СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Программа психолого – педагогического сопровождения при переходе ФГОС НОО на ФГОС ООО» для 6 класса "Школа общения".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Предисловие.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задали качественно новое представление о том, каким должно быть  содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим изменились не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы.

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включили совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
««Программа психолого – педагогического сопровождения при переходе ФГОС НОО на ФГОС ООО» для 6 класса "Школа общения".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 4


Принято Утверждено

решением педагогического совета приказом МБОУСШ№4

протокол № 1 от 29.08.2016 от 31.08.2016 № 95



Программа факультатива


«Школа общения»

(наименование учебного предмета)


6 класс

(класс, уровень общего образования)


Год разработки 2016



составлена на основе методических пособий:

  1. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли» . В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий. 2010 год.

2. А.В. Серякина «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене. 2012 год

3.  «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 5-9 классов» под редакцией И.В.Возняк 2015 г.,

Программу составила

Н.Р.Шорохова




р.п. Юганец, 2016 год



Содержание.


Стр.

1. Предисловие.

3

2. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.

5

3. Возрастные особенности подростка.

6

4. Актуальность программы факультативных занятий «Школа общения».

8

4.1. Цели и задачи факультатива «Школа общения»

10

4.2. Циклограмма психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся осваивающих основную образовательную программу основного общего образования.

11

4.3. Календарно-тематическое планирование факультативных занятий «Школа общения»

12

5. Литература.

14

































  1. Предисловие.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задали качественно новое представление о том, каким должно быть содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим изменились не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы.

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включили совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

Первостепенную роль в этом играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Поэтому, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных, но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому стало важным включение педагога-психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Введение указанных критериев определили весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указывались:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Реализация требований, которые заложены в стандартах образования осуществляется компетентностный подход к обучению и воспитанию, где на первое место выдвигается не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода заключается в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Таким образом, психологическое сопровождение внедрения ФГОС ООО стало одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности в разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников на каждом этапе его психологического развития.




























2. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.


Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что ≪...главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей....Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества≫

Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение,

труд).

Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

У младенца ведущая деятельность – непосредственный эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими

людьми.

В раннем детстве - деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности.

Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте -учебная, в подростковом - общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности, в ранней юности (старшем школьном возрасте) - общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности, в юности —

учебно-профессиональная деятельность, у взрослых - трудовая деятельность.

















  1. Возрастные особенности подростка

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может происходить и раньше, и позже.

Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного, или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществовании черт детскости и взрослости. Одна из причин этого явления — в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости (отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьёзных обязанностей, кроме учёбы, родительская опека и гиперпротекция), так и стимулирующих взросление (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого — ранняя самостоятельность детей).

Оценка подросткового периода как трудного — критического — обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).

Д. Б. Эльконин (1971 г. ) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения).

Возрастные кризисы в 12 и 15 лет связаны с формированием самосознания личности, принципиально меняющим характер её развития: от развития «по социальному проекту» подросток переходит к саморазвитию. Это кардинальным образом меняет характер учебной деятельности и социальную ситуацию развития — систему значимых социальных и межличностных отношений подростка.

Переход в основную школу (10—11 лет) исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г. А. Цукерман называет его «ничья земля». Проблема психологической готовности перехода ребёнка из начальной в основную школу признаётся сегодня особо актуальной. Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектности учебной деятельности — мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы (Г. А. Цукерман), иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, К. Н. Поливанова), способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), компетентности в учебном сотрудничестве (Г. А. Цукерман), сформированности начальных форм формально-логического интеллекта. Становление субъектности связано в первую очередь с формированием новой мотивационной направленности и смысла учения. Новая внутренняя позиция учащегося заключается в направленности на самостоятельный познавательный Поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.


















































4. Актуальность программы факультативных занятий «Школа общения».

В 2015 году, в МБОУ СШ № 4 была разработана «Программа психолого – педагогического сопровождения при переходе ФГОС НОО на ФГОС ООО» (01.09. 2015г. протокол № 94. Срок реализации 2015-2020 у.г.), в которой разработана модель психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения в 2015-2016 у.г. была обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС ООО и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучались методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Задачами психолого-педагогического сопровождения по внерению ФГОС ООО стали:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.

Вся работа по данной модели была разделена на определенные этапы:

1.     Подготовительный этап: задача - подбор диагностического инструментария  ФГОС ООО.

2.     Этап  апробирования  тестового инструментария, развивающей, коррекционной работы  ФГОС ООО  (5 класс).

3.     Создание и реализация  программы психолого-педагогического сопровождения учреждения на 2015-2020 учебный год.

   В рамках данного этапа психолого-педагогическое сопровождение учащихся было направлено на создание условий для успешного обучения в среднем звене. Особое значение придавалось созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивался  психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

        Совместно с классным руководителем проведена фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты отражены в протоколах и аналитических справках.

Таким образом, создан банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учеников. Индивидуальная диагностика проводилась по запросу педагогов и родителей учеников. Методика обследования адаптационного периода включала в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.


Следующим шагом в реализации программы – это 2 этап, который определился из запроса со стороны родителей, учащихся и администрацией образовательного учреждения, работающих в 6 классе.

Наиболее продуктивной, стала развивающая работа с учащимися, направленная на развитие способности соотносить особенности своего поведения с нормами и правилами школьного этикета, развитие коммуникативных навыков в семье, и ближнем окружении взрослых.





































4.1. Цели и задачи факультатива «Школа общения».


Цель:

1. Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

2. Формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Задачи:

1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

6. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.


























4.2. Циклограмма психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся осваивающих основную образовательную программу основного общего образования.




Класс

Методики

Показатели УУД

6 класс


Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Познавательные УУД

сентябрь

Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова

Познавательные УУД

октябрь

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Личностные УУД

сентябрь

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

Личностные УУД

октябрь


Дополнительно по запросу зам.директора по ВР, зам.директора УВР.




























4.3. Календарно-тематическое планирование факультативных занятий «Школа общения».

Дата

Тема занятия

Примечание


1

Путешествие в дом добра и зла.



2

Любим добрые поступки.



3

"Добрым быть совсем-совсем непросто"



4

Душа—это наше творение.



5

Диагностика УУД.



6

Урок улыбки.



7

"Нам счастья не сулит обида чья-то..."



8

Советуем друг другу.



9

Диагностика УУД



10

Отчего бывает одиноко.



11

Отворите волшебные двери добра и доверия.



12

Быть уверенным в себе, но не самоуверенным.



13

Умей учитывать позицию другого.



14

Моё поведение в трудных ситуациях.



15

Умей разобраться в ситуации.



16

Школьные правила этикета.



17

В школе ты хозяин и гость.



18

Портрет моего учителя.



19

Подари учителю дело и слово доброе.



20

Одноклассник, товарищ, друг.



21

Я, ты, мы.



22

Школьный конфликт. Как его решать?



23

Диагностика УУД



24

Мир моих увлечений.



25

Диагностика УУД



26

Коллектив начинается с меня.



27

Когда чувствуешь локоть друга.



28

Портрет моего друга



29

Отношение к неудачам в учёбе.



30

Как стать умнее?



31

Как решать проблемы.



32

Я в кругу семьи.



33

Поговори со мною, мама.



34

Итоговое занятие







































5. Литература.

  1. А.Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли» . В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий. 2010 год.

2. А.В. Серякина «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене. 2012 год.

3.  И.В.Возняк «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 5-9 классов» 2015 г..

Дополнительная литература.

1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - С. 538-539.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1989. - С. 108.



14






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!