ПРОГРАММА
«Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»
для обучающихся 9 класса, 11 класса
срок реализации 4 месяца
Составитель:
педагог-психолог
I квалификационной категории Котлярова А.П.
на основе программы М.Ю. Чибисовой
«Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Работа с учащимися, педагогами, родителями.»
Пояснительная записка
Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной форм. Введение новых ФГОС предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ и 9 классов – к ОГЭ.
Психологическая поддержка выпускников, сдающих ЕГЭ необходима. С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Программа М. Ю. Чибисовой позволяет обучающимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам.
Цель: оказание комплексной психологической помощи обучающимся школ при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
1. Формирование адекватного реалистичного мнения о экзамене;
2. Развитие установки на успешную сдачу экзамена;
3. Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче
экзамена;
4. Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными
трудностями, мешающими подготовке и сдаче экзамена;4
5. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
Основные формы занятий: тренинговые занятия, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии. На занятиях участники научаются и узнают как:
перестать бояться ЕГЭ и ГИА (далее – экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
сможете стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
1. Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
2. Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
3. Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Исходя из вышесказанного, ожидаемые результаты:
Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ОГЭ или ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Занятия проводятся в группе. Программа рассчитана на 17 занятий продолжительностью 45 минут.
Эффективность программы оценивается по результатам психологического обследования, которое проводится в начале и в конце занятий.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Анкетирование: ситуативная тревожность, мотивация к обучению. | 1 |
2 | Что такое Единый государственный экзамен? | 2 |
3 | Индивидуальный способ деятельности. | 2 |
4 | Мой учебный стиль | 2 |
5 | Как справится со стрессом на экзамене? | 2 |
6 | Уверенность на экзамене | 2 |
7 | Моя ответственность на экзамене | 2 |
8 | Сдаем ЕГЭ! | 2 |
9 | Работа над ошибками | 2 |
| Всего | 17 |
Литература.
1. М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
2. Н. Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.