СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проекты приватизации государственной собственности в России в начале 19990-х годов.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет никаких сомнений в том, что едва ли не важнейшим событием всей истории постсоветской России стала приватизация. В самом деле, именно трансформация отношений собственности явилась стержнем либеральных реформ, начатых в России в 1990-е годы. Реформа государственной собственности должна была преобразовать государственную экономику и заложить основы для функционирования рыночной системы.

Просмотр содержимого документа
«Проекты приватизации государственной собственности в России в начале 19990-х годов.»

Проекты приватизации госсобственности

Проекты приватизации госсобственности

Содержание Причины проведения Реформа Е.Гайдара Программа «500» дней «Мягкое реформирование» Чековый этап приватизации Денежная приватизация Итоги Литература

Содержание

  • Причины проведения
  • Реформа Е.Гайдара
  • Программа «500» дней
  • «Мягкое реформирование»
  • Чековый этап приватизации
  • Денежная приватизация
  • Итоги
  • Литература

Причины проведения приватизации

Трансформация отношений собственности явилась стержнем либеральных реформ, начатых в России в 90-е годы. Реформа государственной собственности должна была преобразовать государственную экономику и заложить основы для функционирования рыночной системы. Приватизация проводилась для решения главной задачи, а именно: повышения эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства.

Основная причина для приватизации состояла в том, что прежняя форма экономического устройства, когда большая часть производительных активов находится в государственной собственности, оказалась совершенно недееспособной. Теоретически плановая экономика, может быть, и хороша, но практически она пришла к своему естественному завершению. То есть к 1980-м годам ситуация стала настолько тяжелой, настолько не могли производиться базовые товары, настолько плохо жили люди, настолько плохими были обстоятельства, что стало ясно: так жить дальше невозможно. И это был момент, когда стало понятно, что должны быть проведены какие-то крупные реформы.

Реформа Е.Гайдара

Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром. Российские либералы исходили из идеи, что приватизация приведет к формированию иной экономической структуры общества и создаст условия для устойчивого экономического роста, а в социальном плане будет способствовать возникновению в стране массового слоя собственников. Говоря об особенностях программы: во-первых, она «исходила из полного отрицания возможностей “особого пути” развития российской экономики» во-вторых, «была не только программой экономических реформ, но и программой формирования национальной государственности в России». Особое внимание в ней уделялось таким вопросам, как суверенность российского хозяйственного законодательства и создание рыночных институтов.

В октябре 1991 г. Президент России Борис Николаевич Ельцин принял решение сформировать правительство реформаторов на основе команды Гайдара. На V Cъезде народных депутатов РСФСР Ельцин выступил с программной речью, экономическую часть которой готовила эта команда. Съезд принял постановление с одобрением плана реформ.

Программа «500» дней Шаталина-Явлинского Группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым. В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина–Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики:  крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать. Однако по мере того, как программа приватизации начала осуществляться, представители этого течения перешли в оппозицию к реформе. По их мнению, реформа развивалась «неправильно», не соответствовала теории, неверно была избрана последовательность действий.

Программа «500» дней Шаталина-Явлинского

Группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым. В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина–Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать. Однако по мере того, как программа приватизации начала осуществляться, представители этого течения перешли в оппозицию к реформе. По их мнению, реформа развивалась «неправильно», не соответствовала теории, неверно была избрана последовательность действий.

Программа 500 дней базировалась на трех принципах:

  • Приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
  • Децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новореформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса. Это, кстати, чисто торгашеская точка зрения.
  • Демонополизация. Целые отрасли, которые объединялись за счет обществ и производственных союзов, разрушались на одном только понимании – не должно быть монополии. Это, конечно, не плохо, но существуют сферы, в которых государственная монополия обязана быть. Но опять программа 500 дней всех гребла под одну гребенку – продавать и приватизировать нужно все.

«Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права»

С.С. Шаталин

«Мягкое реформирование» Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Выступали за проведение экономической реформы при сохранении высокого участия государства в экономике. Главное их отличие от радикалов состояло в определении темпов экономических преобразований Предложенные ими проекты разгосударствления предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике. Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации. Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

«Мягкое реформирование»

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Выступали за проведение экономической реформы при сохранении высокого участия государства в экономике. Главное их отличие от радикалов состояло в определении темпов экономических преобразований

Предложенные ими проекты разгосударствления предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике. Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации. Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

Чековый этап приватизации Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г.   Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. На этом этапе должно было произойти массовое разгосударствление российской экономики; сформирован слой частных собственников; заложены основы конкурентной экономики

Чековый этап приватизации

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. На этом этапе должно было произойти массовое разгосударствление российской экономики; сформирован слой частных собственников; заложены основы конкурентной экономики

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры. Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Основным итогом ваучерного этапа приватизации стало образование «критической массы» частных и квазичастных предприятий, освобождение государства от функций собственника, образование большого числа новых рыночных институтов (начал складываться рынок корпоративных ценных бумаг, инфраструктура торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий)

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры. Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек.

Основным итогом ваучерного этапа приватизации стало образование «критической массы» частных и квазичастных предприятий, освобождение государства от функций собственника, образование большого числа новых рыночных институтов (начал складываться рынок корпоративных ценных бумаг, инфраструктура торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий)

Денежная приватизация   В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Следовал переход к следующему этапу — денежному. На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации.  Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: •сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций;  •обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки,  •способствовать наполнению доходной части бюджета На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. Если на этапе массовой приватизации директора стремились направить приватизацию в выгодное для себя русло, то в ходе денежной приватизации главной их целью стало не допустить смены собственников.

Денежная приватизация

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Следовал переход к следующему этапу — денежному. На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: •сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; •обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, •способствовать наполнению доходной части бюджета

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. Если на этапе массовой приватизации директора стремились направить приватизацию в выгодное для себя русло, то в ходе денежной приватизации главной их целью стало не допустить смены собственников.

Итоги приватизации В России была избрана модель бесплатной массовой приватизации. Эта модель определила специфику сложившейся в стране структуры собственности, в которой доминируют собственники-инсайдеры. Избранная модель приватизации негативно сказалась на качестве корпоративного управления, которое характеризуется низкой эффективностью, отсутствием транспарентности и внешнего контроля за деятельностью менеджеров-собственников. Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой. В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности. Избранная модель приватизации способствовала быстрой концентрации капитала и привела к образованию узкого слоя собственников. Приватизация усилила социальное неравенство в обществе.

Итоги приватизации

  • В России была избрана модель бесплатной массовой приватизации. Эта модель определила специфику сложившейся в стране структуры собственности, в которой доминируют собственники-инсайдеры.
  • Избранная модель приватизации негативно сказалась на качестве корпоративного управления, которое характеризуется низкой эффективностью, отсутствием транспарентности и внешнего контроля за деятельностью менеджеров-собственников.
  • Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой.
  • В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности.
  • Избранная модель приватизации способствовала быстрой концентрации капитала и привела к образованию узкого слоя собственников.
  • Приватизация усилила социальное неравенство в обществе.
Литература 1. Александров Ю.Г. Приватизация общественной собственности в России и экономическая теория // Собственность в XX столетии: К 80-летию акад. В.А.Виноградова / РАН. ИНИОН и др.; Редкол.: Алексеев В. (гл. ред.) и др. — М.,2001  2. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Какая приватизация нам нужна? — М.: Знание, 1991  3. Эллерман Д. Ваучерная приватизация как инструмент холодной войны // Вопросы экономики. 1999. № 8.

Литература

1. Александров Ю.Г. Приватизация общественной собственности в России и экономическая теория // Собственность в XX столетии: К 80-летию акад. В.А.Виноградова / РАН. ИНИОН и др.; Редкол.: Алексеев В. (гл. ред.) и др. — М.,2001 2. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Какая приватизация нам нужна? — М.: Знание, 1991 3. Эллерман Д. Ваучерная приватизация как инструмент холодной войны // Вопросы экономики. 1999. № 8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!