Сборник методических материалов
для организации проектно-исследовательской
деятельности в рамках предмета математики
2018 г.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Введение
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, необходимо учитывать все условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Достичь этого можно через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроке и вне урока.
Данное методическое пособие адресовано учителям математики, работающим в 5-10 классах средних общеобразовательных учреждений, и призвано помочь педагогу оптимизировать свою работу при выборе заданий для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Пособие может быть использовано учителями, работающими по всем учебно-методическим комплектам.
Данное методическое пособие позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность в классах различного уровня подготовки. Учитель имеет возможность выбрать темы проектов и исследований с учетом особенностей своего класса.
В пособии представлено Положение о проектно-исследовательской деятельности, содержащее рекомендации по оформлению проектно-исследовательской работы, лист сопровождения в работе над проектом, паспорт проекта, критерии сформированности умений проектно-исследовательской деятельности учащихся. По каждой теме курса математики 5-10 классов предложены темы проектов и исследований для урочной и внеурочной деятельности. В пособии приведены примеры технологических карт элементов уроков с применением проектной или исследовательской деятельности.
Составители данного методического пособия надеются, что предложенные материалы будут полезны учителям математики (как начинающим, так и опытным) при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектно – исследовательской деятельности
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями).
1.2. Настоящее положение определяет цели, задачи проектно - исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектно – исследовательских работ обучающихся.
1.3. Под исследовательской деятельностью обучающихся понимается деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
1.4. Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
1.5. Проектно – исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.6. В основе проектно - исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
1.7. Включение школьников в проектно - исследовательскую деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной и старшей школе.
2. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.
2.1. Цели проектно-исследовательской деятельности:
- совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании нового интеллектуального или материального продукта, востребованного обществом;
- развитие исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) и ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;
- приобретение коммуникативных умений работы в группах (групповые проекты);
- включение в образовательный процесс форм развивающего обучения, базирующихся на системно-деятельностном подходе, способствующих сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;
- обеспечение путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
2.2. Задачи проектно - исследовательской деятельности:
– обучать планированию (умению четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
– формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;
– развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения;
– развивать навыки мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании, классифицировании;
– обучать умению работать в команде;
– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии.
3. Содержание проектной и исследовательской деятельности.
3.1. Признаки проектной и исследовательской деятельности:
Проектирование | Исследование |
Результат планируется заранее | Результат заранее не известен |
Решение практической проблемы | Создание нового интеллектуального продукта |
Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды | Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
3.2. Основные этапы проекта:
Название этапа | Действия членов проектной группы | Действия руководителя проекта |
Мотивационный | Обсуждают, предлагают собственные идеи, определяют тему проекта. | Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. |
Подготовительный | Определяют цели и задачи проекта, формулируют гипотезы разрешения проблемы, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности. | Оказывает консультативную помощь. |
Информационно-операционный | Собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют установленные этапы проекта. | Наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. |
Итогово-аналитический | Систематизируют и анализируют полученные результаты, оформляют конечный продукт. | Оказывает помощь в грамотном оформлении результатов проекта. |
Рефлексивно-оценочный | Представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. | Выступает участником коллективной оценочной деятельности. |
3.3. Рекомендации по оформлению работы (приложение 3)
| Проект | Исследовательская работа |
Тема (формулировка) | О чём (о ком) будет проект? В теме не нужно упоминать продукт проекта | Сравнительный анализ… Выявление… Определение… Оценка… Соответствие… Условия … |
Актуальность | Обоснование проекта (постановка проблемы). Это то, что мешает жить именно сейчас. | Выбор направления исследования, выделение нерешенной проблемы. Актуальность – это то, что «на злобу дня», почему это исследование именно сейчас, в наше время интересно. |
Цель | Реализация проектного замысла. Желаемый результат. Цель зависит от вида проекта. Практико- ориентированный Решение практических задач. Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта – создание творческого продукта. Информационный Сбор информации о каком-либо объекте. Игровой Предоставление публике возможности участия в решении проблемы проекта. Создание сценария, правил игры какой-либо тематики (например, квест «Пешком по Череповцу», викторина «Знаешь ли ты свой город?»). | Выяснение сущности явления, открытие новых закономерностей и т.п. Цель – это желаемый результат, поэтому лучше формулировать в существительных: «Выявление…., составление…, анализ» |
Задачи | Что делать: теоретически и практически. Обязательно отразить создание продукта проекта. | Что делать: теоретически и экспериментально. |
Гипотеза | НЕТ | Предположение о возможных результатах исследования, которые подлежат экспериментальной проверке и (или) аргументированному доказательству. |
Объект исследования | НЕТ | Что рассматривается? |
Предмет исследования | НЕТ | Какая часть или сторона (свойство) объекта (часть объекта, конкретные параметры, процессы, которые подлежат изучению) изучается? |
Методы, методики | Возможны Конструирование Макетирование Анкетирование (опрос) … | Как и что исследовали. Описание Наблюдение Анкетирование (опрос) Эксперимент Моделирование … |
Оборудование, материалы | Перечисляются |
Сроки выполнения | Обязательно указываются |
Материально-техническое и финансовое обеспечение (смета) | Рекомендуется | НЕТ |
Обзор литературы | Возможен | Обязателен. Что уже известно по этой проблеме. |
Планирование деятельности | Этапы реализации проекта, содержание деятельности. | Составление плана исследования. |
Описание результатов | Практическая деятельность по решению проблемы. | Результаты исследования: описываются и анализируются полученные данные и выявленные закономерности. |
Рефлексия | Оценка и самооценка результативности и эффективности проекта, его перспектива. | Возможные дальнейшие направления исследования, либо новые вопросы, которые возникли в ходе исследования, но вышли за его рамки. |
Выводы | Выводы в соответствии с заявленной целью и задачами |
Информационные источники | При наличии | Обязательно |
Приложение | При наличии | При наличии |
3.4.Темы проектно-исследовательских работ должны быть актуальны, а цели достижимы в рамках текущего образовательного процесса.
3.5. Типология проектно-исследовательских работ:
1) По срокам исполнения:
– проектно - исследовательская задача (для урока, учебного дня);
– краткосрочный (до одной недели);
– среднесрочный (до одного месяца);
– долгосрочный.
2) По объему и виду информации: монопредметный, межпредметный, надпредметный.
3) По количеству участников: индивидуальный, групповой.
4) По возрасту участников: моновозрастной, разновозрастной.
5) По доминирующей деятельности:
исследовательский (требует хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов);
творческий (не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм));
игровой (структура только намечается и остается открытой до окончания проекта; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта (это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения));
информационный (направлен на сбор информации о каком-либо объекте; его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация);
практико-ориентированный (четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы).
4. Организация проектно-исследовательской деятельности в течение учебного года.
4.1. Проектно - исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектно-исследовательской деятельности могут быть использованы все формы организации образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, творческая мастерская и др. Ресурсом для развития проектно-исследовательской деятельности являются программы и курсы внеурочной деятельности, внеклассная и внешкольная деятельности.
Домашнее задание может включать в себя элементы проектной и исследовательской деятельности.
4.2. Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках.
4.2.1. В начале учебного года выделить темы, вопросы, разделы программы или курса, по которым возможно провести исследовательскую работу или выполнить проект. Темы проектно-исследовательских работ отразить в перспективно-тематическом планировании.
4.2.2. Для решения проблем с углублением и расширением знаний использовать макро-проекты, которых может быть в течение года не более двух.
4.2.3. Проектно-исследовательская работа на уроке может быть оформлена согласно приложению 1.
4.3. Координацию и организацию проектно-исследовательской деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.4. Для осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся определяется руководитель проекта (исследования) на основе устного соглашения учителя и школьника. Руководителем проекта может являться любой член педагогического коллектива школы: директор, заместитель директора, учитель, педагог-психолог или иной педагогический работник.
Если в проекте (исследовании) участвует творческая группа педагогов, то руководителем является один из участников группы.
Если проект (исследование) групповой, то руководитель совместно с участниками формирует группы и назначает их руководителей. Руководителем группы может являться любой учащийся школы. В состав могут входить учащиеся школы, члены педагогического совета школы, родители и члены семей учащихся, привлеченные специалисты.
4.5. Функциональные обязанности руководителя проекта (исследования):
– предварительное обдумывание темы проекта (исследования) и возможностей для его реализации;
– формирование групп, назначение их руководителей;
– информирование администрации школы о наличии проектно-исследовательской работы и ходе ее реализации;
– обеспечение педагогических условий для творческого роста учащихся, проведение необходимых консультаций на протяжении всей деятельности, координация усилий всех членов группы;
– организация представления конечного продукта для внешней оценки.
4.6. Функциональные обязанности руководителя проектно-исследовательской группы:
- распределение ролей каждого участника группы;
- координация деятельности участников группы;
- обеспечение контроля над ходом и сроками производимых работ, своевременное информирование руководителя о ходе работ;
- поиск путей устранения выявленных в ходе работы недостатков;
- сбор результатов деятельности каждого участника группы;
- координация процесса оформления конечного продукта;
- заполнение листа сопровождения учащегося при работе над проектом (Приложение 2).
4.7. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Определение тематики и выбор руководителя макро-проекта учащимися производится в начале учебного года (не позднее октября).
5. Оценка проектно-исследовательской деятельности.
5.1. Проектно – исследовательская работа учащегося оценивается по шести критериям: мотивация, сформированность знаний и умений по проектно-исследовательской деятельности, самостоятельность выполнения работы, творческий подход к ведению проектно-исследовательской деятельности, правильность оформления работы, публичное выступление. Выделяются четыре уровня сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности: высокий, выше среднего, средний, низкий. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта.
5.2. На основе данных показателей оценочный лист для определения уровня сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности (Приложение 4) заполняют учащийся и руководитель работы при представлении конечного продукта деятельности. Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое баллов, выставленных учащимся и руководителем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оформление проектно - исследовательской работы на уроке
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Гипотеза (не является обязательным элементом работы): _________________
Ход работы: (результаты проведенных исследований можно оформить в виде таблицы):
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
№ опыта | Результаты измерений | Результаты вычислений |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Выводы по работе: ____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист сопровождения
1. Руководитель (Ф. И. О., должность): __________________________________________________________________
2. Тип проекта (групповой/индивидуальный)
__________________________________________________________________
3. Тема проекта: __________________________________________________________________
4. Учебн(-ые) предмет(-ы), в рамках которых проводится работа: _______________________________________________________
5. ФИ учащегося (-ихся): ____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отметка о консультациях, проведенных для учащегося (-ихся):
Дата | Содержание работы | Количество часов | Подпись учащегося |
| | | |
| | | |
Подпись руководителя: _________________/_____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта:_________________________________________________
Цели проекта:_________________________________________________
3. Задачи проекта_________________________________________________
4. Актуальность выбранной темы____________________________________
5. Тип проекта___________________________________________________
6. ФИО руководителя проекта, ФИО руководителей проектных групп,
список участников проекта
7. Этапы работы над проектом:
Период | Что делал | Затрачено времени | Вопрос \ затруднение | Консультант | Помощь |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
8. Методы и средства реализации проекта:
9. Предварительный список источников информации
10. Описание конечного продукта
11. Самоанализ (Что нового узнал? Чему научился? Мои впечатления от работы над проектом)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Уровень сформированности
умений проектно - исследовательской деятельности учащихся
№ | Критерии оценивания | баллы |
| Мотивация | |
| - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований | 3 |
| - устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование | 2 |
| - появляются внешних мотивов к ведению исследования | 1 |
| - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы | 0 |
2. | Сформированность знаний и умений по исследовательской деятельности | |
| - учащийся умеет самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования; ставить цель, задачи, определять гипотезу; продуктивно находить способы решения поставленных задач | 3 |
| - учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации | 2 |
| - учащийся может с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения; владеет основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями | 1 |
| - у ученика отсутствуют знания об исследовательской деятельности, умения исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии только под руководством учителя | 0 |
3. | Самостоятельность выполнения исследовательской работы | |
| - высокая доля самостоятельности ученика в реализации работы на всех этапах исследования | 3 |
| - ученик работает под руководством учителя и частично самостоятельно на всех этапах исследования | 2 |
| - ученик способен выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых; | 1 |
| - возможна реализация исследовательских действий по аналогии только под руководством учителя | 0 |
4. | Творческий подход к ведению исследовательской деятельности | |
| -ученик демонстрирует умение оригинально мыслить и представлять результат деятельности | 3 |
| - ученик демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. | 2 |
| - проявление учеником креативности можно расценивать как невысокое | 1 |
| - ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. | 0 |
5. | Правильность оформления исследовательской работы | |
| - работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями | 3 |
| - работа в основном оформлена в соответствии с требованиями, однако присутствуют частичные нарушения: отсутствие необходимых сносок ИЛИ нарушение требований к шрифту, интервалу, оформлению таблиц, диаграмм | 2 |
| - есть значительные нарушения к оформлению работы: нарушена структура, логика и стилистика изложения материала, отсутствуют необходимые ссылки, неверно оформлены таблицы, схемы, диаграммы, рисунки; неверно оформлена библиография; не соблюдены требования к шрифту и интервалу | 1 |
| - работа выполнена без учета требований к оформлению учебно-исследовательской работы | 0 |
6. | Публичное выступление | |
| - ученик свободно владеет материалом, излагает его четко, логично, используя презентацию и др. наглядные средства; регламент соблюдается; ответы на поставленные вопросы четкие. Ученик демонстрирует умение задавать вопросы по теме | 3 |
| - ученик владеет материалом, излагает его четко, логично, используя презентацию и др. наглядные средства; однако регламент выступления не соблюдается; ответы на поставленные вопросы недостаточно четкие. Ученик не всегда демонстрирует умение задавать вопросы по теме | 2 |
| - ученик владеет материалом, но излагает его нечетко, нарушает логику, регламент выступления; ответы на поставленные вопросы недостаточно четкие. Ученик не демонстрирует умение задавать вопросы по теме. | 1 |
| - ученик не владеет умением публичного выступления, не умеет отвечать на поставленные вопросы, не владеет умением задавать вопросы по теме | 0 |
3 балла – высокий уровень
2 балла – выше среднего
1 балл – средний уровень
0 баллов – низкий уровень
Итог:
От 0 до 5 баллов – низкий уровень
От 6 до 11 баллов – средний уровень
От 12 до 17 баллов – выше среднего
18 баллов – высокий уровень
Темы проектных и исследовательских работ 5 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательские – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческие - Т |
№ п/п | Глава | Тема проектов | Тема исследования |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
1. | Натуральные числа | Инд: Составление карточки устного счёта для соседа ПО: Составление книжки-малышки ИЗ - Существуют ли натуральные числа, которые равны сумме всех предшествующих им натуральным чисел? - Разность двух натуральных чисел равна 12. Сколько пар таких чисел? Ответьте на эти же вопросы для сложения, умножения и деления. Сформулируйте вывод. - Может ли сумма двух чисел быть меньше одного из слагаемых? | ПО:Натуральные числа в жизни и работе людей разных профессий Инф: История счетов Инф: История возникновения счета Инф: Возникновение чисел Инф: Из истории числа 0. Инф: Древние меры длины. Инф: Единицы измерения, их история. Инф: Метрическая система мер. Инф: «Числа-великаны» Инф: О льняной нити и линиях Инф: История создания термометра: как придумали первый градусник? | ИЗ: Арифметические задачи * ИЗ : Геометрические фигуры и их свойства* | Инф: Цифры у разных народов мира. И: Умножение с увлечением И: Искусство отгадывать числа Инф: Как считали в старину? Инф: Значение числа в судьбе человека. Инф: Из истории числа 0. Инф: От локтей и ладоней к метрической системе |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел. . | Инф: В мире треугольников | Инф: Язык понятный всем Инф: Путешествие в страну уравнений ПО: "Симметрия в математике и архитектуре" Инф: Роль скобок как математического знака | ИЗ: Как построить угол 30 без транспортира ИЗ: Прямоугольники с заданной площадью. | |
3. | Умножение и деление натуральных чисел | | Инф: Фигурные числа | | Инф: Способы нахождения площадей фигур или Задачи на клеточной бумаге |
4. | Обыкновенные дроби | | И: Старинные задачи с обыкновенными дробями | Инф: Почему возникла необходимость введения обыкновенных дробей? | |
5. | Десятичные дроби | | Инф: Искусство записи красивых чисел ПО: Путешествие в страну процентов. И: Приемы решений задач на проценты. ПО: Применение процентов в жизни. ПО: Процентные вычисления и расчеты. | ИЗ: Определить связь между скоростью по течению и скоростью против течения. ИЗ: Выявление закономерностей в числовых рядах и определение предыдущих и(или) последующих членов числового ряда. | И: Среднее арифметическое снежного покрова |
6. | Итоговое повторение | | Инф: Арифметика пяти действий Инф: Меры длины, веса, площади Т: Летопись открытий в мире чисел и фигур. | ПО : Алгоритмы ускоренных вычислений ИЗ: Роль скобок как математического знака | ПО: Примени математику |
| ПО ГО Сборник задач «Любимый город в числах и задачах» Т: Буклет по математике "Великие математики" Т: Буклет по математике "Говорите правильно" Т: Буклет по математике "Поэтические минутки" |
Исследовательские задачи
Арифметические задачи | 1) С постоянным расстоянием и изменяющейся скоростью (пропедевтика обратно пропорциональной зависимости между скоростью движения и временем.) 2) С постоянным временем и изменяющейся скоростью (прямо пропорциональная зависимость между расстоянием и скоростью движения.) |
Геометрические фигуры и их свойства | 1) Точки А, В и С лежат на одной прямой так, что АВ=22 см и ВС= 7 см. Найдите расстояние между точками А и С. 2) Имеется сантиметровая линейка с тремя метками 0, 3 и 10. Найдите способ построения отрезков длиной 4см, 2см, 5 см с помощью только одной этой линейки. 3) *Точка С делит отрезок АВ на два необязательно равных отрезка АС и ВС. Найдите расстояние между серединами отрезков АС и ВС. ( При решении этой задачи в классе целесообразно провести серию экспериментов: с фиксированной длиной отрезка АВ и «плавающей» точкой С, с фиксированной длиной отрезка АС и «плавающей» точкой В) |
Технологическая карта (элемент урока)
УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016 г.
Тема урока: «Сумма углов треугольника».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации формулирование проблемы) | Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 , 120 , 60 . Побуждающий диалог. Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.) Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.) Формулировка учебной проблемы. Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы. - Как вы думаете – сумма углов в треугольнике всегда одинакова? – Ведь один треугольник тупоугольный, а другой – остроугольный. И если одинакова, то, сколько градусов составляет эта сумма? Пусть первый ряд нарисует тупоугольный треугольник, второй ряд - остроугольный, третий ряд – прямоугольный и вычислит сумму углов в треугольнике. | Пытаются выполнить задание, делают вывод, что при таких условиях треугольник нельзя построить. Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.) Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.) Учащиеся выполняют практическую работу. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ученика 5 класса
_____________________________
Тема: _____________________________
Задание 1.
1) Начертите .
2) Измерьте его углы транспортиром, и результаты запишите в таблицу.
3) Найдите сумму углов, и результаты запишите в таблицу.
4) Какие результаты у вас получились?
5) К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
6) Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
7) Сверим вывод с учебником.
8) А почему у вас получились неточные результаты?
Треугольник | Результаты измерений | Сумма углов треугольника |
| | | | |
Вывод:
6 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательские – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческие - Т |
№ п/п | Глава | Тема проектов | Тема исследования |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
1. | Делимость натуральных чисел | Инф: Так ли просты эти простые числа? ИЗ: Решето Эратосфена. | ПО: НОД и НОК в жизни и работе людей разных профессий. Инд: Совершенные числа. Инд: Решение задачи № 19 базового уровня ЕГЭ. | И: Признаки делимости на 10, на 5. И:. Признак делимости на 2. И. Признаки делимости на 9, на 3. | И: Признаки делимости на 4, на 6, на 8. И: Признак делимости на 11. И: Признак делимости на 7. |
2. | Обыкновенные дроби. | Инд: Составление карточки устного счёта для соседа. | Инф: История числа π. Инф: Удивительный мир периодических дробей. ПО: Составление книжки-малышки. Инд: Старинные задачи на дроби. | | И: Математика в музыке. Инф: Аликвотные дроби. |
3. | Отношения и пропорции. | ИЗ: Отношение длины окружности к диаметру этой окружности. ИЗ: Построить треугольники со сторонами 1) 3см, 3см, 4см; 2) 3см, 4см, 5см; 3) 4см, 4см, 4см; 4) 2см, 6см, 9см. Т: Авторские задачи по теме «Пропорции». ПО: Проценты. Способы решения задач. ПО: Масштаб и его применение | Инф: Что является основой красоты, порядка и гармонии? ПО: Колесо или движитель. Кто придумал и зачем? Инд: Колесо и космос. Инф: Золотая пропорция. ПО: Процент – сплав математики и химии. Инд: Многоугольники в окружающем мире. | И: Задачи на проценты в жизни человека. И: Задачи с экономическим содержанием. И: Конус и цилиндр. Бочка и мензурка. | Инф: Праздник числа Пи или великая тайна Вселенной и Альберт Энштейн. Инф: Зарождение и распространение понятия «проценты». |
4. | Рациональные числа и действия над ними | Т: Астрология на координатной плоскости. ПО: Правила сложения и вычитания индийского математика Брахмагупта и современные правила. | Инф: Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны? Т: «Лента времени» и события из истории математики, начиная с «Начал» Эвклида. Т: «Вертикальный предел» - «Мариинский жёлоб – Эверест». Инд: Координатная плоскость и знаки зодиака. Инд: Координатная плоскость в рисунках. Т: «Выдающиеся заслуги» нуля! | И: Перевести рациональную дробь в десятичную. Всегда ли это возможно? | Инф: Зарождение алгебры. Что означают слова «ал-джабра» и «ал-мукабала»? Инф: Из истории возникновения математических знаков и символов. |
Технологическая карта (элемент урока)
УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016 г.
Тема урока: «Координатная плоскость».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель этапа урока: создание условий для выполнения учащимися исследовательской работы на новое знание; организация выявления места и причины затруднений, работы над ошибками.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
4 | Закрепление изученного материала. | Предлагает выполнить задания. 1. Построить фигуру (часть фигуры) по заданным координатам. 2. Построить фигуру (часть фигуры), симметричную данной относительно: 1 ряд – оси ординат, 2 ряд – оси абсцисс, 3 ряд - начала координат. 3. Выписать в таблицу координаты построенной фигуры (части фигуры). 4. Сделать вывод о координатах симметричных фигур. | Выполняют задания и делают выводы. | П: уметь осуществлять сравнение и классификацию предложенных объектов; выявлять отличительные особенности объектов по заданным критериям. Р: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. К: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
Приложение
Тема:____________________________________________________________________________________________________________________
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза:
___________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
1 ряд (относительно оси ординат)
Номера узловых точек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 (глаз) |
Координаты правой части фигуры | (-1;-1) | (-6;-2) | (-14;4) | (-16;8) | (-19;10) | (-16;9) | (-12;11) | (-15;8) | (-13;4) | (-8;2) | (-5;4) | (0;2) | (-1;-1) | (-3;-0) | (-4;2) |
Координаты левой части фигуры | | | | | | | | | | | | | | | |
2 ряд (относительно оси абсцисс)
Номера узловых точек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Координаты верхней части фигуры | (-7;0) | (-4;1) | (-10;5) | (-8;10) | (-3;13) | (-1;10) | (0;13) | (3;13) | (7;12) | (8;8) | (5;3) | (1;1) | (2;0) | (3;1) | (4;0) | (10;4) |
Координаты нижней части фигуры | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 ряд (относительно начала координат)
Номера узловых точек | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Координаты фигуры 1 | (4;2) | (3;2) | (6;5) | (7;5) | (7;4) | (4;1) | (4;2) | (11;9) | (10;7) | (10;8) | (9;8) | (11;9) |
Координаты фигуры 2 | | | | | | | | | | | | |
Выводы:
1._______________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________
7 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательские – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческие - Т |
№ п/п | Глава | Тема проектов | Тема исследования |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
1. | Линейная функция | | Макропроекты «Посмотрим на часы…» «Математика транспортных потоков» «Шифры» Сборник рецептов правильного питания | И : Возрастание и убывание линейных функций И: Взаимное расположение графиков линейных функций | Макропроекты И: Узоры на скатерти Улама1 И: Решение уравнений в целых числах И: Свойства квадратов целых чисел И: Золотое сечение в работах Верещагина В.В. |
2. | Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными | | И: Исследование линейных уравнений, содержащих параметр И: Решение уравнений в натуральных числах И: Решение систем линейных уравнений, содержащих параметр |
3. | Статистика | Статистика в жизни 7 класса | |
3. | Геометрия | Инф: История зарождения алгебры Инф: История возникновения геометрии Инф: Теодолит | Книги- панорамы Калейдоскоп В мире невозможных фигур Лабиринты Проектирование фигур, которые можно нарисовать одним росчерком. | И: Построение треугольников по трем сторонам. Неравенство треугольника И: Основное свойство углов треугольника И: Расположение высоты в треугольнике И: Медианы, биссектрисы и высоты треугольника И: Свойство прямоугольного треугольника с острым углом 30° И: Свойство медианы прямоугольного треугольника И: Свойство вертикальных углов | И: Точки и прямые на плоскости 2 И: Точки и прямые на плоскости 3 ИЗ: Задачи на разрезание ИЗ: Объем шкурки апельсина 4 |
1 Расположим натуральные числа в виде спирали, как показано на рисунке ниже. Полученная картинка на- зывается скатертью Улама.
37 36 35 34 33 32 31
38 17 16 15 14 13 30
39 18 5 4 3 12 29
40 19 6 1 2 11 28
41 20 7 8 9 10 27
42 21 22 23 24 25 26
43 44 45 46 47 48 . . . В этой задаче требуется изучить закономерности и узоры, связанные с расположением разных числовых последовательности на скатерти. Интерес представляют не только гипотезы, полученные, например, на компьютере, но и явные соотношения.
2 Сколько прямых проходит через различные пары из n точек, никакие три из которых не лежат на одной прямой?
3 Какое наибольшее число точек попарных пересечений могут иметь n прямых?
4 Можно ли глядя на половинку апельсина, определить, чего в ней больше – кожуры или мякоти?
Технологическая карта (элемент урока)
Предмет : алгебра
Класс: 7
Базовый учебник: Математика: алгебра и геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / В.В. Козлов,
А.А. Никитин и др. – 2-е изд. –М..: ООО «Русское слово», 2015.
Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Установочная беседа. Обсуждение эпиграфа: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстого. | Слушают учителя, психологический настрой | К: понимать позицию другого |
2 | Актуализация знаний | Предлагает решить задания. 1. Задание распределить данные функции по группам (задание 1): , , , , ,y = , y = 3x + 7, y = , y = 7x+8, y = -16x – 9. http://learningapps.org/display?v=pnheeqo7a17 2. Назовите коэффициенты линейной функции. 3. Что является графиком линейной функции? 4. Сколько точек нужно взять, чтобы построить график линейной функции? 5. Что мы можем узнать о линейной функции по ее коэффициентам? http://learningapps.org/display?v=p51k3tfst17 | Решают задание с объяснением. Вспоминают, какие функции относятся к линейным. Называют коэффициенты линейных функций. Вспоминают основные понятия и свойства линейной функции. | П: анализировать и сравнивать предложенные объекты; выявлять отличительные особенности предложенных объектов. К.: понимать позицию другого, излагать свое мнение |
3 | Мотивация к учебной деятельности Выявление места и причины затруднения | Организует проблемную ситуацию 1. Как могут располагаться прямые на плоскости по отношению друг к другу? 2. Как вы думаете, можно ли без построения определить будут прямые пересекаться, параллельны или совпадать? Для ответа на вопрос предложить линейные функции из 2 группы задания №1. | Решают задание и понимают, что не знают в чем заключается взаимосвязь между коэффициентами линейной функции и взаимным расположением их графиков. | П: умение видеть проблему и формулировать ее. |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Предлагает сформулировать цель и тему урока. Предлагает записать название темы в тетрадь. | Формулируют цели и тему урока Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций» Цель: научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций по аналитической записи. | Р: определять цель, К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение |
5 | Реализация построенного проекта. | Организация работы для выяснения взаимосвязи между коэффициентами линейной функции и взаимным расположением их графиков. Рабочий лист для выполнения исследовательской работы (приложение1) | Планируют деятельность. Работа с планшетом. Работа в парах.. 3 пары выступают со своей информацией. В итоге все приходят к единому выводу, о том как различные случаи взаимного расположения графиков линейных функций зависят от значений углового коэффициента k и коэффициента b. | Р: планировать деятельность; выдвигать версии. К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение; понимать позицию товарища; организация работы в группе. П: : анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии; строит логические рассуждения. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять; защищать результаты. |
Приложение 1
Тема:__________________________
Цель:________________________________________________________________________
Гипотеза:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ход работы:
Функция | Результат |
k1 = k2, b1 ≠ b2 |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
k1 = k2, b1 = b2 |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
k1 ≠ k2, b1 ≠ b2 |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
k1 ≠ k2, b1 = b2 |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
Выводы:
1.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательские – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческие - Т |
№ п/п | Глава | Тема исследования | Тема проектов |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
1. | Теорема Пифагора | ИЗ : Косинус угла | | | |
Инф., ИЗ : Теорема Пифагора | Инд: Способы доказательства теоремы Пифагора | | |
ИЗ : Неравенство треугольника | ИЗ : Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла | | |
2. | Декартовы координаты на плоскости | | | | Т : Декартовы координаты |
3. | Движение | | | | Т : Виды движения |
| | | Т : Симметрия вокруг нас |
4. | Четырехугольники | ИЗ: Средняя линия треугольника | | | |
ИЗ : Средняя линия трапеции | | | |
5. | Квадратичная функция. Функция у = к/х | | | ПО: Графическое решение квадратных уравнений | ПО: Параллельный перенос графика функции |
6. | Квадратные уравнения | ИЗ : Корни квадратного уравнения | Инд: Квадратные уравнения с параметрами | | Инд: Теорема Виета |
7 | Неравенства | | Инд: Решение квадратных неравенств с параметрами | | |
Технологическая карта ( элемент урока)
Предмет: геометрия
Класс: 8
Тема: «Теорема Пифагора»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности .
Цели:
Развивающие:
Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора,
2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни,
3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Я предлагаю вам следующую исследовательскую работу: у вас на листах изображены треугольники и дана таблица. Измерьте стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помните, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, и заполните остальные столбцы таблицы . Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Зависимость, которую вы установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Сообщает учащимся тему и формы организации последующей деятельности. Это самая известная теорема геометрии, о ней знает подавляющее большинство населения планеты, Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. - Найдите и прочитайте в учебнике формулировку теоремы Пифагора. А теперь давайте попытаемся доказать этот факт. ( доказательство по учебнику). Как ещё можно доказать теорему Пифагора? | Ответы учащихся Учащиеся в тетрадях записывают число и тему урока. Формулируют цели урока. Если я буду знать теорему Пифагора, то смогу найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике. Работа с учебником. Записывают доказательство в тетрадь. Предлагают варианты доказательства. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Фрагмент урока «Теорема Пифагора»
Тема: Теорема Пифагора
Цель: установить зависимость между катетами и гипотенузой.
Ход работы: 1. Измерить катеты а и в, и гипотенузу с, занести в таблицу;
2. Возвести в квадрат а, в и с, занести в таблицу;
3. Проверить равенство с2 = а2 + в2, занести в таблицу;
4. Сделать вывод.
№ опыта | Катет а, см | а2, см2 | Катет в, см | в2, см2 | Гипотенуза с, см | с2, см2 | с2 = а2 + в2 |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
Вывод:
9 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательские – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческие - Т |
№ п/п | Глава | Тема проектов | Тема исследования |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
1 | Рациональные неравенства и их системы | Инд. Виды функций и их графики. | | И: Множества и операции над ними | И: Рациональные неравенства, содержащие параметр И: Расположеие корней относительно заданной точки И: Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного отрезка И: Взаимное асположение корней двух квадратных трехчленов |
2. | Уравнения и неравенства с одной переменной | Инд: Виды уравнений и способы их решения. | ПО: Пчелиный рой и стая обезьян - индусские задачи. | | |
2 | Числовые функции | | | И: Четность произведения двух функций, четность каждой из которых известна И: Поведение степенной функции с четным и нечетныи показателе» И: Определение условий единственности корня уравнения | |
3 | Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики | | ПО: Кто владеет информацией, тот правит миром | И: Погода при изучении темы «Статистика» И: Комбинаторика на шахматной доске. | |
4 | Прогрессии | Инф: Последовательности и прогрессии в жизни. | ПО: Математика о жизни вирусов и бактерий. | И: Природные процессы быстрого роста и геометрическая прогрессия | И: Математика в процентах и кредитах |
5 | Многоугольники | ПО: Использование тригонометрических формул при измерительных работах. | | | И: Исследование зависимости длин радиусов описанной и вписанной окруж- ности одного и того же треугольника И: Вписанная, описанная, вневписанная окружности и геометрические не- равенства, получаемые из них |
6 | Метод координат на плоскости | | Метод координат и его применение в геометрии | | |
Технологическая карта (элемент урока)
Предмет : алгебра
Класс: 9
Базовый учебник: Математика: алгебра и геометрия: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / В.В. Козлов,
А.А. Никитин и др. – 2-е изд. –М..: ООО «Русское слово», 2015.
Тема урока: «Четность произведения двух функций, четность каждой из которых известна»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Установочная беседа. Обсуждение эпиграфа: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстого. | Слушают учителя, психологический настрой | К: понимать позицию другого |
2 | Актуализация знаний | Предлагает решить задания. 1. Задание распределить данные функции по группам (задание 1): y = 2x; y = –2x + 5; y = |x|; y = ; y = x; y = 7x2 + 3x – 1; y = 5; y = x2; у = х4; у = х3; 2. Дать определение четной функции. 3. Дать определение нечетной функции. | Решают задание с объяснением. Вспоминают, какие функции являются четными, какие нечетными. | П: анализировать и сравнивать предложенные объекты; выявлять отличительные особенности предложенных объектов. К.: понимать позицию другого, излагать свое мнение |
3 | Мотивация к учебной деятельности Выявление места и причины затруднения | Организует проблемную ситуацию 1.Определите четность функции g = (х4 – 3)*(–х2)? 2. Можно ли, зная четность каждого множителя, определить четность всей функции? | Решают задание и понимают, что не могут определит четность функции. | П: умение видеть проблему и формулировать ее. |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Предлагает сформулировать цель и тему урока. Предлагает записать название темы в тетрадь. | Формулируют цели и тему урока Тема урока: «Четность произведения двух функций, четность каждой из которых известна» Цель: научиться определять четность произведения двух функций, четность каждой из которых известна. | Р: определять цель, К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение |
5 | Реализация построенного проекта. | Организация работы для выяснения четности произведения двух функций, четность каждой из которых известна. Рабочий лист для выполнения исследовательской работы (приложение1) | Планируют деятельность. Работа с планшетом. Работа в парах.. 3 пары выступают со своей информацией. В итоге все приходят к единому выводу о четности произведения двух функций, четность каждой из которых известна. | Р: планировать деятельность; выдвигать версии. К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение; понимать позицию товарища; организация работы в группе. П: : анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии; строит логические рассуждения. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять; защищать результаты. |
Приложение 1
Тема:__________________________
Цель:________________________________________________________________________
Гипотеза:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ход работы:
Функция | Результат |
Ч*Ч |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
Н*Н |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
Ч*Н |
1 | | |
2 | |
3 | |
4 | |
Выводы:
1.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10 класс
Информационный проект – Инф. Индивидуальный проект – Инд. Практико-ориентированный – ПО Исследовательский – И. Исследовательская задача – ИЗ Творческий - Т |
№ п/п | Глава | Тема проектов | Тема исследования |
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Алгебра |
1. | Тригонометрические функции | Инф.: Построение графиков обратных тригонометрических функций. | И.: Свойства тригонометрических функций: гармонические колебания. | Инф.: Почему возникла необходимость введения тригонометрических функций? | |
2. | Преобразование тригонометрических выражений | ИЗ: Вывод тригонометрических формул | ПО: Тригонометрия вокруг нас | | |
3. | Тригонометрические уравнения | Инф.: Графический метод решения тригонометрических уравнений и неравенств. | Инд.: Тригонометрия: от отношений к функциям | | |
4. | Производная | И.: Исследование закономерностей в вычислении пределов, формулировка правил вычисления пределов последовательностей ИЗ: Касательные к графикам функций и их уравнения. | Инд.: Интерактивные тесты по теме "Производная функции". | Инф. Почему возникла необходимость введения производной функции? | |
Геометрия |
5. | Параллельность прямых и плоскостей | Инд.: Трансформация некоторых теорем планиметрии в область стереометрии | ПО: Геометрия Лобачевского. | | |
6. | Перпендикулярность прямых и плоскостей | Инф.: Применение теоремы о трех перпендикулярах к решению задач | ПО: Геометрия и архитектура | | |
7. | Многогранники | И: Построение сечений | ПО: Многогранники вокруг нас | ПО: Геометрические формы в искусстве. | ПО: Примени геометрию |
8. | Векторы в пространстве | Инф: Правило параллелепипеда | И: Векторное и смешанное произведения векторов в задачах ЕГЭ | | |
Технологическая карта (элемент урока)
Предмет : алгебра
Класс: 10
Базовый учебник: Алгебра и начала анализа, 10 класс, Задачник, Часть 2, Профильный уровень, Мордкович А.Г., 2007
Тема урока: «Предел функции на бесконечности»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Установочная беседа. | Слушают учителя, психологический настрой | К: понимать позицию другого |
2 | Актуализация знаний | Разбивает обучающихся на группы Выдаёт каждой группе свой тип карточки по пять примеров в каждой (приложение 2). Контролирует процесс решения | Разбиваются на группы. Решают задания (приложение 1). | П: анализировать и сравнивать предложенные объекты; выявлять отличительные особенности предложенных объектов. К.: понимать позицию другого, излагать свое мнение |
3 | Мотивация к учебной деятельности Выявление места и причины затруднения | Организует проблемную ситуацию -Что9 общего заметили в полученных примерах? -Какую закономерность можно заметить в полученных результатах? -Как это связано с условием примеров? -Какой вывод можно сделать? Контролирует процесс выдвижения гипотез . Выдаёт новые карточки с одной задачей для подтверждения гипотезы( приложение 3) | Отвечают на вопросы. Каждая группа выдвигает гипотезу, как можно быстро найти предел своего типа (приложение 1). Проверяют гипотезу на очередном примере (приложение 1). | П: умение видеть проблему и формулировать ее. Р: планировать деятельность; выдвигать версии. К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение; понимать позицию товарища; организация работы в группе. |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Предлагает сформулировать цель и тему урока. Предлагает записать полученные выводы в лист исследовательской работы (приложение 1). | Формулируют цели и тему урока Тема урока: «Предел функции на бесконечности» Цель: научиться вычислять пределы функции на бесконечности. (приложение 1). | Р: определять цель, К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение |
5 | Реализация построенного проекта. | Контролирует процесс выдвижения обобщения После обобщающего вывода обучающихся выводит на интерактивную доску заготовленное правило вычисления предела на бесконечности. Закрепление обобщающего правила. Выводит на интерактивную доску несколько примеров ( приложение 4), затем слайд с готовыми ответами для самоконтроля учеников. | Обобщают правило, на основе гипотез групп Записывают обобщающее правило (приложение 1). Выполняют задания с доски (приложение 1). Проверяют полученные результаты. | К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение П: анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии; строит логические рассуждения. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять; защищать результаты. |
6 | Рефлексия | Вопросы учителя . -Как Вы оцениваете свою работу на уроке? -Смогли ли Вы сформулировать гипотезу и подтвердить её? -Что вызвало затруднения? | Оценивают себя | Р:адекватное понимание причин успеха, умение анализировать свои действия и управлять ими формирование внутренней позиции П:контроль и оценка результатов |
Приложение 1
Ход работы:
1.Решение примеров.
2.а)Гипотеза группы.
_______________________________________________________________________________________
б)Проверка гипотезы группы.
_______________________________________________________________________________________
3.Тема:__________________________
Цель:________________________________________________________________________
4.Обобщенное правило
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Решение примеров.
6.Выводы:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Приложение 2
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 |
1 | | 1 | | 1 | |
2 | | 2 | | 2 | |
3 | | 3 | | 3 | |
4 | | 4 | | 4 | |
Приложение 3
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 |
| | |
Приложение 4
ЛИТЕРАТУРА
Абрамович В. Признаки делимости на l // Квант. – 1978. – № 10.
Васильев И.В., Гутенмахер В.Л. Арифметика и принципы подсчета // Квант. – 1983. – № 1.
Виленкин Н.Я. Сравнения и классы вычетов // Квант. – 1978.
Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире. – М.: Наука, 1967.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. – Челябинск: Взгляд, 2005.
Гальперин Г.А. Просто о простых числах // Квант. – 1987. – № 4.
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: АСА, 1984.
Гарднер М. Математические фокусы и головоломки. – М.: Наука, 1978.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
Дэвенпорт Г. Высшая арифметика. Введение в теорию чисел. – М.: Наука, 1965.
Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002.
Кудреватов Г.А. Сравнения // Квант. – 1972. – № 9.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. – М.: ИЛЕКСА, 2007.
Лонге Б. Математические фокусы. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям. – М.: Просвещение, 2003.
Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016 г.
Математика: алгебра и геометрия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / В.В.Козлов, А.А. Никитин и др. – 2-е изд. –М..: ООО «Русское слово», 2015.
Математика: алгебра и геометрия: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / В.В. Козлов, А.А. Никитин и др. – 2-е изд. –М..: ООО «Русское слово», 2015.
Математическая составляющая/ Редакторы – составители Н.Н.Андреев, С.П.Коновалов. – М.: Фонд «Математические этюды», 2015. – 151 стр.
Пидоу Д. Геометрия и искусство. – М.: Мир, 1979.
Понарин Я.П. Задача одна – решений много // Математика в школе. – 1992. – № 1.
Прасолов В.В. Три классические задачи на построение: удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга. – М.: Наука, 1992.
Савин А.П. Математические миниатюры. – М.: Детская литература, 1991.
Факультативный курс по математике. 7-9 / сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов. М.: дрофа, 2002.
Российское образование. Федеральный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант». – Режим доступа: http://www.kvant.info/
Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
Электронная библиотека книг по математике. – Режим доступа: http://www.math.ru/lib/
Математические фокусы. – Режим доступа: http://trick.fome.ru/
Фокусы и трюки. – Режим доступа: http://goodmagic.ru/
Санкт-Петербургский Турнир юных математиков. – Режим доступа: http://spbtym.ru/
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Положение о проектно – исследовательской деятельности 3
Темы проектных и исследовательских работ 19
5 класс 19
Н.А.Юмагулова, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5 имени Парамонова"
А.В.Оглуздина, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5
имени Парамонова"
6 класс 24
Т.А.Тузова, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28"
Т.В.Суслова,учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28"
7 класс 30
В.И.Шишкина, учитель математики МБОУ "Гимназия №8"
М.Н.Маричева , учитель математики МБОУ "Образовательный центр №11"
8 класс 36
Н.В.Смирнова, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33"
Т.А.Харламова, учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33"
9 класс 40
Т.В.Суслова,учитель математики МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28"
М.Н.Маричева, учитель математики МБОУ "Образовательный центр №11"
10 класс 45
И.А.Сенатова, учитель математики МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Т.В.Гордобаева, учитель математики МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Литература 51
26