ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Детский оздоровительно-образовательный туристический центр
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Общеобразовательная санаторная школа – интернат
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей _________________________ Протокол № __ от ____ мая 2017 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заведующая учебной частью _________ С.Е. Пулина от 29 августа 2017 года | «Утверждаю» Директор ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег» ___________ У.Б. Голодова Распоряжение № 64 от 25 мая 2017 г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок «Жизненные навыки. Уроки психологии в
5 – 6 классах»
68 часов
составила педагог-психолог
первой квалификационной категории
Першина Елена Александровна
2017- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Жизненные навыки» под редакцией С.В.Кривцовой. Уроки психологии в 5-6 классе составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы./ Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.
На реализацию программы отводится 2 года по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год, 68 часов на реализацию всей программы.
Актуальность: курс актуален для адаптации учащихся 11-13 лет к средней школе, повышения самоценности личности, разрешения конфликтных ситуаций, проблем взросления, толерантности.
Цель программы: создание среды психологической безопасности, развитие умения выстроить доверительные отношения с людьми, закрепление и развитие основных жизненных умений, приобретенные в начальной школе.
Задачи:
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
создать условия для развитие навыков разрешения конфликтов;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Отличительными особенностями программы «Жизненные навыки» является то, что она посвящена не столько навыкам, сколько тому, как устроена жизнь. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В ходе реализации программы, создаются условия, которые помогут младшим подросткам адаптироваться к миру, лучше узнать и понять себя, освоить жизненные навыки и социальные умения. Под руководством педагога-психолога дети 11-13лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Все занятия проводятся в тренинговой форме.
Ожидаемые результаты
Итогом работы по данной программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате подросток будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
К концу изучения курса у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия: личностные УУД, метапредметные УУД, предметные УУД.
Учащиеся научатся:
- Определять и высказывать под руководством психолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных психологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и психолога, как поступить.
- Учиться высказывать свое мнение;
- Учиться лучше и глубже понимать себя и свой внутренний мир;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от психолога;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учащиеся могут научиться:
- Принимать самого себя и других людей;
- Развивать чувства переживания и сочувствия;
- Умения идти на компромисс;
- Навыки саморегуляции;
- Умения различать типы темперамента;
- Позитивного самоотношения при обогащении черт характера
Содержание курса в пятом классе
Содержание курса состоит из 5 тем:
Тема 1. Я – ты – группа. (6занятий) В рамках этой темы ставится несколько задач: создание атмосферы психологической безопасности, работа над созданием группы. Именно в этой теме собраны те идеи, умения, благодаря которым можно обращаться к остальным темам программы.
Тема 2. Мы – пятиклассники! (4 занятия) В процессе занятий ребятам предлагается честно взглянуть на изменившуюся ситуацию и самим определить отношение к ней. Какие-то изменения им нравятся, какие-то не очень, и чтобы двигаться дальше, важно определить свое отношение к происходящему, понять, что им хотелось бы изменить и какие ресурсы они могут использовать. Вся работа по этой теме направлена на поиск таких ресурсов. В процессе работы у ребят есть возможность найти безопасное место в школе, чтобы в изменившемся мире, полном забот и тревог, было на что опереться, куда прийти или хотя бы обратиться мысленным взором. Также обращаем внимание ребят на ценность их собственного опыта обучения в этой школе.
Тема 3. Учимся общаться. (7 занятий). В эту тему включены развивающие игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по общению, увидеть своими глазами, как искажается информация. Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться и кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.
Тема 4. Конкуренция или сотрудничество? (7 занятий).На этом этапе начинаем формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков. Задача в том, чтобы научить ребят более осознанно воспринимать конфликтные ситуации. В безопасной ситуации тренинга дается возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте. Подростки могут применять как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.
Тема 5. «Другие». Проблемы подростковой толерантности. (10 занятий). Это одна из ключевых тем программы. Основная цель этой темы – дать подросткам возможность получить опыт принятия другого человека, непохожего на него. Сначала обращаем внимание на то, что чем-то все мы похожи, но многое отличает нас друг от друга. Затем исследуем опыт подростков, касающийся столкновению с инаковостью других людей, с тем, что сложно принять в других. Для этого мы обращаемся к чувствам, которые возникают у ребят при встрече с людьми, отличающимися от них, исследуем эти чувства. Работаем со стереотипами, возникающими при столкновении с другим образом жизни, другими ценностями.
Содержание курса в шестом классе
Содержание курса состоит из четырех тем:
Тема 1. Мои друзья. (7 занятий). В рамках этой темы ставятся задачи создание атмосферы психологической безопасности, получение нового эмоционального опыта, связанного с переживанием отношений, т.к. дружба, друзья, играют в жизни 12 - летнего подростка огромную роль. Именно в этом возрасте появляется «лучший друг» («лучшая подруга»), появляется первый опыт близких отношений со сверстниками, который может быть очень разным: от доверия, чувства защищенности до ревности, обиды, одиночества…
Тема 2. Я – взрослый? (10 занятий). Эта тема весьма актуальна для подростков. Цель занятий – актуализировать представления подростков о мире взрослых, дать возможность попробовать себя в роли взрослого, актуализировать образ желаемого будущего, познакомить с понятием «ответственность». Важно научиться анализировать собственный стиль принятия решения и нести ответственность за него.
Тема 3. Наши сильные чувства. (8 занятий). Подростковый возраст отличается особой чувствительностью, когда эмоции буквально «хлещут через край», родители и педагоги вздыхают: «Этот подростковый кризис!». За этим «кризисным» поведением стоят эмоции и чувства, которые подростку не удается ни сдержать, ни выразить не обидным для других способом. Цель: создать условия для обращения подростков к собственном миру чувств, осознание важности всех чувств без исключения, обучить способам их безопасного выражения.
Тема 4. Кто я? (9 занятий)Важной стороной личности подростка в этот период является стремление к самопознанию. В теме много уделяется работе с метафорами образа Я, вооружаем их инструментарием для самопознания своего уникального внутреннего мира. Цель: дать возможность почувствовать особенности своей личности, получить новый эмоциональный опыт обращения к своему внутреннему миру.
Поурочное планирование 5 класс.
№ п/п | Дата | Тема |
Тема 1. Я – ты – группа |
1 | | Правила и безопасность |
2 | | Продолжаем знакомиться |
3 | | Наши чувства |
4 | | Говорим о своих чувствах |
5 | | Мое тело |
6 | | Личное пространство |
Тема 2. Мы-пятиклассники |
7 | | Нравится-не нравится в средней школе |
8 | | Мы-исследователи! |
9 | | День пятиклассника |
10 | | Такие разные школы: начальная и средняя |
Тема 3. Учимся общаться |
11 | | Начинаем общаться |
12 | | Я и Ты – действуем вместе |
13 | | Общаемся без слов |
14 | | Доверие и взаимодействие в группе |
15 | | Мы – команда? |
16 | | Даем место другому и отстаиваем свое место |
17 | | Просто скажи: «Нет!» |
Тема 4. Конкуренция или сотрудничество? |
18 | | Что такое конфликт? |
19 | | Причины конфликтов |
20 | | Наши чувства в конфликте |
21 | | Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества. |
22 | | Тренируем конструктивное поведение в конфликте |
23 | | Конфликт? Отлично! |
24 | | Конфликты проходят, отношения остаются. |
Тема 5. «Другие». Проблемы подростковой толерантности |
25 | | Уникальность и различия. |
26 | | Уникальность и различия. |
27 | | «Другие» в нашей жизни. |
28 | | «Странные» люди. |
29 | | Разные нормы и правила |
30 | | Разные нормы и правила |
31 | | Ярлыки и стереотипы |
32 | | Стереотипы и предрассудки |
33 | | Как жить в мире различий |
34 | | Итоговое занятие по курсу (Пожелания на лето) |
| | Итого: 34 часа |
Поурочное планирование 6 класс.
№ п/п | Дата | Тема |
Тема 1. Мои друзья |
1 | | Начинаем говорить о друзьях |
2 | | Отношения в паре |
3 | | Понимаем друг друга |
4 | | Третий лишний? |
5 | | Обида |
6 | | Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества |
7 | | Здорово быть друзьями! |
Тема 2. Я – взрослый? |
8 | | Мир взрослых |
9 | | Ярмарка |
10 | | Деньги во взрослом мире |
11 | | Мой взрослый мир |
12 | | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых |
13 | | Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых |
14 | | Взрослые роли |
15 | | Я в ответе за своё будущее |
16 | | Ответственность и принятие решений |
17 | | Осознание своих предпочтений |
Тема 3. Наши сильные чувства |
18 | | Зачем нам чувства? |
19 | | Как я выражаю свои чувства? |
20 | | Способы выражения чувств |
21 | | Способы выражения чувств |
22 | | Ресурсы тревоги |
23 | | Наши страхи |
24 | | Печаль |
25 | | Радость |
Тема 4. Кто я? |
26 | | Какой бывает характер? |
27 | | Какой я? |
28 | | Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других |
29 | | Моё имя и мой характер |
30 | | Я глазами других. Мои ресурсы |
31 | | Метафоры моего характера |
32 | | Учимся ценить себя |
33 | | Итоговое занятие по курсу |
34 | | Собираем «Чемодан» |
Итого: 34 часа |
Использованная литература
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс) /
С. В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012