СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки дошкольников к обучению "Школа будущих первоклассников"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Школа будущего первоклассника» (именуемая в дальнейшем ШБП) является одной из форм работы с детьми в рамках подготовки ребенка к школе. Для обеспечения плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, снятия страхов перед школой и учителем, знакомства с правилами школьной жизни с детьми 6-7 лет целесообразно проводить занятия воспитательного и развивающего характера в стенах школы.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки дошкольников к обучению "Школа будущих первоклассников"»






ПРОГРАММА

подготовки дошкольников к обучению


«Школа будущего первоклассника»








Составитель:

учитель-логопед Белкина Н.А.



















г. Орел, 2015 год







Пояснительная записка


На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному возрасту – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

«Школа будущего первоклассника» (именуемая в дальнейшем ШБП) является одной из форм работы с детьми в рамках подготовки ребенка к школе. Для обеспечения плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, снятия страхов перед школой и учителем, знакомства с правилами школьной жизни с детьми 6-7 лет целесообразно проводить занятия воспитательного и развивающего характера в стенах школы.

Работа ШБП направлена на формирование у дошкольника произвольного поведения, познавательных процессов, пространственных представлений, профилактику дисграфии, подготовку к овладению чтением, развитие фонематических процессов, обогащение словаря и т. п.

Благодаря занятиям в ШБП у дошкольника сформируется готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Содержание программы ШБП, организация занятий направлены на развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

На занятиях используются такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагогов. Педагог организует работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях.

Логопед, работающий со старшими дошкольниками по данной программе, получает возможность проводить наблюдения за развитием речи ребенка, интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер. Работа в ШБП позволит определить готовность дошкольника к овладению чтением и письмом, спрогнозировать возможные трудности и планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Цель программы:

создание условий, обеспечивающих формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие интеллектуальных качеств, адаптацию первоклассника, положительное отношение к школе.

Задачи:


1. Развитие психических познавательных процессов (внимания, мышления, слухового, зрительного восприятия, речи; умения ориентироваться в пространстве);

2. Развитие мелкой моторики рук;

3. Развитие произвольности поведения (развивать умение слушать удерживать инструкцию, умение действовать по инструкции);

4. Познакомить с нормами, правилами поведения в школе;

5. Повышение интереса к процессу обучения.

Организация занятий.

Продолжительность обучения по программе занимает 10 недель (с февраля по апрель). Общее количество занятий - 10. Занятия проводились 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 мин


Структура занятия:

- организация детей на занятие - 1 мин

- упражнения, направленные на развитие пространственных представлений – 5 мин.;

- упражнения на развитие познавательных процессов, мелкой моторики -5 мин.;

- здоровьесберегающая пауза 3 мин.;

- упражнения на освоение разницы между произнесением звуков разного качества 10 мин.;

- подведение итогов занятия 1 мин.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы дети должны:

- уметь определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью взрослого;

- уметь работать по инструкции взрослого;

- уметь проговаривать последовательность действий;

- уметь выслушивать других, уважать чужую точку зрения;

-уметь ориентироваться на листе;

- уметь ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

- уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- уметь сравнивать и группировать классифицировать и обобщать различные объекты;

- отвечать на вопросы взрослого;

- уметь выделять отдельные звуки в словах, находить слова на заданныйзвук;

- уметь делить слова на слоги;

- уметь аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.Работа с родителями: индивидуальные консультации с родителями по запросу


Тематическое планирование:


№ занятия

Тема занятия

Количество занятий

1.

Вводное (знакомство с детьми).

1

2.

Пространственные представления.

1

3.

Звуки речи. Способы их образования. Звонкие и глухие согласные звуки.

1

4.

Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие звуки.

1

5.

Практическое освоение разницы между согласными звуками разного качества.

1

6.

Особенности артикуляции гласных звуков [а], [о], [у]. Отработка первой слоговой модели (открытый слог с лабиальными согласными).

1

7.

Особенности артикуляции гласных звуков [э], [ы], [и]. Отработка второй слоговой модели (открытый слог со свистящими согласными).

1

8.

Закрепление темы «Гласные звуки». Чтение обратных закрытых слогов на базе освоения открытых слогов (с шипящими согласными звуками).

1

9.

Составление слов из слогов (с согласными [р], [л]).

1

10.

Итоговое занятие.

1


Всего:

10



Занятие 1



Вводное занятие.


Задачи:

  • Познакомиться с детьми.

  • Познакомить с правилами поведения в школе.

  • Продолжить прививать интерес к обучению в школе.

Оборудование: бейджи с изображением ромашки, мака, василька, колокольчика, солнышка, машинки, солдатика...


Ход урока:


1. Учитель здоровается с детьми, называет своё имя, рассказывает немного о себе: что он любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные... Предлагает детям, если они хотят, спросить его о чём-нибудь ещё, чтобы быстрее познакомиться.

2.Теперь надо перезнакомиться друг с другом. Вводиться норма, правило поведения в школе на уроке "Хочешь говорить, подними руку". Удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро перезнакомиться: на знак "раз - два - три" - громко сказать своё имя и на сигнал "молчок" (палец на губах) - закрыть рот ладошкой.

Итог: знакомство не получилось, получился только шум. Всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо ПО ОЧЕРЕДИ!

Чтобы запомнить имена детей, класс разбивается на группы таким образом: учитель просит подойти к нему одного мальчика и назвать своё имя. Потом спросить у детей, есть ли в классе ещё ребята с таким именем. Просят их выйти к первому ребёнку. Это - первая группа детей.

Учитель просит подойти к нему одну девочку и назвать своё имя. Потом спросить у детей, есть ли в классе ещё ребята с таким именем. Просят их выйти к первому ребёнку. Это - вторая группа детей.

Далее учитель просит подойти к нему ребёнка, ещё не задействованного в уроке и указать на всех девочек с одинаковым именем и раздать им бейджи с изображением ромашки.

Потом выходит другой ребёнок, называет всех мальчиков с одним именем и раздаёт им бейджи с изображением машинки.

Так же формируются другие группы детей.

Отдельно знакомимся с детьми с редкими именами.

3. Вы узнали первое правило поведения в школе на уроке: "Хочешь говорить, подними руку". Но это не единственное правило.

Для всех закон, а не желание -

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок -

Начинается урок!

Какое второе правило поведения в школе вы узнали из этого стихотворения?

Не опаздывать на уроки, заходить в класс вовремя, до звонка, чтобы не мешать всем во время урока.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Третье правило: если во время урока ты разговариваешь, то отвлекаются и не слышат объяснение учителя и другие ученики.

А на переменке ты свободен.

Хочешь рисовать - рисуй,

Хочешь танцевать - танцуй!

Но нельзя, запомни, драться,

Кричать, бегать, обзываться.

Ребята, запомнили правила поведения в школе? А давайте-ка проверим. Я буду читать вам четверостишия про поведение в школе, а вы, если согласны - хлопайте в ладоши. Если не согласны - вставайте со своих мест и топайте ногами (молча).

Все домашние задания

Буду чётко выполнять.

На урок без опоздания

Буду утром прибегать.


Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл - реветь не буду

На весь класс, на весь этаж.


На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если я ответ не знаю,

Буду руку поднимать.


А во время перемены

Обещаю не шуметь.

Но буду сбивать людей и стены

И толкаться как медведь.


Буду умным, добрым, смелым,

Чтоб меня родная школа как родного приняла.


- Вы молодцы!

Последнее, что сделаем на первом уроке - вспомним, чемсегодня занимались, о чём говорили, о чём думали и какие выводы сделали.

Звонок прозвенел и наш первый урок закончен.

Учитель организует детей для того, чтобы вывести их из класса.

Занятие 2

Тема: «Пространственные представления».

Задачи:

  • развивать умение зрительного анализа (различать наложенные изображения),

  • совершенствовать умение конкретизировать и обобщать понятия,

  • совершенствовать умение ориентироваться в пространстве «верх – низ», в направлениях «вверх – вниз»,

  • развивать умение ориентироваться в пространстве «право – лево» и анализировать расположение правой - левой частей собственного тела, ориентироваться в направлениях «направо – налево»,

  • развивать графическое умение обводить по контору,

  • развивать умение удерживать инструкцию, распределяя внимание по ряду признаков одновременно,

  • развивать умение ориентироваться в задании с постепенно возрастающим количеством составных звеньев.



Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, набор предметных картинок на темы «Овощи», «Фрукты».


Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. На всех уроках первое задание будет помогать развивать наблюдательность ваших глазок, уметь находить и по-разному отмечать спрятанные предметы.

Для того чтобы начать выполнять первое задание надо вспомнить какие вы знаете овощи, фрукты (показ картинок с изображениями овощей, фруктов). Где растут овощи, а где - фрукты? Теперь проверьте, всё ли правильно нарисовал художник на нашей картинке (нет, на деревьях спрятаны овощи).

- Найдите и обведите по контуру все спрятанные овощи.

Для того, чтобы выполнить второе задание посмотрите на кабинет, в котором мы сейчас находимся. Где находятся лампы? (на потолке). Что надо было сделать, чтобы их увидеть? (поднять голову, глаза наверх). Что ещё находится или может находиться наверху? (небо, крыши,верхушки деревьев, летящие птицы). А если мячик ударить о землю, куда он полетит? (вверх). А в каком направлении движутся падающие предметы? (вниз).

Теперь посмотрите накартинкувторого задания. На ней птица взлетает, зайчик поднимается, песок сыпется, горошины выпадают, мальчик скатывается, собака подпрыгивает. Рядом с каждой картинкой есть кружочек. В нём нарисуйте стрелочку, направленную вверх (показываю на доске), если предмет движется вверх или стрелочку, направленную вниз, если предмет движется вниз.

Предметы могут находиться вверху и внизу, могут двигаться вверх и вниз. А в какие ещё стороны могут передвигаться люди, животные, различные предметы (направо – налево), в какой из сторон они могут находиться (справа – слева). Теперь нам надо подумать и вспомнить, где находится правая рука (рука, в которой удобнее всего держать ложку, вилку, карандаш), а где – левая. Учитель поворачивается спиной к ученикам, поднимает правую руку, спрашивает, что находится с правой стороны (дверь); поднимает левую, спрашивает, что находится с левой стороны (окно). На картинке третьего задания нарисован аквариум, в котором одни рыбки плывут направо, другие – налево. Тех рыбок, которые плывут налево, закрасьте карандашом зелёного цвета, а рыбок, которые плывут направо – карандашом красного цвета.

  1. Физкультминутка. Встаньте, пожалуйста, со стульев рядом со своими партами. Я буду называть предмет, а вы – поворачивать или поднимать или опускать голову в ту сторону, где он находится (потолок, пол, окно, дверь, небо, ноги, шторы, часы…). Так же поднимаем или опускаем руки, если предмет находится вверху или внизу и вытягивать в стороны по одной руке, если предмет находится справа или слева.

Четвёртое задание усложнятся тем, что сочетает в себе задания второе и третье. Мои инструкции в нём надо слушать и выполнять поочерёдно. Посмотрите на рисунок четвёртого задания. На нём нарисован один большой квадрат, разделённый на много маленьких квадратиков. В каждом маленьком квадратике поставлена точка. Пустыми остались только те квадратики, которые находятся в углах большого квадрата. Давайте их заполним:

- Найдите квадратик, который находится в верхнем правом углу, потом нарисуйте в нём красный треугольник; найдите квадратик, который находится в нижнем правом углу, нарисуйте синий круг; найдите квадратик, который находится в нижнем левом углу, нарисуйте зелёный квадрат. Подскажите мне, пожалуйста, где находится оставшийся пустой квадратик. Нарисуйте в нём жёлтый овал.

В последнем на сегодня пятом задании вам надо постараться сразу запомнить и выполнить четыре задания: найти правую или левую сторону, нужную геометрическую фигуру, закрасить только заданное их количество нужным цветом:

- На флажке, расположенном справа, закрасьте красным цветом два треугольника. На флажке, расположенном слева – три круга закрасьте зелёным цветом.

4.Итог занятия.









Занятие 3

Тема урока: «Звуки речи. Способы их образования. Звонкие и глухие согласные звуки».

Задачи:

  • развивать умение зрительного анализа (различать наложенные изображения),

  • совершенствовать умение конкретизировать и обобщать понятия (домашние животные),

  • развивать графическое умение: штриховка сверху вниз,

  • развивать умение ориентироваться в расположении объектов относительно своего тела;

  • развивать умение обозначать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга на листе бумаги (слева, справа, левее, правее),

  • развивать умение удерживать инструкцию,

  • развивать умение выделять звук из начала слова,

  • развивать умение дифференцировать звонкие – глухие фонемы на слух и обозначать их на листе бумаги разными цветами,

  • объяснить способы образования звуков,

  • развивать умение группировать объекты по заданному принципу с опорой на зрительный образец (группировка звуков по способу образования).


Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, набор предметных картинок на темы «Домашние животные», «Дикие животные».


Ход урока

1.Организационный момент.

2.-На картинке первого задания спрятались разные животные. Найдите их, перечислите. Каким одним словом можно назвать этих животных? (домашние). Как называем животных, которые живут в лесу (дикие). Перечислите их. (показываю предметные картинки). Вам надо в рисунке, на листе бумаги найти и заштриховать сверху вниз собаку и козу (образец штриховки показываю на доске).

На следующей картинке спиной к нам стоит мальчик. Учитель разворачивается к ученикам спиной. Все свои объяснения учитель сопровождает показом И в правой, и в левой руках он держит шарики. Посмотрите на меня. Давайте вспомним, где правая рука, а где – левая. Что находится с правой стороны (дверь)? А - с левой (окно)? Теперь внимательно слушайте задание:

-Закрасьте все шарики, которые мальчик держит в левой руке.

Мальчик стоит на дорожке, на которой нарисованы геометрические фигуры. Перечислите их. Закрашивать будем одни кружочки.

- Красным карандашом закрасьте один круг, который находится слева от треугольника; зелёным – справа от сердечка; правее – ещё один круг закрасьте; жёлтым – справа от квадрата; синим – справа от треугольника; правее от квадрата закрасьте ещё один круг.

3.Физкультминутка.

Если на первом задании мы тренировали наблюдательность глазок, то на третьем – будем тренировать умение наших ушек различать похожие звуки. Послушайте одни звуки (произношу звонкие звуки громким голосом). А теперь – другие (глухие звуки произношу шёпотом). Теперь я буду произносить слова. Вы – выделять, произносить только первый звук из этого слова и пробовать определить, как он звучит: звонко, с голосом или глухо, с шумом (дверь, туфли, тарелка, тапки, дом, тумба). Работа в этом задании проводится над каждым словом и каждой картинкой поочереди.

-Те картинки, название которых начинаются на глухой звук, обведите синим цветом. Если название картинки начинается на звук звонкий, обведите её красным цветом.

Теперь переверните лист и посмотрите на последнее четвёртое задание. Сверху нарисовано большое облако, которое выдувает воздух. Давайте так же как это облако наберём побольше воздуха и подуем. Воздух изо рта выходит свободно, ему ничего не мешает. А теперь сомкните губы и попробуйте вытолкнуть через них воздух. Что вы услышите? (звук[п]) Какие ещё образуются звуки, если путь воздуху будут преграждать губы? ([м],[б]). А если путь воздуху преградит язык?([л],[р],[ш],[ж],[т],[д],[к],[г]) Зубы? Бывает так, что воздух, выходя изо рта не встречает на своём пути преград. Откройте рот и произнесите [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. В этом случае преграды мешают воздуху выйти изо рта? Значит, звуки делятся на те, которые образуются с помощью преграды, «спотыкаются» об эту преграду и те, которые образуются без участия преград и воздух, голос свободно выходят изо рта.

На картинке, на листе бумаги есть строки с изображением губ, зубов, языка, а так же окружности. Я буду произносить звук, а вы, произнося его вместе со мной, пытаться определить, «спотыкается» ли воздух, голос о какую-нибудь преграду (тогда обводим эту преграду) или выходит изо рта свободно (заштриховываем окружность).

На первой строке звук [р] (обвести язык).

На второй – [а] (заштриховать окружность).

На третьей – [м] (обвести губы).

На четвёртой – [о] (заштриховать окружность).

На пятой – [в] (обвести губы и зубы).

На шестой – [э] (заштриховать окружность).

4.Итог урока.








Занятие 4

Тема: «Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие звуки».

Задачи:

  • развивать умение зрительного анализа (выделять одинаковые объекты среди множества других);

  • совершенствовать умение анализировать расположение частей собственного тела по оси правой – левой ориентировки;

  • развивать умение находить взаиморасположенные друг относительно друга предметы на листе бумаги;

  • формировать умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • формировать умение воспроизводить заданное направление линии;

  • развивать умение самостоятельно действовать по наглядному образцу;

  • развивать умение выделять звук на фоне слова;

  • развивать умение дифференцировать фонемы на слух и обозначать определённым цветом на листе бумаги;

  • формировать умение делить слова на части (слоги).

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, картинки с изображением деревьев (дуб, клён, ива, рябина, осина, липа).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. На картинке первого задания нарисованы листья разных деревьев. Какие деревья вы знаете? Листья каких деревьев нарисованы на картинке (показываю картинки с изображением этих деревьев)? Какие листья по форме? Цвету (летом, осенью)? Теперь пофантазируем. Вы можете разукрасить листья такими цветами, какие вам нравятся.

- Возьмите 6 карандашей разных цветов. Карандашом любого цвета закрасьте один из листиков. Теперь найдите такой же листик и закрасьте его этим же карандашом. Отложите этот карандаш в сторону и возьмите другой. Закрасьте другой листик. Найдите такой же листик и закрасьте его этим же карандашом и т.д.

На картинке второго задания изображены люди разных профессий: художник держит кисточку, программист - компьютерную мышку, пожарный - рукав (шланг), регулировщик - жезл, доктор - фонендоскоп, портниха - ножницы, повар - ... Наша с вами задача - вспомнить, где находятся правая и левая стороны. Поднимите правую руку. Что находится с правой стороны в нашем кабинете (дверь, плакаты, стена...)? Что - с левой (окна, жалюзи, подоконники...)? Поднимите левую руку. Встаньте, повернитесь ко мне спиной и поднимите правую руку. Что теперь находится с ВАШЕЙ правой стороны, а что - с левой?

Теперь надо определить в какой руке держит художник кисточку, программист компьютерную мышку... Если человек держит орудие своего труда в левой руке, то закрасим его руку зелёным цветом, если - в правой, то - красным.

Перечислите предметы, изображённые на картинке третьего задания (лопата, лента, лампа, лимон, пила, лист, игла).Послушайте внимательно как я буду произносить эти слова (произношу, выделяя [Л],[Л']) Какие одни и те же звуки вы услышали в названиях этих предметов ([Л],[Л'])? При произнесении [Л'] уголки губ растянуты, губы улыбаются, наверх поднимается почти вся спинка языка (а не только его кончик) и [Л'] звучит мягко. При произнесении [Л] губы собраны, немного вытянуты вперёд, к верхним зубам или деснам прижимается только кончик языка и [Л] звучит твёрдо. Далее, я произношу слово. Если в его названии вы слышите твёрдый звук [Л], то картинку обведите карандашом синего цвета, если вы слышите в названии мягкий [Л']- карандашом зелёного цвета.

3.Физкультминутка. Поднимите правую ногу. Топните левой ногой. Закройте левый глаз. Докоснитесь правой рукой до правого уха, левой рукой до правого уха. Правой рукой погладьте себе левый бочок, левой рукой похлопайте по правой коленке. Правой рукой погладьте своего соседа по голове, а левой - похлопайте его по правому плечу. В свою левую руку возьмите его правую руку, докоснитесь до правого уха соседа...

В следующем заданиимы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это проведена линия на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо. (Слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске.)

Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

В последнем на сегодня задании я расскажу вам как можно делить слова на части, или слоги. Подставьте под подбородок руку. При произнесении слов, нижняя челюсть опускается, рот открывается. Сколько раз откроется рот, столько в слове и частей, слогов. Тренируемся на двусложных словах с открытыми слогами (рама, каша, лужа), потом на трёхсложных словах с открытыми слогами (корова, молоко, посуда). Но есть слова, которые состоят только из одной части-слога, поэтому разделить их на слоги нельзя (рот, год, вор, сон).

- Теперь переверните лист и посмотрите на последнее задание. По левому краю листа ползают гусенички. Сверху - гусеница с одним животиком, посередине - с двумя, внизу - с тремя. А с правой стороны листа - разные картинки (самолёт, дом, кот, шапка, кран, валенки, шуба, топор, варежки). Я называю картинку, вы делите это слово на слоги. Если в слове два слога, то соедините картинку, обозначающую это слово с гусеницей с двумя животиками, три слога - с гусеницей с тремя животиками, один слог - гусеницей с одним животиком.

-Найдите в верхнем правом углу картинку "дом". Сколько раз опускается нижняя челюсть, сколько раз открывается рот при произнесении слова "дом"? Можно ли слово "дом" разделить на слоги (нет)? С какой гусеницей соединим эту картинку (с одним животиком)? Аналогичная работа проводится с названиями всех картинок. Какая картинка расположена левее дома ( самолёт)? Какая картинка расположена в центре листа (валенки)? Кто изображён выше картинки "валенки" (кот)?Какая картинка находится правее картинки с изображением кота (шапка)? Назовите картинку, которая находится ниже картинки "шапка" (кран). Какая картинка находится ниже всех остальных (варежки)? А что находится выше и левее картинки с изображением варежек (топор)? Правее картинки "топор" находится последняя картинка - ..?(шуба).

4. Итог занятия.












Занятие 5

Тема: " Практическое освоение разницы между согласными звуками разного качества".

Задачи:

  • развивать умение зрительного анализа (различать наложенные образы);

  • совершенствовать умение обобщать и конкретизировать понятия детёнышей (домашние птицы);

  • совершенствовать умение образовывать слова, обозначающие названия детёнышей животных;

  • развивать умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • развивать умение воспроизводить заданное направление линии;

  • развивать умение самостоятельно действовать по наглядному образцу;

  • развивать умение выделять звук на фоне слова;

  • развивать умение дифференцировать фонемы на слух;

  • развивать умение распределять внимание по ряду признаков одновременно;

  • развивать умение группировать объекты по заданному признаку со зрительной опорой (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки);

  • развивать умение в области символьного восприятия (соотношение звука с символом, обозначающим его).

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, картинки с изображением домашних птиц, птенцов (индюк, курица, гусь, утка, цыплёнок, утёнок, индюшонок, гусёнок).



Ход урока

1.Организационный момент.

2.-На картинке первого задания спрятались птицы. Перечислите их. Каким одним словом можно назвать этих птиц? (домашние). На картинке изображены взрослые птицы а также их птенцы. Как называется птенец утки, гусыни, курицы, индюшки? На доске прикреплены изображения домашних птиц и их птенцов.

- Совместите изображения взрослых птиц с изображениями птенцов (вызываются ученики к доске поочереди).

- На листе, на картинке первого задания найдите изображения утят. Закрасьте двух утят.

В следующем заданиимы с вами будем продолжать учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это проведена линия на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо. (Слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске.)

Начинаем рисовать узор. Поставьте карандаш в нарисованную точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

3.Физкультминутка.

- Встаньте друг напротив друга. Расположите руки на уровне груди. Правой рукой хлопните по левой руке соседа (потом левой рукой по правой). Правой рукой погладьте соседа по его левому плечу. Левой рукой докоснитесь до правого уха соседа…

Третье задание.

- Назовите предметы, изображённые на рисунках третьего задания (жук – лук; бочка – почка; коробка – коровка; штора – шпора; дом – том – выясняется лексическое значение слов). Учитель сам произносит все слова по парам, выделяя голосом, артикуляторно звуки, которыми слова отличаются.

- Что общего в названных парах слов? (одинаковое количество звуков)

- Чем отличаются пары слов? (одним звуком)

- Я буду читать предложение. В каждом предложении встречается одно из парных слов. На рисунке найдите предмет, который обозначает это слово. Обведите его.

  1. По стене ползёт зелёный лук с длинными усами.

  2. Весной на деревьях распускаются бочки.

  3. Божья Коробка, лети на небо.

Там твои детки кушают конфетки.


  1. Окно закрывали длинные белые шпоры.

  2. В кирпичном томе было пять этажей.

Четвёртое задание.

-Назовите предметы, изображённые на рисунках (кот, кит, лист, лук, мяч, мак, пень, паутина). В каждом слове определите первый звук.

Учитель ещё раз произносит все слова, обращая внимание на артикуляцию первого звука слов.

- Что общего в названных звуках, в их образовании? (все звуки образуются с помощью преграды: губ / языка).

- Дайте характеристику первого звука в названиях каждого предмета по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости.

Называем первый предмет - выделяем первый звук из слова, обозначающего этот предмет – если звук звонкий, то соединяем картинку линией с изображением колокольчика, если глухой – с ухом – даём характеристику этому же звуку, но по другому признаку( твёрдости/ мягкости): если звук мягкий, то соединяем картинку с изображением дивана, если звук твёрдый – с изображением стула. Таким образом, картинка должна быть соединена одной линией с символьным обозначением твёрдости/ мягкости, а другой линией - с символьным обозначением звонкости/ глухости.

- Перечислите предметы, первый звук в названии которых твёрдый (мягкий, звонкий, глухой).

4.Итог занятия.




























Занятие 6

Тема: «Особенности артикуляции гласных звуков [а], [о], [у]. Отработка первой слоговой модели (открытый слог с лабиальными согласными)».

Задачи:

  • развивать умение концентрировать, распределять и переключать зрительное внимание с одного объекта на другой;

  • совершенствовать умение конкретизировать и обобщать понятия (геометрические фигуры);

  • развивать умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • развивать умение воспроизводить заданное направление линии;

  • развивать умение самостоятельно действовать по наглядному образцу;

  • развивать умение выделять фонемы из слога, слова;

  • развивать умение в области символьного восприятия (соотносить гласные звуки с их обозначающими символами);

  • совершенствовать умение соединять точки прямыми линиями;

  • объяснить способ и место образования лабиальных звуков;

  • сформировать умение читать первую слоговую модель (открытый слог: лабиальный согласный + гласные А, О, У).

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш., символьные обозначения гласных звуков [а], [о], [у] (овал, большой круг, маленький круг).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.- Перечислите, что вы видите на картинке первого задания (круг, квадрат, треугольник, ромб). Назовите эти предметы одним словом (фигуры). Какие это фигуры? (геометрические). Какие ещё вы знаете геометрические фигуры?

-.В кружочках поставьте +, в квадратах – 0, в треугольниках - =; в ромбах - ×. Просматривайте и отмечайте все геометрические фигуры поочерёдно.

Образец выполнения задания показываю на доске.

Во втором задании продолжим рисовать узоры так же, как и на предыдущих уроках.

Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь. Начинаем рисовать узор. Поставьте карандаш в нарисованную точку. Внимание! Рисуйте линию: три клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Теперь, будьте внимательны, одна клетка налево. Две клетки вниз. Две – налево. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

Физкультминутка.

Третье задание.

- Посмотрите друг на друга, произнесите звук [а], теперь – [о], [у].видите, как меняется форма губ, когда вы произносите разные звуки. Произнося звук [о] , губы приобретают форму круга, [у] – тоже форму круга, но гораздо меньшего, чем при произнесении [о]. Произнося звук [а], губы приобретают форму овала. Называя каждый гласный, к доске прикрепляю его схему (овал, большой и маленький круги).

- Назовите предметы, изображённые на рисунках третьего задания (шарф, сад, стол, гусь, кот, лук).

Учитель ещё раз произносит слова, голосом выделяя гласные.

- В названиях всех этих предметов есть звуки, которые образуются только с помощью голоса. Назовите их.

- Теперь, я произношу название предмета, изображённого на рисунке, вы называете гласный звук, который услышали в нём и соединяете с подходящей геометрической формой. Первый предмет, изображённый на рисунке – са-а-ад. Какой вы услышали гласный звук ([а])? Какую форму приобретают губы при произнесении этого звука? (форму овала) Соедините изображение сада с геометрической формой – овал. Остальные слова, обозначающие данные предметы, разбираются аналогично.

На рисунке четвёртого задания изображены уже знакомые вам символы: губы и геометрические фигуры. Символ «губы» обозначает звуки, которые образуются с помощью аналогичной преграды. Назовите эти звуки ([п] ,[б], [м]) и выберите каждый для себя из этих звуков любой понравившийся. Символ «овал» обозначает звук [а]. Попробуйте теперь соединить, «прочитать» эти символы, зная их значение (ма, па, ба). Выберите теперь другой звук, который так же как и предыдущий образуется с помощью преграды «губы». Соедините его со звуком, который обозначает такой символ как «круг» (мо, по, бо). Проделайте самостоятельно работу по последнему ряду символов и произнесите то, что у вас получилось. Таким образом, вы, даже не зная букв, смогли прочитать слоги, ориентируясь только на символы.

4.Итог занятия.






















Занятие 7

Тема: "Особенности артикуляции гласных звуков [э], [ы], [и]. Отработка второй слоговой модели (открытый слог со свистящими согласными)».

Задачи:

  • развивать умение концентрировать, распределять и переключать зрительное внимание с одного объекта на другой;

  • совершенствовать умение конкретизировать и обобщать понятия (геометрические фигуры, цифры, буквы);

  • развивать умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • развивать умение воспроизводить заданное направление линии;

  • развивать умение самостоятельно действовать по наглядному образцу;

  • развивать умение выделять фонемы из слога, слова;

  • развивать умение в области символьного восприятия (соотносить гласные звуки с их обозначающими символами);

  • совершенствовать умение соединять точки зигзагообразными линиями;

  • объяснить способ и место образования свистящих звуков;

  • сформировать умение «читать» вторую слоговую модель (открытый слог: свистящие согласные + гласные Э, ы, И).

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш., символьные обозначения гласных звуков [э], [ы], [и] (поперечный овал, полоска).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Перечислите, что вы видите на картинке первого задания (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, овал; буквы: Б, П, Г, Д, В, С; цифры: 1, 4, 7, 8). На прошлом занятии мы объединили в одно понятие круг, овал, ромб, треугольник – геометрические фигуры. Какие новые символы добавились сегодня? (буквы, цифры).

Образец выполнения задания показываю на доске.

- Букву Пперечеркните линией из верхнего правого угла в нижний левый, в квадрате нарисуйте - ×,

буквуВ обведите в круг, цифру 8перечеркните линией сверху вниз,

в буквеДнарисуйтекружок, в цифре 4 поставьте точку; в треугольнике поставьте +,

цифру 1обведите по контуру, в букве Гсоедините линией её края (получится треугольник).

Просматривайте и отмечайте все геометрические фигуры, буквы и цифры поочерёдно.

Во втором задании продолжим рисовать узоры так же, как и на предыдущих уроках.

Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь. Начинаем рисовать узор. Поставьте карандаш в нарисованную точку. Внимание! Рисуйте линию: две клетки вверх, одна налево, одна вверх, три направо, одна вниз, одна налево, две вниз, три направо. Продолжите рисовать узор сами.

Физкультминутка.

Третье задание.

- Посмотрите друг на друга, произнесите звук [э], теперь – [ы], [и]. Видите, как меняется форма губ, когда вы произносите разные звуки. Произнося звук [э] , губы приобретают форму овала (поперечного), [ы] – половинки круга - полукруга. Произнося звук [и], губы растягиваются в стороны, приобретают форму узкой полоски. Называя каждый гласный, к доске прикрепляю его схему (поперечный овал, полукруг, полоску).

- Назовите предметы, изображённые на рисунках третьего задания (экран, мышь, эхо, киви (птица), гриб, сыр, лист). Учитель ещё раз произносит слова, голосом выделяя гласные.

- В названиях всех этих предметов есть звуки, которые образуются только с помощью голоса. Назовите их.

- Теперь, я произношу название предмета, изображённого на рисунке, вы называете гласный звук, который услышали в нём и соединяете с подходящей геометрической формой. Первый предмет, изображённый на рисунке –э-э-экран. Какой вы услышали гласный звук ([э])? Какую форму приобретают губы при произнесении этого звука? (форму овала поперечного). Соедините изображение экрана с геометрической фигурой – овал. Остальные слова, обозначающие данные предметы, разбираются аналогично.

На рисунке четвёртого задания изображены уже знакомые вам символы: язык, опущенный вниз, к нижним зубам и геометрические фигуры. Символ «язык, опущенный к нижним зубам» обозначает звуки, которые образуются так: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края плотно прижимаются к верхним коренным зубам, а по середине языка идёт сильная холодная воздушная струя. Назовите эти звуки ([с] ,[з],) и выберите каждый для себя из этих звуков любой понравившийся. Символ «полукруг» обозначает звук [ы]. Попробуйте теперь соединить, «прочитать» эти символы, зная их значение (сы, зы). Выберите теперь другой звук, который так же как и предыдущий образуется с помощью преграды «язык у нижних зубов». Соедините его со звуком, который обозначает такой символ как «полоска» (си, зи). Таким образом, вы, даже не зная букв, смогли прочитать слоги, ориентируясь только на символы.

4.Итог занятия.Занятие 7

Тема: "Особенности артикуляции гласных звуков [э], [ы], [и]. Отработка второй слоговой модели (открытый слог со свистящими согласными)».

Задачи:

  • развивать умение концентрировать, распределять и переключать зрительное внимание с одного объекта на другой;

  • совершенствовать умение конкретизировать и обобщать понятия (геометрические фигуры, цифры, буквы);

  • развивать умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • развивать умение воспроизводить заданное направление линии;

  • развивать умение самостоятельно действовать по наглядному образцу;

  • развивать умение выделять фонемы из слога, слова;

  • развивать умение в области символьного восприятия (соотносить гласные звуки с их обозначающими символами);

  • совершенствовать умение соединять точки зигзагообразными линиями;

  • объяснить способ и место образования свистящих звуков;

  • сформировать умение «читать» вторую слоговую модель (открытый слог: свистящие согласные + гласные Э, ы, И).

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш., символьные обозначения гласных звуков [э], [ы], [и] (поперечный овал, полоска).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Перечислите, что вы видите на картинке первого задания (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, овал; буквы: Б, П, Г, Д, В, С; цифры: 1, 4, 7, 8). На прошлом занятии мы объединили в одно понятие круг, овал, ромб, треугольник – геометрические фигуры. Какие новые символы добавились сегодня? (буквы, цифры).

Образец выполнения задания показываю на доске.

- Букву Пперечеркните линией из верхнего правого угла в нижний левый, в квадрате нарисуйте - ×,

буквуВ обведите в круг, цифру 8перечеркните линией сверху вниз,

в буквеДнарисуйтекружок, в цифре 4 поставьте точку; в треугольнике поставьте +,

цифру 1обведите по контуру, в букве Гсоедините линией её края (получится треугольник).

Просматривайте и отмечайте все геометрические фигуры, буквы и цифры поочерёдно.

Во втором задании продолжим рисовать узоры так же, как и на предыдущих уроках.

Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь. Начинаем рисовать узор. Поставьте карандаш в нарисованную точку. Внимание! Рисуйте линию: две клетки вверх, одна налево, одна вверх, три направо, одна вниз, одна налево, две вниз, три направо. Продолжите рисовать узор сами.

Физкультминутка.

Третье задание.

- Посмотрите друг на друга, произнесите звук [э], теперь – [ы], [и]. Видите, как меняется форма губ, когда вы произносите разные звуки. Произнося звук [э] , губы приобретают форму овала (поперечного), [ы] – половинки круга - полукруга. Произнося звук [и], губы растягиваются в стороны, приобретают форму узкой полоски. Называя каждый гласный, к доске прикрепляю его схему (поперечный овал, полукруг, полоску).

- Назовите предметы, изображённые на рисунках третьего задания (экран, мышь, эхо, киви (птица), гриб, сыр, лист). Учитель ещё раз произносит слова, голосом выделяя гласные.

- В названиях всех этих предметов есть звуки, которые образуются только с помощью голоса. Назовите их.

- Теперь, я произношу название предмета, изображённого на рисунке, вы называете гласный звук, который услышали в нём и соединяете с подходящей геометрической формой. Первый предмет, изображённый на рисунке –э-э-экран. Какой вы услышали гласный звук ([э])? Какую форму приобретают губы при произнесении этого звука? (форму овала поперечного). Соедините изображение экрана с геометрической фигурой – овал. Остальные слова, обозначающие данные предметы, разбираются аналогично.

На рисунке четвёртого задания изображены уже знакомые вам символы: язык, опущенный вниз, к нижним зубам и геометрические фигуры. Символ «язык, опущенный к нижним зубам» обозначает звуки, которые образуются так: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края плотно прижимаются к верхним коренным зубам, а по середине языка идёт сильная холодная воздушная струя. Назовите эти звуки ([с] ,[з],) и выберите каждый для себя из этих звуков любой понравившийся. Символ «полукруг» обозначает звук [ы]. Попробуйте теперь соединить, «прочитать» эти символы, зная их значение (сы, зы). Выберите теперь другой звук, который так же как и предыдущий образуется с помощью преграды «язык у нижних зубов». Соедините его со звуком, который обозначает такой символ как «полоска» (си, зи). Таким образом, вы, даже не зная букв, смогли прочитать слоги, ориентируясь только на символы.

4.Итог занятия.






Занятие 8

Тема: «Закрепление темы «Гласные звуки». Чтение обратных закрытых слогов на базе освоения открытых слогов. (с шипящими согласными звуками)».

Задачи:

  • развивать умение концентрировать, распределять и переключать зрительное внимание с одного объекта на другой;

  • развивать умение выполнять задание по наглядному образцу;

  • развивать умение рисовать по клеткам;

  • развивать умение ориентироваться в зеркально отображённом пространстве;

  • развивать умение выделять заданные звуки (гласные) из слова;

  • развивать умение соотносить фонему с его обозначающим символом;

  • объяснить артикуляционный уклад звуков [ш], [ж];

  • сформировать умение читать слоговую модель: обратный слог (гласные + согласные [ш], [ж]);

  • развивать графические умения: проводить линии разной конфигурации;

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш., символьные обозначения гласных звуков (овал, большой круг, маленький круг, поперечный овал, полукруг, полоска).


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.На рисунке первого задания, также как и на прошлом занятии, нарисованы геометрические фигуры, цифры и буквы. Но сегодня образец выполнения задания на доске я оставлять не буду. Поэтому вам надо быть особенно внимательными. Надо постараться запомнить все символы (образец выполнения задания показываю на доске, после объяснения стираю его).

Цифру 4обвести по контору, треугольник перечеркнуть линией из верхнего правого угла в нижний левый, в букве Д нарисуйте кружочек;

буквуВобведите в круг, цифру 8перечеркните линией сверху вниз.

В следующем задании мы не будем рисовать под диктовку узоры как на прошлых занятиях. Сегодня на листе в клеточку нарисован мотылёк. Но у него не хватает двух крылышек. Где они должны быть расположены (сверху слева и снизу справа)? Вам надо нарисовать по клеточкам верхнее левое крылышко. Оно должно быть таким же, как верхнее правое. Оно должно начинаться и заканчиваться в тех же точке, в которых начинается и заканчивается уже нарисованное верхнее правое. Нижнее правое крылышко должно быть таким же как и нарисованное нижнее левое. Оно должно начинаться и заканчиваться в тех же точке, в которых начинается и заканчивается уже нарисованное нижнее левое.

- Поставьте карандаш в верхнюю точку верхнего крылышка. Посмотрите, если в правом крылышке первая линия: одна клетка направо, то в левом крылышке первая линия: одна клетка налево. Потом рисуем линию: одна клетка вверх. Следующая линия в нарисованном правом крылышке: одна клетка направо, то в левом крылышке первая линия: одна клетка налево. Потом рисуем линию: одна клетка вверх. Продолжите рисовать линии левого крылышка, опираясь на изображение уже нарисованного правого.

Аналогично проводится работа над рисованием нижнего правого крылышка.

Физкультминутка.

Третье задание.

- Вспомните и назовите звуки, которые образуются с помощью только голоса. Как называются эти звуки (гласные)? Теперь вспомните, с помощью каких геометрических фигур мы обозначаем гласные. То есть каждая геометрическая фигура повторяет форму губ при произнесении определённой гласной.

К доске прикрепляю все символьные обозначения гласных звуков.

- Назовите предметы, изображённые на рисунках третьего задания (чашка, эхо, жук, волк, сыр, крот, дым, филин, буква «зэт»). Учитель ещё раз произносит слова, голосом выделяя гласные.

- Теперь, я произношу название предмета, изображённого на рисунке, вы называете гласный звук, который услышали в нём и соединяете с подходящей геометрической формой. Первый предмет, изображённый на рисунке –ж-у-у-ук. Какой вы услышали гласный звук ([у])? Какую форму приобретают губы при произнесении этого звука? (форму маленького круга). Соедините изображение жука с геометрической фигурой – маленький круг. Остальные слова, обозначающие данные предметы, разбираются аналогично.

На рисунке четвёртого задания изображён уже знакомый вам символы: язык, поднятый, к верхним зубам и геометрические фигуры, с которыми сейчас соотносили изображения предметов. Символ «язык, поднятый, к верхним зубам» обозначает звуки, которые образуются с помощью аналогичной преграды. Давайте проверим, правильно ли мы произносим эти звуки: губы должны быть вытянуты бубликом, рупором, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, язык должен принять форму чашечки, а по середине языка идёт тёплая широкая плавная струя воздуха. Поднесите ладонь ко рту – почувствуйте, ощутите эту струю.

-Произнесите эти звуки ещё раз ([ш] ,[ж],) и выберите каждый для себя из этих звуков любой понравившийся. Символ «полукруг» обозначает звук [ы]. Попробуйте теперь соединить, «прочитать» эти символы, зная их значение (). Выберите теперь другой звук, который так же как и предыдущий образуется с помощью преграды «язык у верхних зубов». Соедините его со звуком, который обозначает такой символ как «полоска» (си, зи). Таким образом, вы, даже не зная букв, смогли прочитать слоги, ориентируясь только на символы.

4.Итог занятия.







Занятие 9

Тема: «Составление слов из слогов (с согласными [р], [л])».

Задачи:

  • развивать умение зрительного анализа (различать наложенные образы);

  • совершенствовать умение обобщать и конкретизировать понятия (животные жарких стран;

  • развивать умение проводить линии в определённом направлении;

  • объяснить артикуляционный уклад звуков [р], [л];

  • развивать умение различать звуки по месту их образования;

  • развивать умение ориентироваться при чтении на символы, обозначающие гласные и согласные звуки;

  • развивать умение соединять слоги в слова;

  • развивать умение, выполняя задание, опираться на зрительный образ;

  • развивать умение распределять внимание по ряду признаков одновременно;

Оборудование: распечатанныйлист с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш, картинки с изображениями животных жарких стран и животных севера.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Для того чтобы начать выполнять первое задание надо вспомнить каких вы знаете животных (показ картинок с изображениями животных жарких стран и животных севера).

На картинке первого задания спрятались разные животные. Найдите, перечислите, каких животных вы видите на этой картинке (слон, носорог, антилопа, змея, попугай, обезьяна, тигр, зебра, жираф, крокодил).эти животные любят когда вокруг жарко или холодно? Значит, это животные -?(животные жарких стран). Закрасьте всех животных, которых найдёте.

На картинке второго задания 5 квадратов. В каждом квадрате поставлены точки в углах квадратов. Работать будем по отдельности с каждым квадратом. Возьмите простой карандаш.

  1. Поставьте карандаш в точку, которая находится в нижнем левом углу. Проведите линию в точку - верхнюю левую. Проведите линию до точки – верхней правой. Из верхней правой точки опустите линию до нижней правой точки. (В результате, получается буква П).

  2. Поставьте карандаш в точку, которая находится в нижнем правом углу, и проведите линию до точки в нижнем левом углу. Проведите линию до верхней левой точки и последнюю линию до верхней правой точки. (Буква С).

  3. Если в предыдущих двух квадратах было 4 точки и располагались они в углах квадрата, то в третьем квадрате точек – 6: три точки вверху (левая, правая, средняя) и три точки внизу (левая, правая и средняя).

Поставьте карандаш в точку – верхнюю левую, проведите линию до точки – нижней левой. Поставьте карандаш в точку - верхнюю правую и проведите линию до точки – нижней правой. Соедините линией точки нижнюю левую и нижнюю правую. Проведите последнюю линию, которая начинается в точке – верхней средней и заканчивается в точке – нижней средней. (Буква Ш).

  1. В четвёртом квадрате точки расположены иначе: три точки по правой стороне (верхняя, нижняя, средняя) и три точки по левой стороне (верхняя, нижняя, средняя).

Поставьте карандаш в точку - верхнюю правую и проведите линию до точки – верхней левой. Проведите линию до точки левой средней и до правой средней точки. Опустите линию до точки – нижней правой. Соедините эту точку с точкой нижней левой. Последняя линия соединяет точки: нижнюю правую и среднюю правую. (Буква Б).

  1. В последнем квадрате точки располагаются так :три точки слева (верхняя, нижняя, средняя), две точки справа (верхняя и средняя).

Поставьте карандаш в точку – левую среднюю и проведите линию до точки правой средней. Проведите линию до точки – верхней правой и соедините с точкой – верхней левой. Проведите последнюю линию до точки левой нижней. (Буква Р).

- Так, мы с вами смогли по линиям напечатать буквы: П, С, Ш, Б, Р. Посмотрите на символы, изображённые ниже квадратов, в которых мы сейчас работали. Это – губы; язык, поднятый к верхним зубам и язык, опущенный к нижним зубам. (Вспоминаем какие звуки образуются с помощью таких преград).Первая буква, которую мы написали, обозначает звук [п]. Произнесите этот звук, подумайте, какая преграда помогла его образовать. Соедините изображение буквы с изображением преграды. Аналогично проводится работа со второй, третьей и четвёртой буквами.

Давайте подробнее разберём как правильно произносить звук [р] и подумаем, какая преграда помогла его образовать.

-Кончик языка поднят и сильно прижат к бугорочкам за верхними зубами, а сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- Самостоятельно теперь соедините изображение буквы Р с изображением преграды, которая помогла образовать звук [р].

3.Физкультминутка.

У нас осталось последнее задание. Посмотрите как много уже знакомых нам символов в нём. Сегодня с их помощью мы постараемся «прочитать» целые слова.

Посмотрите на первую линию символов. Давайте разберёмся, как правильно надо их читать: первый символ – губы. Вспомните какие звуки образуются с помощью этой преграды (м, б, п).следующий символ – овал. А такие геометрические фигуры, как овалы, большой и маленький круги, полукруг, обозначают звуки, которые образуются только с помощью голоса и без помощи преград. Губы приобретают форму овала, когда мы произносим какой звук? ([А]). Соедините два этих символа, прочитайте, что получилось (ма, па, ба). Это была первая часть слова – первый слог. К нему прибавим, прочитаем второй слог. Посмотрите, он состоит из тех же символов, что и первый слог. Теперь вы можете прочитать всё слово (мама или папа, или баба).

При попытке прочитать следующие слова вам помогут картинки. С правой стороны от символов изображения:лужа, рыба, лапа.

Посмотрите на вторую линию символов. Первый символ – это язык, поднятый вверх. Много звуков образуются с помощью такой преграды. Так что сразу догадаться, название какой картинки спряталось за этими символами мы не сможем. Посмотрите на второй символ. Это – опять овал, который обозначает звук [а]. Теперь произнесите медленно название каждой картинки. Будьте очень внимательны. Послушайте, в названии какой картинки второй звук [а]? Конечно, это ЛАПА. Можно теперь понять какой звук спрятался за символом «язык, поднятый вверх».

Какой первый слог в слове ЛАПА? А второй? Проверьте по линии символов, третий звук в слове ЛАПА образовался с помощью преграды «ГУБЫ»? А последний звук в этом слове [а]?Ещё раз по символам прочитайте это слово. Соедините линию символов с изображением ЛАПА.

На третьей линии символов первый символ обозначает звук, который образуется с помощью преграды «язык, поднятый вверх». Второй символ – маленький круг. Вспоминайте, губы принимают форму маленького круга, когда произносим какой звук? ([у])

В названии какой картинки второй звук – [у]?Произнесите вслух названия оставшихся картинок ещё раз, медленно, внимательно слушая себя. Этот звук есть в названии картинки ЛУЖА. Соедините, прочитайте два первых символа (лу-). Какой второй слог в этом слове? (жа). Посмотрите на линию символов: третий символ - «язык, поднятый вверх». Звук [ж] образуется с помощью этой преграды? (да). А последний символ – овал – звук [а]. Cоедините, прочитайте два последних символа; теперь всё слово.

Соедините третью линию символов с соответствующей картинкой.

Аналогично проводится работа по четвёртой линии символов.

4.Итог занятия.

































Занятие 10

Итоговое занятие.

Задачи:

  • развивать умение концентрировать, распределять и переключать зрительное внимание с одного объекта на другой;

  • развивать умение выполнять задание по наглядному образцу;

  • развивать умение рисовать по клеткам;

  • развивать умение ориентироваться в зеркально отображённом пространстве;

  • развивать умение выделять заданные звуки (первый и последний) из слова;

Оборудование: распечатанный лист с заданиями, простые карандаши, ластики

Ход урока:

1. Организация детей на урок. Дети рассаживаются парами.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём последний, десятый урок. На этом уроке Вы сможете сами составить учебные задания друг для друга. Объяснить друг другу как надо выполнить ваше задание. Сегодня Вы - учителя. Если Вы затрудняетесь в выполнении задания, обратитесь ко мне, подняв руку. Я подойду к вам и помогу выполнить задание.

2. Перед Вами как обычно листы с заготовками для выполнения заданий.



Первое задание.

-Вспомните как мы с вами рисовали графические узоры, как дорисовывали мотыльку крылышки. Но рисовали вы под мою диктовку. Сегодня вы сами нарисуете узор на правой половине листа ( одна клетка вправо уже проведена) и поменяетесь листами со своим соседом. А Ваш сосед должен будет повторить Ваш узор , но уже в левой половине Вашего листа. То есть Вы нарисуете повторите узор Вашего соседа (учителя), но в зеркальном отображении (как мы дорисовывали крылышки у мотылька). Не рисуйте очень сложный узор. Не рисуйте его до конца страницы.

Второе задание.

-Вспомните как я зашифровала для Вас изображения геометрических фигур, цифр, букв (показываю изображение прошлых занятий с этим заданием). Сейчас Вы сами составите шифровку для своего соседа, а потом проверите, правильно ли он её повторил.

Все объяснения сопровождаю показом на доске.

-Выберите и обведите в круг две любые понравившиеся Вам геометрические фигуры. Поставьте в одной фигуре знак - +, а в другойзнак - =.

-Выберите две любые понравившиеся Вам цифры. Одну обведите в круг, а вокруг другой нарисуйте квадрат.

-Выберите две любые понравившиеся Вам буквы. Одну подчеркните одной линией, другую - волнистой.

-Теперь посмотрите на лист в клетку. На нём клетки обведены в квадраты. Один квадрат предназначается для того, чтобы нарисовать в нём или одну геометрическую фигуру, или одну цифру, или одну букву. В следующем квадрате вы делаете другой рисунок и т. д. Таким образом, вы должны сделать ряд рисунков из уже выбранных фигур, цифр, букв.

-Теперь передайте своему соседу. Получив лист с заданием от своего соседа, выполните его задание: в фигурах поставьте = или +, цифры обведите в круг или квадрат, буквы подчеркните одной прямой линией или волнистой линией.

-Выполнив задание, верните лист соседу для проверки.

3. Физкультминутка.

-Осталось последнее задание, в котором задание буду давать Вам я.

- Что изображено на картинке? (ШУБА).

- Внизу листа нарисованы четыре квадрата. В квадрате Вы будете печатать буквы (один квадрат для одной буквы). Каждый квадрат поделён ещё на квадраты. А в каждом квадрате поставлена точка.

- Назовите первый звук в слове, последний звук.

- Напечатайте в первом квадрате букву (...), а в последнем квадрате букву (...). Подумайте, где располагаются основные точки в маленьких квадратах проведя линии по которым, Вы напечатаете букву Ш.

Точки в верхнем левом углу, в нижнем левом углу, в верхнем правом углу и в нижнем правом углу, тока верхняя посередине и точка нижняя посередине; точка нижняя левая и нижняя правая.

Дополнительное задание:

- Первый звук в слове ш. А какой второй? Где располагаются основные точки, которые, соединив, Вы получите букву У.

Аналогичная работа проводится с третьим звуком.

4. Итог урока.




























































































































































































































































































































































































































































1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А О У Э Ы И С З Ш Ж Р Л М П Б В Ф











































































































































































































Список использованной литературы:



  1. Безруких М.М. - Ступень к школе. Москва. «Дрофа» 2000г.


  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.


  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. -М., Просвещение 1991г.


  1. Гаврилина С., Кутявина Н. развиваем координацию движений руки. ООО Издательство АСТ,, 2000г.


  1. Григорович Л.А.- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Москва. Аист. 2000г.


  1. Жукова Л.Е., Варенцова Н.С. - Обучение дошкольников грамоте. Москва. «Школа - пресс» 2000г.


  1. Колесникова Е.В.- Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва. 1996г.


  1. Крупенчук О.И.- Научите меня говорить правильно! СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006г.


  1. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М. Педагогика, 1990


  1. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. – М. Просвещение, 1992


  1. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5.- М.: ООО «Аквариум Бук»,: Дом печати – Вятка», 2004г.


  1. Тихомирова Л.Ф. Логика для младших школьников. Ярославль. Академия развития, 2007


  1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.- Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992. – 133с.


  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А - 350 упражнений для подготовки детей к школе. Москва. Аист. 2001г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!