СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития творческого мышления младших школьников «Фантазеры»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на детей 6-10 лет.

Образовательная цель курса: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития творческого мышления младших школьников «Фантазеры»»

Программа развития творческого мышления младших школьников «Фантазеры»

Автор-составитель: Фомина Наталья Константиновна

Пояснительная записка

Настоящее время требует от формирующейся личности способность к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, к самостоятельному мышлению, к принятию самостоятельных решений.

В связи с этим, на одно из первых мест в задачах воспитания детей в современном обществе становятся вопросы самостоятельного мышления, которые являются главными в развитии творческого мышления.

Человек, имеющий развитое творческое мышление и творческие способности, независимо от сферы их применения, всегда отличается от других по способу действия, характеризуется, прежде всего самостоятельностью мышления, осознанным подходом к своей деятельности, стремлением найти наиболее эффективный способ достижения поставленной цели.

Именно поэтому развитие творческого мышления становится просто необходимым в нашем современном обществе.

Основы творческого мышления закладываются лучше всего в начальной школе, прежде всего потому, что младшие школьники уже имеют некоторый жизненный опыт и определенную степень интеллекта, способности к воображению и психологическому восприятию окружающего мира.

Целью общеобразовательной школы должно стать развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. Но современная школа гораздо более готова опираться на память учащихся и их репродуктивный опыт поведения, чем на самостоятельное мышление и проявление творческих способностей.

Для решения данных проблем общеобразовательные школы имеют определенные возможности, но, тем не менее, гораздо больше условий для выполнения задач творческого развития имеют учреждения дополнительного образования, такие, как центры и дворцы многопрофильно развития.

Актуальность

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Программа рассчитана на детей 6-10 лет.

Целевое назначение программы

Образовательная цель курса: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Задачи:

1. Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.

2. Развитие воображения и фантазии.

3. Развитие качеств творческого мышления младших школьников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

Ожидаемые результаты

Развитие у детей творческого мышления, познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии.

Общие принципы программы. Методы и формы работы.

Учитывая психологические возрастные особенности младшего школьного возраста, программа строится на игровой деятельности, так, чтобы процесс развития творческого мышления детей проходил для них незаметно, включая детей в игру в активной позиции.

При организации занятий желательно учесть следующие моменты:

1. Все упражнения должны носить характер игровой деятельности, занимательной для учащихся.

2. У ребят необходимо выработать положительную мотивацию, желание участвовать в занятиях-играх.

3. Психологическая обстановка на занятиях должна быть доброжелательной, максимально способствующей раскрепощению мышления, воображения, фантазии, снятию психологических зажимов у ребят.

4. между педагогом и детьми необходимо установить контакт, взаимопонимание и взаимодоверие. Очень важно, чтобы дети не воспринимали руководителя занятий как обычного школьного учителя, постоянно оценивающего учеников. Стиль отношений может быть демократичным и взаимоуважительным. Дети не должны бояться педагога, его оценки их действий. Педагогу надо так настроить ребят на занятия, чтобы они не пугались сделать что-то плохо или неправильно. Чем свободнее и раскованней будут дети на занятиях, тем больших успехов в творческом развитии можно добиться.

5. Желательно избегать привычных школьных оценок в отношении результатов, упражнений, постоянно поддерживать общий положительный эмоциональный настрой, типа: «Вы молодцы! Все хорошо справились с заданием!», «У вас отлично получается!».

Надо стараться избегать сравнения результатов одного ученика с результатами другого, так как в этом возрасте у детей проявляется обостренное чувство самолюбия.

6. для проведения занятий лучше всего выбирать то время, когда дети уже успели отдохнуть от уроков, когда у них уже произошло переключение с учебной деятельности на досуговую.

7. важное влияние на развитие творческого мышления оказывает коллективная работа. Поэтому ведущему надо добиваться того, стобы при обсуждении результатов упражнений ребята внимательно слушали друг друга (особенно в вербальных играх). Это даст им возможность обогатить свое воображение не только собственным, но и чужим – коллективным опытом.

8. Многие «рисовочные» упражнения дети могут повторять дома самостоятельно для более эффективного развития. Поэтому многие занятия можно начинать с просмотра и обсуждения домашних работ, тем не менее, не превращая это в «обязаловку», сохраняя принцип добровольности.

9. Для большей заинтересованности детей в собственном творческом росте можно им периодически на занятиях доказывать их успехи и в учебной деятельности, достигнутые в результате приобретения навыков творческой работы и воображения.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество

часов

1

Вводное занятие.

1

2

Первичная диагностика развития творческого мышления.

2

3

Развитие творческого воображения, пространственного мышления. Рисовочные методики.

12

4

Развитие вербальных творческих навыков, литературных способностей, фантазии.

12

5

Развитие артистических творческих способностей, свободы движений и жестов, мимики.

10

6

Основы ТРИЗа

10

7

Интеллектуальные игры

10

8

Тренинги развития психических познавательных процессов:

а) тренинг развития воображения;

б) тренинг развития внимания;

в) тренинг развития творческого мышления;

г) тренинг развития памяти.



4

6

8

8

9

Заключительные занятия

1

Всего часов

84


Содержание учебно–тематического плана

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Игры на знакомство. Определение понятия «Творчество». Игры-упражнения на выявление уровня креативности в различных областях.

2. Диагностика творческого мышления.

Адаптированный тест Г. Дэвиса на выявление уровня креативности.

Инструкция: ответить на вопросы: да, нет, не знаю.

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ:

Креативность – в случае ответов (+ по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12,16, 17); и в случае ответов (- по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21).

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

3. Развитие творческого воображения, пространственного мышления.

Рисовочные методики:

- коллективный рисунок. Каждый ребенок рисует на листе бумаги нечто неопределенное, затем листы передают по кругу соседям, каждый раз внося в рисунки свои штрихи. В заключении дети составляют небольшие творческие рассказы, стихи, заголовки, пословицы, загадки по теме рисунка;

- рисование предметов из круга, квадрата, треугольника, овала и других геометрических фигур;

- дорисовать кляксы до оригинального, до понятного изображения;

- в абстрактном рисунке, сделанном акварелью или гуашью, разглядеть некий конкретный образ;

- раскрасить ковер волшебника: детям предлагается два совершенно одинаковых рисунка с черно-белым узором, которые необходимо раскрасить, как: а) ковер доброго волшебника; б) ковер злого волшебника.

4. Развитие вербальных творческих навыков, литературных способностей, фантазии и логического мышления:

- составление бесконечного предложения: каждый ребенок добавляет только одно слово, следуя логике предложения и стремясь сделать его как можно длиннее;

- написание всевозможных способов и средств употребления какого-либо предмета, например: дерева. Каждый раз предмет меняется. Обратить внимание не только на количество слов, но и на их качественные характеристики. Уровень креативности ребенка тем выше, чем больше разных категорий употребления дерева он смог выявить;

- сочинение фантастического рассказа, в который каждый ученик добавляет одно предложение, следуя за логикой, в рамках сюжета, используя принцип эстафеты;

- составление смешной (или детективной, сказочной, фантастической) истории с использованием несвязанных слов, составленных по начальным буквам, входящим в исходное первое слово.

5. Развитие артистических творческих способностей, свободы движений, жестов и мимики.

- игра «Кто вам нужен, Ваше величество», в которой все дети изображают средствами пантомимы различные профессии, а один король их отгадывает;

- показ театральных эпизодов, которые ребята сочиняют самостоятельно, используя три врученных предмета, не имеющих между собой никакой логической связи.

6. Основы ТРИЗа

Понятие ТРИЗ, его основные принципы. Начальное представление о ТРИЗе. Разбор признаков и анализ загадок и разгадок к ним. Поиск ответа на вопрос «Как можно использовать старый, отслуживший предмет, например – пустую консервную банку или перегоревшую лампочку?»

7. Интеллектуальные игры.

«Морской бой», «Удача», «Крестики-нолики», «Светский разговор», «Шляпное сражение», «Куча-мала», «Остров сокровищ».

8. Заключительное занятие.

Составление малыми группами коллективных авторских интеллектуальных игр, основываясь на приобретенных навыках творческой мыследеятельности, опыта коллективных интеллектуальных игр и полученной в результате эрудиции. Представление каждой микрогруппой новой авторской познавательной игры, анализ и отбор наиболее интересных и оригинальных игр и их проведение с последующим обсуждением.

Выводы и рекомендации.

Данная программа может быть использована в школах, в учреждениях дополнительного образования, детских клубах.

Занятия могут вести учителя, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи.

В зависимости от конкретных местных условий, материалов и интересов учащихся руководитель таких занятий может вносить в программу изменения: корректировать количество часов по каждой теме, изменять отдельные элементы содержания программы, но неизменным должно быть творческое отношение педагога к занятиям и доброжелательное участие в процессе развития творческих способностей детей.


Заключение.

Творческое мышление человека является существенной частью его интеллекта. Задачей его развития – воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в младшем школьном возрасте становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков. В этом процессе большая роль отводится образовательным учреждениям и деятельности педагога.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!