Летний профильный лагерь по русскому языку
« Летописная ш кола »
Страницы истории русского языка. Русские летописи
Цели и задачи профильного лагеря
- Углубление интереса к русскому языку как источнику духовных ценностей народа
- Формирование историко-лингвистического мышления у школьников
- Развитие исследовательских навыков учащихся через языковой и стилистический анализ письменного текста
- Разработка нетрадиционных форм изучения учащимися русского языка
Company Logo
www.themegallery.com
Цели и задачи изучения летописей:
3
2
развитие исследова
тельских, творчес
ких навыков и умений
1
анализ языковых особенностей древнерусской летописи
знакомство с содержанием некоторых памятников письменности Древней Руси
www.themegallery.com
Структура занятий
Занятие 1 Русские летописи.
План занятия
Форма работы
- Постановка целей и задач занятий по русскому летописанию. Домашнее задание
- Тест на определение базового уровня знаний
- Знакомство с летописью как древнейшим жанром русской литературы
- Работа с фрагментом текста Новгородской первой летописи
- Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»
ТСО, наглядные пособия
Слово учителя.
Выполнение тестовых заданий.
Лекция.
Анализ текста летописи.
Оформление ежедневной газеты
Распечатки тестов
Презентация
Текст летописи
Компьютер
Занятие 2 Язык летописи
План занятия
Форма работы
- Разминка
- Некоторые языковые особенности древнерусской летописи
- Работа с летописным текстом «Повести временных лет»
- Сравнительный анализ языковых особенностей древнерусского текста и стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
- Изложение в летописной форме событий пройденного дня.
- Выпуск газеты «Лингвистическая мозаик а»
ТСО, наглядные пособия
Турнир знатоков истории языка
Лекция
Чтение и а анализ фрагментов текста летописи.
Составление сравнительной таблицы
Создание коллективной летописи
Оформление ежедневной газеты
Презентация
Текст летописи
Этимологические и толковые словари
Текст стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Компьютер
Занятие 3 Основные черты летописного повествования
План занятия
Форма работы
- Разминка
- Основные черты летописи
- Работа с летописным текстом «Поучение Владимира Мономаха»
- Изложение в летописной форме событий пройденного дня.
- Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»
ТСО, наглядные пособия
Аукцион пословиц
Лекция
Чтение и а анализ фрагментов текста летописи
Создание коллективной летописи
Оформление ежедневной газеты
Презентация
Презентация
Текст летописи
Словари
Компьютер
Занятие 4 Повесть минувших лет о том, как был основан Посольский монастырь
План занятия
Форма работы
- Разминка
- Отличие научного изложения фактов от летописного
- Знакомство со статьёй А.В. Тиваненко «Из предыстории основания посольской обители на Байкале»
- Летописное переложение трагической истории создания Посольского монастыря
ТСО, наглядные пособия
Фонетическая минутка
Лекция и беседа
Чтение и а анализ научной статьи
Создание коллективной летописи
Оформление ежедневной газеты
Презентация
Текст статьи
Компьютер
5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»
Занятие 5 «Ансамблевый» характер летописи
План занятия
Форма работы
- Разминка
- «Ансамблевый» характер летописи. Разнообразие жанров в составе летописи. Былина и молитва как жанр
- Знакомство с фрагментами текста «Остромирова Евангелия»
- «Молитвы» М. Лермонтова, А. Ахматовой, И.Бунина, «Франсуа Вийон» Б. Окуджавы
ТСО, наглядные пособия
«Фразеологические детективы»
Лекция и беседа
Чтение и изучение текста
Сравнительный анализ канонической молитвы и художественно
го жанра молитвы
Оформление ежедневной газеты
Презентация
Текст летописи
Толковый словарь
Тексты стихотворений
Компьютер
5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»
Занятие 6. «Слово о полку Игореве»
План занятия
Форма работы
- Разминка
- Языковой анализ некоторых фрагментов текста (3)
- Переводчики «Слова о полку Игореве»
- Творческий проект «Экскурсия по Красной площади»
ТСО, наглядные пособия
5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»
Игра «Счастливый случай»
Лекция, беседа, работа с этимологическим словарём
Чтение статей об учёных-лингвистах
Защита проектов
Оформление ежедневной газеты
Презентация
Диск «Слово о полку Игореве»
Текст «Слова..»
Этимологический словарь
Статьи о Д.Лихачёве
Компьютер
Приложение
1
2
Турнир знатоков истории русского языка
Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси»
www.themegallery.com
Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси»
- 1 . Все славянские языки (белорусский, болгарский, верхнелужицкий, македонский, нижнелужицкий, польский, русский, словацкий, словенский, чешский, сербохорвацкий, украинский) распределите между тремя группами:
- а) восточнославянские
- б) южнославянские
- в) западнославянские
- 2. Продолжите высказывание: Авторами первой славянской азбуки были…
- 3. Первая славянская азбука была создана :
- а) 7 в.
- б) 9 в.
- в) 11 в.
- 4. Как назывались 2 первые буквы русского алфавита до реформы 1918 года?
- 5.Назовите жанры книжной словесности:
- а) летопись
- б) молитва
- в) былина
- г) ода
- д) сказки
- 6. Допишите эпитеты, которыми обычно характеризуются в устном народном творчестве следующие персонажи:
- а) …. девица
- б) … молодец
- в) … ворон
- г) …волк
- 7.Риторическая фигура, представляющая собой необычный порядок расположения слов в предложении, называется …
- 8. Первая древнерусская летопись называется…
- 9. К каждому устаревшему слову (архаизму) найдите современный вариант
- а) очи ---
- б) ланиты ---
- в) выя –
- г) брег –
- д) тунгус –
- 10. Раньше вместо устойчивого выражения прочитать от корки до корки говорили прочитать от доски до доски
-
Турнир знатоков истории русского языка 1тур 1. В книге лингвиста А.И. Моисеева «звуки и буквы, буквы и звуки» читаем: «Группа туристов в Новгороде Великом подошла к памятнику «Тысячелетие России» скульптора М. О. Микешина. Экскурсовод рассказал о том, как создавался этот величественный памятник и кто здесь увековечен. Туристы внимательно слушали. Один из них спросил: «Почему на щите воина в надписи « STO » первая буква нерусская ?» Что означает эта надпись?
6370 год
(в современном летоисчислении является 862 годом
(начало правления Рюрика)
2. Назовите имя учёного, который первый в отечественном языкознании назвал гласные О и Е беглыми.
М. Ломоносов
3. Почему этимологи утверждают, что слова ПИЖОН и НАСУПИТЬСЯ имеют «птичье» происхождение?
ПИЖОН - от французского голубь,
НАСУПИТЬСЯ – от древнерусского супъ - коршун
4.В кириллице все буквы имели названия. Расшифруйте следующие сочетания букв: а) А. Б. В. б) Г. Д. Е. в) Р. С. Т.
А) Я буквы знаю
Б) Глагол (речь) добро есть
В) Говори слово обдуманно
5. За морем телушка- полушка, перевоз - рубль. Какова этимология наименований денежных единиц, упоминаемых в этой пословице?
Полушка – полкопейки. В Древней Руси денежной единицей была серебряная гривна весом около 200 г. Слиток рубили на четыре части , каждая из которых называ лась рубль.
6.Кого в Древней Руси называли вратарём?
Привратника
Скороговорки Водовоз вёз воду из водопровода. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.
Загадки Не мёд, а ко всему льнет. Кто говорит на всех языках. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. Выйдет на дорожку- всем поставит ножку.
Закончите пословицу 1.Шутка – минутка, … 2.Лук – от семи недуг, … 3.Хлеб на столе, так и стол – престол, … 4.Горьким лечат- …
1 … а заряжает на час
2 …а чеснок - от 99
3...а хлеба ни куска, так и стол – доска
4… сладким калечат