Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ЗАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МО - Михайловский муниципальный район Рязанской области
391728 Рязанская обл., Михайловский р-он, п. Заря, ул. Центральная д.6, тел.8(49130)29266,e-mail:zaryaschool@mail.ru
Утверждаю
Директор МОУ«Заревская СОШ»
__________________ Л.И.Козлова
Приказ №___от «___»_____201_ г.
Рабочая программа
"ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА"
дополнительное образование
2016-2017 учебный год
Составители:
Козлова Л.И. директор школы
МОУ «Заревская СОШ»
Травкина Н.А., зам.директора по УВР МОУ «Заревская СОШ»
Оглавление
Пояснительная записка 3
Формы организации учебного процесса 6
Требования к уровню подготовки дошкольников 8
Содержание учебных курсов 10
«От слова к букве» 10
«Математические ступеньки». 16
«Зелёная тропинка» 20
«Волшебный мир народного творчества» 23
Список литературы 25
Пояснительная записка
Программа "Школа будущего первоклассника" в МОУ «Заревская СОШ» разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, примерной образовательной программы дошкольного образования «Преемственность» Н.А. Федосова (Москва «Просвещение»). Учебно-методический комплект «Преемственность» представлен пособиями Н.А. Федосова «От слова к букве» в 2-х частях, С.И.Волкова «Математические ступеньки», А.А. Плешаков «Зеленая тропинка», Т.Я. Шпикалова «Волшебный мир народного творчества».
В соответствии с требованиями ФГОС Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет, воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. Данная программа направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, создание предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах предшколы, которые дети могут посещать при школе. Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов.
Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи.
Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому здоровью ребёнка, поэтому важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребёнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до часа. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования : дошкольной, предшкольной и начальной школьной.
Программа состоит из следующих модулей:
Модуль «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Модуль «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Модуль « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Модуль «Волшебный мир народного творчества» направлена на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Содержание направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение их потребности в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Все занятия проводятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, с опорой на практическую деятельность.
Целью программы являются:
Общее психическое и физическое развитие ребёнка, охрана и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы.
Данная программа позволяет:
Устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе;
Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению, такие как:
Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
Доброжелательный климат;
Положительная оценка любого достижения ребёнка;
Проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.
Формы организации учебного процесса
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребёнок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра-употребление ребёнком символов, является одной из ступеней развития его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.
В игре ребёнок учится использовать обобщенные значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определённые правила поведения принятые в обществе.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельность, результаты экспериментальной работы позволила определить содержание систематической подготовки к обучению, которая направлена на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальных и эмоционально-волевой сферы.
В основу отбора содержания легли следующие принципы:
наглядность и др.
Занятия в школе дошкольной подготовки проходят для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая. Занятия проводят с группой детей 1раза в неделю (по субботам). Каникулярное время с 31 декабря по 10 января. Продолжительность занятий 25-30 минут с 5-минутными перерывами. Занятия включают следующие образовательные области: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Зелёная тропинка».
Требования к уровню подготовки дошкольников
Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
Находить части целого и целое по известным частям;
Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
Соотносить цифру с количеством предметов;
Измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
Узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
Разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
Называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
Использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц.
Записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
Правильно держать ручку при письме;
Ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
Фиксировать границу и величину элементов;
Запоминать конфигурацию букв;
Знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
При раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
Уметь по фрагментам продолжить узор.
Считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
Уменьшать и увеличивать число на 1;
Сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
Размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
Различать цвет и форму предметов;
Различать геометрические фигуры;
Ориентироваться на листе бумаги.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Вид занятий | Количество часов в год | Количество часов в нед. |
1. | «Речевое развитие» | Подготовка к чтению и письму | 32 | 1 |
2. | «Развитие математических способностей» | Математическое развитие | 32 | 1 |
3. | «Зелёная тропинка» | Ознакомление с окружающим миром | 16 | 1 раз в две недели |
4. | «Художественное творчество» | Познание мира искусства и культуры, развитие детского творчества | 16 | 1 раз в две недели |
Содержание учебных курсов «От слова к букве»
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Планируемые результаты:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М. :Просвещение, 2013
Содержание курса «От слова к букве».
№ | Основные разделы курса. |
1 | Развитие речи |
| Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. |
Составление рассказа по плану. |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. |
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. |
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. |
Подбор обобщающих слов к группе предметов |
Диалог, монолог, косвенная речь. |
2 | Знакомство с буквами. |
| Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем |
Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. |
Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. |
3 | Художественная литература. |
| Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. |
Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 1 | |
3 | Устная речь. Предложение. Слово. | 1 | |
4 | Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 | |
5 | Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. | 1 | |
6 | Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». | 1 | |
7 | Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки | 1 | |
8 | Звуки [а], [ у ]. Схема предложения. | 1 | |
9 | Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения. | 1 | |
10 | Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». | 1 | |
11 | Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
12 | Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. | 1 | |
13 | Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам. | 1 | |
14 | Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных. | 1 | |
15 | Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. | 1 | |
16 | Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». | 1 | |
17 | Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок». | 1 | |
18 | Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья». | 1 | |
19 | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
20 | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
21 | Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне. | 1 | |
22 | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания. | 2 | |
23 | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему. | 1 | |
24 | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания. | 2 | |
25 | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. | 2 | |
26 | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне. | 1 | |
27 | Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок». | 2 | |
28 | Повторение по теме : «Алфавит» | 1 | |
| Итого: | 32 | |
«Математические ступеньки».
Предмет «Формирование элементарных математических представлений» представлен курсом «Математические ступеньки». В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Планируемые результаты: — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013 Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
Содержание курса «Математические ступеньки».
№ | Основные разделы курса. |
1. | Арифметический. |
| Числа от 0 до 10. |
Счёт предметов. |
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. |
Сравнение чисел первого десятка. |
Свойства натурального ряда чисел. |
Цифры и числа. |
Решение задач с помощью рисунков. |
Чтение чисел. |
2. | Геометрический. |
| Сравнение : - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. |
| Изготовление моделей фигур из бумаги. |
3. | Содержательно-логический. |
| Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. |
| Диктанты: -зрительные; -слуховые. |
| Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Математические ступеньки»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. | 2 | |
4 | Столько же. Больше, меньше. | 2 | |
5 | Длиннее, короче. Сравнение предметов. | 1 | |
6 | Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. | 1 | |
7 | Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 | |
8 | Число и цифра 1. | 1 | |
9 | Число и цифра 2. Пара. | 1 | |
10 | Число и цифра 3. | 1 | |
11 | Равенство. | 2 | |
12 | Число и цифра 4.Вверху. Внизу. | 1 | |
13 | Число и цифра 0. | 1 | |
14 | Сложение. | 1 | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Вычитание. | 1 | |
17 | Запись выражений на вычитание и сложение. | 1 | |
18 | Запись и решение равенств. | 1 | |
19 | Число и цифра 6. | 1 | |
20 | Число и цифра 7. | 1 | |
21 | Число и цифра 8. Весёлый счёт. | 1 | |
22 | Число и цифра 9. Найди общие элементы. | 1 | |
23 | Решение задач с помощью рисунков. | 1 | |
24 | Число 10. | 1 | |
25 | Счёт предметов в прямом и обратном порядке. | 1 | |
26 | Части суток, их последовательность. | 1 | |
27 | Значение понятий вчера, сегодня, завтра. | 1 | |
28 | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. | 1 | |
| Итого: | 32 | |
«Зелёная тропинка»
Предмет «Ознакомление с окружающим миром» представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА».
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
иметь представление о сезонных изменениях в природе;
определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
об условиях необходимых для роста растений;
о лесных ягодах и грибах;
об овощах и фруктах;
о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
Используется учебно-методический комплекс:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013
Содержание курса «Зелёная тропинка»
№ | Основные разделы курса. |
1 | Наши друзья – животные. |
| Обитатели живого уголка. |
Домашние животные. |
Животные нашей местности. |
Наблюдение за поведением животных. |
Сравнение животных. |
Распознавание животных на рисунках и в природе. |
2 | Зеленое чудо — растение. |
| Растения нашей местности. -выращивание -рисование |
Декоративные растения. -лепка -аппликация |
Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование |
3 | Круглый год. |
| Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Ознакомление с окружающим миром».
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек и природа. | 1 | |
2 | Неживая природа осенью. Растительный мир осенью. Животный мир осенью. | 1 | |
3 | Птицы нашего двора. | 1 | |
4 | Насекомые и рыбы. | 1 | |
5 | Домашние животные. Обитатели живого уголка. Наши друзья-животные. | 1 | |
6 | Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица. | 1 | |
7 | Неживая природа зимой. Растения зимой. Животный мир зимой. | 1 | |
8 | Зелёное чудо - растения. Части растений. | 1 | |
9 | Овощи и фрукты. | 1 | |
10 | Травянистые растения. Кустарники. Разнообразие деревьев. | 1 | |
11 | Съедобные и несъедобные ягоды. | 1 | |
12 | Мхи и Папоротники. | 1 | |
13 | Грибы. | 1 | |
14 | Неживая природа весной. Растения весной. Животный мир весной. | 1 | |
15 | Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? | 1 | |
16 | Неживая природа летом. Растения летом. Животный мир летом. | 1 | |
| Итого: | 16 | |
«Волшебный мир народного творчества»
Модуль «Художественное творчество» представлена программой «Волшебный мир народного творчества». Программа «Волшебный мир народного творчества» направлена на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Содержание направлено на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение их потребности в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
К концу года учащиеся должны:
Эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. Творчески включаться в наблюдение примет времен года. Проявлять интерес к творческим успехам товарищей.
Должны знать:
Названия главных цветов;
Элементарные правила смешения цветов;
Значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами;
Вертикальное, горизонтальное, диагональное направление;
Должны уметь:
Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях;
Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность;
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
Пользоваться простейшими приемами лепки;
Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час |
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ. Конструирование |
1 | Лепка овощей, фруктов круглой и овальной формы: яблоко, помидор, огурец и др. Подарки леса. | 3 |
2 | Лепка животных: зайца, лисы, ежа, белки, мышки, рыбок. | 3 |
3 | Сюжетно - тематическая аппликация (колобок). | 2 |
4 | Объемная аппликация (цветочек). Нарезная мозаика «весёлый зайка». | 2 |
5 | Аппликация из геометрических фигур: «слоненок», «собачка», «кораблик», | 2 |
6 | Переплетение полосок, закладки. | 2 |
7 | Конструирование узоров и орнаментов. | 2 |
| Итого: | 16 |
К концу учебного года дети должны уметь:
Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, примазывать одну часть к другой);
Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрию;
Экономно размечать детали на бумаге;
Выполнять различными способами аппликацию, мозаику;
Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
Соблюдать правила культуры труда.
Список литературы
Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, 2012г.
Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А.и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов, 2012г.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2013г
13