СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильного лагеря по русскому языку "Летописная школа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится материал о целях, задачах, структуре занятий  профильного лагеря , подробное тематическое планирование  изучения летописей, тест  «Книжная письменность Руси», вопросы для турнира знатоков

Просмотр содержимого документа
«Программа профильного лагеря по русскому языку "Летописная школа"»

Летний профильный лагерь по русскому языку   « Летописная ш кола » Страницы истории русского языка.  Русские летописи

Летний профильный лагерь по русскому языку

« Летописная ш кола »

Страницы истории русского языка. Русские летописи

Цели и задачи профильного лагеря Углубление интереса к русскому языку как источнику духовных ценностей народа Формирование историко-лингвистического мышления у школьников Развитие исследовательских навыков учащихся через языковой и стилистический анализ письменного текста Разработка нетрадиционных форм изучения учащимися русского языка  Company Logo www.themegallery.com

Цели и задачи профильного лагеря

  • Углубление интереса к русскому языку как источнику духовных ценностей народа
  • Формирование историко-лингвистического мышления у школьников
  • Развитие исследовательских навыков учащихся через языковой и стилистический анализ письменного текста
  • Разработка нетрадиционных форм изучения учащимися русского языка

Company Logo

www.themegallery.com

Цели и задачи  изучения летописей: 3 2  развитие исследова тельских, творчес ких навыков и умений 1 анализ языковых особенностей древнерусской летописи  знакомство с содержанием некоторых памятников письменности Древней Руси www.themegallery.com

Цели и задачи изучения летописей:

3

2

развитие исследова

тельских, творчес

ких навыков и умений

1

анализ языковых особенностей древнерусской летописи

знакомство с содержанием некоторых памятников письменности Древней Руси

www.themegallery.com

Структура занятий

Структура занятий

 Занятие 1  Русские летописи.   План занятия Форма работы Постановка целей и задач занятий по русскому летописанию. Домашнее задание Тест на определение базового уровня знаний  Знакомство с летописью как древнейшим жанром русской литературы  Работа с фрагментом текста Новгородской первой летописи   Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика» ТСО, наглядные пособия Слово учителя. Выполнение тестовых заданий. Лекция. Анализ текста летописи. Оформление ежедневной газеты Распечатки тестов Презентация Текст летописи Компьютер

Занятие 1 Русские летописи.

План занятия

Форма работы

  • Постановка целей и задач занятий по русскому летописанию. Домашнее задание
  • Тест на определение базового уровня знаний
  • Знакомство с летописью как древнейшим жанром русской литературы
  • Работа с фрагментом текста Новгородской первой летописи
  • Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

ТСО, наглядные пособия

Слово учителя.

Выполнение тестовых заданий.

Лекция.

Анализ текста летописи.

Оформление ежедневной газеты

Распечатки тестов

Презентация

Текст летописи

Компьютер

  Занятие 2  Язык летописи     План занятия Форма работы Разминка   Некоторые языковые особенности древнерусской летописи  Работа с летописным текстом «Повести временных лет»  Сравнительный анализ языковых особенностей древнерусского текста и стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Изложение в летописной форме событий пройденного дня.  Выпуск газеты «Лингвистическая мозаик а»  ТСО, наглядные пособия Турнир знатоков истории языка  Лекция  Чтение и а анализ фрагментов текста летописи. Составление сравнительной таблицы Создание коллективной летописи Оформление ежедневной газеты Презентация Текст летописи Этимологические и толковые словари Текст стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Компьютер

Занятие 2 Язык летописи

План занятия

Форма работы

  • Разминка
  • Некоторые языковые особенности древнерусской летописи
  • Работа с летописным текстом «Повести временных лет»
  • Сравнительный анализ языковых особенностей древнерусского текста и стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Изложение в летописной форме событий пройденного дня.
  • Выпуск газеты «Лингвистическая мозаик а»

ТСО, наглядные пособия

Турнир знатоков истории языка

Лекция

Чтение и а анализ фрагментов текста летописи.

Составление сравнительной таблицы

Создание коллективной летописи

Оформление ежедневной газеты

Презентация

Текст летописи

Этимологические и толковые словари

Текст стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Компьютер

  Занятие 3  Основные черты  летописного повествования     План занятия Форма работы Разминка   Основные черты летописи  Работа с летописным текстом «Поучение Владимира Мономаха»    Изложение в летописной форме событий пройденного дня.  Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»  ТСО, наглядные пособия Аукцион пословиц Лекция  Чтение и а анализ фрагментов текста летописи Создание коллективной летописи Оформление ежедневной газеты Презентация Презентация Текст летописи Словари Компьютер

Занятие 3 Основные черты летописного повествования

План занятия

Форма работы

  • Разминка
  • Основные черты летописи
  • Работа с летописным текстом «Поучение Владимира Мономаха»
  • Изложение в летописной форме событий пройденного дня.
  • Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

ТСО, наглядные пособия

Аукцион пословиц

Лекция

Чтение и а анализ фрагментов текста летописи

Создание коллективной летописи

Оформление ежедневной газеты

Презентация

Презентация

Текст летописи

Словари

Компьютер

  Занятие 4  Повесть минувших лет о том, как был основан Посольский монастырь    План занятия Форма работы Разминка    Отличие научного изложения фактов от летописного  Знакомство со статьёй А.В. Тиваненко «Из предыстории основания посольской обители на Байкале»  Летописное переложение трагической истории создания Посольского монастыря ТСО, наглядные пособия Фонетическая минутка  Лекция и беседа Чтение и а анализ научной статьи Создание коллективной летописи Оформление ежедневной газеты Презентация Текст статьи Компьютер 5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

Занятие 4 Повесть минувших лет о том, как был основан Посольский монастырь

План занятия

Форма работы

  • Разминка
  • Отличие научного изложения фактов от летописного
  • Знакомство со статьёй А.В. Тиваненко «Из предыстории основания посольской обители на Байкале»
  • Летописное переложение трагической истории создания Посольского монастыря

ТСО, наглядные пособия

Фонетическая минутка

Лекция и беседа

Чтение и а анализ научной статьи

Создание коллективной летописи

Оформление ежедневной газеты

Презентация

Текст статьи

Компьютер

5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

  Занятие 5  «Ансамблевый» характер летописи       План занятия Форма работы Разминка  «Ансамблевый» характер летописи. Разнообразие жанров в составе летописи. Былина и молитва как жанр  Знакомство с фрагментами текста «Остромирова Евангелия» «Молитвы» М. Лермонтова, А. Ахматовой, И.Бунина, «Франсуа Вийон» Б. Окуджавы ТСО, наглядные пособия «Фразеологические детективы»  Лекция и беседа Чтение и изучение текста Сравнительный анализ канонической молитвы и художественно го жанра молитвы Оформление ежедневной газеты Презентация Текст летописи Толковый словарь Тексты стихотворений Компьютер 5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

Занятие 5 «Ансамблевый» характер летописи

План занятия

Форма работы

  • Разминка
  • «Ансамблевый» характер летописи. Разнообразие жанров в составе летописи. Былина и молитва как жанр
  • Знакомство с фрагментами текста «Остромирова Евангелия»
  • «Молитвы» М. Лермонтова, А. Ахматовой, И.Бунина, «Франсуа Вийон» Б. Окуджавы

ТСО, наглядные пособия

«Фразеологические детективы»

Лекция и беседа

Чтение и изучение текста

Сравнительный анализ канонической молитвы и художественно

го жанра молитвы

Оформление ежедневной газеты

Презентация

Текст летописи

Толковый словарь

Тексты стихотворений

Компьютер

5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

  Занятие 6. «Слово о полку Игореве»       План занятия Форма работы Разминка     Языковой анализ некоторых фрагментов текста (3)     Переводчики «Слова о полку Игореве»  Творческий проект «Экскурсия по Красной площади»  ТСО, наглядные пособия 5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»  Игра «Счастливый случай»  Лекция, беседа, работа с этимологическим словарём  Чтение статей об учёных-лингвистах Защита проектов Оформление ежедневной газеты  Презентация Диск «Слово о полку Игореве»  Текст «Слова..» Этимологический словарь Статьи о Д.Лихачёве      Компьютер

Занятие 6. «Слово о полку Игореве»

План занятия

Форма работы

  • Разминка
  • Языковой анализ некоторых фрагментов текста (3)
  • Переводчики «Слова о полку Игореве»
  • Творческий проект «Экскурсия по Красной площади»

ТСО, наглядные пособия

5. Выпуск газеты «Лингвистическая мозаика»

Игра «Счастливый случай»

Лекция, беседа, работа с этимологическим словарём

Чтение статей об учёных-лингвистах

Защита проектов

Оформление ежедневной газеты

Презентация

Диск «Слово о полку Игореве»

Текст «Слова..»

Этимологический словарь

Статьи о Д.Лихачёве

Компьютер

Приложение 1 2 Турнир знатоков истории русского языка Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси» www.themegallery.com

Приложение

1

2

Турнир знатоков истории русского языка

Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси»

www.themegallery.com

Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси» 1 . Все славянские языки (белорусский, болгарский, верхнелужицкий, македонский, нижнелужицкий, польский, русский, словацкий, словенский, чешский, сербохорвацкий, украинский) распределите между тремя группами: а) восточнославянские б) южнославянские в) западнославянские 2. Продолжите высказывание: Авторами первой славянской азбуки были… 3. Первая славянская азбука была создана : а) 7 в. б) 9 в. в) 11 в. 4. Как назывались 2 первые буквы русского алфавита до реформы 1918 года? 5.Назовите жанры книжной словесности: а) летопись б) молитва в) былина г) ода д) сказки

Тест на определение базового уровня знаний учеников по теме «Книжная письменность Руси»

  • 1 . Все славянские языки (белорусский, болгарский, верхнелужицкий, македонский, нижнелужицкий, польский, русский, словацкий, словенский, чешский, сербохорвацкий, украинский) распределите между тремя группами:
  • а) восточнославянские
  • б) южнославянские
  • в) западнославянские
  • 2. Продолжите высказывание: Авторами первой славянской азбуки были…
  • 3. Первая славянская азбука была создана :
  • а) 7 в.
  • б) 9 в.
  • в) 11 в.
  • 4. Как назывались 2 первые буквы русского алфавита до реформы 1918 года?
  • 5.Назовите жанры книжной словесности:
  • а) летопись
  • б) молитва
  • в) былина
  • г) ода
  • д) сказки
6. Допишите эпитеты, которыми обычно характеризуются в устном народном творчестве следующие персонажи: а) …. девица б) … молодец в) … ворон г) …волк 7.Риторическая фигура, представляющая собой необычный порядок расположения слов в предложении, называется … 8. Первая древнерусская летопись называется… 9. К каждому устаревшему слову (архаизму) найдите современный вариант а) очи --- б) ланиты --- в) выя – г) брег – д) тунгус – 10. Раньше вместо устойчивого выражения прочитать от корки до корки говорили прочитать от доски до доски
  • 6. Допишите эпитеты, которыми обычно характеризуются в устном народном творчестве следующие персонажи:
  • а) …. девица
  • б) … молодец
  • в) … ворон
  • г) …волк
  • 7.Риторическая фигура, представляющая собой необычный порядок расположения слов в предложении, называется …
  • 8. Первая древнерусская летопись называется…
  • 9. К каждому устаревшему слову (архаизму) найдите современный вариант
  • а) очи ---
  • б) ланиты ---
  • в) выя –
  • г) брег –
  • д) тунгус –
  • 10. Раньше вместо устойчивого выражения прочитать от корки до корки говорили прочитать от доски до доски
Турнир знатоков истории русского языка  1тур  1. В книге лингвиста А.И. Моисеева «звуки и буквы, буквы и звуки» читаем: «Группа туристов в Новгороде Великом подошла к памятнику «Тысячелетие России» скульптора М. О. Микешина. Экскурсовод рассказал о том, как создавался этот величественный памятник и кто здесь увековечен. Туристы внимательно слушали. Один из них спросил: «Почему на щите воина в надписи « STO » первая буква нерусская ?»  Что означает эта надпись? 6370 год (в современном летоисчислении является 862 годом  (начало правления Рюрика)

Турнир знатоков истории русского языка 1тур 1. В книге лингвиста А.И. Моисеева «звуки и буквы, буквы и звуки» читаем: «Группа туристов в Новгороде Великом подошла к памятнику «Тысячелетие России» скульптора М. О. Микешина. Экскурсовод рассказал о том, как создавался этот величественный памятник и кто здесь увековечен. Туристы внимательно слушали. Один из них спросил: «Почему на щите воина в надписи « STO » первая буква нерусская Что означает эта надпись?

6370 год

(в современном летоисчислении является 862 годом

(начало правления Рюрика)

2. Назовите имя учёного, который первый в отечественном языкознании назвал гласные О и Е беглыми. М. Ломоносов

2. Назовите имя учёного, который первый в отечественном языкознании назвал гласные О и Е беглыми.

М. Ломоносов

3. Почему этимологи утверждают, что слова ПИЖОН и НАСУПИТЬСЯ  имеют «птичье» происхождение?    ПИЖОН - от французского голубь, НАСУПИТЬСЯ – от древнерусского супъ - коршун

3. Почему этимологи утверждают, что слова ПИЖОН и НАСУПИТЬСЯ имеют «птичье» происхождение?

ПИЖОН - от французского голубь,

НАСУПИТЬСЯ – от древнерусского супъ - коршун

4.В кириллице все буквы имели названия. Расшифруйте следующие сочетания букв:  а) А. Б. В.  б) Г. Д. Е.  в) Р. С. Т.   А) Я буквы знаю Б) Глагол (речь) добро есть В) Говори слово обдуманно

4.В кириллице все буквы имели названия. Расшифруйте следующие сочетания букв: а) А. Б. В. б) Г. Д. Е. в) Р. С. Т.

А) Я буквы знаю

Б) Глагол (речь) добро есть

В) Говори слово обдуманно

5. За морем телушка- полушка,  перевоз - рубль.  Какова этимология наименований денежных единиц, упоминаемых в этой пословице? Полушка – полкопейки. В Древней Руси денежной единицей была серебряная гривна весом около 200 г. Слиток рубили на четыре части , каждая из которых называ лась рубль.

5. За морем телушка- полушка, перевоз - рубль. Какова этимология наименований денежных единиц, упоминаемых в этой пословице?

Полушка – полкопейки. В Древней Руси денежной единицей была серебряная гривна весом около 200 г. Слиток рубили на четыре части , каждая из которых называ лась рубль.

6.Кого в Древней Руси называли вратарём? Привратника

6.Кого в Древней Руси называли вратарём?

Привратника

Скороговорки  Водовоз вёз воду из водопровода.  Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Скороговорки Водовоз вёз воду из водопровода. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Загадки  Не мёд, а ко всему льнет.   Кто говорит на всех языках.   В школьной сумке я лежу,  как ты учишься скажу.   Выйдет на дорожку-  всем поставит ножку.

Загадки Не мёд, а ко всему льнет. Кто говорит на всех языках. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. Выйдет на дорожку- всем поставит ножку.

 Закончите пословицу   1.Шутка – минутка, …  2.Лук – от семи недуг, …  3.Хлеб на столе, так и стол – престол, …  4.Горьким лечат- …     1 … а заряжает на час 2 …а чеснок - от 99 3...а хлеба ни куска, так и стол – доска 4… сладким калечат

Закончите пословицу 1.Шутка – минутка, … 2.Лук – от семи недуг, … 3.Хлеб на столе, так и стол – престол, … 4.Горьким лечат- …

1 … а заряжает на час

2 …а чеснок - от 99

3...а хлеба ни куска, так и стол – доска

4… сладким калечат


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!