Программа экологического воспитания школьников МБОУ г. Владимира
"Средняя общеобразовательная школа № 42"
Афонина Любовь Александровна, заместитель директора по ВР
Орлова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии
I. Характеристика общеобразовательного учреждения
МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 42» основана в 1995 году.
Школа расположена в микрорайоне Юрьевец города Владимира. В школе обучается 735 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 15.30.
В школе 27 классов-комплектов. На базе школы действуют кружки экологической направленности: «Цветочный дизайн», «Экология здоровья», «Экологическая безопасность», факультатив «Экологические проблемы современности», библиотека с читальным залом; школьный оздоровительный лагерь «Непоседы», организована работа Досугового центра «Прометей», дополнительного образования ДК Маяковского: клуб «Почемучка» и клуб «Хочу все знать».
II. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, в рамках новых стандартов ФГОС к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы экологического воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
III. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности в рамках экологической безопасности на пользу себе и обществу.
Задачи:
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовно-нравственного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – создание модели выпускника МБОУ «СОШ № 42» , обладающего экологической культурой.
Просмотр содержимого документа
«Программа экологического воспитания школьников МБОУ г. Владимира "Средняя общеобразовательная школа № 42"»
Программа экологического воспитания школьников МБОУ г. Владимира
"Средняя общеобразовательная школа № 42"
Афонина Любовь Александровна, заместитель директора по ВР
Орлова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии
I. Характеристика общеобразовательного учреждения
МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 42» основана в 1995 году.
Школа расположена в микрорайоне Юрьевец города Владимира. В школе обучается 735 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 15.30.
В школе 27 классов-комплектов. На базе школы действуют кружки экологической направленности: «Цветочный дизайн», «Экология здоровья», «Экологическая безопасность», факультатив «Экологические проблемы современности», библиотека с читальным залом; школьный оздоровительный лагерь «Непоседы», организована работа Досугового центра «Прометей», дополнительного образования ДК Маяковского: клуб «Почемучка» и клуб «Хочу все знать».
II. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, в рамках новых стандартов ФГОС к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы экологического воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
III. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности в рамках экологической безопасности на пользу себе и обществу.
Задачи:
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовно-нравственного развития личности;
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
развитие таланта и способностей как особой ценности;
формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – создание модели выпускника МБОУ «СОШ № 42» , обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
МБОУ «СОШ № 42»
обладающего экологической культурой.
V. Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МБОУ СОШ №42 включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Альтернатива живой ели», «Моя малая Родина» - уборка территории микрорайона, «Живи Родник», «Ты – Владимирец» Тематические праздники «Праздник урожая», «День птиц», «День воды», «День Земли» Конкурс экологических рисунков и плакатов, поделок «Экосумка». Конкурс экологических агитбригад. Экскурсии в природу. «Путешествие в волшебный мир растений». |
Формы работы с классом | Общение с природой |
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Обследование флоры пришкольной территории. Опытническая работа на УОУ. | Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность. |
Экологические игры |
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. |
Экологические проекты |
Родничок. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. | Экологическая почта. Не проходите мимо! Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон. | Экологический паспорт пришкольной территории. |
Классные часы, беседы |
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области», «О чем рассказали деревья?», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». |
Посещение музея природы г.Владимир. Лосефермы, зообазы, дельфинария, зоопарка - город Москва |
ДОО «Республика Детства» | Кружки «Цветочный дизайн», «Экологическая безопасность», «Рукодельница», деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, опытническая деятельность на пришкольном участке. ДОО «Светлячок» - «Эко - проект» - «Общество любознательных» (1–4 классы), ДОО «Солнце в ладошах» - «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы) – Совет Старшеклассников. «Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы города Владимира и его окрестностей» и др.; поисковая работа. Областная филармония г. Владимира : музыкально-познавательные программы Видеолекторий: познавательные программы», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др. – ВПОО «Милосердие и порядок» Летний экологический отряд. Зеленый патруль. |
Работа с семьей | Родительская конференция: «Экологическая безопасность школы» Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе», «Осенняя неделя Добра», «Весенняя неделя Добра». «Экологическая безопасность», «Зверье мое» - мы в ответе за тех, кого приручили. |
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. |
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей за качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы, культуру быта и полноценного питания. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать экологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года). Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории. |
Формы работы с классом | Оформление классных уголков, информационных экологических листовок. Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» , «Дети и лесные пожары», «Правила поведения на воде». |
Психологические Тренинг «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».- спортивная секция «Радиопеленг». | «Мы выбираем жизнь» «Береженного…бережёт» «Скажи наркотикам нет» Военизированные и спортивные игры. Организация работы летних трудовых отрядов. |
Классные часы, беседы |
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?» |
Деятельность Досуговых центров города Владимира и «ДК Маяковского» | Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика. Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, ДЮП, спасатели.. Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» , «Урок Чемпиона», «Урок юридической грамотности». |
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Информационная безопасность детей», «Домашняя экология». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Походы выходного дня. |
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. |
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического здоровья для будущей жизни в реализации семейных ценностей, развития нравственных качеств, профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества детей, занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник (1–4 классы) | Подросток (5–8 классы) | Старшеклассник (9–11 классы) |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника |
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Участие в предметных Олимпиадах. Фестиваль детского творчества и педагогических идей. « Я – Лидер» Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «За честь, добро и справедливость». Деятельность органов детского самоуправления. |
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Свет в окне»- помощь ветеранам. Акция «Сотвори добро» - посещение военного госпиталя и Детского дома г. Владимир |
Классные часы, беседы. |
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие проекты «Равнение на героев», «Диалог поколений», «Моя малая Родина» |
Деятельность Досуговых центров г. Владимира «Прометей», ДК Маяковского | Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». Экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики. Общественная организация «Милосердие и порядок» Областная филармония: музыкально-познавательные программы в рамках абонемента. Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция. |
Работа с семьей | Открытые занятия в рамках новых стандартов ФГОС «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ областной филармонии, экскурсий и видеолектория. |
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. |
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. |
VI. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.