" УТВЕРЖДАЮ" Директор МОУ СОШ №16 __________________ "_____"______________2016 г. |
муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
программа дополнительного образования
кружок "волейбол"
Возраст детей: 8-11 классы
Срок реализации программы дополнительного образования: 1 год
Автор программы: Логунова Наталия Георгиевна,
учитель физической
культуры
\
г.Калининград
Пояснительная записка
В волейбольной секции занимаются дети в возрасте 14 – 17лет.
Программа кружка предусматривает распределение учебно- тренировочного материала на один год обучения.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере познания профессионально — трудового выбора личностного развития ценностных ориентаций и смысло-творчества.
Главной целью спортивной секции заключается в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых, активных, стойких защитников Родины. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Включение их в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цель спортивной секции — развитие у школьников физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно - оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельностью, приобретение компетентности в физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, участие в различных спортивных соревнованиях разного уровня.
Главными задачами спортивной секции для школьников являются:
содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу;
обучение навыкам и умениям в физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие, инструктаж по технике безопасности во время занятий, одежда, обувь на занятиях по волейболу. Подготовка спортинвентаря и спортивного зала. | 2 |
2 | Обучение техники перемещения. О.Ф.П. Подвижные игры с мячом | 2 |
3 | Обучение техники передачи на различное расстояние двумя руками, передачи над собой. | 2 |
4 | Обучение передачи сверху, снизу, над собой. Специальные упражнения с мячом и без мяча. | 2 |
5 | Обучение и закрепление передач на различной высоте, передачи над собой, сочетание передач. | 2 |
6 | Обучение техники подачи снизу, закрепление техники передачи снизу, сверху. | 2 |
7 | Обучение верхней прямой подачи с подводящими упражнениями, закрепление передачи сверху, снизу. | 2 |
8 | Обучение и закрепление техники передачи сверху, снизу, над собой. Учебная игра. | 2 |
9 | Закрепление и совершенствование техники передачи, сверху, снизу, над собой. Учебная игра. | 2 |
10 | Закрепление подачи сверху, совершенствование передач сверху, снизу. Учебная игра. | 2 |
11 | Совершенствование техники передачи в парах, тройках. Игра. | 2 |
12 | Совершенствование передачи в колоннах через сетку. Игра. | 2 |
13 | Верхняя подача на точность, сочетание передач. Игра. | 2 |
14 | Обучение техники приёма снизу, сверху после подачи. Игра. | 2 |
15 | Закрепление техники приёма мяча сверху, снизу после подачи. Развитие координации движений. | 2 |
16 | Совершенствование техники приёма мяча на точность. Развитие скоростно-силовых качеств. | 2 |
17 | Обучение и закрепление сочетанию перемещений и приёмов в парах, тройках. Игра. | 2 |
18 | Закрепление сочетанию приёмов передачи, перемещений в двойках, тройках. Игра. | 2 |
19 | Совершенствование сочетанию перемещений, стойка и передвижение игрока, приём, передача в тройках, нападающий удар. | 2 |
20 | Обучение передачи мяча из зоны 2 в зону 3 и 4 нападающий удар. Одиночный и групповой блок. | 2 |
21 | Закрепление передачи из зоны 2 в зону 3 и 4 нападающий удар. Блокирование. | 2 |
22 | Совершенствование передачи из зоны 2 и4 в зону 3 для передачи выполнения удара и блокирования. | 2 |
23 | Обучение передач из разных зон, позиционное нападение из 3 зоны. Учебная игра. | 2 |
24 | Закрепление передач и позиционное нападение из 3 зоны, блокирование. Игра. | 2 |
25 | Совершенствование передачи мяча из 2 и 4 зоны, позиционное нападение из 3-й зоны. | 2 |
26 | Обучение сочетанию приёмов: приём, передача, нападающий удар. | 2 |
27 | Закрепление сочетанию приёмов: приём, передача, нападающий удар. | 2 |
28 | Совершенствование техники передачи и нападающего удара в разные зоны. | 2 |
29 | Обучение тактическим действиям в нападении, командные действия через 2 и 3 зону. | 2 |
30 | Закрепление тактических действий в нападении, командные действия через 2 и 3 зону. | 2 |
31 | Совершенствование тактических действий через игрока задней линии, вышедшего к сетке для передачи, групповые действия. Нападающий удар. | 2 |
32 | Обучение тактическим действиям в защите и нападении, индивидуальные действия, перемещения. | 2 |
33 | Закрепление тактических действий в защите и нападении. Командные действия, расположение игроков. | 2 |
34 | Совершенствование тактических действий в защите и нападении, перемещения и расстановка игроков. Групповые действия. | 2 |
35 | Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении в сочетании с блокированием. | 2 |
36 | Закрепление индивидуальных тактических действий в защите и нападении в сочетании с блокированием. | 2 |
37 | Совершенствование групповых тактических действий в защите и нападении в сочетании с блокированием. | 2 |
38 | Контрольная двухсторонняя игра, командные и групповые действия в защите и нападении. | 2 |
39 | Контрольная двухсторонняя игра, групповые и индивидуальные действия в защите и нападении. Подведение итогов тренировочных занятий | 2 |
| Всего часов | 78 |
Результаты программы и ее содержание
Программа разработана в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре и с учетом результатов экспериментальной апробации примерных программ по данной дисциплине. Теоретический материал и эффективные физические упражнения подобраны с учетом для каждой возрастной группы.
Основы знаний, физическая культура и спорт в России. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Водные процедуры (обтирание, душ) купание. Спортивно-оздоровительные системы, основные формы и виды физических упражнений.
Основы организации и проведение соревнований по спортивным играм.
Техника безопасности при занятиях гигиена врачебный контроль и самоконтроль, дозирование нагрузки.
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей.
Правила игры в волейбол, состав команды, расстановка игроков. Перемещения по площадке, бег, остановки, повороты в движении. Передачи мяча. Подачи мяча. Нападающий удар. Приёмы мяча. Блокирование. Техника и тактика нападения и защиты. Командные, групповые, индивидуальные действия в защите и нападении.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для эффективного обучения теоретическим основам и физическим упражнениям рекомендуем и проводим занятия с использованием различных учебников, билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9-11 классов, учебные программы разных авторов, организованно посещаем спортивные мероприятия по спортивным играм, просмотр телевизионных спортивных программ по спортивным играм, участвуем в различных соревнованиях разного уровня. Участие в методических семинарах городского, областного, регионального уровня. При составлении программы дополнительного образования использовались учебники и программы рекомендуемых (допущенных) Министерством образования России.
Список литературы
Башкин С.Г. Уроки по баскетболу-М: Физкультура и спорт, 2001 г.
Кофман Л.Б. Физическая культура-М.: Физкультура и спорт, 1998 г.
Лях В.И. Кофман Л.Б, Мейксон Г.Б. Физическая культура - Волгоград: Учитель, 2006 г.
Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10- 11 классов-М.: Просвещение, 2002 г.
Лях В.И, Любомирский Л.Е, Мейксон Г.Б. Физическая культура для учащихся 10-11 классов-М.: Просвещение, 1998 г.
Матвеев А. П. Физическая культура-М.: Просвещение, 2007 г.
Паршикова А.Т. Физическая культура-М.: Просвещение, 2000 г.
Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Экзаменационные билеты 9-11 классы-М: Дрофа, 2007 год.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе-Ростов н/Д: Феникс, 2004г.