МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ ___________ «__»__________2021г. Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря
Начальник лагеря : Биганашвили Галина Николаевна
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Капитошка- 2021» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направления деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложение. |
5 | Автор программы | Начальник лагеря |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | |
7 | Адрес, телефон | |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ СОШ |
9 | Количество, учащихся возраст учащихся | 15 учащихся ( 7-11 лет) |
10 | Сроки проведения, количество смен | 1.06-24.06 2021года, 1 смена |
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля
Артур Шопенгауэр
Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Пояснительная записка
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Греково- Степановской СОШ. В нем отдыхают учащиеся начального звена. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных и малообеспеченных семей, из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школы совместно с работниками сельской библиотеки и СДК.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
оздоровление воспитанников;
трудовая деятельность (занятость школьников в летний период);
организация досуга;
Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.
Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Цель и задачи программы
Цель – организация отдыха и оздоровление учащихся школы в летний период.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях современного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельности.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые при планировании и проведении
лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Художественно-творческое направление
Нравственно -патриотическое направление
Здоровый образ жизни
Досуговая деятельность
Экологическая деятельность
Эстетическая деятельность
Образовательная деятельность
Научно-познавательная деятельность
Здоровый образ жизни
Задачи:
● Активная и широкая пропаганда здорового образа жизни
● Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.
● Обучение приемам и методам оздоровления организма.
● Обеспечение качественным сбалансированным питанием учащихся.
Содержание деятельности:
Минутки здоровья «Закаливание»;
Утренняя гимнастика;
Контроль за качеством питания;
Ежедневный медосмотр;
Спортивные игры «Украденный полдник», «Тропою туриста», «Цветик-семицветик» и т.д.
Спортивные мероприятия;
Игра-путешествие « Страна Здоровья»;
«Самый смелый, быстрый, ловкий»;
«Юмор важен в спорте и не спорьте»;
Спортивно-экологическая игра «Веселая мозаика»;
« Хорошо играть вдвоём»- шашки, шахматы, теннис;
«Выходи играть со мной» (игры на воздухе) .
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи :
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общения с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение дома культуры, сельской библиотеки;
Конкурсы: « Фейерверк цветов и нежных лепестков» , «Ура! Каникулы!», «Дерево загадок» и др.;
Нравственно-патриотическое направление
Задачи:
Поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране.
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране
Воспитание в детях доброты, человечности, милосердия
Формирование у учащихся интереса к историческому прошлому страны.
Содержание деятельности:
Экскурсия в историко- краеведческий музей;
Игра-путешествие «Моя Россия»;
Уборка территории возле Братской могилы, возложение цветов;
«Игры народов России»;
Экскурсия «Мой край родной»;
Экологическая деятельность
Задачи:
Поддержание интереса к окружающему нас миру, природе
Формирование у детей правильного общения с природой, готовности защищать её.
Содержание деятельности:
экскурсия «Мой край родной»
викторина «Эти удивительные цветы»
викторина «Путешествие по экологическим тропам»
экскурсия на родник
конкурс рисунков «Наш дом планета Земля!»
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность ( конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия», конкурс «Портрет моего друга», «Карандаш пришел с друзьями, сказку нам нарисовал!»
Игровые творческие программы («Самый смелый, быстрый, ловкий», « Я на солнышке лежу»,«В поисках сокровищ»)
Творческие игры («Дорожная азбука», турнир «Морской бой»)
Выставки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Основные формы работы: экскурсии, прогулки в парк.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тренинги, которые помогают ребятам узнать о себе что-то нового.
Досуговая деятельность
Задачи :
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спектаклей, экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный – апрель-май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Капитошка- 2021»;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, приказы, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
Работа с родителями.
2 этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Запуск программы «Капитошка- 2021»;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3 этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
Работа творческих мастерских.
4 этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации;
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период.
Материальное обеспечение
Наименование | Применение | Источник финансирования и материальная база |
Два учебных кабинета школы | Комната отдыха, игровая комната | Материальная база школы. |
Компьютерный класс | Показ презентаций, нахождение информации | Материальная база школы |
Спортивная площадка | Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы |
Детская игровая площадка | Свободное время, игры по интересам | |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Фонд социального страхования |
Комнаты гигиены | Туалеты | Материальная база школы |
8.30 - 9.00 Сбор детей, медосмотр.
9.00 - 9.15 Линейка, зарядка.
9.15 – 10.00 Завтрак.
10.00 – 12.00 мероприятия по плану лагеря
12.00 – 12.30 – оздоровительные процедуры
12.30 – 13.10 – обед
13.10 – 14.00 – чтение книг, просмотр видеофильмов и мультфильмов, настольные игры
14.00-14.30- свободное время, игры по интересам
14.30- уход домой