместной подготовки к школе детей и родителей.
Проведение уроков для родителей по узловым программным темам основных предметов.
Подготовка родителей специфических групп детей.
Различные формы групповой и индивидуальной работы с психологом по коррекции семейных отношений.
Мы предлагаем создать родительскую школу, где в новом виде педагогический всеобуч может стать эффективным средством направленного влияния педагогов - профессионалов на стихию семейной педагогики.
5.ЦЕЛЬ
Цель нашего проекта - представить механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.
Наша цель - выстроить партнерские отношения с родителями, т.е., отношения с разделенной ответственностью за конечный результат.
Основная идея проекта образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем и воспитуем как личность. Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, мы:
-определили уровни, на которых будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;
-определили возможные ее составляющие;
-разработали этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения;
-выявили и ранжировали проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определили профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;
-спланировали методическую деятельность различных звеньев и структур школы по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;
-разработали систему стимулов этой деятельности.
6.ЗАДАЧИ
Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
С помощью современных методов диагностики выбрать эффективные формы работы с родителями.
Разработать программу родительской школы.
7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В построении партнерских отношений мы выделяем три этапа:
I этап – ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Определение общих целей;
Мониторинг родительских запросов и ресурсов;
Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.
II этап – МЫ – ВМЕСТЕ
Проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей;
Совместная деятельность;
Изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
III этап – МЫ – ПАРТНЕРЫ
Условия партнерских отношений:
Добровольное участие родителей в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Добровольность понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).
Долговременность. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.
Взаимная ответственность.
8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы предполагает повышение педагогической культуры родителей; создание единой образовательной среды в школе и дома; создание условий для повышения успеваемости учащихся; улучшение взаимоотношений между учителями, родителями и учеником.
Сотворческий характер встреч с родителями позволит учителю добиться более эффективного управления на уровне класса. Изменится роль и место родителей в образовательной политике школы. Родители станут активными участниками образовательного процесса школы.
9.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадры: учителя, родители, психолог.
УМБ: учебно-методическая литература, тесты, анкеты, кабинет психолога (используется для индивидуальных бесед), видеокамера, аудио- и видеозаписи, фотоаппарат.