Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии как способ формирования УУД школьника
На сегодняшний день главная задача школы - научить детей учиться. Для ее решения учителя используют различные методы и приемы обучения. Один из них - метод проектов.
Метод проекта не является новым в мировой педагогике, особенно на уроках технологии.
Согласно ФГОС второго поколения, в рамках предмета «Технология», особую значимость уделяют разделу «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ, в объёме 16 часов в каждом классе.
Курс «Технология» строится на основе интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения заложена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности
Ученики, которые уже окончили начальную школу и пришли обучаться в среднее звено, уже знают, что такое проект. В соответствии с ФГОС, каждый ребенок, начиная с 5 класса должен выполнить проект по одному из предметов школьной программы. По предмету «Технология» творческий проект выполняет каждый учащихся.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Особое значение для развития универсальных учебных действий в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу. В ходе такой работы автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, обучающийся имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями.
Рассмотрим формирование универсальных учебных действий на всех этапах проекта. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» (звёздочка обдумывания) Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Это оставление плана проекта и технологичской карты. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения, знания или информация должны быть найдены самими обучающимися.
Регулярные обсуждения проекта с детьми дают хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта обучающийся делится своими наработками с одноклассниками, что придает особую значимость творческого проекта. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что - то интересное, внести необходимые коррективы и дополнения.
На что следует обратить внимание на заключительном этапе? Нужно учитывать, что мало провести исследование, выполнить изделие, работу нужно грамотно и правильно оформить, что не очень любят делать учащиеся, проанализировать достоинства и недостатки изделия и, наконец, представить на «суд» публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку.
В работе над индивидуальным проектом, в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость.
Групповые проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, добавляют умение работать в команде и ответственность за свою или совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, уважительно относиться к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веру в свои силы. Примером тому может служить наш цветник у школы, созданный учащимися в результате проектной деятельности « Моя любимая клумба»
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социальной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования всех универсальных учебных действий.
2