СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно исследовательская деятельность. Проект "Стойбище ханты - чум"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Стойбище ханты - чум" знакомит обучающихся с традиционным летним жилищем народа ханты.

Просмотр содержимого документа
«Проектно исследовательская деятельность. Проект "Стойбище ханты - чум"»

8


Содержание




Введение


3

I

Ханты-мансийское традиционное жилище


5

1.

Энергоэффективность и отопление чума


5

2.

Ветроустойчивость и выбор места


6

3.

Изготовление шестов чума


7

4.

Устройство чума


7

II

Этапы изготовления макета.


9


Заключение


10


Литература


11

























Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.Ф.Ефрона: Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер.



Введение



В прошлом году я участвовала в подготовке проекта «Игры и игрушки народов ханты и манси». Я узнала очень много интересного о жизни и быте коренных народов севера – ханты и манси. Мне стало интересно, и, я продолжила изучение жизни и быта коренных народов Севера.

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой борьбе за существование и продолжение своего рода они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное - они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуры.

Актуальность темы

Деятельность в рамках моделирования традиционного жилища обско-угорского населения (чум) позволяет:

- изучать специфику природно-климатических, бытовых и жилищных условий коренного населения Северо-Западной Сибири;

- способствовать сохранению традиций народов Севера;

- развивать интерес обучающихся к истории и культуре коренного населения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры

Проблема исследования

Формирование ценностного отношения к культурно- историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры как необходимое условие сохранение культуры и традиций народов Севера.

Объект исследования

Традиционная культура коренных малочисленных народов Югры.

Предмет исследования

Выполнение проекта макета «Чум».

Цель исследования:

  1. Выявить значение чума для коренных народов Севера; изучить его строение; понять разницу между летним и зимним чумом.

  2. Создать макет переносного летнего жилища оленеводов - чум.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по истории происхождения, жизненном укладе народов ханты и манси.

2.Развивать практические навыки и умения в процессе творческой работы при

изготовления макета «чум».

3.Воспитывать любовь и уважение к культуре коренных народов Севера.






















  1. Ханты-мансийское традиционное жилище

Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (Приложение 1).

Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.

Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, ми­нимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.

Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.

  1. Энергоэффективность и отопление чума

Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.

Для отопления в центре чума всегда находится очаг, который служит источником тепла и приспособлен для приготовления пищи. Очаг расположен точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Очаг может быть открытым и располагаться на железном листе или в виде отопительно-варочной печки с дымоходом. Форма конуса чума способствует оптимальному распределению тепла и быстрой стабилизации тяги. В момент разжигания очага дым заполняет все внутреннее пространство, весь объем жилища равномерно. Спустя несколько минут, когда устанавливается прогретый воздушный столб, который соединяет источник тепла и верхушку чума – появляется своеобразная «труба» и дым устремляется вверх. Но поднимается он не по вертикали, а по наклонной — вдоль стенок чума. Причем с каждым метром дым уплотняется и, достигнув определенной высоты (чуть выше человеческого роста), так и повисает на этом уровне до тех пор, пока горит очаг.

Таким же образом ведут себя и тепловые потоки. Дойдя до верхушки чума, они образуют зону повышенного давления. Она служит своеобразной запирающей «пробкой» и не позволяет холодному воздуху с улицы прорваться в чум. Летом ее не могут преодолеть комары, гнус. «Пробка» препятствует образованию сквозняков. Даже когда очаг остывает перепад температуры наружного воздуха и внутреннего сохраняется.

Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.

  1. Ветроустойчивость и выбор места

Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.

В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.

  1. Изготовление шестов чума

На разных территориях чум имеет свои особенности. Отличается способ скрепления основных шестов (кольцом из проволоки в просверленные отверстия или связываются сухожилиями оленей, тонкими корнями, веревкой), количество основных шестов (от двух до трех). Обычно чум состоит из 12-40 шестов и наружного покрытия. Главный элемент чума — шест. Заготовки шестов подбирают из ровной тонкоствольной ели или сосны длиной от 6 метров (лучше длиннее – лишнее можно удалить топором), толщиной в комле около 10 сантиметров, в верхушке утончается до пары сантиметров. С шестов удаляется кора. Форма шеста для чума распространена круглая и овальная (эллипсоидная). Обрабатывают шест во втором случае так, чтобы он утолщался от обоих концов к середине и на всем протяжении сохранял овальную форму сечения. Шест ставится «ребром» к нагрузкам (весу покрышки и направлению ветра), на каждой же стоянке при новом монтаже поворачивается на 180 градусов. Основные шесты используются, как правило, чуть более массивные, чем все остальные.

  1. Устройство чума

Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.

Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.





  1. Этапы изготовления макета.

  1. Выбор материала. Я остановилась на подручных и доступных для меня материалах: фетре, картоне и в качестве шестов я использовала толстые спицы.

  2. К основанию прикрепила «шесты» при помощи термоклея.

  3. Покрыла фетром заготовку в форме конуса.

  4. В заключение - наклеила на край чума зеленый флис, вырезанный в форме травы. Для законченности композиции добавила ранее изготовленные куклы акань и фигурки оленей. (Приложение 1).























Заключение.

Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.

Изучив основное предназначение чума, я изготовила макет переносного жилища коренных народов севера из подручных материалов. Макет может быть использован на уроках истории в качестве наглядного пособия.


Литература

1.  Айпин, Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.   

2. Бакулин, В.В. «География Ханты-Мансийского автономного округа»: учебное пособие для 8-9-х классов. –М.: Экопрос, 1996.

3.  Гаврилова, О.Н. «Край родной. Азбука краеведения»  - Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 с.

4. расмик, А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.г. Ханты-Мансийск, 1993.

5. Гребенюк, Г.Н., Кискаев И.А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно-методическое пособие. /Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.

6. Добринский, T.H., Плотников, В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. - Тюмень, 1997.

7. Инфактьев П.П. Путешествие в страну вогулов (предисловие Г.И. Данилиной). - Тюмень: Мандрика, 2003.

Приложение 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!