СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Песчанокопская средняя общеобразовательная школа №1

им. Г.В. Алисова





«Рассмотрено»

на МО


Протокол № __ от « ______» 20___г.


«Рекомендовано»


Протокол педсовета № ____ от

«_____» 20___г.


«Утверждено»



Приказ № ___ от « _____» 20____г.








ПРОГРАММА


гражданско-патриотического воспитания

обучающихся начальных классов


«Растим патриотов и граждан России!»


(срок реализации 3 года)







Программу разработала

классный руководитель

2 класса

Степанцева О. Ф.








2021-2022уч. год

Пояснительная записка


В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.


Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания


С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Цель и задачи программы


Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны;

- углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения;

- пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи;

- углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России;

- воспитание уважения к защитникам Отечества;

- развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.


Содержание Программы


На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.



2 класс


«Моя малая родина»


Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

- расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края;

- воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины;

- пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы;

- закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.




№ п/п

Месяц

Название

Форма проведения

1.

сентябрь

«На волжском берегу»

Цикл классных часов

2.

октябрь

«Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живешь!»

Конкурс стихов, литературных работ и рисунков

3.

ноябрь

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

4.

декабрь

«День освобождения Сталинграда»

Экскурсия в краеведческий музей

5.

январь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

6.

февраль

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

7.

март


«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

8.

апрель


«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание


9.

Май


«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция



3 класс


«Россия – Родина моя».


Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.


Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.


№ п/п

Месяц

Название мероприятия

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Важные вопросы»

Диспут

2.

Октябрь


«Русский народный костюм»

Экскурсия в районный краеведческий музей

3.

Ноябрь

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецо

4.

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал


5.

Январь

«Преданья старины глубокой»

КТД


6.

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра



7.

Март


«Мы – граждане России»

КТД

8.

Апрель


«Земля - наш общий дом»


Экологический праздник.

9.

Май

«Этот День Победы»


Литературно-музыкальная композиция




4 класс


«Я - гражданин России».


Цель: Растить гражданина и патриота России.


Задачи:

- воспитание гражданственности национального самосознания детей;

- формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны;

- создание условий для реализации полезных дел.



№ п/п

Месяц

Название мероприятия

Форма проведения

1.

Сентябрь


«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал


2.

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3.

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4.

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

5.

Январь

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

6.

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества


7.

Март

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

8.

Апрель


«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

9.

Май


«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти


















Реализация программы



Программа рассчитана на 3 года и охватывает обучение детей со 2 по 4 классы.



Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость



1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:

- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

- сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».


2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

- к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

- к окружающей природе: создание Красной Книги района; участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».


3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
































Список используемой литературы



1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)


2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.


3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.


4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.


5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).


6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.


7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.




























Этот День Победы.



Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому


своей Родины.


Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.


2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой


Отечественной Войны.


3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.


Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.


Ход мероприятия.


Ученик. Приходят к дедушке друзья,


Приходят в День Победы.


Люблю по долгу слушать я


Их песни и беседы.



Я не прошу их повторять


Рассказов сокровенных:


Ведь повторять – опять терять


Товарищей военных,


Которых ищут до сих пор


Награды боевые.


Один сержант, другой майор,


А больше – рядовые.



Приходят к дедушке друзья,


Отпраздновать Победу.


Все меньше их, но верю я:


Они придут, приедут…



Ведущий: С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.


(звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)


Ученик. Ах, война, что ты сделала, подлая?


Стали тихими наши дворы.


Наши мальчики головы подняли,


Повзрослели они до поры.


На пороге едва помаячили


И ушли за солдатом солдат.


До свидания, мальчики! Мальчики!


Постарайтесь вернуться назад.


(выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)


Ученик. Мы по дорогам пыльным с боем щли,


От бомб земля дрожала, как живая,


Мы каждый метр своей родной земли


Отстаивали, кровью поливая.


Ученик. Когда от бомб, казалось мир оглох


И друг мой пал из нашей роты первым,


Я узнал: нужны не слезы и не вздох,


А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.


Ученик. Мне смерть страшна, но в битвах не робел,


В атаку шел – других не гнулся ниже,


Шел смело в бой, не потому что смел,


А потому, что трусость ненавижу.


Ученик. Свинцовая метелица мела,


Рвались снаряды, мины завивали.


И песня нашей спутницей была.


В бою. В походе. На ночном привале.


(Исполняется песня «В землянке».)


Ведущий: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.


В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.


Ученик. Война была священной.


В этом не усомнится даже тот,


Кто, прилетев с другой планеты,


Земли историю прочтет.


Ученик. Прочтет о том, как под луной


Страна возмездием жила.


Война священна, если Зоя,


Не дрогнув, к виселице шла.


Ученик. Война священна. И Матросов


Всей грудью лег на пулемет.


О, сколько русых и курносых


Во имя жизни смерть возьмет.


Ведущий. Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:


Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.


Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.


Ученик. Земли российской преданные дети,


Бессмертными вы стали на планете.


Навстречу солнцу чистыми руками.


Победы солнцу вознесли вы знамя.


Ученик. Стоял апрель, взбухали реки,


Жизнь пробуждалась ото сна.


Рождались в каждом человеке


Одна великая весна.


Ученик. Не перекликом журавлиным


Она была для нас близка,


Гремел апрель, и шли к Берлину


Смертельно храбрые войска


Ученик. Настал великий час расплаты,


Настал великий день земли,


Когда советские солдаты


Рубеж советский перешли.


Ученик. Рванулась грозная лавина


Стальной пехоты и машин.


Стремительно, неудержимо


С одною мыслью – на Берлин.


Ведущий. И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!


Этого праздника люди ждали 1418 дней.


Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.


Ученик. Был день, как день,


Светило солнце,


И ветер шарил по траве,


Я тосковал, смотрел в окно,


Отец на фронте, на войне.


И вдруг светлее стало в небе,


Прибоем радостной волны


Пришла к нам весточка: Победа!


И нет боев, и нет войны.


На печке дед заплакал старый,


Слез не скрывая, как малец,


И улыбнулась наша мама


Улыбкой счастья, наконец.


Четыре года папу ждали


Мы вместе с нею, словно век


И вот пришел под звон медалей


Родной и близкий человек.


Победа! Славная победа!


Какое счастье было в ней!


(Песня «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, грам. запись)


Ученик. В девятый день ликующего мая,


Когда легла на землю тишина,


Промчалась весть от края и до края:


Мир победил! Окончена война!


Ученик. Без малого 4 года


Гремела грозная война.


И снова русская природа


Живого трепета полна.


Ученик. И ты дорогою обратной


Непокоряемый вовек,


Идет, свершивши подвиг ратный,


Великий русский Человек.


Ученик. Он сделал все, он тих и скромен,


Он мир от черной смерти спас.


И мир, прекрасный и огромный


Его приветствует сейчас.


Ученик. Мы здесь с тобой не потому, что дата,


Как злой осколок память жжет в груди.


К могиле неизвестного солдата


Ты в праздники и в будни приходи.


Ученик. Он защищал тебя на поле боя.


Упал, ни шагу не ступив назад


И имя есть у этого героя –


Великой Армии простой солдат.


(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)


Ученик. Война закончилась,


Но песней опаленной


Над каждым домом


До сих пор она кружит,


И не забудем мы,


Что 20 миллионов


Ушли в бессмертие,


Чтоб с нами жить.


Ведущий. В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.


(минута молчания)


Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.


Ученик. Спасибо Вам, Солдаты!


Вы в битве Родину спасли


Преодолели все преграды.


Спасибо вам от всей земли,


За все спасибо вам, солдаты.


И в добрый час, счастливый час,


Час мирного рассвета,


Во имя вас, во имя вас,


Мы празднуем Победу!


Ученик. Как вы вступали в города!


Навстречу вам бежали дети.


Вам благодарны навсегда


Мы все, живущие на свете.


Ученик. Чтоб не лежал весь мир во мгле,


Себя в бою вы не щадили,


И сколько людям на земле


Вы счастье жизни подарили.


От всех, кто вами был спасен,


От всех, кто ныне рядом,


Примите наш земной поклон,


Советские солдаты!


^ Песня «Пусть всегда будет солнце».



Добрым людям на загляденье


Золотая хохлома



Цель: Познакомить детей с русским народным промыслом.


Задачи: 1. Расширять знания детей о народных промыслах в нашем городе.


2. Воспитывать интерес к народному искусству, уважение к труду и


таланту людей.


Оформление: выставка посуды, фотографии художниц сувенирного цеха


Богучарского лесхоза, работы детей



Ведущая. Кисть хохломская! Большое спасибо!


Ты, как душа у народа красива!


Сказывай сказку для радости жизни!


Ты, как и люди служишь отчизне!


Есть в Богучарском лесхозе сувенирный цех. Трудятся в нем замечательные художницы, расписывающие посуду, ложки, сувениры хохломской росписью. Сегодня мы совершим заочное путешествие в те давние времена, когда зарождался этот народный промысел, узнаем и о дне сегодняшнем золотой хохломы.


Откуда же появилось это удивительное искусство?


Ученик: Разное сказывают старики. Будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе кашку пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. Прикоснулась вдруг жар-птица крылом к чашке и чашка золотой стала. Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота?


Учитель. Хохломская роспись – одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах VI века. Еще при Царе Иване Грозном о Хохломе узнали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».


Больше всего в селе и в окрестных деревнях занимались обработкой дерева.


Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина.


Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках X-XIII веков.


Посуды требовалось большое количество, ведь дерево быстро изнашивалось, поэтому уже в XVI веке посуду делали на продажу и привозили на рынки сотнями и тысячами штук.


Заметили, что промасленные стенки посуды легче моется, дольше сохраняется посуда, возможно, тогда стали покрывать ее олифой.


Ученик. Жил я жил,


Забот не зная. Да свела меня с ума,


Золотая, расписная,


Огневая Хохлома


Ученик. Погляжу из-под ладони:


Затопляя берега,


Входят бронзовые кони


На поемные луга.


Ученик. Речка сизая дымится,


Раздается небосвод,


И на красной колеснице


Солнце рыжее плывет.


Ученик. Подступает к горлу песня,


Моя сладкая беда,


Я искал ее, не зная,


Что придет она сама,


Словно эта расписная,


Огневая Хохлома.


(выходят дети с изделиями хохломской росписи)


Ученик 1. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность, придавая предметам неповторимый, нарядный облик.


Ученик 2. простые по форме миски, чашки. Ложки, солонки радуют глаз богатым узором! Каждое изделие расписано своим неповторимым узором, ведь расписывают их не по образцу, каждый мастер создает свой, каждый раз новый, узор, передает иное настроение.


Ученик 3. Выросла золотая травка на ложке. Расцвел красный цветок на плашке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду птица - золотое перо. Вы уже подумали сказка началась? А это – быль! Это Золотая Хохлома.


Ученик 4. В лесных заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи издавна делали и расписывали деревянную посуду. Катят груженые посудой подводы, везут в большое село Хохлому кулигинские и семенские мастера свой товар. Оттуда жар-птицами размеряется миски да ложки по ярмаркам.


Ученик. – Кому посуда для кашки – окрошки?


- Чудо блюда да чашки – ложки?


- Откуда посуда?


- Это к вам приехала сама Золотая Хохлома.


Так и повелось. Вот и зовут, по сей день расписную посуду хохломской.


Учитель. В Заволжье, где много лесов родился этот промысел. А как же расписные ложки, вазы, салатницы появились в нашем степном Богучаре?


А было это так.


В 80х годах XX в. директор богучарского лесхоза Колесников Федор Григорьевич на выставке увидел расписную деревянную посуду и так она ему на душу легла, что стал он искать в Богучаре людей умеющих ложку резать. И нашлась одна женщина - ложкарка- Родионовна. Родом она из горьковских мест была. И художница нашлась – Лобастова Фаина Васильевна. Она и стала первым главным художником. В конце 1974 года открылся сувенирный цех. В 1975 году начали точить деревянную посуду и у цеха появился первый начальник: Кусурова Г.П. Галина Петровна руководила цехом 22 года. Богучасркую посуду отправляли во все республики бывшего СССР, она считалась хорошим подарком.


Богучасркая посуда не раз выставлялась на ВДНХ и, даже на международных выставках в Англии и Монреале. Она пользовалась большой популярностью. Рекордная партия посуды была изготовлена 1980 г., в год Олимпиады в Москве.


Изделия богучарских мастериц разлетелась по всему миру, сувениры с большим удовольствием раскупали иностранные гости.


В сувенирном цехе работали замечательные мастерицы. Чижмина А.Н. начинала простым художником. А затем стала гл. художником. Все, кто работал с ней, говорят о ее таланте.


Бабушка нашего ученика Миши Чайкина – Чайкина Н.А. тоже работала в сувенирном цехе. Послушайте ее рассказ.


^ Слово Чайкиной Н.А.


Учитель: Для Нины А. наши девочки приготовили частушки.


Велика Россия наша,


И талантлив наш народ.


О Руси родной умельцах


На весь мир молва идет.


Золотая Хохлома


Ее не налюбуешься


И в Париже, и в Нью-Иорке


Хохлома красуется.


3. В Богучаре есть посуда,


Сколько радости для глаз!


Подрастают мастерицы,


Может быт, и среди нас.


Ты играй, моя гармошка,


Ты, подруга, подпевай.


Мастеров Руси великой


Во весь голос прославляй.


Учитель: В наше время хохломская роспись обрела мировую известность, стала замечательным явлением народного искусства России. Тайны народного промысла в народных руках современных мастериц, художниц.



Классный час «Мы живем в России»



^ Цель: Формирование у детей знаний о стране, в которой они родились и живут.



Задачи: 1. Знакомить детей с государственными символами страны.


Расширять знания об истории и традициях своей страны.


Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.



Оформление: плакаты с изображением герба, флага, гимн России, фотографии городов, картины природы, карта страны.


(звучит песня: «Вижу чудное приволье»)


Учитель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как называют народ населяющий Россию? Вы все- россияне. С рождения вы получили звание - гражданин России. Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ее символах, традициях.


Ученик. Великую землю,


Любимую землю. Где мы родились и живем,


Мы Родиной светлой,


Мы Родиной милой,


Мы Родиной нашей зовем.


Ученик. Почему нашу страну называют «Россия?»


Ученица. В стародавние времена ее называли Русью. Ученые считают, что слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло есть у реки.


Ученик. Русь-страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну Россией.


Ученик. За ясные зори, умытые росами,


За русское поле с колосьями рослыми.


За реки разливные в пламени синем


Тебя по-славянски назвали Россия.


Россия… Россия …


Раздолье… Равнины…


Березы босые, седые осины,


Все дорого с детства,


Все памятно с детства,


И все же не можем никак наглядеться.


Ученик. Багряное солнце рассеяло тьму,


Готовясь к большому пути, -


Немало придется трудиться ему,


Чтоб нашу страну обойти.


Ученик. Громады лесов осветила заря.


Степей бесконечную ширь,


Высокие горы, большие моря


Хабаровск, Москву и Сибирь.


Ученик. На юге - тепло и ни облачка нет,


На севере – тучи и лед.


На Балтике – ночь,


На Приморье – рассвет,


И всюду работа идет.


Учитель: Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. км2. Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.,


пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1е в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.


- Каждое государство имеет символы. Назовите их.


Ученик. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом.


Ученик. Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага.


Ученик. Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя. Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров


(Исполняется гимн, стоя).


Учитель. Покажите на карте главный город нашей страны.


Ученик. Нет тебе на свете равных,


Стародавняя Москва!


Блеском дней, вовеки славных


Будешь ты всегда жива!


Расширяясь, возрастая,


Вся в дворцах и вся в садах,


Ты стоишь, Москва святая,


На своих семи холмах.


(Песня О. Газманова «Москва»)


Ученик. Россия, Россия – края дорогие,


Здесь издавна русские люди живут,


Они прославляют просторы родные,


Раздольные песни поют.


(Песня «Родная страна»)


Ученик. Если скажут слово «родина»,


Сразу в памяти встает


Старый дом, в саду смородина,


Толстый тополь у ворот.


Ученик. У реки березка – скромница


И ромашковый бугор…


А другим, наверно, вспомнится


Свой родной московский двор.


Ученик. Или степь от маков красная,


Золотая целина…


Родина бывает разная,


Но у всех одна!


Учитель. У каждого человека есть Родина, место, где родился и живет. Каждый человек любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето. Человек любит людей с которыми живет, любит свой народ. Вы родились в Богучаре, это ваша малая родина.


Ученик. Самый песенный, самый милый,


Несравненный ты, город степной,


Обниму тебя с нежною силой


И навеки останусь с тобой.


Ученик. Обниму твои горы у Дона,


Богучарки заветную гладь.


Осеню тебя трижды поклоном,


В одах буду тебя величать.


Ученик. Тихий город. Воистину чистый.


Хлебосольный. С открытой душой.


Богучар ныне – город танкистов.


Я люблю тебя, город степной.


И. Пахомов


Учитель. Берегите Россию-


Нет России другой.


Берегите ее тишину и покой.


Это небо и солнце,


Этот хлеб на столе.


И родное оконце.


В позабытом селе…


Берегите Россию-


Без нее нам не жить.


Берегите ее, чтобы вечно ей быть!


Давайте не клясться в любви своей Родине, а любить всем сердцем свою землю и беречь ее.


Скачать

© 2024, 41 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!