СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в образовании человека, развитии его интеллекта, умения рассуждать, анализировать, доказывать занимает математика.

Первоначальные математические познания с самых ранних лет входят образование и воспитание детей.

Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на обучающихся пятых классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к предмету.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления внеурочной деятельности и  расширяет содержание программ общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 25» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



«Рассмотрено»

Протокол заседания

физико – математической кафедры

МБОУ «Школа – гимназия №25»

№ _____от ________2015 год

Руководитель кафедры

Аджиева-Зекерьяева Э.Э.______

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Школа – гимназия №25»

__________________Р.И.Маслюк

Приказ № _____от ________2015 год




Программа

по внеурочной деятельности в 5 классе


«Занимательная математика»


2015-2016 учебный год


Составитель: Солопчук Елена Николаевна.













«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Школа – гимназия №25»

Топоркова М.Н.

_________________

«_____»______________2015 год


Пояснительная записка


Особое место в образовании человека, развитии его интеллекта, умения рассуждать, анализировать, доказывать занимает математика.

Первоначальные математические познания с самых ранних лет входят образование и воспитание детей.

Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на обучающихся пятых классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к предмету.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления внеурочной деятельности и расширяет содержание программ общего образования.


Цель программы – способствовать воспитанию интереса обучающихся к математике и развитию их математических способностей.


Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний по математике;

  • привитие интереса к предмету;

  • активизация познавательной деятельности;

  • знакомство с универсальностью математики и её местом среди других наук.


Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;

  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.


Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование математического кругозора, исследовательских умений обучающихся;

  • формирование универсальных учебных действий.


Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется исто­рии математики и рассказам, каким-то образом связанным с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения.

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (35 часов).

Итогом реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» могут служить: высокие результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», дистанционных олимпиадах различных уровней.


Предполагаемые результаты обучения

Обучающиеся должны

Знать:

  • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

  • названия больших чисел;

  • приёмы быстрого счёта;

  • принцип Дирихле;

  • методы решения логических задач;

  • свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

  • понятие графа;

  • основные тела в пространстве;

  • понятие процента;

  • понятие софизма.


Уметь:

  • пользоваться приёмами быстрого счёта;

  • решать и составлять текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

  • использовать различные приёмы при решении логических задач;

  • решать геометрические задачи на разрезание и переклеивание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

  • решать задачи на проценты практического содержания;

  • решать простейшие комбинаторные задачи;

  • решать математические ребусы, лабиринты, софизмы, показывать математические фокусы;

Учебно-тематический план


Раздел

Тема

Кол-во часов


1

Занимательная арифметика

Тема1. Запись цифр и чисел у других народов

Тема 2. Числа- великаны и числа- малютки

Тема3. Упражнения на быстрый счёт

Тема 4. Решение задач на множестве натуральных чисел

2


2


1


1

2

Логические задачи

Тема 1. Задачи, решаемые с конца


Тема 2. Принцип Дирихле

Тема 3. Логические задачи

Тема 4. Старинные задачи

Тема 5. Задачи на переливания

Тема 6. Взвешивания

Тема 7. Задачи на движение



2


2

3

2

1

2

1

3

Геометрические задачи

Тема 1. Задачи на разрезание и переклеивание

Тема 2. Задачи со спичками

Тема 3. Геометрические головоломки

Тема 4. Построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы

Тема 5. Задачи на развитие пространственного мышления



1


1

2

2


1

4

Занимательные задачи

Тема 1. Математические фокусы

Тема 2. Математические ребусы

Тема 3. Занимательные задачи на проценты

Тема 4. Лабиринты

Тема 5. Софизмы


2

2

1


1

1

5

Математические соревнования

Тема 1. Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру»


2



ИТОГО:

35


Краткое содержание разделов


I. Занимательная арифметика


Тема 1. Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов.

Тема 2. Числа- великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.


Тема3. Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение на 4, на 11, умножение двузначных чисел, оканчивающихся на «5», деление и умножение на 5, 50, 25, 250. Из истории математики: биографии математиков, проявивших математические способности в раннем возрасте ( К. Гаусс, , Э.Галуа, , С. Ковалевская).


Тема 4. Решение задач на множестве натуральных чисел

Числа натурального ряда. Решение и составление задач на множестве натуральных чисел.


II. Логические задачи

Тема 1. Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».


Тема 2. Принцип Дирихле.

Принцип Дирихле и его применение для решения задач.


Тема 3. Логические задачи.

Понятие высказывания. Построение отрицаний высказывания. Методы решения логических задач: с использованием таблиц, с помощью рассуждения.


Тема 4. Старинные задачи

Решение задач из учебника Магницкого

Тема 5. Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.


Тема 6. Взвешивания.

Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.


Тема 7. Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, движение по реке.


III. Геометрические задачи


Тема 1. Задачи на разрезания и переклеивание.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге.

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Из истории геометрии: Архимед.



Тема 3. Геометрические головоломки.



Тема 4. Построение фигур одним росчерком карандаша.

Задача « о кенигсбергских мостах». Задачи на построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы. Из истории математики: Л. Эйлер.


Тема 5. Задачи на развитие пространственного мышления.

Пространство и размерность. Куб и его свойства. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Правильнее многогранники. Геометрические иллюзии.

IV. Занимательные задачи


Тема 1. Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.


Тема 2. Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.


Тема 3. Занимательные задачи на проценты.

Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение практических задач на проценты


Тема 4. Лабиринты.

Из истории лабиринтов. Методы решения лабиринтов: метод проб и ошибок, метод зачёркивания тупиков, правило одной руки.


Тема 5. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

V. Математические соревнования

Тема 1. Решение задач международной математической игры-конкурса« Кенгуру».

Литература:


1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.

3. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по мате­матике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.

4. Пчелинцев ФА., Чулков П.В. Математика. 5-6 классы. Уроки мате­матического мышления с решениями и ответами. 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000. .

5. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по матема­тике в средней школе. - М.: Просвещение, 2001.

6. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993.

7. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М. Айрис-пресс, 2007

8.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:.Айрис-пресс, 2004.

9. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного круж­ка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

10. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996.








Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Формы и темы контроля

по плану

по факту

1

Запись цифр и чисел у других народов

1




2

Запись цифр и чисел у других народов

1



Текущий контроль в форме ПО


3

Числа- великаны и числа- малютки

1



Промежуточный контроль в форме теста

4

Числа- великаны и числа- малютки

1



Текущий контроль в форме ПР


5

Упражнения на быстрый счёт




Текущий контроль в форме ПО


6

Решение задач на множестве натуральных чисел

1



Текущий контроль в форме фронтального ИО

7

Задачи, решаемые с конца

1



Промежуточный контроль в форме теста

8

Задачи, решаемые с конца

1



Текущий контроль

9

Принцип Дирихле

1



Текущий контроль

10

Принцип Дирихле

1



Текущий контроль в форме ПО

11

Логические задачи

1




12

Логические задачи

1




13

Логические задачи

1




Текущий контроль в форме теста

14

Старинные задачи

1




15

Старинные задачи

1



Промежуточный контроль

16

Задачи на переливание

1



Промежуточный контроль

17

Взвешивания

1



Промежуточный контроль в форме теста

18

Взвешивания

1



Промежуточный контроль

19

Задачи на движение

1



Промежуточный контроль

20

Задачи на разрезание и переклеивание

1



Промежуточный контроль

21

Задачи со спичками

1




22

Геометрические головоломки

1



Текущий контроль в форме фронтального УО

23

Геометрические головоломки

1



Промежуточный контроль

24

Построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы


1




25

Построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы

1



Промежуточный контроль

26

Задачи на развитие пространственного мышления

1



Промежуточный контроль

27

Математические фокусы

1



Текущий контроль в форме фронтального УО

28

Математические фокусы

1



Промежуточный контроль

29

Математические ребусы

1



Текущий контроль в форме теста

30

Математические ребусы

1



Промежуточный контроль

31

Занимательные задачи на проценты

1



Промежуточный контроль

32

Лабиринты

1



Промежуточный контроль в виде итогового тестирования

33

Софизмы

1



Индивидуальный и фронтальный опрос

34

Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру»

1



Индивидуальный и фронтальный опрос

35

Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру»

1



Промежуточный контроль в виде итогового тестирования








9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!