СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Родители – социальные партнеры школы: сотрудничество в интересах ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея эта не нова. Во все времена учителя прибегали к помощи родителей своих учеников. Но если раньше взаимодействие семьи со школой зачастую ограничивалось визитом родителей на классные собрания, новогодние утренники и др., то сегодня мы предлагаем мамам и папам принять участие в управлении этим шумным и беспокойным “организмом” вместе с педагогами и обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Родители – социальные партнеры школы: сотрудничество в интересах ребенка»»

Курочкина Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Сургут, ХМАО-Югра МБОУ СОШ №20


ПРОЕКТ

«Родители – социальные партнеры школы:

сотрудничество в интересах ребенка»



«Нас трое: я, ребёнок и родители. Мы все трое заинтересованы в позитивном решении проблем детей. И мы все трое должны объединить все свои усилия и направить их на решение этих проблем».

Гиппократ


“Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе”

Ш.А. Амонашвили


1. ПРОБЛЕМА

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы нацеливает общество на усиление семейного воспитания, школу – на развитие связей семьи и школы, разнообразия форм работы с родителями, оказания им помощи в решении проблем воспитания детей, развития психолого-педагогического, методического и правового просвещения родителей.

Однако, в современном обществе все более стала заметна тенденция разделения функций воспитания в семье и в школе. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители, в свою очередь, жалуются, что в школе их ребенок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидали от данного учебного учреждения. В то же время на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку как можно более хорошее образование.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Результаты анкетирования, проведенного в школе, выявили реальную картину ценностных смыслов семьи и семейного воспитания. На первое место сегодня подростки ставят свободу и реже – карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции. Было опрошено 68 старшеклассников.

По результатам опроса можно выявить следующие особенности:
-у 72 % учеников родители не проверяют, как учатся их дети;
-64% учеников родители не помогают в школьных делах;
- всего у 58% доверительные отношения в семье, но при этом лишь 36% могут рассказать родителям обо всех своих проблемах;

- 54 % проводят со своей семьей не больше 72 часов в неделю;

- 32% учеников не любят отмечать праздники в кругу семьи;

- 48% учеников не будут воспитывать своих детей так, как их воспитывают родители.

Анализ данных анкетирования, проведенного среди представителей педагогического состава и родителей, показывает, что, в среднем, родители посещают школу примерно три раза в год. 70 % родителей практически никак не взаимодействуют со школой в плане вопросов воспитания своих детей, плохо или вообще не информированы о результатах воспитательного процесса, особенностях развития своего ребенка. Родители, принимавшие участие в анкетировании, признались, что если в семье возникает сложная ситуация, то они гораздо охотнее "изливают" свои проблемы знакомым и друзья. Всего 6% родителей считают себя влиятельными людьми и включены в создание воспитательной концепции школы.

Далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Данные исследований по России говорят о наличии проблемы во взаимодействии школы и родителей: всего в 5% школ изучается родительский коллектив, всего в 6% школ реализуется последовательная, систематическая работа по обучению и просвещению родителей.

Однако привлечение родителей к воспитательной работе с коллективом учащихся имеет определенные трудности:

  • Большая загруженность родителей профессиональными обязанностями и домашними делами;

  • Индифферентность большинства родителей, занятие ими позиции сторонних наблюдателей;

  • Слабое представление о том, какую реальную помощь они могут оказать школе, классу, ребенку;

  • Недостаток психолого-педагогических, методических знаний и умений в воспитании детей.

В свою очередь, нами выявлены позитивные тенденции и потенциалы, которые надо использовать:

– направленность на взаимоотношения принятия, понимания и соучастия с педагогами у родителей выше (61 %), чем у педагогов к родителям (51 %);

– у большинства родителей достаточно высокий уровень взаимоотношений со своим ребенком;

– умение адекватно определить проблемы школы;

– определять затруднения детей и свои потенциалы.

Таким образом, исследования показывают, что потребность во взаимодействии испытывают обе стороны - и семья, и школа.


2. ГИПОТЕЗА

Если мы создадим проект работы с родителями, то это усилит связь семьи и школы и поможет родителям установить гуманно-личностные отношения с детьми в семье. В таком случае результат образовательного процесса станет более плодотворным, уменьшатся социальные отклонения в поведении детей.


Решить выявленные проблемы нам поможет реализация проекта:

«Родители – социальные партнеры школы: сотрудничество в интересах ребенка».

Идея эта не нова. Во все времена учителя прибегали к помощи родителей своих учеников. Но если раньше взаимодействие семьи со школой зачастую ограничивалось визитом родителей на классные собрания, новогодние утренники и др., то сегодня мы предлагаем мамам и папам принять участие в управлении этим шумным и беспокойным “организмом” вместе с педагогами и обучающимися.



3. КОНЦЕПЦИЯ

«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей...» - говорил В.А.Сухомлинский. Он придавал большое значение системе педагогического просвещения, повышению педагогической культуры родителей.

Необходимость тесной связи семьи и школы подчеркивается в Законе «Об образовании». Это нашло отражение в Уставе нашей школы (приложение).

Объединение усилий школы и семьи предусматривает установление правильных взаимоотношений и полного понимания задач воспитания. Педагогический аспект этого единства предполагает создание воспитывающей обстановки в школе и семье, единство требований к детям, умелое использование разнообразных методов и приемов воспитания не противоречащих друг другу.

Принципиальным является положение о том, что школе принадлежит ведущая, определяющая роль в системе народного образования. А.С. Макаренко писал: «Сейчас я настаиваю на том, что правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю и по отношению к отдельному ученику и по отношению к семье должна быть школа».

Ш.А. Амонашвили рассматривает семью как опору всего будущего. В его Школе Жизни работа с родителями направлена на то, чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и в семье.

Познакомившись со взглядами классиков педагогики на проблему взаимодействия двух сторон - учителя и родителей и изучив современную методическую литературу по данной теме, мы убедились, что сотрудничество школы и семьи является одной из приоритетных задач педагогики. Решение этой проблемы приведет к возникновению нового уровня взаимоотношений «педагогического треугольника»: учитель - родители - ребенок. Значит, мы должны установить более тесную связь с родителями. Существуют различные формы работы с семьей. Самой действенной мы считаем организацию родительской школы, потому что воспитательная работа немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

При реализации сотрудничества предлагаем использовать систему педагогических принципов:

  1. Общепедагогические принципы, лежащие в основе образовательной системы: принцип гуманизации, индивидуализации, системности, природосообразности.

  2. Принципы дидактики.

  3. Принципы воспитания, психологии.

  4. Методические принципы.


4.ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Научной новизной в нашем проекте является решение актуальнейшей проблемы современного образования: замена технократического подхода в воспитании детей на гуманистический подход через формирование воспитательного пространства образовательного учреждения и создание системы сотрудничества между семьей и школой. В перспективе решение этой проблемы позволит значительно повысить качество воспитательной работы, а высокая активность родителей будет способствовать более успешному и позитивному развитию школы. 

Мы исходим из положения, что взаимоотношения с родителями развиваются только в активной совместной деятельности: эмоционально-насыщенной, творческой по характеру, социальной по направленности; включающей единство когнитивного (новые знания), коммуникативного (общение), рефлексивного (анализ, самоанализ) аспектов. Эти особенности организации деятельности относятся и к процессу взаимодействия с детьми, и взаимодействия с родителями.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Формы дифференцированной работы

  1. Прямая дидактическая подготовка родителей.

Вместо традиционных установочных занятий с родителями будущих первоклассников «Как готовить ребенка к школе» проводить курсы совместной подготовки к школе детей и родителей.

  1. Проведение уроков для родителей по узловым программным темам основных предметов.

  2. Подготовка родителей специфических групп детей.

  3. Различные формы групповой и индивидуальной работы с психологом по коррекции семейных отношений.

Мы предлагаем создать родительскую школу, где в новом виде педагогический всеобуч может стать эффективным средством направленного влияния педагогов - профессионалов на стихию семейной педагогики.


5.ЦЕЛЬ

Цель нашего проекта - представить механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Наша цель - выстроить партнерские отношения с родителями, т.е., отношения с разделенной ответственностью за конечный результат.

Основная идея проекта образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы заключается в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем и воспитуем как личность. Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, мы:

-определили уровни, на которых будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;

-определили возможные ее составляющие;

-разработали этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения;

-выявили и ранжировали проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определили профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;

-спланировали методическую деятельность различных звеньев и структур школы по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;

-разработали систему стимулов этой деятельности.



6.ЗАДАЧИ

  1. Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

  2. С помощью современных методов диагностики выбрать эффективные формы работы с родителями.

  3. Разработать программу родительской школы.


7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



В построении партнерских отношений мы выделяем три этапа:

I этап ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

  • Определение общих целей;

  • Мониторинг родительских запросов и ресурсов;

  • Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений и нарушений в семейном воспитании.

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

II этап МЫ ВМЕСТЕ

  • Проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей;

  • Совместная деятельность;

  • Изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III этап – МЫ – ПАРТНЕРЫ

Условия партнерских отношений:

  • Добровольное участие родителей в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Добровольность понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).

  • Долговременность. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

  • Взаимная ответственность.


8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы предполагает повышение педагогической культуры родителей; создание единой образовательной среды в школе и дома; создание условий для повышения успеваемости учащихся; улучшение взаимоотношений между учителями, родителями и учеником.

Сотворческий характер встреч с родителями позволит учителю добиться более эффективного управления на уровне класса. Изменится роль и место родителей в образовательной политике школы. Родители станут активными участниками образовательного процесса школы.


9.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадры: учителя, родители, психолог.

УМБ: учебно-методическая литература, тесты, анкеты, кабинет психолога (используется для индивидуальных бесед), видеокамера, аудио- и видеозаписи, фотоаппарат.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!