СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект учащегося на тему За что сожгли Джордано Бруно

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учащейся 10 класса Котельниковой Ксении на тему "За что сожгли Джордано Бруно". Содержит информацию о биографии Дж бруно, о судкбном процессе и дискуссию о его деятельности и судьбе.

Просмотр содержимого документа
«Проект учащегося на тему За что сожгли Джордано Бруно»

ФКУ СОШ УФСИН РоссИИ по Московской области

Можайск 2024


ПРОЕКТ НА ТЕМУ: За что казнили Джордано Бруно?

Выполнила учащаяся 10 класса Котельникова Ксения

Руководитель: учитель истории и обществознания Никитина Алла Васильевна





ПЛАН ПРОЕКТА:





  1. Биография. Начало истории.

  2. За что на самом деле пострадал Джордано Бруно?

  3. Подробности ареста, казни.

  4. Являлся ли он на самом деле учёным?

  5. Память в настоящее время.

  6. Вывод данного проекта.

  7. Интересные факты, дополнения к статье.

  8. Ссылки к проекту.

БИОГРАФИЯ. НАЧАЛО ИСТОРИИ:



В 1548 году в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя, родился будущий учёный. При рождении младенец получил имя- Филиппо. В 11 лет мальчика отдали на учёбу в Неаполь, где тот в свою очередь показывал превосходные результаты и схватывал всё на лету. В 1563 году Филиппо поступает в монастырь Святого Доминика, где через два года становится монахом и получает новое имя- Джордано.. Способности Бруно поражают его наставников, но вскоре эти восторги сходят на «нет». Он попросту начинает пугать других монахов, ставя под сомнения церковные каноны. А когда слухи доходят до начальства о том, что Джордано не уверен в непорочности зачатия Девы Марии, в отношении него начинается «служебная проверка». Но не дожидаясь результатов- Бруно бежал в Рим.

Джордано был философом, самонадеянным и непочтительным, который базировал свои идеи не только на логическом мышлении но и на мистике.. Зарабатывал себе на жизнь беглый монах своими лекциями, которые в свою очередь производили огромный «фурор» и привлекали много внимания. С 1576 по 1578 год он жил в Турине, Брешиа, Бергамо, Венеции, Падуе и Милане. . Он испытывал трудности в этом начинании из-за своей привычки конфликтовать с местными религиозными или политическими властями.

Но давайте уйдём от «скользкой» темы и вернёмся к жизни молодого философа. Как мы уже говорили раньше, лекции Джордано привлекали огромное внимание- но тем не менее ему благоволил сам король Генрих VII Французский который был поражён знаниями Джордано. Благодаря ему Бруно несколько лет жил спокойно и работал во Франции. . Мнемоника набирала популярность в Европе 16 века. Академикам нравилось выступать с устной речью, запоминая большие тексты, поскольку эта практика восходила к древнегреческому искусству риторики. Получив некоторую известность благодаря этим талантам при французском дворе, Бруно решил переехать в Лондон в 1584 году.

Перебравшись в Англию с рекомендациями от французского короля, Бруно ждал «фиаско»... его идеи которые он выдвигал были восприняты с недоверием. Философ вернулся во Францию в 1585 году, не сумев найти благосклонности при английском дворе. Помимо всего прочего Джордано Бруно занимался мнемоникой, т.е развитие памяти. Мнемоника набирала популярность в Европе 16 века. Академикам нравилось выступать с устной речью, запоминая большие тексты, поскольку эта практика восходила к древнегреческому искусству риторики. В 1591 году венецианский аристократ Джованни Мочениго приглашает философа к себе, что бы тот научил его искусству памяти. В мае 1592 года Джордано арестовали. В феврале 1593 года его перевозят в Рим где остальные шесть лет он провёл в тюрьме. 20 января 1600 года на Римской площади цветов Джордано Бруно был казнён...



ЗА ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПОСТРАДАЛ ДЖОРДАНО БРУНО:

Как мы уже говорили раньше арест Джордано Бруно произошёл в мае 1592 года. Но давайте всё же разберёмся и найдём ответ на вопрос:- Из-за чего-же на самом деле произошёл арест?. Вернёмся в 1591 год, когда аристократ просил Бруно научить его искусству памяти. Но мало кто знает что вскоре после принятия приглашения Джовани к Бруно перебраться в Венецию их взаимоотношения как учителя и ученика были испорчены. А в мае 1592 года Мочениго стал строчить доносы в венецианскую инквизицию, сообщая, что Бруно говорит «что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти.» и т.д и т.п. Но по мимо всего прочего в доносах говорилось и о «множественности миров», но для инквизиторов это уже было не особо важно по сравнению с вышеизложенными обвинениями. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года. Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога.

Джордано Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что у него их не было.. Но факт остаётся фактом, инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли можно оправдать с точки зрения евангельской морали. Поэтому смерть философа навсегда останется прискорбным событием в истории католического запада.. Ответ на наш с вами вопрос кроется в его религиозных воззрениях. Взгляды Бруно приводили к тому, что в его философии Бог растворялся во Вселенной, между Творцом и творением стирались границы. Бог в его учении в отличие от христианства, переставал быть Личностью. Кроме всего прочего Бруно отстаивал идею переселения душ, подвергал сомнению смысл и истинность христианских тайн, иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы.

Из всего этого следует, что во первых взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали. Бруно жил в другое время, где тогда шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.



ПОДРОБНОСТИ АРЕСТА.КАЗНИ:



В мае 1592 года Джордано Бруно был взят под арест. Прокуратор Венецианской республики Контарини писал, что философ «совершил тягчайшие преступления» но это- один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, который создал замечательное учение и тот кто обладает необычайными познаниями. В феврале 1593 года Бруно перевезли в Рим. От Джордано требовали покаяния и отречения от своих идей, но философ упрямо стоял на своём. Инквизиторов интересовали в большей степени покушения Джордано Бруно на постулаты религиозного учения- те самые, которые он начал ещё в монастыре Святого Доминика. Да, Джордано вёл жизнь изгнанника, но ситуация могла измениться в любой момент.

Так или иначе, но с нераскаявшимся еретиком было решено расправиться.

20 января 1600 года Папа Римский Климент VII постановил передать Бруно в руки светской власти. 9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным еретиком». Он был отлучён от церкви и священнического сана. Его передали на суд губернатора Рима, где там выдвинули решение подвергнуть наказанию «без пролития крови». Это значило- сожжение живьём.

Выслушав вердикт Джордано изрёк:-« Сжечь- не значит опровергнуть!»

17 февраля 1600 года на площади цветов в Риме, его привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в его тело.

Последними словами Джордано Бруно звучали так: « Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай!» Инквизиция, как правило, судила обвиняемых, основываясь на том, насколько они раскаивались в своих прошлых действиях во время самого процесса. Они не наказывали автоматически людей за то, что они публиковали еретические тексты или выступали против христианской доктрины. Вместо этого они хотели увидеть раскаяние. Поэтому оправданием Бруно могло быть отречение от взглядов, уничтожение трудов и запрет на популяризацию своих идей.

Разумеется, для Бруно это было равносильно смерти, поэтому он не согласился пойти на данный шаг. Вместо того, чтобы раскаяться, Бруно написал монументальную защиту своих взглядов.



ЯВЛЯЛСЯ ЛИ ОН НА САМОМ ДЕЛЕ УЧЁНЫМ?:

КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ОН БЫЛ?:





У

герметизм-

Магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков нашей эры, и излагавшийся в так называемом «Герметическом корпусе».. Кроме всего прочего Герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой.

чёный.. или же философ.. кем же на самом деле был Джордано Бруно?

Джордано Бруно, в отличие от Николая Коперника, чьи идеи произвели на него огромное впечатление, не был учёным. Он являлся религиозным философом, но ни как не учёным. Естественно научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Но Бруно всего лишь «измышлял гипотезы» и собственно больше ничем он не занимался.

Самой точной наукой и самой жизненной наукой для Бруно была..МАГИЯ! Бруно пошел дальше Коперника, который проявлял здесь чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Джордано была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных идей герметизма.

Как мыслитель, Джордано безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и – косвенным образом – на развитие науки Нового времени, прежде всего, как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не являлся ни физиком, ни астрономом. Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон. Своими мыслями Джордано предпочитал придавать не строгую форму научных трактатов, но поэтическую форму и образность, а также риторическую красочность. Мнемоника помогала философу запоминать важные образы, которые он мысленно размещал в структуре космоса и которые должны были ему помочь овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму.

Таким образом, Джордано нельзя назвать не только учёным, но и даже и популизатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. У Джордано Бруно не было ни каких собственно научных результатов, а его аргументы «в пользу Коперника» были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировал невежество автора.

















ПАМЯТЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ:

В 1889 году, на площади Кампо-деи-фьюри в Риме был установлен памятник , надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте где был зажжен костёр». Однако сами книги, занесённые в католический Индекс запрещённых книг в 1603 году, остались в нём до его последнего издания в 1948 году.

Бруно являлся врагом церкви, а памятник был ему поставлен во многом как упрёк Папскому престолу. Более того, в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни Бруно, кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но тем не менее указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». То есть и по сей день в Ватикане полагают суд и приговор в отношении Джордано Бруно оправданными. Но так вышло, что Бруно оказался провидцем, а вдобавок упрямым бузотером. Поэтому мы его помним.



ВЫВОД :

Джордано остался в истории как один из самых неординарных философов. До наших дней дошло больше вымыслов и мифов о нем, чем реальных фактов. Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

БРУНО НЕ БЫЛ И НЕ МОГ БЫТЬ КАЗНЁН ЗА НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ.

Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора в отношении Джордано Бруно, т Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайне меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно велось на протяжении 8 лет. Иневизиторы тщательно пытались разобраться в воззрениях Бруно, подробно изучая его труды. И судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Джордано отрёкся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течении всех восьми лет. Однако упорство философа, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких либо своих взглядов, фактически неоставляли ему никаких шансов на помилование.

Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Философ с отвращением относился к известным ему и использовавшимся учеными того времени диалектическими методам: схоластическому и математическому.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, ДОПОЛНЕНИЯ К СТАТЬЕ:

ДОНОС МОЧЕНИГО В ИНКВИЗИЦИЮ:
«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.

Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить, и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия;

Из доноса Джованни Мочениго от 23 мая 1592 года.

НЕКОТОРЫЕ ФРАНМЕНТЫ ИЗ ПРИГОВОРА:

Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшиеся».

Каспар Шоппе. Из письма ректору Альтдорфского университета от 17 февраля 1600 г.

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

НАДПИСЬ НА ПАМЯТНИКЕ:
В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно—от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

ОБУЧАЛ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ДЖОРДАНО БРУНО АРИСТОКРАТА ИЗ ВЕНЕЦИИ:

Как мы уже говорили Бруно в 1591 году прибыл в Венецию к аристократу Джовани Мочениго, для того что бы обучить его искусству памяти. Но мало кто знает что, на самом деле вместо того чтобы учить мнемонике, философ большую часть времени тратил на попытки заполучить работу в местном Падуанском университете. Поклонник превратился в ненавистника. Джованни Зуан Мочениго 23 мая 1592 года объявил Джордано Бруно еретиком и богохульником перед венецианской инквизиции.

Как и Галилея, в конце XX века официальный Ватикан задним числом оправдал многих, но только не Джордано Бруно.

СПУСТЯ 400 ЛЕТ:

Более того, в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни Бруно, кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но тем не менее указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». То есть и по сей день в Ватикане полагают суд и приговор в отношении Джордано Бруно оправданными.



Литература



  • https://biographe.ru/uchenie/jordano-bruno/

  • https://dzen.ru/a/YxeTW841WSqAuNw7

  • https://arzamas.academy/mag/164-bruno

  • https://nauka.tass.ru/nauka/7776305




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!