СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 2-3-х классов. Цель программы: дополнение и расширение математических знаний и умений учащихся начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

















































1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы «Математика» М.И. Моро, М.Ю. Колякина, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой)/ Школа России. Концепции и программы для начальных классов. Москва: Просвещение, 2009 год и учебной литературы:

- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». Москва: Росткнига, 2008 год/;

- 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/;

- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы (в сел. р-нах).- М.: Просвещение, 1990. – 77 с.

В программе учтены требования федерального государственного образовательного стандарта к подготовке обучающихся начальной школы.

Общая характеристика курса

Содержание программы «Занимательная математика» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Амурска и программы развития школы на 2015-2020 г., направленной на разработку и реализацию эффективной образовательной модели, позволяющей обеспечить личностный рост учащихся посредством гармоничного сочетания учебной, внеурочной и дополнительной развивающей деятельности.

Данная программа дополняет и расширяет математические знания и умения, которые обучающиеся получают на уроках математики.

Программа актуальна для образовательного учреждения в части реализации требований к инженерному образованию поколения.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Внеурочная работа по математике предусматривает разные формы: кружки, утренники, викторины, олимпиады и т.д. Наиболее целесообразной формой работы для учащихся начальных классов являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями.

Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.

Место курса

Курс «Занимательная математика» для учащихся 2-3-х классов рассчитан на 68 часов в год, в неделю 2 часа (34 учебных недели).

Цель курса - формирование навыков произвольности и самоконтроля, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного развития абстрактно-логического мышления.

Задачи курса:

- овладение общеинтеллектуальными умениями (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, гибкость мыслительных процессов);

- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике ;

- расширение и углубление знаний по математике;

- формирование творческих способностей;

- содействие развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

- развитие личностной сферы (снятие робости, тревожности, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);

- воспитание чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».

Характеристика деятельности учащихся

Сравнивать математические понятия, выражения по разным основаниям.

Анализировать различные способы хода рассуждения.

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

Планировать поиск пути решения задачи.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному.

Объяснять выполнение задания.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

Конструировать модели геометрических фигур.

Преобразовывать модели.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов.

Обобщать данные.

Моделировать изучение зависимости.

Контролировать правильность выполнения задания.

Использовать различные способы решения: правильности выполнения

Высказывать прогнозы.

Формулировать выводы.

Находить решение разными способами.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия.

Конструировать геометрические фигуры из подручного материала.


2. Структура курса

2 класс

Тема раздела

Кол-во часов

УУД

Планируемые результаты

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

Формирование мотива деятельности.

Развитие готовности к сотрудничеству

Развитие познавательного интереса.

Формирование самопознания, нравственного оценивания.

Развитие волевой саморегуляции.

Коррекция выполненных заданий. Моделирование различных ситуаций при решении задач.

Формирование навыков самоконтроля, умений прогнозировать решение задачи.

Умение слушать, получать необходимые сведения. Умение договариваться, находить общее решение проблемы.

Формировать умение объяснить решение задачи, аргументировать,прогнозировать, делать выводы.

Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям. Моделировать выбор способов деятельности, группировать. Уметь ставить и решать проблемы.

Личностные- освоение личностного смысла учения, желания учиться;

- самоосознание: что у меня получается хорошо, а что нет.

Регулятивные

-учиться планировать учебную деятельность;

- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;

- использовать необходимые средства для достижения результата (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные

- понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

- находить необходимую информацию в дополнительных источниках;

- наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

- оформлять свою мысль;

- вступать в беседу.

2

Из истории математики.

14ч

3

Очень важную науку постигаем мы без скуки

16ч

4

Занимательная геометрия

22ч

5

Развитие познавательных способностей

6

Олимпиадные задания по математике






3 класс


Тема раздела

Кол-во часов

УУД

Планируемые результаты

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Математические загадки

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм;

-умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

-выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов;

-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;

-принятие решения и его реализация.


Общеучебные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

знаково-_символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель. Логические

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные-

-учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке. Регулятивные

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

-использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно - следственные связи;

-наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия.

2

Из истории математики.

14ч

3

Очень важную науку постигаем мы без скуки

16ч

4

Занимательная геометрия

22ч

5

Развитие познавательных способностей

6

Олимпиадные задания по математике

3. Тематическое планирование

2 класс

Дата

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Оборудование


Что дала математика людям? Зачем её изучать?

3 ч



1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1



2. Математика вокруг нас. Экскурсия.

1



3. Занимательная математика в доме и квартире. Заочное путешествие.

1



Из истории математики.

14ч



1. Путешествие в прошлое. Из истории математики.

1



2. Путешествие в прошлое. Старинные системы записи чисел

1

ЦОР


3. Из истории чисел и цифр. Магия чисел.

1

ЦОР


4. Как появился ноль (0).

1



5. Как появились знаки «+» и «-»

1



6. Урок-игра. Как люди учились считать.

1



7. Числа-великаны.

1



8. Удивительное рядом. Часы.

1

ЦОР Презентация «Солнечные и водяные часы»


9. Удивительное рядом, или старинные меры длины.

1

ЦОР Презентация «Старинные меры длины»


10. Из истории математических открытий.

1

ЦОР


11. Архимед – гений математики и изобретений

1

ЦОР


12. Научный мир Пифагора

1

ЦОР


13. Линейка и лекало.

1



14. Первые учебники. Экскурсия в библиотеку.

1



Очень важную науку постигаем мы без скуки.

16 ч



1. Математические скороговорки

1



2. Математика в пословицах и поговорках

1



3. Что такое? Кто такой? Математические загадки.

1



4. 1,2,3,4,5 – я иду тебя искать! Математические считалки.

1



5. Математические шарады.

1

ЦОР


6. Игра «Угадайка». Метаграмма.

1

ЦОР


7. Чудеса математики. Логогрифы.

1

ЦОР


8. Загадай загадку. Ребусы с числами.

1

ЦОР


9. Экскурсия. Узнай фигуру. Геометрические фигуры.

1



10. Неизвестное в известном. Ребусы с нарисованными предметами.

1

ЦОР


11.Задачи в стихах.

1



12. Экспромт - задачки и математические головоломки.

1



13. Логические математические задачки-шутки.

1

ЦОР


14. Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения»

1



15. Познавательная игровая программа «Весёлый интеллектуал»

1



16. Математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

1



Занимательная геометрия.

22 ч



1. Игра-путешествие в страну Геометрию.

1

ЦОР


2. Знакомство с веселой точкой. Учимся изображать точками узоры.

1

ЦОР


3. Последовательное безотрывное соединение точек (домик, конверт).

1

ЦОР


4. Радуга. Цвета радуги как средство нахождения спрятанной фигуры.

1

ЦОР


5. Прямая линия как элемент составления геометрических фигур.

1

ЦОР


6. Кривая линия составная часть орнамента.

1

ЦОР


7. Игра-путешествие «Тропинка в лесу». Чертежи, схемы.

1



8. Кривая линия. Поделки из проволоки.

1



9. Лабиринт. Построение лабиринтов. Прогулка.

1

ЦОР


10. Взаимное расположение предметов в пространстве. Ориентирование-игра.

1



11. Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

ЦОР


12. Ломаная линия. Экскурсия по городу.

1



13. Многоугольники.

1

ЦОР


14. Треугольники. Экскурсия по городу.

1



15. Узоры из треугольников.

1

ЦОР


16. Четырехугольник. Прямоугольник.

1

ЦОР


17. Квадрат. Моделирование из пластилина.

1



18. Плоские фигуры и объёмные тела. Преобразование объёмных тел в плоские фигуры.

1

ЦОР


19. Круг. Простые орнаменты с использованием циркуля.

1

ЦОР


20. Циркуль – помощник.

1



21. Окружность и круг. Симметричный орнамент в круге.

1

ЦОР


22. Симметричные фигуры.

1

ЦОР


Развитие познавательных способностей.

6 ч



1. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Игры на внимание.

1

ЦОР


2.Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

1



3.Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Прогулка

1



4.Поиск закономерностей. Логические задачи.

1

ЦОР


5. Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

1



6. Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Игры.

1



Олимпиадные задания по математике.

7 ч



Занимательные задачи.

2



Логические задачи для юных математиков.

2



Задачи повышенной трудности.

2



Решение нестандартных задач.

1


Тематическое планирование

3класс

Дата

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Оборудование


Что дала математика людям? Зачем её изучать?

3 ч



1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1



2. Математика вокруг нас. Экскурсия.

1



3. Занимательная математика в доме и квартире. Заочное путешествие.

1



Из истории математики.

14ч



1. Путешествие в прошлое. Из истории математики.

1



2. Путешествие в прошлое. Старинные системы записи чисел

1

ЦОР


3. Из истории чисел и цифр. Магия чисел. Игра «Магическое число»

1

ЦОР


4. Как появился ноль (0). Составление тестовых задач с числом ноль, или с ответом ноль.

1



5. Как появились знаки «+» и «-». Моделирование знаков сложения и вычитания.

1



6. Урок-игра. Как люди учились считать.

1



7. Числа-великаны. Круглые числа.

1



8. Удивительное рядом. Часы. Оформление выставки моделей часов.

1



9. Удивительное рядом, или старинные меры длины. Составление заданий с использованием старинных мер длины.

1

ЦОР Презентация «Старинные меры длины»


10. Из истории математических открытий. Презентация «Мое математическое открытие»

1

ЦОР


11. Архимед – гений математики и изобретений.

1

ЦОР Проведение занятия в кабинете физики.


12. Научный мир Пифагора

1

ЦОР Проведение занятия в кабинете математики


13. Линейка и лекало.

1

Проведение занятия в кабинете обслуживающего труда


14. Проект «Мой учебник математики»

1

Определение темы, цели, задач, составление плана работы


Очень важную науку постигаем мы без скуки. Проектная деятельность.

16 ч



1. Математические скороговорки

1

Составление сборника скороговорок, о числах, с числами, про числа.


2. Математика в пословицах и поговорках

1

Составление сборника пословиц о поговорок о математике, о числах


3. Что такое? Кто такой? Математические загадки.

1

Составление сборника загадок


4. 1,2,3,4,5 – я иду тебя искать! Математические считалки.

1

Составление сборника считалок


5. Математические шарады.

1

ЦОР Придумывание своих шарад, ответом которых является число, математический объект


6. Игра «Угадайка». Метаграмма.

1

ЦОР Составление и оформление метаграмм


7. Чудеса математики. Логогрифы.

1

ЦОР Составление логорифов про числа


8. Загадай загадку. Ребусы с числами.

1

ЦОР Составление и оформление ребусов


9. Узнай фигуру. Ребусы с геометрическими фигурами.

1

ЦОР Построение геометрических фигур


10. Неизвестное в известном. Ребусы с нарисованными предметами.

1

ЦОР.


11.Задачи в стихах.

1

Выступление в 1 классе


12. Экспромт - задачки и математические головоломки.

1



13. Логические математические задачки-шутки.

1

ЦОР


14. Оформление проекта

1

Сбор разрозненных страниц проекта, их систематизация


15. Познавательная игровая программа «Юный математик»

1



16. Математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

1

Представление проекта


Занимательная геометрия.

22 ч



1. Экскурсия по городу. Найди геометрические фигуры

1

ЦОР


2. Точка. Прогулка.

1

ЦОР


3. Последовательное безотрывное соединение точек (домик, конверт).

1

ЦОР


4. Конкурс знатоков геометрии

1

ЦОР


5. Прямая линия. Отрезок, луч.

1

ЦОР


6. Кривая линия. Построение орнамента с помощью циркуля.

1

ЦОР


7. Игра-путешествие «Юный шифровальщик». Ориентирование по плану местности

1



8. Кривая линия. Поделки из проволоки, стирали

1



9. Лабиринт. Построение лабиринтов. Прогулка.

1

ЦОР


10. Взаимное расположение предметов в пространстве. Ориентирование-игра.

1



11. Параллельные и пересекающиеся прямые линии

1

ЦОР


12. Ломаная линия. Экскурсия по городу.

1



13. Многоугольники. Экскурсия по городу.

1

ЦОР


14. Треугольники. Построение треугольников при помощи циркуля и линейки

1



15. Узоры из треугольников. Создание цветовой гаммы

1

ЦОР


16. Четырехугольник. Прямоугольник. План фигуры прямоугольной формы

1

ЦОР


17. Квадрат. Моделирование из квадратов пластилина.

1



18. Плоские фигуры и объёмные тела. Развертка.

1

ЦОР


19. Круг. Простые орнаменты с использованием циркуля.

1

ЦОР


20. Циркуль – помощник. Построение пятиконечной звезды.

1



21. Окружность и круг. Симметричный орнамент в круге.

1

ЦОР


22. Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур

1

ЦОР


Развитие познавательных способностей.

6 ч



1. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Игры на внимание.

1

ЦОР


2.Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

1



3.Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. Прогулка

1



4.Поиск закономерностей. Логические задачи.

1

ЦОР


5. Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

1



6. Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Игры.

1



Олимпиадные задания по математике.

7 ч



Занимательные задачи.

2



Логические задачи для юных математиков.

2



Задачи повышенной трудности.

2



Решение нестандартных задач.

1




4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/

2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/

3. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!