Профилактическое занятие «Жизнь прекрасна без вредных привычек» для профилактической работы с детьми 11–16 лет
Цель: снижение риска возможного употребления обучающимися ПАВ.
Задачи:
- выявить исходный уровень информированности подростков об опасности употребления психоактивных веществ;
- расширить представления подростков о замещении употребления психоактивных веществ созидательной деятельностью;
- сформировать у обучающихся отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ;
- помочь обучающимся в формировании навыков проявления силы воли и принятия собственных решений.
Оборудование и материалы: ноутбук; видеопроектор; листы и ручки по количеству детей; изображение дерева и яблок с надписями, памятки, плакат по теме беседы.
Форма беседы: групповая
Участники: обучающиеся 5-8 классов
Основная часть
1. Организационный этап;
Приветствие участников. Проведение игры «Меня зовут»
Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы.
Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу произносит имя своего правого соседа с эпитетом комплиментом, который начинается на первую букву его имени.
2. Мотивационный этап.
- Ребята, внимание, учёному Ивану Павлову принадлежат такие слова:
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному организму сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры»
- Кто из вас согласен с этим высказыванием и почему?
- Кто из вас может ответить: «Какую болезнь XX - XI века называют «чумой»? (предполагаемые ответы - алкоголизм, табакокурение, наркомания)
- Ребята, вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни, хорошо помните основные правила гигиены, понимаете, какую опасность может нести необдуманное поведение. (ответы детей)
- Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
3. Ход занятия.
- Тема нашей беседы – «Жизнь прекрасна без вредных привычек», а именно поговорим о человеческих привычках.
- Как вы считаете, что такое привычка? (Привычка – это по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения)
- Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные. При этом может подразумеваться их влияние на разные сферы жизни : здоровье, работу, учёбу, отношения.)
- Какие полезные привычки вы знаете?
( К полезным можно отнести:
1. регулярные занятия спортом;
2. правильное питание;
3. саморазвитие;
4. обучение.)
- Какие вредные привычки для человека вы знаете? (К вредным привычкам относят те, которые наоборот негативно влияют на эти сферы:
1. курение, алкоголизм, наркомания;
2. злоупотребление нездоровой едой;
3. сформировавшиеся модели поведения в обществе, семье или на работе, которые причиняют вред окружающим)
Показ видеоролика о вреде употребления ПАВ (Приложение №1)
- Ребята, как вы понимаете пословицу: «Бедность от лени, а болезнь – от воздержанности»? (Если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.)
Тест «Как ты относишься к ПАВ?» (Приложение № 2)
- Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки несут человеку бедность и болезни, ссоры с родными людьми и другие неприятности.
- Сегодня мы будем говорить, как сохранить здоровье, как стать счастливым, научимся проявлять силу воли и принимать собственные решения.
Мини – лекция «В рабстве у вредных привычек»
- Тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели между собой войны, завоевывали соседние земли, а завоеванные народы угоняли в рабство. Рабы выполняли самую тяжелую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизить, продать, и даже убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, в истории самым известным восстанием стало восстание под предводительством Спартака. Прошли века, и человечество избавилось от человеческого рабства.
- Это был исторический момент. Но в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек.
- Чем заманивают людей эти вредные привычки? Они одурманивают людей своими заклинаниями
Звучит фонограмма заманчивых фраз (Приложение №3)
«Всё в жизни нужно попробовать»,
«Вокруг такая скука, нужно развлечься и расслабиться»,
«Смотри, какая красивая коробочка, красочная бутылочка»,
«Все это пробуют, и ты поддержи компанию, у тебя появится столько друзей!»,
- Ребята, сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском?
Тест «Сможешь ли ты устоять?» (Приложение № 4)
- Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои силы. Перед вами лежат листы бумаги. Вам надо ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
Педагог зачитывает вопросы. Участники пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты весь день просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Нравятся ли тебе уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять свои ошибки?
9. Если тебе на улице незнакомец предложит коробку конфет, ты её возьмёшь?
10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты ещё не сделал уроки. Сможешь отказать друзьям?
- Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопрос «да», и запишите полученное число.
Если Вы сказали «да» не больше 3 раз – Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это сможет принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями и с учителями.
Словесная игра «Умей сказать «нет»
- Мы начали классный час с разговора о рабстве. Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые слабости и безволие человека становятся рабами вредных привычек.
- Как же уберечься от этого, как не попасть к ним в рабство?
-Здесь может быть только один ответ: Надо научиться говорить…
(дети хором отвечают - НЕТ)
- Ребята, проведем упражнение, чтобы разобраться и понять, что означает понятие «давление» и «сопротивление».
Упражнение – активатор «Кулак» (Приложение № 5)
Педагог: Сейчас мы все вместе будем уговаривать одного участника разжать кулак. А участник должен сопротивляться и не поддаваться на наши уговоры.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали при выполнении упражнения? (Ответы детей)
- Трудно ли было сопротивляться давлению группы? Почему (Ответы детей)
- Что заставило вас сдаться? (Ответы детей)
Упражнение – тренинг «Откажись по-разному» (Приложение № 6)
Педагог: Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение ( например: отправиться в тундру, погулять)
Ведущий выражает отказ по-разному.
Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: «Ребята, спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».
Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
Ответы детей
Педагог:
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».
Кто получил такой отказ? (Ответы детей)
Педагог:
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: «Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем в парке».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Он агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим погулять» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Итог
- Какой вид отказа наиболее эффективен? Почему? (Ответы детей)
Просмотр социального ролика «Научись говорить Нет! (Приложение №7)
- Ребята нашей школы сочинили сказку о том, как можно бороться с вредными привычками, сказка заняла 1 место в районном конкурсе «Лучшая сказка о ЗОЖ-2022». Предлагаю познакомиться с этой сказкой.
Просмотр презентации «Сказка о царевиче Евсее, и о том, как он вредные привычки победил» (Приложение №8)
Мозговой штурм физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм:
Небольшие дозы алкоголя будут…
- снижать способность ясно мыслить и принимать решения;
- заставят почувствовать небольшое расслабление;
- заставят почувствовать себя немного более свободным и смелым, чем обычно.
Большие дозы алкоголя будут…
- замедлять деятельность отдельных областей мозга;
- вызовут головокружение;
- снизят координацию;
- приведут к затруднениям речи, ходьбы, стояния;
- приведут к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению;
Некоторые люди могут…
- временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.
Поведенческие эффекты воздействия алкоголя включают…
- драки – ссоры – насилие;
- громкие разговоры, крики;
- неприятное поведение;
- глупость, дурашливость;
- легкомыслие.
Выводы: Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Все психоактивные вещества производят эффекты, часть которых наносит вред организму.
- Наркотики - это химические вещества, действующие на мозг человека, изменяющие состояние сознания и вызывающие привыкание.
Наркотические вещества бывают:
легальные - лекарства (отпускаются по рецепту врача)
нелегальные - (алкоголь, табак, наркотики) человек за их употребление, за операции с ними несёт уголовную ответственность, преследуется по закону
1. Наркотики бывают синтетического и природного происхождения; разрешены или запрещены законом в разных странах; дорогие и дешевые.
2. Издревле человек открыл, что некоторые растения, выделения животных способны вызвать у человека некоторые ощущения, чувства, эмоции. Гормон радости, вырабатываемый человеческим организмом - эндорфин, по своему воздействию искусственный препарат морфин, вызывает примерно такие же ощущения. Но при применении ПАВ, вызывающих состояние радости, счастья, удовольствия, организм перестает самостоятельно вырабатывать вещества, вызывающие эти эмоции и чувства, и он становится рабом этого искусственного вещества, которое содержится в сигарете, пакете, шприце и т. д.
3. Употребление наркотиков затрагивает самые разные социальные слои населения; используется как один из способов получения удовольствия; вызывает привыкание и зависимость; связано с риском для жизни.
4. Употребление любого из наркотических веществ может искалечить человеческую жизнь и даже убить.
Последствия употребления наркотиков
Физические проблемы
1. травмы, несчастные случаи;
2. отравление;
3. суицид;
4. воздействие на потомство;
5. зависимость.
Психологические проблемы
1. затруднение продуктивного контакта;
2. ссоры, скандалы;
3. депрессия;
4. агрессия.
Социальные проблемы
1. потеря работы и места учёбы;
2. развал семьи;
3. потеря друзей;
4. потеря жилища;
5. преступления.
- Сейчас вы получите важную фактическую информацию о курении, вы будете знать, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и долговременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы прав некурящих и снижение социальной приемлемости курения в мире.
Жизнь - самое ценное, что у нас есть. Здоровый человек может прожить долгую жизнь, добиться исполнения своей мечты.
Викторина «Вы рискуете своими легкими».
Вопрос. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Ответ. Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
Вопрос. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
Ответ. Сердце. Курение является одной из причин заболеваний сердца.
Вопрос. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Ответ: нет, спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.
Вопрос. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей - электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?
Ответ: Сигареты
Вопрос: Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание? Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Вопрос: Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
Ответ: Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, гибели плода и смерти младенца.
Вопрос: Что означает «пассивное курение»?
Ответ: Пассивное курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
Вопрос: Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.
Ответ: Это дурной запах, некурящие друзья и некурящие родители.
Вопрос: Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?
Ответ: Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.
- Итак, ребята, я надеюсь, что полученная информация будет для вас очень полезна.
- Предлагаю познакомиться с творчеством наших школьниц, которые выразили своё отношение к пагубной привычке в своем социальном ролике «Курить не модно - дыши свободно!» и приняли участие во Всероссийской Акции - челлендже «Жизнь! Здоровье! Выбор!»
Просмотр социального ролика «Курить не модно - дыши свободно!» (Приложение №9)
Вручение памятки"Почему я никогда не буду курить!»(Приложение №10)
1. У меня пожелтеют зубы.
2. Будет неприятный запах изо рта.
3. В легких будут накапливаться ядовитые вещества, и я буду кашлять и болеть.
4. Я не смогу заниматься спортом.
5. У меня будет плохая память, и я буду плохо учиться.
Рефлексия: «Дерево ЖИЗНИ» (Приложение №11)
Цель: Научить детей пониманию важности делать правильный выбор в жизни.
-Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без наркотиков?
-Что взамен этого вы получите? ( Ответы детей: долгую и счастливую жизнь)
-Давайте представим себе, что наша Жизнь - это Дерево. Пусть плоды этого Дерева - ваши решения. И каждый из вас примет своё решение, снимая эти плоды с ветви нашего Дерева Жизни, И СДЕЛАЕТ СВОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР! На ветвях этого дерева висят яблоки, а на них надписи (наркотик, семья, любовь, работа, радость, удача, горе, слезы и др.) Сорвите тот плод, который будет являться частичкой ВАШЕЙ счастливой жизни. Можно выбрать один плод. Объясните, почему вы выбрали этот плод (Ответы детей)
- И в заключение нашей беседы, предлагаю познакомиться с социальным видеороликом, который также был создан нашими школьниками для участия в районном этапе регионального конкурса «Стиль жизни – здоровье- 2022! «Кто, если не МЫ!» и занял 1 место в районе. (Приложение №12)
- В Российской Федерации законодательно установлены правовые меры, по ограничению употребления табака в целях снижения заболеваемости населения. ФЗ № 87- действует с 1января 2003 года «Об ограничении табака», определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.
Статья № 4 Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет;
Статья № 6 Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.
- Предлагаю сделать общие выводы по теме нашей беседы:
Наркомания - это поражение личности, которое затрагивает все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования, сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества:
- становится психически не вполне здоровым; теряет друзей, потом семью;
-не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел, остаётся без работы;
-вовлекается в преступную среду;
-приносит бездну несчастий, как себе, так и окружающим;
-медленно и верно разрушает своё тело.
Заключение
В представленной методической разработке «Жизнь прекрасна без вредных привычек» рассматривается проблема профилактики употребления психоактивных веществ, обосновывается ее актуальность. В ходе составления методической разработки использовались материалы из различных научно-методических источников по данной проблеме. Мною были проработаны следующие вопросы :
1. Выявление уровня информированности подростков о вреде и опасности употребления психоактивных веществ;
2. Обсуждение проблемы и причин употребления табака, алкоголя, наркотиков;
3. Тренинговые упражнения направленные на развитие умения противостоять ПАВ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема употребления психоактивных веществ имеет достаточное распространение среди подростков и несет в себе разрушающий вред для личности подростка, но самое главное, что с каждым годом количество страдающих от этой проблемы увеличивается. Именно поэтому актуальной задачей становится проведение профилактической работы в подростковой среде через систему мероприятий, включающих в себя различные методы и приё мы: беседы, анкетирования, тренинги, викторины, спортивные соревнования, а также создание вместе с детьми авторских сказок, социальных роликов, пропагандирующих здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.