ПРОГРАММА
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6-18 лет
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Введение
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.
Основной целью программы является определение места и роли гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей, целью которого является воспитать человека, способного на социально востребованные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины. Для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в Центре дополнительного образования «Эврика».
Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы Центра по формированию у детей свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
умение устанавливать контакты с другими людьми;
готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - человека, обладающего широкими правами, соответствующим Международным правам человека; знающий свои обязанности и права и умеющий их защищать; нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола; человек, который честно, по велению сердца выполняет свои обязанности; гражданин, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического, духовного и нравственного воспитания учащихся.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание комплексное, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
научность, гуманизм, демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное направление – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Политическое направление – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.
Экономическое направление – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).
Нравственное и духовное направление – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания высоконравственного и духовно богатого гражданина.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей Центра «Эврика» для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в учреждении.
Программа реализуется во всех возрастных категориях обучающихся Центра и рассчитана на 5 лет (с 2016 г. по 2020 г.).
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. 2016-2017 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школах, уровня гражданско-патриотического сознания у детей, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания детей, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
2 этап. 2017-2018 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2019-2020 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
Основополагающие принципы программы:
Принцип научности, гуманизма, демократизма.
Принцип духовности.
Принцип комплексного сквозного подхода.
Принцип блочного подхода.
Основные направления
Социальное
Цели:
воспитание сознательного отношения к учебе;
воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни;
формирование у обучающихся представлений о духовно-нравственных аспектах жизни, привитие понимания важности нравственного роста.
Содержание:
организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
организация совместных коллективных творческих дел;
организация и проведение благотворительных акций;
продолжение социально-просветительской деятельности волонтерской группы «Импульс» (создана в 2012 году);
организация работы с родителями.
Политическое
Цели:
воспитание правовой культуры;
знакомство с правовыми нормами и процедурами;
выработка правовой культуры;
развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
Содержание:
изучение символики Росси, края, города, Центра;
проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и музей Центра «Ретро Радио»), интернет-путешествий;
сбор исторических материалов, артефактов для экспозиции музея МБОУ ДО «Центр «Эврика» «Ретро Радио»: «История улицы Вязовая» и «Эврика вчера, сегодня, завтра…»;
радиофицирование Центра;
организация встреч с выпускниками учреждения «От МОУ МУК Первомайского района до МБОУ ДО «Центр «Эврика», ветеранами войны, труда и правоохранительных органов, передовиками производства;
организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
акция «Ветеран живет рядом».
Экономическое
Цели:
Содержание:
организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
оформление выставок;
разработка и защита авторских проектов;
участие детей в общественно полезном труде;
организация профориентационной работы с учащимися.
Духовно-нравственное
Цели:
воспитание любви к Родине;
воспитание чувства прекрасного;
воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Приморья;
участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
знакомство с различными видами искусств;
изучение истории России, символики, геральдики;
проведение традиционных мероприятий (творческие отчеты, соревнования, тематические вечера и т.д.);
проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
оформление стендов
организация различных выставок;
организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
создание вожатского движения в Центре;
организация и создание фольклорного театра, ансамбля национального танца, хора педагогов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направление деятельности | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Организационно-методическое обеспечение | Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности | В течение работы программы | Зам. директора по УВР |
| |
Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий. | Методическая служба |
Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание |
Разработка системы развивающего обучения |
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания” | Создание концепции программы | 1 этап | Зам. директора по УВР
|
Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания” | 1 этап | Зам. директора по УВР |
Введение курсов через ДО | 1 этап | Директор |
Положение о музее Центра | 1 этап | Зам. директора по УВР |
Положение о месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы | 1 этап | Зам. директора по УВР |
Разработка критериев анализа деятельности Центра | 1 этап | Методист по ИМР |
Работа с педагогическими кадрами | Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей | Постоянно | Зам. директора по УВР
|
Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания |
Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями | Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах | Постоянно | Методист по РССО |
|
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию |
Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков | В течение работы программы |
Проведение совместных мероприятий профилактического характера |
|
Ожидаемые результаты:
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии, стремления к духовному росту;
качественный рост воспитанности детей;
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции
по гражданско-патриотическому воспитанию
Акция «Ветеран живет рядом».
Акция «Письмо (посылка) солдату».
Акция совместно с краевым Департаментом социальной защиты «Внуки по переписке»
Вахта Памяти.
Встречи с ветеранами.
Встречи с участниками современных воин.
Экскурсии в музеи (по тематическим экспозициям).
Возложение цветов к Памятным местам.
Встречи с уважаемыми гражданами города, края - ветеранами, заслуженными учителями, врачами, проведение совместных мероприятий «За все мы вас благодарим», «Весенние встречи», «Спасибо деду за Победу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому,
духовно-нравственному воспитанию
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
Изучение символики округа, города, школы.
Изучение традиций, истории России, малых народов Приморья.
Работа музея «Ретро Радио» МБОУ ДО «Центр «Эврика».
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
Шефская помощь ветеранам.
Изучение культуры народов России.
Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
Исследовательская деятельность
Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
Музейная деятельность.
Вахта Памяти.
Встречи с ветеранами.
Встречи с участниками современных воин.
Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
Спортивно-конкурсные программы.
Возложение цветов к Памятным местам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"
Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:
"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:
"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:
"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"
Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:
Духовное наследие.
Современная Русь.
Традиции и обычаи Руси.
''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."
Цель: Воздействовать на сознание обучающихся, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:
"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:
"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:
«День Победы».
«Ветеран живет рядом».
Вахта Памяти.
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА - «ОТВАГА И ЧЕСТЬ», 9 МАЯ - «СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!», 4 НОЯБРЯ - «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА».
К этим праздникам выпускаются красочные плакаты, рисунки, поздравительные газеты. Ребята посещают музей.
На тематические встречи-лектории, встречи-беседы приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, Чечни. Дети и педагоги проводят для гостей концертную программу.
Подобные мероприятия помогают детям почувствовать и понять важность и значимость подвигов ветеранов войны, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.
21