Муниципальное общеобразовательное учреждение «Просторненская школа»
Программа
работы с родителями учащихся
класса по духовно-нравственному воспитанию на период
с 2014-2018гг.
Классный руководитель
8 класса
Мальнева А.А.
ПРОГРАММА
работы с родителями учащихся класса
на период с 2014-2018гг.
Классного руководителя 8 класса МОУ «Просторненская школа»
Мальнева А.А.
Цель программы
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям
Основные задачи программы
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и
школы на основе нормативных документов Управляющего совета.
2. Организация родительского всеобуча на паритетных
началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Формирование здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального
поведения детей и подростков.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование,
оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Исполнители мероприятий программы
Ученический, родительский коллектив класса. Педагогический коллектив МОУ «Просторненская школа»
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к
людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Сроки реализации программы 2014-2018 г.г.
Правила работы:
к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне
уважение;
общение с родителями ученика должно быть не во вред ему,
а во благо;
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее
просвещение родителей и коррекционную работу.
Направления и формы работы
1. Изучение семьи учащихся
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика:
наблюдение
беседа
тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,
« Незаконченное предложение»)
материалы детского творчества
интерактивные игры
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
родительские собрания
конференции
тренинги
индивидуальные и тематические консультации
беседы
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в
укреплении материально технической базы школы и класса;
родительское общественное патрулирование;
День здоровья;
шефская помощь.
4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета класса
и школы;
участие родителей класса в работе совета школы.
Ожидаемые результаты.
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Организация системы работы по формированию у старшеклассников осознанного отношения к будущему родительству.
7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.
Ребёнок живет на свете впервые - не то, что взрослый: пятую или восьмую жизнь. Он ничего не знает, а мир вокруг переполнен незнакомым.
И маленький человек подходит к этому с сугубо практической стороны: что это и для чего?
Ему надо знать, что из чего может последовать. Может ли, например, от дома оторваться балкон? И это не досужее любопытство.
Некоторые боятся под балконами ходить, а некоторые свои балконы подклеивают клеем, чтобы держались.
У одной собаки морда злая, а у другой -добрая. Всё, как у людей. Почему же она ничего не говорит? И раз не говорит, зачем к ней обращаться со словами? Как всё это устроено?
Мы не отвечаем на вопросы детей.
Не отвечаем, с одной стороны, потому что раздражаемся «ненужностью» или мнимой наивностью вопроса. С другой стороны, мы и сами под час понятия не имеем о том, как ответить. Мы сами ничего не знаем.
Только они хотят знать, а мы уже нет.
Из всех моих знакомых только один записывает вопросы двух своих маленьких детей-погодков и потом лезет в словари и энциклопедии, чтобы ответить правильно.
Совсем маленькая девочка, размышляя над тем, что такое осень и почему начали опадать листья, предположила: листья и цветы улетают из страны, в которой становится холодно, в те страны, где в это время становится очень тепло.
Все взрослые, которые это слышали, засмеялись. Она же терпеливо выждала, когда стихнет смех, и стала спрашивать, а что же на самом деле происходит с деревьями осенью? Кроме двух-трех расхожих фраз ей никто ничего предложить не смог. Просто не знали!
И чем меньше мы знаем, тем больше раздражаемся их животной любознательности.
Дети очень мудро относятся к вещам.
Они не знают их цены, и их отношения к вещам строятся на любовной основе.
Если этот стол любимый и удобный, значит, он дорогой и красивый (в терминах взрослых).
Недаром ребёнка нельзя купить дорогим подарком - ему всё равно, сколько он стоит, главное, чтобы пришелся по сердцу.
Считается, что дети не умеют беречь вещи и безжалостно крушат всё без разбору. В течение дня ребёнок проживает год.
У него меняются ценности. Если утром он больше всего на свете дорожил фарфоровым оленёнком, он спрячет его под подушку, и, спасая, может разбить, то уже к вечеру может возникнуть новая привязанность. В подробности никто не вдается.
А ребёнок, ломающий игрушку, вообще враг народа! А ведь того, кто ничего не ломает и не хочет знать, что у кого внутри, скорей нужно показывать врачу – с диагнозом "нелюбознательность".
Однако на всех взрослых с таким диагнозом врачей не хватит никогда.
Взрослые любят повторять одну зловещую фразу: «Большой, а играет, как маленький». Или «ведёт себя, как маленький».
Ещё признаком неразвитости у особо продвинутых родителей считается любовь к сказкам.
Лучше всех об играх написал Януш Корчак. «Важно не то, во что играть, а как и что при этом думать и чувствовать. Можно умно играть в куклы и глупо играть в шахматы. Можно интересно и с большой фантазией играть в пожар или в поезд, в охоту или в индейцев и бессмысленно читать книжки...» Марина Цветаева всю жизнь помнила, какие игрушки висели на ёлке в доме ее отца и в её собственном доме в Трехпрудном. Эти воспоминания с тончайшими оттенками цветов и с полутонами, постоянно вспыхивают в её стихах подчас совершенно неожиданно. Полная, истинная и неподдельная свобода - вот что! такое игра.
Быть может, кому-то суждено только в детстве быть победителем. Иным, этого хватает навсегда. Кто-то, научившись выигрывать, делает это точкой отсчета и выходит, что, даже поседев, он остается верен детству.
А научиться проигрывать? Тот, с кем это не случилось вовремя, потом станет деспотом. Сознаюсь: я не учила сына никакой игре своего детства. В том же признались все мои взрослые знакомые.
Как же так? Он все время учит меня играть в игры, которые придумывает сам, а я? Когда взрослые орут на детей, они вряд ли понимают, как мало изменяется в жизни от их воплей. Иногда это неизбежно, но позитивного результата не будет.
И тут оказалось, что самым сложным вещам легче всего научить, играя.
Допустим, брать себя в руки.
Например, взрослый человек и безнадежно вспыльчивый ребенок заключили пари. Поневоле, постоянно находясь на глазах у воспитателя, ребёнок не имел возможности обмануть. И вот договорились, что мальчик – отпетый и непереносимый – будет заносить свои достижения (сдержался в сложных условиях) в тетрадку. Пять побед – воспитатель делает ему крошечный сюрприз. Еще пять –
снова. И так четыре месяца.
В условиях сюрпризности и неукоснительно выполняемых обеими сторонами условий человек, от которого выли все взрослые, самостоятельно выработал в себе навык самообуздания!
Тот, кто мне об этом рассказывал, считал, что одержал величайшую из викторий. И разве он был не прав?
Это то, чему мы начинаем учить детей с самого нежного возраста.
Самое безобидное вранье - «скажи, что меня нет дома».
Нет, всё понятно. Часто бывает так, что подойти к телефону нет сил даже под дулом автомата, но почему при этом непременно нужно врать? Неясно.
Но дети-то ведь к нашим словам относятся очень серьезно. Намного серьёзнее, чем мы думаем.
Взрослые, как известно, хозяева своего слова: хотят - дают, хотят - берут назад.
Утром мама торжественно обещает ребёнку, что после обеда они пойдут гулять. Но вот обед миновал - и раздраженная, кипящая эмоциями мама говорит, что у неё нет сил идти даже на королевский бал.
А зачем обещала? Ведь все эти мелкие враки, вполне безобидного и объяснимого происхождения, накапливаются. И очень скоро ребёнок делает открытие: почти все взрослые говорят просто так.
Их слова и действия никак не связаны друг с другом. И они начинают доверять только тому, у кого слова не расходятся с делом.
Печальный опыт преступлений, связанных с насилием над детьми, уже очень давно выявил важную закономерность.
Почему иногда так легко удается педофилу уговорить вроде бы смышленого ребёнка пойти с ним? А потому что ребёнок видит, что у него слово не расходится с делом: предлагал покатать на машинке – и покатал, обещал показать золотых рыбок – и показал...
Привыкшие трепаться взрослые этого искренне не воспринимают.
Есть ещё один вид лжи, самый ядовитый.
Поскольку у нас не принято без повода говорить о смерти, ребёнок совершенно, решительно не понимает, что это такое, и так ли это непоправимо.
Вот умирает член семьи.
Мама или папа бояться признаться, что они быстро забыли умершего или что его не любили при жизни. Ребёнок чувствует неестественность происходящего, но обсудить это не с кем - ведь родители боятся говорить на эту тему.
Но ребёнок снисходителен к родителям, которых любит.
И он принимает эту ложь как непременный атрибут ТАКИХ событий и позже, когда происходят события не менее значительные, подросток уже готов к тому, что говорить о них дома не с кем.
У меня на письменном столе лежит листок, на который неизбежно падает взгляд, когда я сажусь работать. Он там всегда, и мне с ним легче.
Януш Корчак: «Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный. Не какой он будет, а какой он есть сегодня – на заре веселых возгласов и лазоревых улыбок. Ребёнок знает, угадывает важность своего несовершенства. Пускай забудется, пускай отдохнет! Каким сильным моральным двигателем в его грязной взрослой жизни будет воспоминание подчас лишь об одном человеке, кто к нему хорошо относился и в ком он не обманулся. Познал его, знал и, несмотря на это, продолжал любить».
Мы всё время твердим им о будущем, ругаем их, ссоримся с ними, не слушаем их во имя будущего. А кто же будет с ними сейчас?
Мы ежедневно друг друга наказываем: мы детей, а они - нас. Кто спорит, бывают ситуации, когда наказание неизбежно. Однако взрослые не умеют даже этого. Я говорю это настолько твердо, насколько вообще в состоянии на чем-то настаивать.
Дикие разнузданные скандалы в лучшем случае - со слезами, в худшем - с грубостями и оскорблениями без счёту, жестокие жесты и намёки. И всё это, по нашему мнению, должно убедить провинившегося в том, что он был неправ.
Верит ли в благое действие оскорблений сама добродетель в лице родителя?
По-видимому, до этого вопроса просто дело не доходит.
Изрыгаем на ребёнка всё, что попадает на язык. Без всякой цензуры. Становимся отвратительными сами себе. И они нас всегда прощают. Но сами они наказывают нас по-другому.
Детям позарез необходимо, чтобы их родители или главные в их жизни взрослые имели собственную важную и интересную жизнь, в которую они допускают не всякого.
Это означает, что в большом мире твой отец или твоя мама занимают серьезное место, и движение небесных светил происходит, в том числе, и при их участии.
Это не имеет ничего общего с тщеславием. Тут важна подлинность участия.
Хорошие родители стараются как можно больше отдать ребенку.
В спешке может остаться незамеченным, что для маленького человека жизненно важно хоть одним глазом, но постоянно иметь в поле зрения область жизни, в которую посторонним вход воспрещен, но которая есть.
Любимый ребёнок быстро привыкает к мысли, что нет на свете ничего такого, чего он не может попросить у родителей, если это находится в их расположении. Однако возникает совершенно новая система отношений, как только сын или дочь осознают, что у отца, например, есть собственная интеллектуальная жизнь. Ребёнок делает открытие: оказывается интересно не только мне, но и ему!
Сын врача, который делал мне операцию, однажды сказал мне, что его отец очень красивый человек. Он оказался маленьким, толстеньким, с зашитой в детстве "заячьей губой".
Почему же он сказал "красивый", а не «добрый», «всемогущий»…?
Очень просто – потому что действительно кажется ему очень красивым.
В детстве люди обращают внимание на всё. Буквально. Наблюдательность довольно быстро ставит ребёнка перед необходимостью понять, что в мире есть вещи неприятные, а приятных часто бывает меньше.
Как ребенок восстанавливает кем-то нарушенное равновесие? При помощи восторга и благодарности.
Блёстки на костюме фокусника, огромный воздушный шар, смешная собачка - всё это предлог для радости, которой не хватило получасом раньше.
Почему в детстве замирает сердце от майских жуков?
Детство проходит, но жуки-то остаются! Просто вместе с детством уходит и умение благодарить за всякую радость.
Вот и выходит, что жуки тут ни при чем. Просто мы считаем ниже своего достоинства обрадоваться чему-то дешевле 100 долларов.
Я уважаю людей, которые улыбаются при виде цветных стеклышек. Такие стеклышки на асфальте всегда рассыпают снопы искр.
Взрослые часто спрашивают, почему ребёнок, выкручивая руку, идёт задом наперед? Потому что вы-то на землю не смотрите, а там, может, кусочек красного стеклышка попался, очень редкий, почти как фиолетовый!