Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования»
Программа элективного курса по математике
«Решение задач с параметрами»
Возраст учащихся: 10 – 11 классы
Срок реализации: 2 года
г. Мурманск, 2016 год
Разработчик:
Кришталь Е.Н., учитель математики МБОУ г.Мурманска «Лицей № 2»
Рецензент:
Алёхина О.И., методист ГИМЦ РО
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Решение задач с параметрами» разработана для классов естественно-математического, социально-экономического профилей в старшей школе и предназначена для организации систематического изучения вопросов, связанных с параметром.
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и способностей учащихся, их профессиональных интересов и углубление знаний по данной теме.
Цель программы: углубление знаний по теме «Задачи с параметрами».
Задачи программы:
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;
развитие мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности;
формирование активной, самостоятельной личности.
Форма реализации программы: программа может быть реализована в следующих формах:
Объем программы: 68 календарных часов, в том числе:
при очной организации – 68 календарных часов;
при очно-заочной организации – 68 календарных часов, в том числе 48 аудиторных и 20 часов с использованием дистанционных технологий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая.
В данном курсе предложен подход к задачам с параметрами, основанный на простых общематематических понятиях и доступный обычному школьнику. Он может служить основой для изучения задач с параметрами в школьном курсе математики.
В процессе изучения элективного курса учащиеся познакомятся с различными методами решения задач с параметрами. Старшеклассники, изучившие данный материал, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ.
Планируемые результаты обучения
Результат обучения выражается в повышении математической культуры, в проявлении умения осуществлять исследовательскую деятельность и применять полученные знания для решения практических задач.
В ходе освоения программы учащийся
Узнает (поймёт) значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики; значение идей, методов и результатов алгебры для построения моделей и описания с помощью них математических задач, а также реальных процессов и ситуаций; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях; роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; вероятностный характер различных процессов; роль функционально-графических и аналитических методов для решения различных классов как математических, так и прикладных задач.
2. Научится решать уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами, алгебраическими методами, с применением графических представлений, свойств функции, производной, а также их комбинаций; проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы; применять понятия, связанные с делимостью чисел, при решении математических задач.
3. Овладеет эффективными формами и методами самостоятельной работы и интеллектуальной деятельности, будет готов самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
4. Сможет самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
В результате изучения курса учащиеся приобретут умения:
анализировать и выбирать оптимальные способы решения уравнений и неравенств с параметром;
применять свойства функций для построения графиков и решения уравнений и неравенств с параметром;
строить и читать графики функций;
логически мыслить, рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обосновывать полученные результаты;
отстаивать своё мнение по выбору способа решения нестандартных задач с параметром;
работать с различными источниками информации.
Элективный курс продолжительностью 68 часов рассчитан на учащихся 10–11–х классов, обладающих достаточной математической подготовкой, проявляющих интерес к предмету, и желающих овладеть различными умениями, навыками и приемами для решения математических задач с параметром.
В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Основные формы учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания.
Учебно-методический комплект
Программно- методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
программу курса;
базовый набор дидактических материалов по темам курса;
комплект проверочных работ (с ответами) по всем темам курса;
информационно-содержательную основу реализуемого курса (список литературы).
Учебный процесс может поддерживаться различными учебными пособиями по курсу «Решение задач с параметрами», учебно–методическим комплектом для учителя и конспект–тетрадью для учащихся.
Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются видео–уроки, проекты, презентации.
Материально-техническое обеспечение
Информационные образовательные ресурсы:
Техническое оборудование:
Целью аттестации по данному элективному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проверочных работ и итоговой работы. Если учащийся освоил теоретический материал курса, принял активное участие в практикумах и семинарах, успешно выполнил проверочные и итоговую работу, то он получает зачёт. В противном случае учащийся получает незачёт.
Содержание курса
Основные понятия. Уравнения с параметром. (6 часов)
Определение параметра. Примеры решения уравнений с параметром. Знакомство со способами решения уравнений с параметром (аналитическим, функциональным и функционально–графическим), рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решений. Систематизация задач по типу ограничений, накладываемых на параметр.
Неравенства с параметром. (6 часов)
Примеры решения неравенств с параметром. Знакомство со способами решения неравенств с параметром (аналитическим, функциональным и функционально–графическим), рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решений.
Графическая интерпретация задач с параметром. (14 часов)
Построение графического образа на координатной плоскости (хОу) и на плоскости (хОа). Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Сравнительный анализ аналитического, функционально–графического способов при решении уравнений и неравенств с параметром.
Задачи с параметром. (24 часа)
Приемы решения рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем с параметром. Рассмотрение уравнений и неравенств, содержащих различные функции. Выбор оптимального метода решения.
Задачи единого государственного экзамена. (18 часов)
Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет. Анализ методов решения заданий. Нетрадиционные задачи с параметром. Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. От общего к частному и обратно.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | количество часов |
| | всего | теория | практика | дистанц. этап |
Основные понятия. Уравнения с параметром (6 часов) |
1 | Определение параметра. Примеры решения уравнений с параметром. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Приемы решения рациональных уравнений с параметром. | 2 | | 1 | 1 |
3 | Систематизация задач по типу ограничений, накладываемых на параметр. | 2 | 1 | 1 | |
Неравенства с параметром (6 часов) |
4 | Примеры решения неравенств с параметром. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Приемы решения рациональных неравенств с параметром. | 2 | | 1 | 1 |
6 | Проверочная работа № 1 по теме «Основные понятия. Уравнения и неравенства с параметром» | 2 | | 2 | |
Графическая интерпретация задач с параметром (14 часов) |
7 – 8 | Построение графического образа на координатной плоскости (хОу). | 4 | | 2 | 2 |
9 – 10 | Построение графического образа на плоскости (хОа). | 4 | | 2 | 2 |
11 – 12 | Сочетание графического и алгебраического методов решения уравнений. Сравнительный анализ аналитического, функционально–графического способов при решении уравнений и неравенств с параметром. | 4 | | 2 | 2 |
13 | Проверочная работа № 2 по теме «Графическая интерпретация задач с параметром» | 2 | | 2 | |
Задачи с параметром (26 часов) | | |
14 – 15 | Приемы решения систем рациональных уравнений, неравенств с параметром. | 4 | 1 | 2 | 1 |
16 – 17 | Приемы решения систем иррациональных уравнений, неравенств с параметром. | 4 | 1 | 2 | 1 |
18 – 19 | Приемы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем с параметром. | 4 | 1 | 2 | 1 |
20 – 21 | Приемы решения показательных уравнений, неравенств и систем с параметром. | 4 | 1 | 2 | 1 |
22 – 23 | Приемы решения логарифмических уравнений, неравенств и систем с параметром. | 4 | 1 | 2 | 1 |
24 – 25 | Рассмотрение уравнений и неравенств, содержащих различные функции. Выбор оптимального метода решения. | 4 | 1 | 2 | 1 |
26 | Проверочная работа № 3 по теме «Задачи с параметром» | 2 | | 2 | |
Задачи единого государственного экзамена. (16 часов) |
27 – 30 | Практикум по решению задач, относящихся к группе «С», входящих в КИМы ЕГЭ прошлых лет. Анализ методов решения заданий. | 8 | | 4 | 4 |
31 – 33 | Нетрадиционные задачи с параметром. Использование экстремальных свойств рассматриваемых функций. От общего к частному и обратно. | 6 | | 4 | 2 |
34 | Итоговая работа | 2 | | 2 | |
Проверочные работы
Проверочная работа № 1 по теме
«Основные понятия. Уравнения и неравенства с параметром»
Решить уравнение:
Решить неравенство:
Найти все значения параметра а, при которых уравнение
имеет единственный корень.
Ответы к работе:
Решить уравнение:
Если , то . Если , то или .
Если , то . Если , то .
Если , то . Если , то . При корней нет.
Если , то . Если , то .
При корней нет.
Решить неравенство:
Если , то .
Если , то .
Если , то – любое. Если , то .
Уравнение имеет единственный корень при .
Проверочная работа № 2 по теме
«Графическая интерпретация задач с параметром»
Дано уравнение
Решите уравнение аналитически.
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – значение».
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – параметр».
Дано неравенство
Решите неравенство аналитически.
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – значение».
Проверьте ответ с помощью геометрической интерпретации с использованием плоскости «переменная – параметр».
Найдите все значения , при которых уравнение
имеет единственный корень.
Решите с использованием плоскости «переменная – значение».
Решите с использованием плоскости «переменная – параметр».
Проверьте решение аналитически.
Ответы к работе:
-
Если , то . Если , то .
Если решение неравенства имеет вид:
Если неравенство решения не имеет.
Проверочная работа № 3 по теме
«Задачи с параметром»
Найти все значения параметра a, для каждого из которых существует только одно значение , удовлетворяющее системе:
Решить уравнение:
-
-
Найти все значения параметра a, при которых уравнение
имеет единственное решение на отрезке
При каких значениях параметра а каждое решение неравенства является решением неравенства ?
При каких значениях параметра а система имеет два различных решения?
Ответы к работе:
-
Решить уравнение:
Если , то
Если , то
-
-
-
-
Итоговая работа
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых наименьшее значение функции на множестве не менее 6.
Найдите все значения параметра а, при которых система имеет ровно одно решение.
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет единственный корень.
Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение на промежутке имеет более двух корней.
Найдите все значения параметра а, при которых уравнение имеет ровно два решения.
Ответы к итоговой работе:
-
-
-
-
-
Дидактический материал
Тема «Основные понятия. Уравнения и неравенства с параметром»
Найдите все значения , при каждом из которых уравнение
имеет единственный корень.
Ответ: .
Найдите все значения параметра , при которых уравнение
имеет ровно два решения.
Ответ:
Найдите все значения параметра при каждом из которых уравнение
имеет единственное решение. Найдите это решение для каждого значения .
Ответ: при единственное решение
Найдите все значения параметра , при которых любое число из отрезка
является решением уравнения
Ответ: a ≥ 1.
Найдите все значения параметра при которых уравнение
имеет ровно два решения.
Ответ:
Тема «Графическая интерпретация задач с параметром»
Для каждого параметра определить количество корней уравнения
Ответ:
решений нет
одно решение
два решения
при одно решение
решений нет
Для каждого параметра найти корни уравнения .
Ответ: одно решение . При других значениях корней нет.
Для каждого параметра найти корни уравнения .
Ответ: одно решение . При других значениях корней нет.
Для каждого параметра найти корни уравнения .
Ответ:
одно решение
три решения
два решения
одно решение
Для каждого параметра найти корни уравнения
Ответ:
Тема «Задачи с параметром»
Найти все значения параметра , при каждом из которых множество значений функции содержит отрезок
Ответ:
Найти все значения , при каждом из которых функция
имеет более двух точек экстремума.
Ответ:
Найти все такие значения параметра , при каждом из которых уравнение не имеет решений.
Ответ:
Найти все такие значения параметра , при каждом из которых уравнение имеет хотя бы одно решение.
Ответ:
Найти все значения , при которых уравнение
имеет ровно два решения.
Ответ:
Литература:
Материалы курса «Как научить решать задачи с параметрами» — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 80 с.
Локоть В.В. Задачи с параметрами и их решения: Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы. 10 класс. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ. 2004. – 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. — М.: АРКТИ,2004. — 96 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. - 96 с. (Абитуриент).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Применение свойств функций, преобразование неравенств. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Локоть В.В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
Материалы сайта «РЕШУ ЕГЭ»: математика http://reshuege.ru/
Материалы сайта http://alexlarin.net/
16