СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории»

МБОУ СОШ №15 им.А.З.Потапова ст. Лысогорской учитель истории и обществознания Гараева К.Б.


Тема: «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории».

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.                               

  Н. Рыленков

Чтобы начать мое выступление, я бы хотела начать с того, почему я выбрала эту тему. Летом я занялась поиском пропавшего без вести деда моего мужа, он ушел на фронт с Нагорного Карабаха и не вернулся с войны. Все эти годы не было ни одной весточки, куда только родные не обращались - приходил отказ. И вот летом по моему запросу пришел ответ, о первичном месте захоронении в Маркт Понгау (июнь 1941-апрель 1942гг.) – это немецкий лагерь для военно-пленных времен Второй мировой войны. Располагался в городе Нойхаммер. После второй Мировой войны город вошел в состав Польши и получил название Свентошув.

Имя погибшего родственника Сараджян Согомон Ишханович 10.10.1917 г. р. Воинское звание красноармеец, погиб в плену, дата смерти 27.10.1941г. Этот исторический факт и явился мотиватором для моей работы. Слайд1.

Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию и осуществлению собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбор методов, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов и необходимых ресурсов, проведение исследования, оформление исследовательского проекта и его презентацию.

Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике. Слайд2

Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени.

Поэтому, в связи с реализацией ФГОС и исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории дают для этого неограниченные возможности!

Слайд3. В V-VI классах она, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационного (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Знаменитый греки», «История олимпийских игр»); творческого (например, «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века) и ролево-игрового («Школа в Междуречье», «Охота древних людей», «Иван Грозный – гений или злодей?» (суд)). Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.

  • Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

  • Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

  • Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.

  • Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.

Слайд4. В VII-IX классах, когда ребенок овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно переходить к более сложным типам проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах учащиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения. Среди них можно привести для примера следующие темы: «Возможно ли было избежать периода «Смутного времени?»; «Наука побеждать» (деятельность А.В.Суворова); «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?»; «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» и т.д. Список можно продолжать бесконечно, ведь вся история основана на загадках и противоречиях.

Слайд5. Учебное исследование с точки зрения обучающего:

Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

Слайд6. Учебное исследование с точки зрения учителя : Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. 

•  Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. 

•  Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. 



Слайд7 Деятельность ученика: 
•  Распознает и четко формулирует проблемы. 
•  Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. 
•  Намечает план действий. 
•  Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. 
•  Проверяет гипотезу. 
•  Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.

Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, но и знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Способы действий и приемы учителя при этом не соответствуют ни способам деятельности учеников на уроке, ни способам познания. Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе.

Слайд 8.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  • 1. Постановка проблемы.

  • 2. Прояснение неясных вопросов.

  • 3. Формулирование гипотезы исследования.

  • 4. Планирование учебных действий.

  • 5. Сбор данных.

  • 6. Анализ и синтез данных.

  • 7. Подготовка сообщений.

  • 8. Выступление с сообщениями.

  • 9. Ответы на вопросы, корректировка.

  • 10. Обобщения, выводы.

  • 11. Самооценка.

Слайд9. Школьное научное сообщество ставит перед собой несколько важных задач:

Выявление творческих личностей и предоставление возможностей для полноценного развития их способностей.

  • Своевременное раскрытие склонностей учеников, имеющих интерес к опытно-поисковой деятельности.

  • Постепенная подготовка участников к самостоятельной деятельности.

  • Обеспечение самостоятельной исследовательской работы участников.

  • Вовлечение детей в творческие занятия, «наведение» на мысли о том, что необходимо постоянно пополнять запас знаний, чтобы быть в курсе достижений в разных отраслях науки, литературы, техники, искусства, а также расширять собственный кругозор.

  • Обучение детей учиться самостоятельно

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучающегося;наличие индивидуальных форм работы педагога и обучающегося — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференци.

В заключении хочется сказать, что проектная деятельность – это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей



Литература:

  1. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.

  2. Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  4. Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17

  5. ФГОС — М.: Просвещение, 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!