СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Велоклуба"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа физкультурно - оздоровительной направленности направлена на воспитание патриотов своей малой родины, приобщение обучающихся к духовным ценностям,социализацию обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Велоклуба"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования « Спектр»

Туринского городского округа




Принято на заседании

методического совета


от «____»______________20______г.

Протокол №________

Утверждаю:

Директор МАОУ ДОД ЦДОД « Спектр»

_________


«_____»____________20____г.













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно- оздоровительной направленности

«Велоклуб»


Возраст обучающихся 11 – 15 лет.

Срок реализации программы 1 год.








Составитель:

Шаврин В.В.

педагог дополнительного образования





г. Туринск,2016




1.Пояснительная записка

Велосипед - инструмент, уникальный по своей неприхотливости, простоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воздействию на человека, а велосипедный поход - мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира.

Из всех существующих видов путешествий туризм на велосипедах - наиболее выгодный. В отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо, он может проехать там, где никакой другой вид транспорта не пройдет, на трудно доступной местности его можно перенести на руках, а в экстренных случаях его можно взять с собой в поезд. Путешествовать на велосипеде намного приятнее, чем на общественных видах транспорта, а скорость передвижения значительно выше, чем у пешехода, а с рюкзаком вообще не существует никаких проблем.

Путешествие на велосипеде способствует укреплению здоровья. Езда на велосипеде способствует укреплению мышц ног, кроме того, укрепляется и нормализуется деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы организма. Поездки на велосипедах могут быть короткими и длительными. Путешествия на велосипедах стали одним из популярных видов летнего отдыха и развлечения.


Направленность.

Дополнительная общеобразовательная программа «Велоклуб» является программой физкультурно – спортивной направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и направлена на воспитание патриотов своей малой родины, приобщение обучающихся к духовным ценностям, социализацию обучающихся.

Именно поэтому проблема развития детско-юношеского туризма, приобщение подрастающего поколения к культуре походной жизни, усвоение принципов безопасности и здорового образа жизни, привитие чувств гордости и любви к своей Родине через изучение своей малой Родины, воспитание патриотов и достойных граждан нашего Отечества – первостепенная педагогическая задача.

Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края. В Программе - пропаганда велосипеда как экологически чистого средства транспорта, активного вида отдыха, физического совершенствования, продвижения велокультуры в широкие слои населения.

Программа предусматривает выездные и пешие походы по историческим местам, по местам отдыха с целью опознавания, тренировки и наведения порядка на территории памятников, в пути следования и местах отдыха. При использовании современных технологий имеется возможность использования сети Интернет для знакомства с другими клубами по краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований. Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.

При планировании и организации походов нужно учитывать возраст и интересы детей.


Актуальность.

Программа современна и своевременна. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

В историческом плане туризм развивался как объективное социальное явление, удовлетворяющее потребности человека в воспитании, познании, общении, отдыхе. Поэтому туризм целесообразно определять как особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых и т.п.

Велосипедный туризм как молодой и самостоятельный вид спорта, в силу своей специфики – занятий на открытом воздухе – имеет большой оздоровительный потенциал. Несмотря на наличие групповых соревнований, велотуризм, в основном, индивидуальный вид спорта, требующий от спортсмена самостоятельности, ответственности, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной обстановки.

Велосипедный туризм – это не просто поездки на велосипеде, а спортивный поход, соответствующий правилам, имеет различные категории сложности, которые определяют протяженность и продолжительность маршрута, набор препятствий, состав группы, что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления препятствий. При занятии велотуризмом необходимо учитывать, что велосипед, как и любая техника, нуждается в техническом обслуживании, поэтому воспитанники должны знать не только устройство велосипеда, но и уметь ремонтировать велосипед, заменять неработающие детали, устранять неисправности и поломки в походных условиях.

Таким образом, ухудшающееся состояние здоровья детей, социальный заказ макро- и микросоциума, уникальная система дополнительного образования, дающая возможность заниматься любимым делом доказывают актуальность создания программы « Велоклуб».


Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.

Отличительные особенности программы.

Все формы работы, предлагаемые программой, эффективны и оправдывают себя в условиях совместного обучения детей разного возраста.

К средствам туризма относятся: велопробеги, экскурсии, походы и путешествия, слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам велотуризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п. В процессе обучения демонстрируются видеофильмы, проводятся велоэкскурсии, экскурсии по улицам и дорогам, организуются настольные и подвижные игры, походы выходного дня.

Изучение правил для велосипедистов проводится в форме рассказа, лекции. Практические занятия осуществляются в виде ролевых игр, практических упражнений на дорожных схемах.

После занятий с помощью контрольных вопросов, заданий, викторин, соревнований проводится проверка того, как учащиеся усвоили правила дорожного движения, правила по безопасности велосипедистов, чему научились.

Это отличает программу от других программ.


Адресат программы.

Обучающиеся 11-15 лет, для которых будет актуально обучение по данной программе.

Дети разных возрастов, выходя на улицу, оказываются в равных условиях, в одних и тех же дорожных ситуациях. По этой причине темы занятий остаются общими для детей от 11 до 15 лет. Виды деятельности в зависимости от возраста могут различаться. Состав группы постоянный.

Численный состав объединения первого года занятий – 15-12 человек. Желающие заниматься в велотуристском детском объединении должны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заявление родителей о приеме их ребенка в велотуристскую группу). Для зачисления в детское объединение специальных знаний и подготовки не требуется: зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия организуются с учетом индивидуально - личностного подхода. Т.к. туризм относится к экстремальным видам спорта, то Программа имеет практико-ориентированную направленность, и предусматривает отработку умений и навыков работы со спецснаряжением до автоматизма и строжайшее соблюдение техники безопасности.


Объем программы.

Программа рассчитана на 1 год.

2часа в неделю - 72 часа в год.


Примечание: все походы и экскурсии в сетку часов не входят, для них составляются отдельный план и карта маршрута.


Форма детского образовательного объединения.

«Велоклуб « Престиж».

Формы обучения и виды занятий: групповая, малогрупповая.

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Виды занятий:

встреча с интересными людьми и специалистами;

конкурс;

праздник;

игра;

поход;

обсуждение сообщений;

турслет;

викторина;

эстафета;

топографическое путешествие;

тренировка;

виртуальная экскурсия;

беседа,

лекция,

практическое занятие,

мастер – класс.


Срок освоения программы – 72часа.

Режим занятий с группой:

1 год обучения: 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью по 45 мин., с перерывом 15 минут, 1 поход в четверть в каникулярное время-8 часов.


2. Цель и задачи программы.


Цель программы:

удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени учащихся, через обучение основам туристской техники, культуре походной жизни, усвоение принципов безопасности и здорового образа жизни, приобщение к духовности средствами туризма и краеведения, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

Вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом.


Задачи программы:

Обучающие:

-обучать навыкам туристско-краеведческой деятельности, оказания первой медицинской  помощи, правилам  поведения при вынужденной автономии;

-обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

-изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение памятников истории.

Развивающие:

-развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростоно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;

-способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико –двигательной и логической памяти обучающихся;

-обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета;

-способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся;

Воспитательные:

-способствовать формированию и развитию нравственно –коммуникативных качеств личности обучающихся;

-воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни;

-воспитывать физически сильного, высокоморального, трудоспособного, толерантного гражданина  современной России.



3. Содержание программы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации\ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Туристские путешествия, история развития туризма

1

1

-

Входной контроль

2

Личное и групповое туристское снаряжение

2

В процессе занятия

2

Выполнение практических и контрольных заданий

3

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

2

1

1

Опрос

4

Подготовка к походу, путешествию.

6

2

4

Тестирование

5

Питание в туристском походе.

2

1

1

Подготовка сообщений

6

Туристские должности в группе.

2

1

1

Опрос

7

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

4

2

2

Опрос

8

Техника безопасности при проведении походов, занятий.

2

2

-

Опрос

9

Понятие о топографической и спортивной карте.

4

2

2

Топографический диктант

10

Условные знаки.

2

В процессе занятия

2

Топографический диктант

11

Ориентирование по горизонту, азимут.

4

2

2

Соревнования по ориентированию

12

Компас. Работа с компасом.

2

1

1

Выполнение практического задания

13

Измерение расстояний.

4

2

2

Выполнение практического задания

14

Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки

4

2

2

Опрос

15

Личная гигиена туристов

Походная медицинская аптечка.

2

2

-

Тестирование

16

Основные приемы оказания первой помощи.

4

2

2

Выполнение практического задания

17

Приемы транспортировки пострадавшего.

2

1

1

Выполнение практического задания

18


Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений.

Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

2


2

-

Сообщения

Опрос

19

Общая физическая подготовка

8

В процессе занятия

8

Выполнение нормативов

20

Специальная физическая подготовка

11

В процессе занятия

11

Выполнение нормативов

21

Подведение итогов курса

2

-

2

Поход


Всего

72

26

46




Календарный учебный график



п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь


16.30-18.00

Лекция

2

Туристские путешествия, история развития туризма

Кабинет 2

Входной контроль

2

сентябрь


16.30-18.00

Практика

2

Личное и групповое туристское снаряжение

Кабинет 2

Выполнение практических и контрольных заданий

3

октябрь


16.30-18.00

Лекция

Практика

1

1

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

Кабинет 2

Опрос

4

октябрь


16.30-18.00

Лекция

2

Подготовка к походу, путешествию.

Кабинет 2

Тестирование

5

октябрь


16.30-18.00

Практика

2

Подготовка к походу, путешествию.

Кабинет 2

Тестирование

6

октябрь


16.30-18.00

Практика

2

Подготовка к походу, путешествию.

Тренажерный зал

Беседа по вопросам

7

Октябрь


16.30-18.00

Лекция+

практика

2

Питание в туристическом походе

Кабинет 2, территория ОУ

Подготовка сообщений

8

ноябрь


16.30-18.30

Лекция+

практика

2

Туристические должности в группе

Кабинет 2

Опрос

9

ноябрь


16.30-18.30

Лекция

2

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Кабинет 2

Опрос

10

ноябрь


16.30-18.30

Практика

2

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Работа на площадке ОУ

Выполнение практического задания на время

11

ноябрь


16.30-18.30

Лекция

2

Техника безопасности при проведении походов, занятий.

Кабинет 2

Опрос

13

декабрь


16.30-18.30

Лекция

2

Понятие о топографической и спортивной карте.

Кабинет 2

Топографический диктант

14

декабрь


16.30-18.30

Практика

2

Понятие о топографической и спортивной карте.

Кабинет 2

Топографический диктант

15

декабрь


16.30-18.30

Лекция +практика

2

Условные знаки

Кабинет 2

Топографический диктант

16

декабрь


16.30-18.30

Лекция

2

Ориентирование по горизонту, азимут

Кабинет 2

Опрос

17

январь


16.30-18.30

Практика

2

Ориентирование по горизонту, азимут

Занятие на территории ОУ

Соревнования по ориентированию

18

январь


16.30-18.30

Лекция

2

Компас. Работа с компасом.

Кабинет 2

Опрос

19

январь


16.30-18.30

Практика

2

Компас. Работа с компасом.

Занятие на территории ОУ

Выполнение практического задания

20

январь


16.30-18.30

Лекция

2

Измерение расстояний.

Кабинет 2

Опрос

21

февраль


16.30-18.30

Практика

2

Измерение расстояний.

Территория ОУ

Выполнение практического заданичя

22

февраль


16.30-18.30

Лекция

2

Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки.

Кабинет 2

Опрос

23

февраль


16.30-18.30

Практика

2

Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки

Работа в парке

Выполнение практического задания

24

февраль


16.30-18.30

Лекция

1

Личная гигиена туристов. Походная медицинская аптечка.

Кабинет 2

Тестирование

25

март


16.30-18.30

Практика

1

Личная гигиена туристов. Походная медицинская аптечка.

Кабинет 2

Выполнение практического

26

март


16.30-18.30

Лекция

2

Основные приемы оказания первой помощи

Кабинет 2

Тестирование

27

март


16.30-18.30

Практика

2

Основные приемы оказания первой помощи

Кабинет 2

Выполнение практического задания

28

март


16.30-18.30

Лекция+теория

2

Приемы транспортировки пострадавшего

Кабинет 2

Выполнение практического задания

29

апрель


16.30-18.30

Лекция

2

Краткие сведения о строении и функции организма человека, влияние физических упражнений. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках.

Кабинет 2

Сообщения, опрос

30

апрель


16.30-18.30

Практика

2

Общая физическая подготовка

Спортивный зал

Выполнение нормативов

31

апрель


16.30-18.30

Практика

2

Общая физическая подготовка

Спортивный зал

Выполнение нормативов

32

апрель


16.30-18.30

Практика

2

Общая физическая подготовка

Спортивный зал

Выполнение нормативов

33

май


16.30-18.30

Практика

2

Общая физическая подготовка

Спортивный зал

Выполнение нормативов

34

май


16.30-18.30

Практика

2

Специальная физическая подготовка

Площадка ОУ

Выполнение нормативов

35

май


16.30-18.30

Практика

2

Специальная физическая подготовка

Площадка ОУ

Выполнение нормативов

36

май


16.30-18.30

Практика

2

Поход

Урочище Бельковка

Презентация



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения


1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм — средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и приклад­ных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юно­шеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, туризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

2. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряже­ния для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предме­тов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначе­ние, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пи­щи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйствен­ный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Осо­бенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность при­валов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физи­ческое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к ме­сту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планиро­вание лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забо­ра воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих пред­метов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

4. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в груп­пе. Составление плана подготовки похода.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведе­ний у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана - графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршру­тов походов. Составление плана - графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

5. Питание в туристском походе

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербро­дах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закуп­ка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

6. Туристские должности в группе

Должности в группе постоянные и временные.

Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обя­занности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонт­ный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг

и т.д.

Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготов­ление пищи, мытье посуды).

Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир,

дежурный штурман и т.д.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведе­ния похода и подведения итогов.

7. Правила движения в походе, преодоление препятствий

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим дви­жения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по доро­гам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, че­рез завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработ­ка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Органи­зация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Вязание узлов.

9. Понятие о топографической и спортивной карте

Определение роли топографии и топографических карт в народном хо­зяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специа­лизация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршру­тов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямо­угольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участ­ка топографической карты.

10. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (за­полняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифро­вые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа го­ризонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полу­горизонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

11. Ориентирование по горизонту, азимут

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнитель­ные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторо­нам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут ис­тинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Изме­рение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный трениро­вочный треугольник.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) изме­рение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треу­гольников.

12. Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентиро­вание карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек ком­пасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определе­ние азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориен­тиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, про­хождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольни­ки, «бабочки» и т.п.).


13. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, ис­пользование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как изме­рить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазо­мера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков пе­ревода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстоя­ний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазо­мер на картах разного масштаба.

14. Способы ориентирования, действия в случаи потери ориентировки.

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линей­ный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оцен­ка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возмож­ность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуа­ций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохож­дению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подроб­ным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов от­дельных участков.

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, оп­ределение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Оп­ределение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местона­хождения.

15. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значе­ние и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха в за­нятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся ту­ризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика трени­ровок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболе­ваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы за­каливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное усло­вие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоро­вье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптеч­ки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порош­ковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав поход­ной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и на­значение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в за­висимости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

16. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и про­студные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые от­равления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи ус­ловно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказа­ние помощи).

17. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от ха­рактера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах раз­личной локализации.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транс­портировки пострадавшего.

18. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и систе­мы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система — центральная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамомет­рия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показа­ния и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, рабо­тоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, пе­ретренировке. Дневник самоконтроля.

Практические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

19. Общая физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки — развитие и совершен­ствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безава­рийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Харак­теристика средств физической подготовки, применяемых на различных эта­пах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Уп­ражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимна­стические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание — освоение одного из способов.

20. Специальная физическая подготовка

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастер­ства туристов.

Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса трени­ровки. Характеристика и методика развития физических и специальных
качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной
физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к походным

условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепен­ность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быст­роты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкос­ти, на растягивание и расслабление мышц.

21. Подведение итогов курса. Поход.


4.Планируемые результаты.


Ожидаемые результаты усвоения программы:

- физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:

- уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;

- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;

- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки.

Качество практических навыков проверяется на соревнованиях, в походах. Улучшение результатов команды — критерий спортивно-технического роста учащихся.

После первого года занятий основной целью обучающихся является летний зачетный некатегорийный поход. После 2-го года занятий- велопоход более длительный по километражу и времени.

Дать ребятам возможность освоить все премудрости туризма — значит привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.







Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием архивов, дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


2. Комплекс организационно – педагогических условий:

2.1.Календарный учебный график

Учреждение организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. Учебный год начинается с 15 сентября, а завершается 25 мая согласно календарному графику. Объединение организуются на весь учебный год.

Количество учебных недель – 36

Специальное снаряжение и оборудование

Велосипеды -10 шт.

Насосы велосипедные - 10 шт.

Насос ножной автомобильный - 1 шт.

Ключи велосипедные, специальные, конусные, комбинированные, рожковые, торцовые, накидные - в ассортименте.

Комплекты слесарных, мерительных и велосипедных инструментов - в ассортименте.

Специальные приспособления для ремонта велосипеда (съемники разные, струбцины, растяжки, хлысты и зажимы) - в ассортименте.

Комплекты запасных частей для велосипедов - в ассортименте.

Камеры и покрышки - по количеству велосипедов.

Походный велосипедный ремнабор - 1 комплект.

Общетуристское снаряжение и оснащение

Палатки туристские с тентами, каркасами (стойками) и колышками - 5 шт.

Рюкзаки туристские -15 шт.

Велорюкзаки - 15 шт.

Сумки специальные велосипедные - 15 шт.

Спальные мешки - 10 шт.

Коврики туристские - 10 шт.

Медицинская аптечка – 1 шт.

Приборы

Компаса жидкостные -5 шт. Секундомер электронный - 1 шт.

Фотоаппарат - 3 шт. и фотопринадлежности. Видеокамера - 1 шт.

Помещения, оборудование для занятий

Учебный класс на 15 учащихся (столы, стулья, доска, шкафы, компьютер, телевизор, магнитофон).

Помещение для хранения велосипедов, запасных частей, инструмента и туристского, спортивного и экспедиционного снаряжения

Библиотека туристско-краеведческого содержания.

Карты и атласы района, области, прилегающих регионов, России..

Канцелярские товары и принадлежности - в ассортименте.

Техническое оснащение занятий.

Компьютер. Музыкальный центр. Телевизор. Видеомагнитофон.

Велосипеды. Велотренажеры ( для практических занятий по данной теме).


2.3.Формы аттестации.

Походы, творческие работы, тестирование, зачет, соревнования.

Форма контроля уровня учебных достижений.

В начале и в конце года обучающиеся выполняют тесты, отвечают на вопросы по билетам. На основе этих результатов составляется диагностическая карта на каждого обучающегося, из нее видно продвижение каждого ребенка и результаты объединения в целом.

2.4. Оценочные материалы.

Критерии оценивания результативности освоения содержания образовательной программы

Критерии

Показатели

Уровень

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

1.Освоенность образовательной программы


Ниже среднего уровень (учащийся овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины)

Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

Наблюдение, тестирование, анкетирование, самостоятельная работа

2.Владение специальной терминологией

Ниже среднего (учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины)

Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой)

Высокий уровень (специальные термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

Практическая подготовка

1.Сформированность учебных умений и навыков, предусмотренных программой

Ниже среднего (учащийся овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков)

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более половины)

Высокий уровень (учащийся освоил практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

Самостоятельная работа

2.Умение пользоваться источниками информации

Ниже среднего (учащийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой и с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

Средний уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации с помощью педагога)

Высокий уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывая особых затруднений)

Креативность

Уровень развития творческих способностей

Ниже среднего (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания)

Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Высокий уровень (выполняет творческие задания с элементами творчества)

Творческая работа, тестирование




Тестовые задания для промежуточной аттестации учащихся

Вариант1

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1 года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.

Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке



Задание 3: назовите узел, изображенный на рисунке


Задание 4: перечислите личное и групповое спецснаряжение для водного похода


Задание 5: укажите тип повязки


Вариант 2

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1 года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________


Задание 1: укажи название топографических знаков.

Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке

Задание 3: назовите узел, изображенный на рисунке



Задание 4: перечислите личное и групповое спецснаряжение для пешего похода



Задание 5: укажите тип повязки

Вариант 3

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 2-го года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.

Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке, для чего он используется


Задание 3: назовите узел, который служит для соединения веревок разного диаметра. Завяжите его самостоятельно.


Задание 4: тепловой удар, ваши действия?

Задание 5: перечислите способы очистки воды в походных условиях



Задание 6: укажите тип повязки, в каких случаях она используется


Вариант 4

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 2-го года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.

Задание 2: назовите, что за костер изображен на рисунке, для чего он используется

Задание 3: назовите узел, укажите, для чего он используется, завяжите его самостоятельно


Задание 4: первая помощь при закрытом переломе


Задание 5: перечислите ядовитые растения нашего региона


Задание 6: укажите тип повязки, в каких случаях она используется, выполните ее самостоятельно


2.5.Методические материалы.

1. Учебное оборудование:

  • макеты светофоров;

  • наличие настольных перекрестков;

  • макеты дорожных знаков.

2. Учебно-наглядные пособия:

  • комплект иллюстрированных плакатов по БДД ;

  • демонстрационный материал;

  • комплекты учебно-методических пособий для педагога и обучающегося

  • наличие игр (дидактические, настольные и др.).

  1. Картотека с заданиями для индивидуального обучения.

  2. Папки с подбором статей в области дорожного движения, велоспорта, велопробегов.

  3. ТСО (технические средства обучения): телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.

6. Краеведческий материал: фотографии, описания, вырезки из газет,

схема района с детальным изображением опасных перекрестков и др.

  1. Образцы ученических работ: рисунки, сочинения, стихи, сказки, сочиненные детьми, поделки.

  2. Наличие стендов по правилам дорожного движения, с информированием работы велоклуба.

9.Наличие канцелярских принадлежностей:

  • набор фломастеров;

  • ватман;

  • набор цветных карандашей.

1 0. Разработка внеклассных мероприятий:

  • разработки развлечений и праздников;

  • творческие задания для учеников;

  • игровые программы;

  • игры-соревнования;

  • тематические родительские собрания;

  • минутки безопасности;

  • консультации и беседы для родителей;

  • домашние задания для детей и родителей;

  • планы целевых прогулок и экскурсий.

11. Наличие планов по работе с детьми, педагогами, родителями:

  • тематические планы,

  • календарный план.


Дидактический материал.

  • Знаки дорожного движения, перекресток, «Дорожное лото», билеты по безопасности дорожного движения, настольные игры по ПДД, плакаты по ПДД, разработки праздников и мероприятий, разрезные карточки, тетради по БДД. Карточки с изображением велосипеда и его частей.


Методы реализации программы.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. В результате формируются

необходимые для дорожной безопасности качества личности , навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же

действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том. Что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог. Значит, это можно делать, и они поступают также.

Пример действует на ребенка намного сильнее. Поэтому важно окружить обучающихся положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать. Как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Внушение. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка нам улице и дороге, и , наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по - разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно – словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить достаточно показать образное отражение реальности. ( Сюжетные картинки опасного поведения на дороге).

Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов , определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно – воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, велоэкскурсии, экскурсии, походе. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Поощрение. Это положительная оценка безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед кружковцами, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,2000.

2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 2006.

3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.

4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 2006.

5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1999

6. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.

7. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 2000.

8. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969


Литература для учащихся:

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 2008. 

  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 2000.

  3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат,2000.

  4. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.

  5. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

8. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!