СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Махровый ковер. Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ковроткачество, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Существует множество типов ковровых изделий, различающихся по методике художественного конструирования.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Махровый ковер. Осень"»

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»













Махровый ковёр

«Осень»







Автор:

Абрамова Анна Андреевна,


Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Богандинская средняя

общеобразовательная школа №1

Тюменского муниципального района

11 класс

Руководитель проекта:

Селиванова Лариса Александровна,

учитель технологии,

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Богандинская средняя

общеобразовательная школа №1

Тюменского муниципального района









Содержание:

  1. Обоснование темы проекта……………….…………………………………………………..3

  2. История…………………..………………………………….………………………………….5

  3. План организации работы по изготовлению изделия………………………………………..6

  4. Техника изготовления ковра……………………………………………………..……………7

  5. Основные виды ковроткачества…………………………….…………………………………8

  6. Банк идей и предложений………………………………………...………………………….10

  7. Технологическая последовательность……………………………………………...………..11

  8. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места…………...………..12

  9. Экономическое и экологическое обоснование проекта……………………………………18

  10. Реклама…………………………………………………………………………...……………19

  11. Оценка качества………………………………………………………………………...……..20

  12. Список литературы……………………………………………………………………...…….21



































Обоснование темы проекта

Однажды я загорелась идеей научиться ковроткачеству и создать для себя что-то новое, не похожее на других. Так родилась идея создать панно. Существует множество видов рукоделия, такие как вышивание, шитьё, плетение, макраме, гобелен и т.д. но я выбрала ковроткачество, потому что хотелось лучше изучить и освоить этот вид рукоделия. Очень хотелось чем-нибудь заполнить некую пустоту на стене комнаты, а также придать разнообразие дизайну.

Ковроткачество, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому ни одна работа не может быть исчерпывающе полной и законченной. Изготовление предметов домашнего обихода, да ещё ручного исполнения сейчас популярны, как никогда прежде. На сегодняшний день разработка и изготовление ковровых изделий находится на таком уровне, что появилась возможность воплощения практически любых дизайнерских идей. Существует множество типов ковровых изделий, различающихся по методике художественного конструирования. К ним относят персидские, восточные, фольклорные изделия. В современном интерьере квартиры ценятся не только ковры, но и картины, выполненные в технике ковроткачества. Это нетрадиционные способы получения ворсовой поверхности. Сюжет данных картин может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа, иконы и др. Для создания таких картин используется пряжа ярких цветов. Важным элементом при разработке дизайна ковров является подбор и нанесение рисунка, либо узора.

Так родилась идея создать красивое изделие – панно.

В процессе изучения этой темы я познакомилась с историей ковроткачества, научилась ковровому дизайну, научилась большему терпению и усидчивости.Меня заинтересовал процесс создания изделия своими руками. Выполнив эту работу, я осталась довольна, появилось желание сделать ещё что-то более оригинальное и практичное. Я буду продолжать это занятие, тем более во время занятий я отдыхаю от уроков, общаюсь с подружками и имею результат. Ковровый дизайн – прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Сегодня эта техника современна и доступна в изготовлении.Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт для всех. Сделать свой дом уютным помогут вещи, выполненные своими руками. Интерьер комнаты преобразится благодаря картине, выполненной в технике ручного ковроткачества.

Целью моего проекта является создание индивидуальной работы на основе умений и знаний.

Для достижения цели я наметила следующие задачи

  1. Познакомиться с историей создания ковров.

  2. Закрепить знания и умения работы с материалами, инструментами.

  3. Развить в себе такие качества, как терпение, старание, умение и аккуратность.







































История

  • Ковёр – тканое изделие из шерсти.

  • Промыслы ковроткачества возникли ещё в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, ещё раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были: Кавказ и Средняя Азия

  • Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения.

  • По мнению учёных к самым ранним производствам ковроделия относится изобретение вертикальных и горизонтальных станков в Древнем Египте.

  • Ковры использовали не только в домашнем убранстве, но и при различных обрядовых церемониях, для украшения церквей, при проведении праздников и при приёме дорогих гостей.

  • В России использовались тканые ковры, ими устилали полы, использовали как покрывала для сундуков, лавок и саней.











































План организации работы по изготовлению изделия























































Техника изготовления ковра

Ковры – тканые или узелковые изделия из шерсти или шелка. Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка, лен, пенька, хлопок – для основы. На протяжении столетий техника изготовления ковров не менялась.

В ранний период развития ткацкого ремесла ткань наподобие рогожи или циновки изготавливалась из различных трав, прутьев, древесной коры, камыша. Археологи обнаружили следы отпечатков циновок на глиняных сосудах эпохи неолита (наверное, это очень давно). Основой сосудов этого периода служила ткань, облепленная с двух сторон глиной и подвергнутая обжигу. Всю историю ковроткачества можно разделить на четыре этапа. Первый этап – первобытный период ковроткачества, для которого характерна простая техника переплетения рогожи, циновки. Для второго этапа характерны ткани с несложным цветным геометрическим узором типа килима или паласа и без них. Использование этих приёмов сцепления нитей утка позволяет получать рисунок как геометрический, графически-чёткий, так и растительный, живописно-свободный). Позднее появляются ковры более сложных техник переплетения – верни, зили, сумах. Расцвет ковродельческого искусства связывается с появлением ворсовых ковров с различными типами узлов. На протяжении многовекового развития искусства ковроделия вырабатывались характерные для различных видов ковров композиционные приемы. Ковровая композиция строится на соблюдении принципа построения орнамента, то есть симметричном, раппортном расположении мотивов узора. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм. Орнамент может быть двух видов: геометрический или растительный. Ковер с геометрическим орнаментом имеет два принципа построения композиции: замкнутую с четко выраженным центром и каймой из более мелких геометрических фигур, и линейную из чередующихся полос различного цвета и орнаментальных форм. Каждая форма геометрического узора имеет свой цвет, отделенный от цвета другого узора одним или несколькими контурами. Одним из распространенных приемов изображения растительного орнамента является светотеневая проработка рисунка. Второй прием использования растительных форм заключается в плоской стилизации, что позволяет увидеть красоту силуэта каждой детали, отразить характерные черты их формы.







Основные виды ковроткачества

Существуют два вида ковров:

  1. Войлочныековры,изготовленные из неплетёной шерсти.

Рисунок 1

Производство войлока – это сложный процесс, требующий определенных навыков. Он состоит из несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока.



Удивительно прочные, тёплые и мягкие, войлочные ковры широко использовались в быту кочевников с древнейших времён. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, они защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.



Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства.

Искусство художественного оформления войлока — неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов Российской Федерации — дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.



  1. Тканые ковры,изготовленные из плетёной шерсти.

Рисунок 2

Тканые ковры более разнообразны по технологическим приёмам изготовления: ворсовые, махровые и безворсовые или гладкие.



































Банк идей и предложений

Рассмотрев и изучив выполнение техники ковроткачества, я выбрала несколько вариантов:

  1. Животное

  2. Осень

  3. Фрагмент мультфильма

Вывод: Рассмотрев все варианты, я остановилась на варианте №2.













































Технологическая последовательность

Ковровая ткань состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг к другу. При ткачестве гладких ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета.

Цветная нить утка, переплетаясь с нитями основы в определённых участках узора, образует собственный орнамент.

Ткань безворсовых ковров гладкая, причём рисунок лицевой стороны одинаковый и поэтому они называются двухсторонними. Есть разновидность гладких ковров – сумахи, распространённые в Дагестане. Отличаются тем, что в образовании ковра участвуют два утка, один уток служит каркасом, а другой переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетения с основой второго основообразующего утка. Сумах на лицевой стороне имеет вид косички, а концы цветных нитей выводят на изнанку, таким образом, сумахи не двухсторонние ковры.

Технический рисунок, шаблон или картон.

2 способа: счётный и по шаблону


Счётный



По шаблону

Самый распространённый, используется в тканых коврах.

Выполняется по счёту клеток технического рисунка, который выполняется на канвовой бумаге.

По шаблону изготавливают гладкие и войлочные ковры (гобелены, шпалеры); тематические, пейзажные, многофигурные и растительно-орнаментальные.

Технический рисунок выполняется в красках в соответствии с приготовленным заранее эскизом ковра. Каждая клетка будет обозначать один ворсовый узел. Для односторонних махровых ковров чаще всего применяют бумагу с продолговатой клеткой.



Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места

Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.

Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости и т.д. 
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия: 
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо. 
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость. 
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол. 
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол. 
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см. 
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно). 
7. После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: 
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Перед работай обязательно повторить правилабезопасности при работе с иголками и ножницами.






Подготовка к ткачеству. Инструменты и материалы.

Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек и двух валов, служивших для натяжения основы. Наклон вертикального станка под углом 30о

Два вида станков:

1.Наклонный



2. Вертикальный (наиболее удобная конструкция станка)



Заправка станка.

Станок подготавливают к ткачеству заправкой основы. Для основы используют прочные нити( мак, нарцисс). Заправку станка можно осуществлять двумя способами:

  1. Заправка в круговую – наиболее простой способ. Конец от клубка нити основы привязывают к нижнему валу и передают клубок через верхнюю перекладину возвращая клубок из под нижней перекладины. Закончив основу следует ещё раз тщательно подсчитать количество пар нитей.

  2. Это более сложный способ заправки. Пары нитей основы разделяют на чётные и нечётные. В процессе деления нити прокладывают круглую гладкую палочку , это деление образует зев. Далее выполняем ремизки и косичку.

Для ткачества ковра потребуются инструменты:

  1. Ножницы;

  2. Гребень или вилка ( для прибивания уточной нити);

  3. Палочка (для равномерно распределения утка и нити основы);

  4. Технический рисунок, шаблон;

  5. Станок;

  6. Пряжа цветов, которые нам необходимы.



























Ворсовые узлы



  1. Жордес





  1. Сенна















Геометрические орнаменты:

- символ начала;

(капля воды) – зерно в земле;

(дорога и вода) – вспаханное поле;

(солнце) – гармония, символ неба;

- мужской знак;

(крест) – образ птицы в небе;

(вечность) – бесконечность;

- символ воды осеннего цикла;

-весенний символ;

- дождь;

- траурный знак;

- женский знак, земля;

- могущество.

Птицы – мечты, счастье;

Лягушка – мудрость;

Лебедь – чистота и непорочность;

Жар-птица – огненная природа, солнечный свет, приветствие нового дня;

Орёл – окрылённая молния;

Символическое значение:

Голуби – супружеская верность;

Конь – олицетворяет людей.

Дерево – символ мира;

Цветы – счастье;

Виноградная лоза – богатство, достаток;

Символическое значение цвета:

Белый– чистота, целомудрие. Символ потустороннего мира.

Красный – праздничный, почётный. Символизирует кровь, жизнь, смерть.

Чёрный – печать, траур;

Голубой – связан с небесным миром;

Зелёный – цвет лета.









































Экономическое и экологическое обоснование проекта

Подведем итог затраченных средств. Стоимость ножниц и иглы я в расчет не брала, т. к. они были в наличии у меня дома

        

п/п

Наименование инструмента

количество

Стоимость, р.

1

Пряжа п/ш

38

60

2

Пряжа изсобачей шерсти

2

120

3

Ножницы

1

-

4

Основа

1

60


Иглы

1

-


ИТОГО:


2580


Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных задач современности.

Современное производство должно быть таким, чтобы природоохранные (экологические) и экономические задачи решались комплексно, как единое целое.

Охрана окружающей среды – это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и востановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, создание наиболее благоприятных условий для жизни человечества и удовлетворения материальных и культурных потребностей нынешнего и будущего поколений. При изготовлении коврика практически отсутствуют отходы, что благоприятно сказывается на окружающей среде.















Реклама

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей ВЕЧНОСТИ, главными экспонатами которого является ВДОХНОВЕНИЕ, РАБОТА, МАСТЕРСТВО. Никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому для того, чтобы украсить дом, можно сделать что-нибудь своими руками.













































Оценка качества

Работа в ковроткачества необычна и интересна. По окончании работы я проверила качество её выполнения. Получилось чисто и аккуратно. Выполнение проекта способствовало развитию возможностей в областиковроткачества, овладению технологического мастерства. В целом получилось красивое и яркое изделие, которое послужит хорошим украшением комнаты.
Считаю, что поставленная цель достигнута. Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне и моим близким очень понравился внешний вид работы, считаю, что это украшения прекрасно дополнят образ моей комнаты. Мою работу оценили родители, учителя и друзья.

В интернете я нашла еще много похожих ковриков. Мне очень понравилась бабочка. И я решила, что обязательно сделаю ее и поселю у себя дома! Пускай приносит уют и радость, напоминая своим присутствием о лете.




































Литература:

  • http://www.hnh.ru/handycraft/2011-04-12-3

  • http://symbolist.ru/color.html

  • http://www.list7i.ru/?id=375&mod=boards































21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!