Детско-родительский проект в подготовительной группе
«Будущий первоклассник»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Проект в подготовительной группе «Будущий первоклассник»
Исполнитель:
Халецкая Т.А. родители детей подготовительной группы, дети подготовительной группы «Непоседы»
Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Постановка проблемы:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Цель проекта:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе.
Повысить уровень индивидуального развития .Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе через консультации и дружеские встречи.
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником
Принципы реализации проекта:
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников ;Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Основная образовательная область: «Социально-куммуникативная».
Задачи проекта:
-расширить знания о школе;
- создать позитивное отношение к обучению в школе;
-стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
-найти сведения о школе в художественной литературе ;
-воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
- научить детей совместно с родителями составлять проекты и их презентовать;
-проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
-повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.
-сохранение семейных ценностей и традиций;
-возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
- умение составлять и презентовать детско-родительские проекты;
Срок реализации проекта: январь-апрель 2019 года.
Актуальность проекта:
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту) ;
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико — аналитический (январь-февраль)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (февраль-апрель 2019 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (апрель 2019г.)
Создание родителями презентации «Как я был первоклассником»
Создание фото- газеты «наши мамы и папы первоклассники!»
Родительское собрание «скоро в школу».
Просмотр презентаций, представление и защита проектов.
Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Задачи |
1 этап диагностико — аналитический | -Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе . - Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы . -консультации с родителями «Что происходит с ребенком при поступлении в школу» | Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом. Выявление представлений о школе и учебной деятельности. |
2 этап реализация проекта
| Беседа на тему "Что я знаю о школе? " | расширять знания детей о школе. |
Беседа "Зачем надо учиться? ". | -развитие осознанного отношения к учебе; -воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; -способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся. |
Беседа «Школа –новый дом» | -познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок) .Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе. |
Решение проблемных ситуаций : «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!» | Помочь лучше подготовиться к школе. |
Просмотр мультфильмов: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу». | Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного. |
Чтение художественной литературы: Сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки», М.Ясона «Подходящий угол», «В.Орлова «Что написано в тетрадке», Головкина « Не везет», В. Драгунский « Денискины рассказы», В Воронкова «Подружки идут в школу», Алексин «Первый день». Стихотворения : Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс». | Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения ,развитие связной речи,. обобщение знаний о школе. |
Загадки о школе и школьных принадлежностях. | Развитие связной речи; ,познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире. |
Сюжетно-ролевые игры «Школа» «Магазин. Школьные товары» | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. |
| Дидактические игры : «Школа», «Школа наоборот», «Собери портфель» | Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность. |
Презентация родителей «Как я был первоклассником» Создание фото- газеты «наши мамы и папы первоклассники» | Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей , что они тоже были первоклассниками. |
Рисование «Моя будущая учительница», «Моя школа», «Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику. | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику. |
Оформление уголка школьника Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». | Способствовать развитию интереса воспитанников к школе. |
| Коллективная аппликация «Моя будущая школа» | Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе. |
3 этап итоговый
| выставка рисунков на тему"моя школа", фото- выставка «Наши мамы и папы первоклассники», папка проекта"Будущий первоклассник", уголок"Будущий первоклассник", пакет рекомендаций для родителей. Выпускной бал. | Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе .Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки. |
Работа с родителями :
консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»,
Индивидуальные беседы « Снятие тревожности у детей и родителей»
Памятка для родителей «Подготовка детей к школе»
Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников»
Родительское собрание «Скоро в школу»
Фото- выставка «Наши мамы и папы первоклассники»
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.