СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная работа с обучающимися с нарушением зрения на примере игры «ПрофХ».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по профессиональному самоопределению детей и подростков с особыми потребностями характеризуется недостатком адаптивных методик и технологий и осложняется проблемой низкой мотивации к труду и трудоустройству среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа с обучающимися с нарушением зрения на примере игры «ПрофХ».»

Профориентационная работа с обучающимися

с нарушением зрения на примере игры «ПрофХ».


Работа по профессиональному самоопределению детей и подростков с особыми потребностями характеризуется недостатком адаптивных методик и технологий и осложняется проблемой низкой мотивации к труду и трудоустройству среди людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 год, уровень занятости среди инвалидов составляет 12,5%. В то время как Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусматривает увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 40% к 2020 году.

Помочь выпускникам решить вопрос выбора профессии призвана профориентация. Выбор профессии – одна из актуальных проблем выпускников специализированных, коррекционных учреждений, в решении которой в первую очередь необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся, и то, что их выбор ограничен объективными обстоятельствами (существующими социальными условиями). Профориентационная работа в нашей школе начинается с начального и среднего звена во время проведения классных часов, бесед во внеурочной деятельности, и продолжается на коррекционных занятиях в выпускных классах, а также посещения экскурсий в учебные заведения.

При проведении профориентационной работы с подростками, которые имеют нарушение зрения, необходимо учитывать их психологические особенности. Уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив, чем у зрячих. У большинства из них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту. Общение протекает в форме монолога, что затрудняет контакты с другими людьми. При работе с данной категорией детей необходимо учитывать то, что для большинства характерно снижение активности в учебном процессе, неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии. Отмечено, что чрезмерная опека как дома, так и в школе-интернате способствует формированию черт иждивенчества. Анализ данных обнаруживает у подростков тенденцию занижения уровня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии и в сочетании с достаточно высокой самооценкой свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень развития. Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выявляется при анализе сложившейся системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте и месте среди зрячих. Большинство учащихся неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.

Очень часто подростки с нарушенным зрением испытывают значительные затруднения в определении своего места в мире профессий. Снижение профпригодности, связанное с дефектом зрения, заметно сужает сферу их профессионального выбора. Зависимость трудоустройства от социально-экономического состояния общества ограничивает возможности профессиональной самореализации.

У выпускников при определении будущей профессии возникают такие трудности как:

- низкий уровень ориентированности в своих собственных особенностях.

- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;

- ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

- составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Трудовая деятельность во многом определяет характер протекания и успешности социально-психологической адаптации человека с нарушениями в развитии. Это позволяет рассматривать профессиональную деятельность как важнейшее условие реабилитации людей с нарушенным зрением, а успешность профессионального самоопределения как необходимое условие их социально-психологической адаптации.

Занятия по профориентации составлены на основе подхода Пряжникова Н.С. Цель занятий состоит в том, чтобы оказать помощь в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей, потребностей и состояния здоровья обучающихся. На занятиях используются такие методы как проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Дискуссионный метод используется тогда, когда необходимо актуализировать значимую проблему в сознании обучающихся. Дискуссии могут быть спонтанными и специально организованными. Применяются такие формы работы как – индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

Сделать занятия по профориентации интересными и познавательными помогают игровые методики. Хорошо зарекомендовала себя настольная игра ПрофХ, разработчиками которой являются Анастасия Ефимова, Надежда Запольских, Ольга Бабушкина.

Данная игра разработана с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Настольная игра «ПрофХ» - это инклюзивная педагогическая технология, призванная пробудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии и выработать индивидуальную стратегию достижения профессионального успеха, стимулирующая формирование необходимых компетенций (знаний, умений и навыков) для дальнейшей трудовой деятельности. Цель игры является выработка наиболее эффективной стратегии достижения профессионального успеха, которая приведет к победе – максимальному количеству заработанной валюты [3].

Игра ПрофХ адаптирована для слепых и слабовидящих детей. Данный формат проведения занятия удобен тем, что весь раздаточный материал представлен в игре и соответствует требованиям по изготовлению дидактических материалов данной категории подростков. Также настольную игру сопровождает методическое пособие, в котором дано доступное, полное объяснение проведения игры. Вся информация на игровом поле и игровые элементы изображены на контрастном фоне и продублированы шрифтом Брайля. Каждый сектор учебного заведения выделен определенным цветом, все карты разделены рельефными границами, что помогает подросткам лучше ориентироваться на поле. Изображения на игровых элементах схематичные, рельефные, без лишних отвлекающих элементов. Игровое поле оснащено магнитной лентой, на которую ставятся магнитные фишки и жетоны, благодаря этому они закреплены на игровом поле. Фишки и жетоны отличаются друг от друга цветом и имеют рельефное нанесение в виде выпуклых точек от 1 до 6. Денежные купюры имеют рельефное обозначение номинала в виде комбинаций точек и тире. Учет особенностей слепых и слабовидящих подростков помогает им быть полноценными участниками игры.

Настольная игра ПрофХ помогает сделать занятия наиболее содержательными, продуктивными. В игре происходит более творческое овладение изучаемого материала, приобретаются навыки принятия решения, происходит овладение ролевым поведением.

Для проведения игры необходимо, прежде всего, педагогу разобраться в игре, свободно в ней ориентироваться. Необходимо провести просветительскую работу, нужно уточнить все ли профессии и личностные качества знакомы подросткам. В случае необходимости внести пояснения относительно того или иного слова, обозначающего качества, используя синонимы или описательный метод.

Нужно предварительно ознакомить участников с игровыми элементами. Количество педагогов, которые курируют игру, зависит от аудитории подростков. Если в игре принимают участие слабовидящие подростки и слепые, которые уже знают правила, и играют не в первый раз, то достаточно одного взрослого.

В том случае, если играют и слепые, и слабовидящие впервые, то незрячим необходим сопровождающий человек (педагог, тьютор, родитель или подросток), который помогает ориентироваться в игровых элементах. Количество взрослых в данном случае зависит от количества слепых подростков. В дальнейшем слепые ребята сами хорошо ориентируются в игровых элементах и помощь извне им не нужна.

Подростки достаточно быстро осваивают правила игры. Включаются в нее с интересом. По данным опроса ребят можно говорить о том, что им сложно поначалу запомнить все правила, уложить в голове достаточно большой объем информации. В процессе игры правила запоминаются и сложностей больше не возникает. Педагогу будет полезно перед игрой слепым подросткам дать больше времени на изучение игрового поля и игровых элементов. Ребятам бывает сложно сделать выбор, с ориентироваться с чего начать, так как игра подразумевает собственный и самостоятельный выбор подростком своей стратегии. Педагог может в данном случае помочь игрокам наводящими вопросами, предложить варианты действий в игре.

При проведении игры педагог с особыми трудностями не сталкивается. При правильной подготовке подростков к данной игре сложностей не возникает, так как не требуется подготовка раздаточного материала, все игровые элементы продуманы и созданы разработчиками игры.

Игровая технология «ПрофХ» полезна подросткам прежде всего, тем что она ненавязчиво, доступно помогает осознать, пробудить интерес к осознанному выбору профессии и выработать индивидуальную стратегию достижения профессионального успеха, стимулирующая формирование необходимых компетенций для дальнейшей трудовой деятельности.

Наши выпускники школы по окончанию школы успешно поступают и продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях республики и России, как правило, это медицинские и музыкальные колледжи; юридический, математический, спортивный факультеты УдГУ и ИжГТУ, Московских вузов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!