СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса по химии «Исследовательская химия»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Элективный курс «Начала исследовательской химии» ориентирован на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 10классов и рассчитан на 36 часа в год .

Дополняя и развивая школьный базовый компонент, курс является информационной поддержкой для старшеклассников, открывает широкие возможности для химического эксперимента.

В современном образовательном процессе всё отчётливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении - он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, укрепления интереса к предмету.

Навыки исследовательского подхода  к выполнению проблемных ситуаций не только оказывают учителю методическую помощь в организации целенаправленной работы учащихся по усвоению элементарных приёмов работы в химической лаборатории, но и помогают учащимся овладевать доступными для них методами исследования химических веществ и процессов. Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что мышление – это, по существу, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Процесс решения задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Решение сложных и нестандартных задач способствует самореализации учащегося.

Содержание данного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний и практических навыков учащихся с привлечением адаптированных для ученика фундаментальных теоретических основ других предметов: биологии, экологии, математики, физики. Деятельность учащихся направлена на исследование таких важных для жизни человека объектов, как гидросфера, атмосфера, литосфера,  продукты питания и др.

 Широкий спектр рассматриваемых в курсе вопросов позволяет рассматривать курс как основу для выстраивания индивидуального маршрута исследований учащихся, целью которых является расширение знаний в области химии, в том числе экологической, обогащения практических навыков и расширения научного кругозора.

 Содержание курса ориентировано на практику, которой предшествуют теоретические основы данной проблемы и имеет региональную направленность, что делает его личностно значимым для каждого ученика.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по химии «Исследовательская химия»»

БЕКІТЕМІН: КЕЛІСЕМІН: ӘД ОТЫРЫСЫНДА

Директор Оқу-тәрбие ісі жөніндегі

директордың орынбасары ҚАРАЛДЫ:

__________________ ________________________ ӘД жетекшісі

« » _____________ « » ____________________ Хаттама № _______

____________________

____________________









Программа факультативного курса по химии


«Исследовательская химия»




10 класс






















Автор программы: Сметова Г.А.

Подготовила: Сарсебекова Г.А.







Пояснительная записка.

Элективный курс «Начала исследовательской химии» ориентирован на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 10классов и рассчитан на 36 часа в год .

Дополняя и развивая школьный базовый компонент, курс является информационной поддержкой для старшеклассников, открывает широкие возможности для химического эксперимента.

В современном образовательном процессе всё отчётливее проявляется возрастающая роль исследовательского метода в обучении - он позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, укрепления интереса к предмету.

Навыки исследовательского подхода к выполнению проблемных ситуаций не только оказывают учителю методическую помощь в организации целенаправленной работы учащихся по усвоению элементарных приёмов работы в химической лаборатории, но и помогают учащимся овладевать доступными для них методами исследования химических веществ и процессов. Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что мышление – это, по существу, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач. Процесс решения задач обеспечивает закрепление теоретических знаний, учит творчески применять их в новой ситуации. Решение сложных и нестандартных задач способствует самореализации учащегося.

Содержание данного курса имеет интегрированный характер. Оно основано на расширении химических знаний и практических навыков учащихся с привлечением адаптированных для ученика фундаментальных теоретических основ других предметов: биологии, экологии, математики, физики. Деятельность учащихся направлена на исследование таких важных для жизни человека объектов, как гидросфера, атмосфера, литосфера, продукты питания и др.

Широкий спектр рассматриваемых в курсе вопросов позволяет рассматривать курс как основу для выстраивания индивидуального маршрута исследований учащихся, целью которых является расширение знаний в области химии, в том числе экологической, обогащения практических навыков и расширения научного кругозора.

Содержание курса ориентировано на практику, которой предшествуют теоретические основы данной проблемы и имеет региональную направленность, что делает его личностно значимым для каждого ученика.









Цели курса

- формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира с выработкой активной жизненной позиции в природоохранных вопросах

- получение информации об окружающей среде через создание нестандартных ситуаций исследования, активизирующих познавательную деятельность учащихся и развивающих интеллектуальные и творческие способности в процессе поиска решения поставленной проблемы

Задачи курса

- сформировать умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал

- научиться переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении предметов на уровень исследовательской деятельности

- обучить учащихся осознавать смысл и результат знаний, добытых исследовательским путём

- расширить кругозор учащихся через решение задач, устанавливающих связь химии с другими науками, особенно экологией, биологией, математикой

- научиться оценивать свои действия в процессе решения задачи и выбирать рациональные способы решения

- сформировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора

- обучить учащихся алгоритмам выполнения, написания и защиты исследовательской работы

Структура курса

1. Теоретический блок (лекции, семинары).

2. Исследовательский блок (экспериментальный).

3. Блок решения расчётных задач с элементами экологического и производственного содержания.

4. Защита и представление исследовательских работ.

5. Аналитический блок (анализ деятельности, анкетирование).

Формы занятий

Содержание курса предполагает использование разнообразных форм занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение групповых проектов, самостоятельная работа с литературными источниками, Интернет-ресурсами, практикумы по решению задач.







Средства обучения

а) учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТС

б) дидактико - методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

в) психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы), проблемные ситуации.

Ожидаемый результат

По окончании курса учащиеся должны знать:

-особую роль химии в борьбе с экологическим невежеством общества

-особенности структуры, содержания и проведения исследовательских работ

- особенности биохимических процессов, происходящих в организме человека и окружающей среде

По окончании курса учащиеся должны уметь:

-самостоятельно работать с источниками информации (литературные источники, Интернет-ресурсы и т. д.)

- пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов

- наблюдать, описывать результаты наблюдений, делать самостоятельные выводы,

сравнивать, анализировать.

-решать задачи различных типов.


Виды итогового контроля

Отчёт-конференция исследовательских работ, конкурс по числу решённых задач, составление сборников авторских задач, зачёт по решению задач.


Методические рекомендации

При выполнении учащимися исследований необходимо предоставлять возможность не только высказать предполагаемое решение предложенных проблем, но и давать возможность защитить или опровергнуть его в практических условиях. Роль педагога должна быть сведена к тактичной и грамотной коррекции деятельности, а не жёсткому контролю.

Методической основой решения задач является единство качественной и количественной сторон химических явлений, поэтому в процессе решения задачи очень важно обосновать химическую часть, а затем выполнять вычисления.





Содержание

Введение (3 ч.).

Исследование. Процесс исследования: принципы, методы. Психологические основы поисковой деятельности. Работа с литературными источниками: методы, принципы. Объект исследования. Технология исследовательской деятельности. Требования к оформлению исследовательской работы. Этапы исследовательской деятельности. Химия и среда обитания. Ноосфера. Мониторинг состояния окружающей среды. Система «Производство - окружающая среда». Региональные проблемы окружающей среды. Современные подходы к созданию малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Загрязнители и их источники (2 ч.)

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Объекты загрязнения. Экологическое нормирование качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДВ). Основные источники загрязнения региона. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки.

Химия гидросферы (7 ч.).

Распределение воды на Земле. Водные ресурсы. Водопользование. Значение воды в жизни человека. Дистиллированная вода. Тяжёлая вода. Понятие гидрологического цикла. Источники загрязнения воды. Методы борьбы с загрязнениями воды. Кислотные осадки. Экскурсия на районные очистные сооружения. Отбор проб воды из разных источников - водных объектов региона. Определение pH при помощи универсальной индикаторной бумаги. Определение качественного ионного состава отобранных проб воды. Определение карбонатной жёсткости проб воды, взятых из разных источников. Растворы. Растворитель. Концентрации растворов. Способы нахождения концентрации растворов.


Экологическая химия атмосферы (8 ч.).

Строение, состав и изменения атмосферы. Озон. Кислород. Углекислый газ. «Парниковый эффект», «Озонная дыра». Техногенное загрязнение атмосферы.

Фотохимический смог. Влияние состояния атмосферы на здоровье человека. Кислотные дожди. «Имитация образования кислотных дождей» действием кислот на скорлупу яиц.

Экологический мониторинг воздуха. Проблемы техногенного загрязнения атмосферы региона. Динамика изменения состава воздуха в помещении школы в течение дня. Вывод формул вещества по продуктам их сгорания. Коррозия. Факторы коррозии. Изучение процесса коррозии железа при его контакте с цинком и оловом.

Почва (6 ч.).

Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Разрушение почвы (эрозия, засоление, заболачивание). Состав почвы. Кислотность почвы. Экологический мониторинг почвы: определение механического состава, физических свойств, влагоёмкости. Определение pH почвы. Параметры почвы. Удобрения, их виды. Химические средства защиты растений. Основные направления и проблемы химизации и экологизации сельского хозяйства региона. Качественное обнаружение катионов и анионов в почвенной вытяжке разных проб почвы. Вычисление массовой доли элемента в веществе, нахождение доли практического выхода продукта от теоретически возможного.

Экология пищевых продуктов (7 ч.).

Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры их профилактики. Основные химические вещества пищи. Белки. Жиры. Углеводы. Определение содержания белков в продуктах питания. Металлы, их влияние на организм человека. Определение катионов металлов в продуктах питания. Пищевые добавки, их виды. Влияние пищевых добавок на

организм человека. Определение пищевых добавок в продуктах питания местного производства. Отравления, их виды, признаки. Получение древесного угля, изучение его адсорбционной способности. Определение карбоната и гидрокарбоната натрия в питьевой соде.

Заключение (3 ч.).

Принципы и правила охраны природы. Экологические проблемы . Анкетирование учащихся



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

10 класс.



Тема

Кол-во

часов


Сроки

I

Введение (3 ч.).

1. Процесс исследования:

принципы, методы. Объект

исследования. Работа с

литературными источниками:

методы, принципы.

2.Технология исследовательской

деятельности. Требования к

оформлению исследовательской

работы.

3. Химия и среда обитания.

Мониторинг состояния

окружающей среды. Система

«Производство - окружающая

среда».


1



1



1



II


Загрязнители и их источники (2 ч.).

4. Загрязнение окружающей среды.

Классификация загрязнителей.

Объекты загрязнения.

5. Экологическое нормирование

качества окружающей среды.

Виды и методы очистки.



1


1



III


Химия гидросферы (7 ч.).

6. Распределение воды на Земле. Водные ресурсы. Водопользование. Значение воды в жизни человека.

7. Источники загрязнения воды.

Методы борьбы с загрязнениями

воды. Кислотные осадки.

8. Экскурсия на районные

очистные сооружения.


9. Определение pH при

помощи универсальной

индикаторной бумаги.


10. Определение карбонатной жёсткости проб воды, взятых из разных источников.

11,12 Растворы. Растворитель.

Концентрации растворов.

Решение задач.



1


1


1


1


1

1

1




IV


Экологическая химия атмосферы (8 ч.).

13. Строение, состав и изменения

атмосферы. «Парниковый

эффект», «Озонная дыра».

14. Техногенное загрязнение

атмосферы на региональном

уровне. Фотохимический смог.

15. Кислотные дожди. «Имитация

образования кислотных

дождей» действием кислот на

скорлупу яиц.

16,17 Экологический мониторинг

воздуха. Динамика изменения

состава воздуха в помещении

школы в течение дня.

18. Решение задач на вывод формул

вещества по продуктам их

сгорания.

19. Коррозия.

20. Факторы коррозии.

Изучение процесса коррозии

железа при его контакте с

цинком и оловом.



1


1


1



1

1


1


1

1




V

Почва (6 ч.).

21. Почвенные ресурсы, их

использование и охрана. Состав

почвы. Кислотность почвы.

22,23 Экологический мониторинг

почвы: определение механического состава, физических свойств, влагоёмкости. Определение pH почвы. Параметры почвы.

24. Удобрения, их виды. Химические средства защиты растений. Основные направления химизации и экологизации сельского хозяйства региона.

25. Качественное обнаружение катионов и анионов в почвенной вытяжке разных проб почвы.

26.Решение задач на вычисление

массовой доли элемента в веществе, нахождение доли практического выхода продукта от теоретически возможного.



1

1

1


1

1


1







VI


Экология пищевых продуктов (7 ч.).

27. Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами и меры их профилактики.

28 Основные химические вещества пищи.

29. Белки. Жиры. Углеводы. Определение содержания белков

в продуктах питания.

30. Металлы, их влияние на организм человека. Определение катионов металлов в продуктах питания.

31. Пищевые добавки, их виды. Влияние пищевых добавок на организм человека. Определение пищевых добавок в продуктах питания местного производства.

32. Отравления, их виды, признаки.

Получение древесного угля,

изучение его адсорбционной

способности.

33. Определение карбоната и

гидрокарбоната натрия в

питьевой соде.



1

1

1


1


1


1


1




VII

Заключение (3 ч.).

34. Принципы и правила охраны

природы.

35. Экологические проблемы

36. Анкетирование учащихся.


1

1

1





Список литературы


Основная

Храмов В. А. Аналитическая химия.10-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.

Баланова И. Н. Химия и охрана окружающей среды. 11 класс. – Волгоград: Корифей, 2007.

Ширшина Н. В. Химия. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.

Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус, 2007.

Бочарова С. В. Элективный курс. Химия в повседневной жизни. – Волгоград: Корифей, 2007.

Денисова В. Г. Химия. 9 класс. Сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.

Фадеева Г. А. Химия и экология. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!