СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы с учащимися подросткового возраста свидетельствуют об эффективностми  использования активных методов обучения. Благодаря их использованию  происходит "включение" ребёнка в образовательный процесс. 

Просмотр содержимого документа
««Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»»


ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра физической культуры и здоровьесбережения


Итоговая работа слушателя

курсов повышения квалификации по проблеме:

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»





Методическая разработка по теме

«Безопасность дорожного движения»




Выполнил:

Учитель иностранных языков

МОУ СОШ № 12

г. Новоалександровска

Новоалександровского района

Ставропольского края

Арбузова Любовь Алексеевна




Ставрополь 2022 г.

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. План занятия

  4. Заключение

  5. Литература

























Введение

Формирование транспортной культуры нашего общества является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере профилактики дорожно-транспортных происшествий. Наиболее уязвимой категорией граждан среди участников ДТП является детская аудитория. К сожалению, по ряду причин, меры, предпринимаемые для решения данной проблемы образовательными учреждениями, являются недостаточными и, следовательно, не могут раз и навсегда защитить государство от детской смертности на дорогах.

Предупредительные мероприятия должны проводиться в комплексе и иметь системный характер. Подготовка школьников к безопасному участию в дорожном движении и формирование у них транспортной культуры должны осуществляться с учетом роли школы, семьи и социально-педагогической среды.

Опыт работы с учащимися подросткового возраста свидетельствует об эффективности использования активных методов обучения. Благодаря их использованию происходит «включение» ребенка в образовательный процесс. Кроме того, активные методы обучения способствуют развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях в жизни человека и общества, а также формированию коммуникативных навыков. Дети учатся анализировать проблемы и принимать решения.












Основная часть

Занятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасность дорожного движения» в формате «Вертушка» является уникальной площадкой по достижению баланса во взаимодействии педагога и учащихся. Занятие строится с учетом активной позиции учащихся, где они не просто выполняют предложенное задание, но и учатся высказывать свое мнение, оперируют собственным жизненным опытом и опытом близкого окружения. Учащиеся погружаются в анализ собственного поведения и поведения сверстников в дорожных ситуациях.

Вопросы, предложенные участникам занятия для обсуждения, выявляют уровень их знаний в области ПДД, способствуют выработке причинно-следственных связей (причины возникновения ДТП) и анализу имеющейся системы профилактической деятельности образовательных учреждений.

Цель: повышение грамотности, ответственности и уровня самосознания участников дорожного движения.

Задачи:

Обучающие:

  • разъяснить Правила дорожного движения для пешеходов, велосипедистов;

  • рассмотреть серию дорожных знаков;

  • научить анализировать собственное поведение в дорожных ситуациях.

Развивающие:

  • повысить уровень дорожной культуры;

  • развить умения по установлению причинно-следственной связи между опасным поведением на дороге и его последствиями;

  • развить умение работы в команде;

  • развить коммуникативные навыки;

  • развить лидерские качества.


Воспитательные:

  • привить уважение ко всем участникам дорожного движения;

  • обеспечить положительную мотивацию к правомерному безопасному поведению на дорогах;

  • воспитать чувство ответственности и самосознания.

Целевая аудитория:

учащиеся 13-16 лет. Количество участников: 16-24 человек. Продолжительность: 45 мин

Материалы: 4 ватмана, цветные маркеры, двусторонний скотч, макеты дорожных знаков: 1.22 и 5.19.1 «Пешеходный переход», 5.33 «Пешеходная зона», 5.34

«конец пешеходной зоны»; 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны», 1.23 «Дети».

План занятия

  1. Организационная часть.

(Педагог встречает учащихся в классе и приветствует их)

Педагог: «Добрый день, ребята! Сегодня на повестке дня у нас вопрос безопасности дорожного движения! Предлагаю вам погрузиться в эту тему и помочь мне ответить на некоторые вопросы! Как вы на это смотрите?»

Ответы учащихся: «Да, хорошо»

Педагог: «Отлично!

Ребята, на каждой стене кабинета вы видите ватман и маркеры – это ваши рабочие зоны. Для дальнейшей работы вам нужно разделиться на 4 команды. Для каждой команды – свой ватман (рабочая зона)».

Участники расходятся по помещению и занимают рабочие зоны: каждая группа становится рядом со своим ватманом. Каждый ватман разделен на 4 квадрата. В течение занятия педагог задает учащимся вопросы (всего 4 вопроса), ответы на которые ребята записывают в соответствующий квадрат ватмана. Вопросы для всех групп одинаковые.

  1. Работа в группах:

Педагог: «В начале нашей встречи я попросила вас помочь мне ответить на вопросы, касающиеся безопасности дорожного движения. У меня для вас есть 4 вопроса. Вопросы для всех групп одинаковые. Заслушав вопрос, вы обсуждаете варианты ответа в своей группе и записываете их на ватмане. Ватман разделен на 4 квадрата, то есть для ответа на каждый вопрос есть свой квадрат. Квадраты пронумерованы. Будьте внимательны!»

Педагог: «Вопрос 1: Назовите причины, по которым, на ваш взгляд, происходят ДТП с участием детей?»

(Участники совещаются и записывают ответ)

Педагог: «Отлично! Первый квадрат заполнен. Теперь группы меняются местами, переходя к следующему ватману «по часовой стрелке».

Каждая группа переходит «по часовой стрелке» и работает со следующим ватманом.

Педагог: «Вопрос 2: Какие вы можете назвать недостатки занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимых в образовательных учреждениях?»

Участники совещаются и записывают ответ.

Педагог: «Второй квадрат заполнен. Теперь группы меняются местами, переходя к следующему ватману «по часовой стрелке».

Каждая группа переходит «по часовой стрелке» и работает со следующим ватманом.

Педагог: «И так, вопрос 3: Какие ПДД должны знать дети?»

Участники совещаются и записывают ответ.

Педагог: «И для ответа на завершающий вопрос, вам снова нужно поменяться местами».

Каждая группа переходит «по часовой стрелке» и работает со следующим ватманом.

Педагог: «Вопрос 4: Какие мероприятия, по вашему мнению, могут способствовать соблюдению детьми Правил дорожного движения?»

Участники совещаются и заполняют оставшийся IV квадрат.

  1. Заключительная часть:

Педагог: «Ребята, вы проделали огромную работу. Все квадраты заполнены. Мне понравилось, как вы организовали свою деятельность: рассуждали, старались учесть мнение каждого. Давайте теперь посмотрим, что же у вас получилось! Предлагаю группе (педагог указывает на любую группу) озвучить ответ на первый вопрос. Напомню, как он звучал: Назовите причины, по которым, на ваш взгляд, происходят ДТП с участием детей?»

Ответы учащихся: «Отсутствие знаний ПДД; несоблюдение правил дорожного движения; использование гаджетов во время движения; отсутствие положительного примера взрослых, родителей; плохое состояние дорог; невнимательность; неисправность транспортного средства, темное время суток, нетрезвый водитель».

Участники по очереди зачитывают ответы – одна группа озвучивает ответы в одном квадрате. Остальные участники в этот момент слушают и по необходимости, поясняют или добавляют существенную, по их мнению, информацию.

Педагог: «Да, действительно, причин возникновения ДТП с участием детей может быть много. А как вы думаете, мог бы избежать ребенок ДТП, если бы знал об этих причинах?»

Ответы учащихся: «Нет…вряд ли… Как он повлияет на нетрезвого водителя или на состояние дороги?».

Педагог: «То есть, вы хотите сказать, что ребенок абсолютно никак не может избежать ДТП, исходя из того, что ДТП возникает по причинам, которые вы только что озвучили?»

Ответы учащихся: «Не всегда!».

Педагог: «Получается, что шанс избежать ДТП есть.

Вы прописали причины или условия, при которых дети чаще всего становятся участниками дорожных происшествий. Дорога – это среда, в которой как раз и складываются эти условия или возникают эти причины.

Именно поэтому дорога опасна и ваша задача - обеспечить свою безопасность, чтобы спасти свою жизнь!

Для начала нужно запомнить и взять себе за правило: Пешеход должен быть внимательным, заметным и понятным!

Педагог разбирает озвученное правило, делая пояснения.

Внимательным – значит, если ты пересекаешь дорогу, то ты должен быть сосредоточен только на своих действиях! Вышел на дорогу – все внимание дороге! Не товарищу, идущему рядом, не магазину на другой стороне. Посмотрел на них – прозевал выскочившую откуда-то машину.

Плеер, телефон…тоже отвлекают от дороги и могут стать виновниками аварии.

Дорогу нужно не только видеть, но и слышать!

Заметным!

Слышали ли вы о фликерах, световозвращателях?»

Ответы учащихся: «да».

Педагог: «Световозвращающие элементы делают нас заметными на дороге в темное время суток и когда видимость затруднены ввиду погодных условий. Водитель нас видит, а это значительно снижает риск возникновения ДТП».

«И наконец, понятным! Водитель должен понимать тебя и траекторию твоего движения. Если переходишь дорогу, назад уже нельзя! Водитель может этого не ожидать. Либо, если не рассчитал время перехода, ошибся в скорости машин, оказался на разделительной части дороги, когда поток машин двинулся, стой! Можно поднять руку, чтобы водители на тебя обратили внимание.

Иногда сами водители показывают пешеходу жестикуляцией, что пропускают, тем самым оба понимают друг друга.

Важным и значимым должно стать для каждого из вас понимание того, что каждая категория участников дорожного движения одинаково ответственна за свои действия! И цель у них одна – добраться до пункта назначения! Способ передвижения разный, а цель одна! И каждый из них хочет жить!

Поэтому, выходя на дорогу, как вы должны себя вести?»

Ответы учащихся: «Быть внимательным, заметным и понятным; уважать других участников дорожного движения; не провоцировать ДТП»

Педагог: «Совершенно верно! Ну что ж, переходим ко второму вопросу! Он звучал так: Какие вы можете назвать недостатки занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимых в образовательных учреждениях?»

Ответы учащихся: «Мало практических занятий; скучные лекции; мало встреч с инспекторами ГИБДД; отсутствие наглядности; нет специализированных классов».

Педагог: «Правильно ли я понимаю, что вам не нравится формат проведения занятий по профилактики ДТП?».

Ответы учащихся: «Да, все однообразно».

Педагог: «А что вы подразумеваете под «практическими занятиями»?»

Ответы учащихся: «Изучать правила в реальных условиях, на улице».

Педагог: «Скажите, пожалуйста, а моделирование реальных ситуаций в кабинете с использованием специального оборудования вам было бы интересно?»

Ответы учащихся: «да».

Педагог: «Хорошо, спасибо!

Давайте перейдем к третьему вопросу: Какие ПДД должны знать дети?»

Ответы учащихся: «Переход проезжей части; дорожные знаки; сигналы светофора и регулировщика; правила пользования транспортным средством (вело/мото)».

Педагог: «Совершенно верно! Необходимо знать, как и где можно переходить дорогу.

Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны (направо, налево) и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

Необходимо помнить про дорожные знаки. Они нам помогают ориентироваться на дороге. Важно знать правильное значение знаков, чтобы не совершить непоправимой ошибки. Есть два знака, имеющие одинаковое название —

«Пешеходный переход». Здесь необходимо очень чётко знать их отличие. Знак 1.22 — для водителя, а для пешехода — знак 5.19.1.»


Педагог демонстрирует макеты дорожных знаков 1.22 и 5.19.1.

Педагог: «Знак 1.22 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди — знак 5.19.1. и пешеходный переход. А знак 5.19.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе знаков особых предписаний и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.

Предупреждающий дорожный знак 1.23 «Дети»».

Педагог демонстрирует макет дорожного знака 1.23.

1.23 «Дети»

Педагог: «Этот знак — для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.

Знак 5.21 «Жилая зона»»

Педагог демонстрирует макеты дорожных знаков 5.21 и 5.22.

5.21 «Жилая зона» 5.22 «Конец жилой зоны»

Педагог: «Жилая зона – территория, на которой преимущество имеют пешеходы, движение которых разрешается не только по тротуарам, но и по проезжей части.

В жилой зоне запрещается:

а) движение со скоростью более 20 км/ч; б) сквозное движение;

в) учебная езда;

г) стоянка с работающим двигателем;

д) стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Эти требования распространяются на все дворовые территории (дворы, кварталы и т. п.).

Знаки 5.33 «Пешеходная зона» и 5.34 «Конец пешеходной зоны»»

Педагог демонстрирует макеты дорожных знаков 5.33 и 5.34.

5.33 «Пешеходная зона» 5.34 «Конец пешеходной зоны»

Педагог: «Пешеходная зона – место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов.

Еще вы назвали «правила пользования транспортным средством (вело/мото)», когда отвечали на вопрос: «Какие ПДД должны знать дети?» Если говорить о детях- водителях, то тут, в первую очередь речь идёт о вождении велосипедов и мопедов. С 14 - летнего возраста подросток может передвигаться на велосипеде по городу, наравне со взрослыми, с 16 лет подросток, получив права категории М, может передвигаться на мопедах и скутерах.

У нас остался четвертый вопрос: Какие мероприятия, по вашему мнению, могут способствовать соблюдению детьми Правил дорожного движения?».

Ответы учащихся: «Создание агитационных бригад ЮИД и проведение ими профилактических мероприятий, лекций, сборов в игровой форме; добавлять элементы, воспринимаемые детьми младшего возраста – сказки, мультфильмы; совестные мероприятия с ГАИ; практические занятия; конкурсы; тренажеры».

Педагог: Ребята, мы с вами продуктивно поработали! Мне очень понравились ваши мысли и мнения! Вижу, что проблема дорожной безопасности вас волнует. Скажите, пожалуйста, полезным ли для вас было это занятие, сделали ли вы для себя какие-то выводы, что узнали нового?».

Ответы учащихся: «Занятие было интересным; понравилось то, что считаются с твоим мнением и не ставят оценок; новые знаки и их значение; то, что со мной может случиться – зависит от меня самого».

Педагог: «Очень рада, что вы получили и положительные эмоции и новые знания! Вывод о том, что вы сами можете влиять на происходящее вокруг сделан правильно! Это значит, что вы понимаете об ответственности, которую несете как участник дорожного движения! Помните главное правило пешехода?».

Все вместе: «Быть внимательным, заметным и понятным!».

Педагог: «Спасибо, ребята! Доброго пути и безопасных вам дорог!».



Заключение

Представленное занятие соответствует заявленной теме «Безопасность дорожного движения». Данная тема сама по себе является объемной и многогранной, что способствовало включению в содержание занятия образовательного и воспитательного компонентов. Занятие направлено как на повышение грамотности учащихся, так и формирование у них дорожной культуры. Формат занятия с интересом воспринимается учащимися подросткового возраста. Активные формы работы способствуют формированию личностных качеств учащихся, развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств.

Данное занятие также является диагностикой, которая позволяет выявить уровень имеющихся знаний (вопрос: какие ПДД должны знать дети?) и их потребности (вопрос: какие вы можете назвать недостатки занятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимых в образовательных учреждениях? и вопрос: какие мероприятия, по вашему мнению, могут способствовать соблюдению детьми Правил дорожного движения?). Форма открытого диалога располагает детей на выражение собственных идей и интересов. Полученную информацию педагог анализирует и учитывает при подготовке дальнейших занятий по теме безопасности дорожного движения.

Данный формат занятия универсален. При необходимости его можно адаптировать под более взрослую аудиторию (педагогов, родителей). Осуществляя деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, занятие в формате «Вертушка» могут использовать педагоги общего и дополнительного образования, педагоги-организаторы, классные руководители.






Литература

Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.

Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/ Ю.В. Блажко, 5. В.В. Лисецкая, А.В. Мухини др. Большая книга знаний. М.: «Росмэн»

Ресурсы Интернет http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-pd.html

Ресурсы Интернет https://infourok.ru/-31423.html

Ресурсы Интернет http://www.metod





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!