СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профильный класс как стартовая площадка профессионального пути выпускника.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Статья "Профильный класс как стартовая площадка профессионального пути выпускника" содержит описание опыта работы школы  по данному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Профильный класс как стартовая площадка профессионального пути выпускника.»

Профильный класс как стартовая площадка профессионального пути выпускника.

Заместитель директора по УВР

Пасанова Светлана Викторовна


Слайд 2) К старшим классам становится очевидным, какой склад ума имеет ребенок: гуманитарный или технический. Конечно, есть универсальные дети, которым легко даются все дисциплины, но и в этом случае решающую роль играет интерес.

Профильный класс является отличной стартовой площадкой для профессионального пути выпускника. В профильном классе обучение проходит углубленно по какой-либо определенной области знаний или профессиональной специализации. Это позволяет выпускникам получить более глубокое понимание конкретной сферы и подготовиться к дальнейшему образованию или карьере в этой области.


Профильный класс позволяет получить практический опыт работы с соответствующими инструментами, программным обеспечением или технологиями, может значительно обогатить профессиональный путь выпускника, предоставляя ему глубокие знания, навыки, профориентацию и кругозор, которые будут полезны в дальнейшей карьере или образовании.

Слайд 3) Основные цели и задачи классов профильного обучения( представлены на слайде):

  • обеспечение социализации личности;

  • предоставление обучающимся оптимальных условий для получения среднего общего образования;

  • обеспечение непрерывности среднего общего образования;

  • обеспечение расширенного уровня овладения знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;

  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся в соответствии с их интересами и наклонностями;

  • осуществление профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.

Слайд 4) Но основная цель- помочь ученику определиться с выбором профессии

С 2005 года школа начала работать в режиме предпрофильной подготовки с последующим переходом на профильное обучение, которое в нашей школе реализуется более пятнадцати лет.

Слайд 5) За эти годы стало очевидным, что при выборе профиля наиболее существенное влияние оказывают ряд факторов. Рассмотрим некоторые из них:


1. Интересы и увлечения: Часто выбор профиля связан с тем, что человеку действительно интересно заниматься. Если у школьника есть определенные увлечения и страсть к определенной области, то это может стать ключевым фактором при выборе профиля.


2. Личные навыки и таланты: Каждый человек обладает своими уникальными навыками и талантами. Некоторые профессии могут требовать определенных навыков, таких как коммуникация, аналитическое мышление, креативность и другие. При выборе профиля стоит учёт своих сильных и слабых сторон становится основополагающим, в какой области эти навыки могут быть полезны.


3. Возможности карьерного роста: Важно также учесть перспективы и возможности карьерного роста в выбранной области. Некоторые профили могут предоставлять больше возможностей для развития и продвижения по карьерной лестнице, чем другие.


4. Рыночные требования: Также стоит учитывать ситуацию на рынке труда и спрос на определенные профессии. Некоторые области могут быть переполнены специалистами, в то время как в других может быть дефицит кадров. Исследование рынка труда и оценка более востребованных в настоящее время и в будущем профилей.


5. Семейное и социальное влияние: Иногда выбор профиля может быть сильно зависим от семейных и социальных факторов. Родители, друзья или значимые люди в жизни школьника могут оказывать давление на выбор профессии, основываясь на своих представлениях о успешной карьере. В данной ситуации важно напомнить, что выбор профиля должен отражать собственные цели и желания ученика, и не стоит поддаваться внешнему влиянию, если оно не соответствует вашим интересам.


Это не полный список факторов, которые могут влиять на выбор профиля, но они являются одними из наиболее существенных.

Слайд 6) При определении профилей обучения, реализуемых школой, основными условиями являются:

  • социальный запрос (в том числе учет индивидуальных потребностей);

  • кадровые возможности школы;

  • материальная база школы;

  • перспективы получения профессионального образования выпускниками.

Слайд 7) Профильное обучение может быть организовано по следующим направлениям:

  • гуманитарному;

  • социально-экономическому;

  • естественно-научному;

  • технологическому;

  • универсальному.

Слайд 8) Создание профильных классов в школе - это процесс, который регламентируется рядом федеральных законов и локальных актов общеобразовательного учреждения, может варьироваться в зависимости от конкретной школы и ее политики. Однако, обычно этот процесс включает следующие этапы:


Слайд 9)1. Анализ потребностей: Школьная администрация и педагогический коллектив проводят анкетирование учеников, родителей и изучают требования образовательных стандартов. Они определяют, какие профильные классы могут быть созданы и какие предметы и направления образования они будут включать учебные планы разных профилей.


2. Планирование и организация: На основе результатов анализа потребностей разрабатывается план создания профильных классов. Определяются примерное количество классов, требуемые предметы и специализации. Также определяется количество учебных часов, выделяемых для каждого предмета профильного класса.

3. Переговоры с родителями и учениками: Школьная администрация проводит встречи с родителями и учениками, чтобы обсудить предлагаемые профильные классы и получить обратную связь. В это время родители и ученики могут задать вопросы и выразить свое мнение относительно предлагаемых классов.


4. Работа с учителями: Школьная администрация и педагогический коллектив вступают в контакт с учителями, которые могут предложить свою экспертизу и желание работать в профильных классах. Учителями могут быть изучены их квалификации и опыт работы, чтобы убедиться в их подходящести для определенного профиля.


5. Индивидуальный отбор обучающихся и зачисление на основе рейтингов

После того, как профильные классы определены и учителя выбраны, происходит процесс распределения учеников по классам. Этот процесс может быть основан на различных критериях, включая анкетирование учеников или учет предпочтений.


6. Организация расписания: После распределения учеников и определения классных помещений необходимо составить расписание для профильных классов. Важно учесть время, выделенное на каждый профильный предмет, и согласовать его с другими учебными предметами.


7. Запуск профильных классов: После всех подготовительных этапов профильные классы официально запускаются. Ученики начинают обучение в соответствии с выбранным профилем и расписанием предметов.


Важно отметить, что эти этапы могут незначительно отличаться в различных школах. Однако, главной целью является создание условий для учеников развивать свои интересы и таланты в выбранной области и получать более глубокое образование в этом профиле.


Слайд10)За годы существования профильного обучения в нашей школе были сформированы универсальные классы с углубленным изучением отдельных предметов, организовано обучение по общеобразовательному, социально-гуманитарному, физико- математическому, социально- экономическому и агротехнологическому профилям.

Год

Профиль/количество выпускников

2018-2019

Общеобразовательный 25

Социально-гуманитарный профиль 22

Физико- математический 10

2019-2020

Социально- экономический профиль 27

Социально-гуманитарный профиль 21

Агротехнологический13

2020-2021

Универсальный (Социально-гуманитарный) 25

Социально- экономический профиль 21

2021-2022

Универсальный (Социально-гуманитарный) 22

Социально- экономический профиль 19

2022-2023

2023-2024

Универсальный (Социально-гуманитарный) 20

Социально- экономический профиль 12

Самым популярным в нашей школе является социально-гуманитарный профиль. Причём перечень предметов, которые изучаются углублённо в рамках данного профиля различный в разные годы обучения.

Слайд11)В условиях сельской местности организовать углубленное изучение отдельных предметов удаётся в основном только за счёт собственных кадровых ресурсов. Но МКОУ « Ребрихинская СОШ» всегда стремилась расширить образовательное пространство.

В 2008 году было налажено сотрудничество с Открытым молодёжным университетом при ТУСУРе (г.Томск). Результат: выпускники получили сертификаты «Оператор ПК», «Пользователь ПК», «Компьютерный дизайн» « Программист».

В 2018 -2020 годы – школа приняла участие в пилотном проекте «Развитие непрерывного аграрного образования в РФ». Создан агрокласс (профильный класс - агротехнологический). Выпускники класса получили профессию тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «С» на базе Ребрихинского лицея.


Слайд12)Таблица 1. «Информация о поступлении выпускников 2018-2020г.г. МКОУ

« Ребрихинская СОШ» в соответствии с профилем обучения в школе»

Год

Название профиля

Количество учащихся, поступивших по данному профилю

Процентучащихся, поступивших по данному профилю от общего количества выпускников

Количество и процентучащихся, поступивших по профилю в данный год обучения

2020-2021

Универсальный (Социально-гуманитарный) 25

7



28%

18/ 39,13%

Социально- экономический профиль 21

11

52,4%

2021-2022

Универсальный (Социально-гуманитарный) 22

10

45,45%

21/51,22%

Социально- экономический профиль 19

11

57,9%

2022-2023

Универсальный (Социально-гуманитарный) 20

13

65,4%

18/56,25%

Социально- экономический профиль 12

5

41,7%

Итого


57/ 47,9%

Слайд13)Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • Поступление выпускников в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования по профилю класса увеличивается на протяжении последних трёх лет

  • Статистические данные показали, что главным критерием выбора профиля и профессии является мнение родителей и мода на профессию.

  • Выбор профиля учащимися во многом зависит от учебных предметов, которые в будущем необходимо будет сдавать.

  • Учащиеся имеют позитивный, хотя и не всегда верный, взгляд на свой профессиональный выбор в будущем.

Слайд14)Выбор профессии – это глобальный выбор , который определённо повлияет на судьбу, успешность и состоятельность человека. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». И это объясняется прежде всего тем, что не хватает знаний о самих профессиях, тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценивать собственные способности, выявлять свои интересы и склонности.

Задача, которую решает школа, заключается в том, чтобы помочь выпускнику определить, насколько избранная профессия востребована в конкретном регионе, в стране в целом.

Слайд15)Мы живем в обществе, которое оказывает огромное влияние на человека при выборе профессии.  Призвание к той или иной профессии совсем не означает, что у каждого «на роду написано» быть писателем или космонавтом, рабочим или сельским тружеником, юристом или инженером. Мир профессий широк и изменчив. Постоянно возникают новые профессии, обогащаются старые. Все они имеют свои особенности, секреты, и в каждой из них кто-то непременно находит свое призвание.Слайд16)

Литература

Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. - 267 с. - Текст: непосредственный.

Буланова, А. Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах / А. Буланова. - Текст: электронный // Учёба.ру: образование для детей [сайт]. – 2020. – 10 апреля. – URL: https://www.ucheba.ru/article/5759 (дата обращения: 01.03.2021).

Дубровина, И. В. Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика,1989. - 169 с. - Текст: непосредственный.

Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с. - Текст: непосредственный.

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология /И. Ю. Кулагина — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с. - Текст: непосредственный.

Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. - Чебоксары: Школа,1988. - 301 с. - Текст: непосредственный.

Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т. Л. Павлова. - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 186 с. - Текст: непосредственный.

Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. - Киев: Рад. школа, 1980. - 143 с. - Текст: непосредственный.

Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2004. – 112 с. - Текст: непосредственный.

Скачок, В.Е. Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии / В. Е. Скачок, В.Н. Буций. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 50. - URL: https://moluch.ru/archive/236/54904 (дата обращения: 01.03.2021).

Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. - М.: Владос- Пресс, 2001. - 96 с. - Текст: непосредственный.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!