8
Содержание
| Введение | 3 |
I | Ханты-мансийское традиционное жилище | 5 |
1. | Энергоэффективность и отопление чума | 5 |
2. | Ветроустойчивость и выбор места | 6 |
3. | Изготовление шестов чума | 7 |
4. | Устройство чума | 7 |
II | Этапы изготовления макета. | 9 |
| Заключение | 10 |
| Литература | 11 |
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.Ф.Ефрона: Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер.
Введение
В прошлом году я участвовала в подготовке проекта «Игры и игрушки народов ханты и манси». Я узнала очень много интересного о жизни и быте коренных народов севера – ханты и манси. Мне стало интересно, и, я продолжила изучение жизни и быта коренных народов Севера.
Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле. Народы Севера всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой борьбе за существование и продолжение своего рода они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное - они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуры.
Актуальность темы
Деятельность в рамках моделирования традиционного жилища обско-угорского населения (чум) позволяет:
- изучать специфику природно-климатических, бытовых и жилищных условий коренного населения Северо-Западной Сибири;
- способствовать сохранению традиций народов Севера;
- развивать интерес обучающихся к истории и культуре коренного населения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры
Проблема исследования
Формирование ценностного отношения к культурно- историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры как необходимое условие сохранение культуры и традиций народов Севера.
Объект исследования
Традиционная культура коренных малочисленных народов Югры.
Предмет исследования
Выполнение проекта макета «Чум».
Цель исследования:
-
Выявить значение чума для коренных народов Севера; изучить его строение; понять разницу между летним и зимним чумом.
-
Создать макет переносного летнего жилища оленеводов - чум.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по истории происхождения, жизненном укладе народов ханты и манси.
2.Развивать практические навыки и умения в процессе творческой работы при
изготовления макета «чум».
3.Воспитывать любовь и уважение к культуре коренных народов Севера.
-
Ханты-мансийское традиционное жилище
Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (Приложение 1).
Чум — постройка, состоящая из жердей, среди которых выделяются 2-3 основных шеста. Они соединяются вверху над центром жилища. К этой вершине приставляются затем по кругу остальные жерди чума (до 60), образующие его конусообразный остов. В верхней части остова оставляют отверстие для выхода дыма.
Постройки в виде чумов имеют устойчивость к атмосферным осадкам и ветрам с разных направлений и любой силы, простоту конструкции, минимальное использование дефицитного в тундре леса. Такие жилища и существовали в верхнем палеолите, как показывают раскопки археологов.
Жить в гармонии с природой на Севере это значит — выжить. На протяжении столетий в районах проживания коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающей природой. Все предметы кочевого быта, как-то нарты или чум, доведены народным опытом до совершенства.
-
Энергоэффективность и отопление чума
Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму? Чум имеет наименьшую площадь поверхности чем жилища другой геометрической формы (сферической, кубической и др.). Коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.
Для отопления в центре чума всегда находится очаг, который служит источником тепла и приспособлен для приготовления пищи. Очаг расположен точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Очаг может быть открытым и располагаться на железном листе или в виде отопительно-варочной печки с дымоходом. Форма конуса чума способствует оптимальному распределению тепла и быстрой стабилизации тяги. В момент разжигания очага дым заполняет все внутреннее пространство, весь объем жилища равномерно. Спустя несколько минут, когда устанавливается прогретый воздушный столб, который соединяет источник тепла и верхушку чума – появляется своеобразная «труба» и дым устремляется вверх. Но поднимается он не по вертикали, а по наклонной — вдоль стенок чума. Причем с каждым метром дым уплотняется и, достигнув определенной высоты (чуть выше человеческого роста), так и повисает на этом уровне до тех пор, пока горит очаг.
Таким же образом ведут себя и тепловые потоки. Дойдя до верхушки чума, они образуют зону повышенного давления. Она служит своеобразной запирающей «пробкой» и не позволяет холодному воздуху с улицы прорваться в чум. Летом ее не могут преодолеть комары, гнус. «Пробка» препятствует образованию сквозняков. Даже когда очаг остывает перепад температуры наружного воздуха и внутреннего сохраняется.
Современная печь с дымоходом позволяет ликвидировать дым в чуме, превратить его в комфортное жилье в непростых природных условиях. Металлическая печь при потухшем огне долго отдает свое тепло внутрь помещения чума. Дрова для печи заготавливают заранее, заносят в чум и складывают у выхода. Сухие дрова, стружка и лучина позволяет утром быстро согреть жилище, вскипятить чай.
-
Ветроустойчивость и выбор места
Зимние чумы жители тундростепи стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошее место — где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много мха-ягеля: олени будут сыты и далеко от чума не уйдут, и где растут деревья и кустарники — топливо для очага. Летом чум ставится на открытом высоком месте, рядом с водоемом.
В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки. Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.
-
Изготовление шестов чума
На разных территориях чум имеет свои особенности. Отличается способ скрепления основных шестов (кольцом из проволоки в просверленные отверстия или связываются сухожилиями оленей, тонкими корнями, веревкой), количество основных шестов (от двух до трех). Обычно чум состоит из 12-40 шестов и наружного покрытия. Главный элемент чума — шест. Заготовки шестов подбирают из ровной тонкоствольной ели или сосны длиной от 6 метров (лучше длиннее – лишнее можно удалить топором), толщиной в комле около 10 сантиметров, в верхушке утончается до пары сантиметров. С шестов удаляется кора. Форма шеста для чума распространена круглая и овальная (эллипсоидная). Обрабатывают шест во втором случае так, чтобы он утолщался от обоих концов к середине и на всем протяжении сохранял овальную форму сечения. Шест ставится «ребром» к нагрузкам (весу покрышки и направлению ветра), на каждой же стоянке при новом монтаже поворачивается на 180 градусов. Основные шесты используются, как правило, чуть более массивные, чем все остальные.
-
Устройство чума
Главное при возведении чума — определить центр жилища. Центр жилища там — где очаг. Перед установкой чума летом снимается слой почвы, мох. Зимой снег расчищается до земли или утрамбовывается. Вокруг очага укладывают покрытие пола. Им могут быть и доски, и циновки, и еловые ветви. Всё зависит от того, насколько долго хозяева намерены здесь жить. Основой стен чума являются три шеста. Их расставляют как треножник и связывают верёвкой. Остальные шесты равномерно раскладываются сверху и крепко обвязывают веревкой. При установке чума шесты немного втыкают в землю или снег. Последним устанавливается шест с привязанной к нему покрышкой. Покрытие чума разворачивается от двери. Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхней покрышки, прикрепляются к основаниям шестов.
Порядок в традиционном чуме обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Внутри чума слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами. По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей. Справа от двери — место для детей или ближайших родственников. За очагом, напротив двери, расположено место для гостей, а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее. Рядом, с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты. Все предметы быта имеют свои названия, используются по назначению. Котел для приготовления пищи вешается на свой крюк, керосиновая лампа – на свой. Для сушки оленьих шкур – место у трубы дымохода, а для сушки обуви – у входа.Обязательно присутствуют и запреты. Детей строго наказывают за баловство у очага или печки. В чуме нельзя держаться за шесты – плохая примета.
-
Этапы изготовления макета.
-
Выбор материала. Я остановилась на подручных и доступных для меня материалах: фетре, картоне и в качестве шестов я использовала толстые спицы.
-
К основанию прикрепила «шесты» при помощи термоклея.
-
Покрыла фетром заготовку в форме конуса.
-
В заключение - наклеила на край чума зеленый флис, вырезанный в форме травы. Для законченности композиции добавила ранее изготовленные куклы акань и фигурки оленей. (Приложение 1).
Заключение.
Жилище северных оленеводов — чум является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем человека в условиях природы.
Изучив основное предназначение чума, я изготовила макет переносного жилища коренных народов севера из подручных материалов. Макет может быть использован на уроках истории в качестве наглядного пособия.
Литература
1. Айпин, Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.
2. Бакулин, В.В. «География Ханты-Мансийского автономного округа»: учебное пособие для 8-9-х классов. –М.: Экопрос, 1996.
3. Гаврилова, О.Н. «Край родной. Азбука краеведения» - Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 с.
4. расмик, А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.г. Ханты-Мансийск, 1993.
5. Гребенюк, Г.Н., Кискаев И.А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно-методическое пособие. /Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
6. Добринский, T.H., Плотников, В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. - Тюмень, 1997.
7. Инфактьев П.П. Путешествие в страну вогулов (предисловие Г.И. Данилиной). - Тюмень: Мандрика, 2003.
Приложение 1