СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Чудо-лепка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модифицированная программа «Чудо-лепка» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей, имеет художественную направленность, предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Программа имеет стартовый уровень: знакомит учащихся с технологией изготовления сувениров, панно и игрушек из глины и соленого теста.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Чудо-лепка»»


























Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Чудо-лепка»,

реализуемая в сетевой форме














Срок реализации - 1 год

Возраст детей – 5-8 лет


Автор-составитель:

Касьянова Светлана Львовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории




п. Маго

2023 г

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудо-лепка» разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральным законом № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р);

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

  • Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,

  • Программой воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, на 2021 - 2025 годы от 29.12.2020 г. № 1282;

  • Муниципальной программой "Развитие воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края" от 14.09.2021 №873-па;

  • Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Программой «Воспитание» МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Положением о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ.

Модифицированная программа «Чудо-лепка» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей, имеет художественную направленность, предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Программа имеет стартовый уровень: знакомит учащихся с технологией изготовления сувениров, панно и игрушек из глины и соленого теста.

Актуальность программы обусловлена проблемой сохранения культурной самобытности личности через народное искусство, необходимостью привлечения учащихся к миру прекрасного, к созданию материальных ценностей, что, конечно же, способствует воспитанию интереса к народному творчеству.

Глина и соленое тесто – очень популярные в последнее время материал для лепки: они эластичны, их легко обрабатывать, изделия из них долговечны и эстетичны. С помощью лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев, что напрямую связано с формированием интеллекта, речи и творческих способностей учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии учащихся. Навыки практической работы в области декоративно-прикладного творчества, лепки, способствует развитию мелкой моторики руки, снимает психическое напряжение. Кроме того, это способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.

Новизна, отличительные особенности

В программе «Чудо-лепка» основной акцент поставлен на развитие творческих способностей учащихся, но реализация этой программы позволяет не только удовлетворить творческие потребности учащихся, но и создать условия для развития личности, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.

Один из элементов воспитательной и образовательной системы МБОУ ДОД ЦДТ и МБДОУ Д/С № 43 «Солнышко» — организация работы объединения «Чудо-лепка», как структуры единого пространства, включающими всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей). МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго и МБДОУ Д/С № 43 «Солнышко» по сетевому взаимодействию принимают участие в совместных мероприятиях.

Отличительная особенность программы

Модифицированная программа «Чудо-лепка», разработанная на основе программы «Мастер Лепкин» Хабибулиной Рифы Рифхатовны (2018г) и переработана с учетом возрастных особенностей учащихся, а именно изменен режим образовательной деятельности.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на возрастную категорию учащихся от 5 до 8 лет. Набор учащихся происходит без предварительной подготовки и конкурсного отбора. Комплектование объединения происходит ежегодно в сентябре месяце в установленные администрацией сроки из воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада п. Маго «Солнышко». Допускается доукомплектование группы в течение учебного года

Срок реализации программы 1 год.

Режим занятий: Программа «Чудо-лепка» с малокомплектным набором учащихся, так как реализуется в сельской местности. Занятия проводятся по подгруппам



Период

Продолжи-

тельность

занятий

Кол-во

занятий

в неделю

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

недель

Кол-во

часов

в год

1 год обучения

1

3

3

36

108 ч

Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, индивидуальные

Форма обучения: очная



Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

В ходе достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить с технологией изготовления изделий из глины и соленого теста;

  • формировать практические навыки работы с глиной и соленом тестом.

  • формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

  • сформировать эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности;

  • формировать коммуникативные навыки.


Учебный план

Дата

Разделы и темы занятий

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего


теория

практика

1


Изделия на основе шара

6

2

4

Анализ работ,

Начальная

диагностика

2


Изделия на основе конуса

5

1

4

Анализ работ

3


Изделия на основе цилиндра

5

1

4

Анализ работ

4


Изделия на основе пластины

5

1

4

Анализ работ

5


Общие этапы изготовления и обработки изделий из глины и теста.

2

1

1

Анализ работ

6


Мелкие орнаментальные детали и композиции из них

10

3

7

Анализ работ

7


Новогодняя круговерть

12

4

8

Промежуточная аттестация

Анализ работ

8


Плоские и объемные фигурки животных

11

3

8

Анализ работ

9


Сувениры из теста

26

9

17

Анализ работ

10


Панно и композиции

26

9

17

Анализ работ

выставка Итоговая аттестация


ИТОГО:

108

108

34

74




Содержание

1. Введение ( 1ч.).

Теория. Знакомство с учебно-тематическим планом и задачами обучения на учебный год. История возникновения и применения изделий из глины. Показ изделий из глины. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Практика. Лепка из глины плоских фигурок с помощью формочек.

2. Изделия на основе шара (5 ч.)

Лепка изделий на основе шара (неваляшка, колобок и т.д.)

Теорея. Показ образцов. Последовательность лепки изделий на основе шара.

Способ формирования теста в шарик (катание на доске, на ладони). Приемы крепления деталей. Соразмерность частей изделий.

Практика. Лепка из глины изделий на основе шара. Декорирование работ с помощью налепов, штампиков.

Роспись изделий на основе шара.

Теория. Особенности росписи изделий на основе шара.

Практика. Роспись изделий на основе шара по собственным эскизам. Начальная диагностика навыков лепки.

3. Изделия на основе конуса (5 ч.)

Лепка: пирамидка, мышка, и др.

Теория. Исходная форма конуса. Формирование изделия на основе конуса способом вытягивания.

Практика. Лепка из глины игрушек по имеющимся эскизам. Передача выразительных особенностей изделий.

Роспись изделий на основе конуса.

Теория. Особенности росписи изделий на основе конуса.

Практика. Роспись изделий на основе конуса по собственным эскизам.

4. Изделия на основе цилиндра (5 ч.)

Лепка: веночки, дерево и т.д.

Теория. Показ образцов. Последовательность раскатывания формы «цилиндр», способы резания.

Практика. Лепка из глины изделия на основе исходной формы цилиндра (веночки, дерево и т.д.). Оформление изделия налепами.

Роспись изделий на основе цилиндра.

Теория. Особенности росписи изделий на основе цилиндра.

Практика. Роспись изделий на основе цилиндра по собственным эскизам.

5. Изделия на основе пластины (5 ч.)

Лепка из глины: цветок, лист и т.д.

Теория. Способ раскатки глины в пластину. Инструменты и приспособления, применяемые при лепке из глины: стека, дощечка, скалка, шаблоны.

Практика. Рассматривание образцов, разбор последовательности лепки. Организация рабочего места. Раскатывание пластины. Вырезание по шаблону. Использование налепов, штампов.

Роспись изделий на основе пластины.

Теория. Особенности росписи изделий на основе пластины.

Практика. Роспись изделий на основе пластины по собственным эскизам.

6. Общие этапы изготовления и обработки изделий из соленого теста (2 ч.).

Теория. Инструменты, материалы и приспособления. Основной рецепт соленого теста.

Практика. Самостоятельное изготовление соленое тесто, лепка кулонов.

Раскрашивание готовых изделий.

Теория. Понятие «грунтовка». Особенности росписи изделий. Лакирование и виды лака.

Практика. Грунтовка, роспись и покрытие лаком кулонов.

7. Мелкие орнаментальные детали и композиции из них (10 ч.).

Мелкие орнаментальные детали (цветы, листья, фрукты, ягоды и т.д.).

Теория. Понятия: «орнаментальные детали», «оттиск», «отпечаток», «налепы». Применение орнаментальных деталей.

Практика. Лепка из соленого теста и роспись цветов и листьев различной формы. Дидактическая игра «Растительные узоры». Практическая работа: лепка и роспись фруктов, ягод и грибов.

Панно «Дары осени».

Теория. Варианты фона, виды рамок, способы крепления деталей панно.

Практика. Лепка из соленого теста корзины с грибами и ягодами. Роспись, глазурование, покрытие лаком. Оформление панно «Дары осени».

Вазы с фруктами.

Теория. Виды и формы ваз. Разнообразие форм фруктов. Композиционное построение вазы с фруктами.

Практика. Лепка из соленого теста, роспись, покрытие лаком вазы с фруктами. Мини-выставка изделий, украшенных мелкими орнаментальными деталями.

8. Новогодняя круговерть (12ч.)

Елочные украшения.

Теория. Новогодние елочные украшения формы. История новогодних вещей и обычаев празднования Нового года. Виды елочных украшений. Варианты оформления, росписи и крепления украшений.

Практика. Лепка, роспись и оформление игрушек и украшений различными материалами, использование блесток и бусин.

Символ наступающего года.

Теория. Восточный календарь и его символы: «Вот и праздник у ворот, какое из 12 животных его нам приведет?»

Практика. Лепка новогоднего символа, роспись и оформление по желанию детей.

Подарки к празднику.

Теория. Виды материалов для оформления подарков. Способы крепления материалов. Оформление подарков различными природными и декоративными материалами. Мониторинг.

Практика. Лепка и роспись колокольчиков, звезд, плоских ангелочков и др. сувениров, по выбору детей. Конкурс на самый оригинальный подарок.

9. Плоские и объемные фигурки животных (11 ч.)

Изготовление плоских фигурок животных с помощью шаблонов.

Теория. Понятия: «эскиз», «выкройка».

Практика. Лепка из глины плоских животных («Заяц», «Ежик», «Медведь» и др.) с использованием шаблонов, трафаретов и по предварительному эскизу.

Изготовление объемных фигурок животных.

Теория. Способы крепления отдельных деталей объемных фигурок.

Практика. Изготовление каркаса из фольги, лепка из глины составных частей и сборка объемных фигурок диких животных (уточка, черепаха, ежик и других), оформление композиции «Живой уголок».

10. Сувениры из окрашенного теста (26 ч.)

Окрашивание теста пищевыми и натуральными красителями.
Теория. Виды красителей. Способы окрашивания. Смешивание красителей. Хранение окрашенной тесты.

Практика. Смешивание красителей, изготовление окрашенного теста.

Подарки из окрашенной тесты к 8 Марта.
Теория. История возникновения праздника 8 марта.

Практика. Изготовление подарков из окрашенного теста к 8 Марта (веночки, букеты цветов, кулоны и др.) по выбору.

Мелкие хлебобулочные изделия.

Теория Виды хлебобулочных изделий. Дидактическая игра «Хлебная лавка».

Практика. Лепка хлебобулочных изделий из теста. Оформление панно «Корзина с выпечкой» (коллективная работа).

Настенное украшение «Кольцо с цветами и фруктами».

Теория. Понятие о натюрморте.

Практика. Лепка кольца и его украшение налепами из мелких орнаментальных деталей. Лепка цветов и фруктов. Покрытие изделий лаком и оформление природным материалом.

Цветы, веточки, бусы, медальоны и другие украшения.

Теория. Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие.

Практика. Лепка, сборка, оформление изделий из теста.

11. Панно и композиции (26 ч.).

Панно «День и ночь».

Теория. Панно на тему «День и ночь». Понятия: «сюжет».

Практика. Лепка панно по выбранной теме (составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок – составных частей изделий).

Композиция «На поляне».

Теория. Сложные композиции на тему «На поляне». Понятия: «сюжет», «иллюстрация», «персонаж».

Практика. Лепка композиций по выбранной теме (составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок – составных частей изделий).

Панно «Подснежник».

Теория: Панно на тему «Подснежник».

Практика: Лепка и роспись панно по выбранной теме (составление эскиза, изготовление шаблонов, лепка заготовок – составных частей изделий, раскрашивание и соединение деталей в единую композицию).

Лепка по выбору детей

Теория. Технология лепки отдельных деталей и их сборка в изделие.

Практика. Лепка, сборка, роспись и оформление изделий из теста.

Итоговое занятие «Лепка и фантазия»

Теория. Анализ работ, самоанализ, обсуждение

Практика. Организация выставки детских работ «Чему мы научились?».

Награждение победителей выставки. Мониторинг.

(Календарный учебный график-Приложение №1)


Планируемые результаты

Предметные:

По завершении реализации программы учащиеся будут

знать:

-базовую технологию изготовления поделок из глины и соленого теста

-приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями (пластмассовый нож, скалка, зубочистки, штампы и т.д.)

Метапредметные

уметь:

- создавать простые изделия из глины и соленого теста

- правильно организовать свое рабочее место

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с педагогом

- работать в паре и малых группах

Личностные

- сформировано эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности



Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы

Местом проведения занятий является помещение МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго.

Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий, оформленные стенды;

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;

– учебные и методические пособия;

– технологические карты по изготовлению изделий;

– фотографии;

– образцы изделий.

Основное оборудование для работы с глиной и тестом.

1.Резиновый мат для резки

2.Набор стеков (пластмассовые и деревянные).

3.Лопаточка с тонким краем.

4.Баночки и кисточки.

5.Зубочистки.

6.Бисер и бусины.

7.Скалки.

8.Набор фигурок и вырезок.

9.Проволока и фольга.

- информационное обеспечение:

аудио и видео аппаратура, компьютер, мультимедийное оборудование.

кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования Касьянова Светлана Львовна, квалификационная категория первая.

Курсы повышения квалификации по темам:

-«Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»;

-«Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: организационные условия и содержательные аспекты»;

-«Профилактика террористических и экстремистских проявлений в образовательном учреждении, а также проявление их идеологии»;

-«Развитие социально-гуманитарной направленности дополнительного образования сквозь призму образовательных изменений и вызовов»;

-«Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей».

«Дополнительное образование детей с ОВЗ: организационные условия и содержательные аспекты»

«Организация и осуществление образовательной деятельности по программам художественной направленности»


Формы организации занятий

- групповые, по подгруппам, парные, индивидуальные,


- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся: занятие-практикум, занятие-игра, занятие-конкурс, открытое занятие, выставка, творческая мастерская,

-по цели – вводное занятие, практическое занятие, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Оценочные материалы

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» (Приложение №2) который отражает изменения личностного развития учащихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.

Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:

- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «учащиеся должны знать»;

- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий,

отражающих специфику изучаемого предмета.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “ учащиеся должны уметь”.

Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.

Творческие навыки обучающегося в выполнении практических заданий

Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки учащихся. В этой группе представлены:

- учебно-интеллектуальные умения

- учебно-коммуникативные умения

- учебно-организационные умения и навыки

Методические материалы

Принципы реализации программы

Программа составлена с учетом общедидактических принципов и ведущих положений педагогики, психологии, теории и методики эстетического воспитания. Предусмотрен комплексный подход к отбору программного содержания и методики проведения занятий по изготовлению поделок из глины и соленого теста:

  • принцип гуманизации – ориентация учащегося в системе ценностей;

  • принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом усвоения материала от простого к сложному, в соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся;

  • принцип учета возрастных особенностей - динамика психических и физических возможностей учащихся

  • принцип наглядности – предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения;

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в своей работе использую следующие современные образовательные технологии:

Технологии личностно ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся

Технология индивидуализации обучения

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологии в процесс обучения активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.







Список литературы

Литература для педагога:

1.О.Белякова «Подарки своими руками» Москва 2008

2.Грушина Л.В.» Поделки из бумаги и соленого теста «Москва 2011

3.И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.

4.И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.

5.Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

6.М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто», М. 2010.

7.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

9. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

Список литературы для учащихся:

1. Антипова Н. «Соленое тесто. Необычные поделки» Ростов- на- Дону изд. «Владис» 2007г.

2. Морган С. «Научитесь лепить подарки», Минск, 2003г.

3. Пагельс С.А. «Мир глиняной игрушки», Москва, 2003г.

4. Романовская А.Л. «Подеки из соленого теста» Москва изд. АСТ «Харвест» 2006г.

5. Федотов Г. «Глина и керамика», Москва, 2004г.

6. Хоменко В.А. «Соленое тесто. Шаг за шагом» изд. «Книжкин клуб» 2007г.

7. Чаварра Х. «Ручная лепка», Москва, 2003г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!