СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Юные инспекторы дорожного движения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юные инспекторы дорожного движения"»


МОУ Рязанцевская СОШ


«Утверждаю»

Директор МОУ Рязанцевская СОШ

______________ И.Н.Сергеева

« 01» сентября 2016 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юные инспекторы дорожного движения»

для учащихся 5 класса


срок реализации 2016-2017 у/г




Составил:

Учитель: Кожемякина М.Г.



















2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности социальной направленности разрабо­тана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд про­блем. Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных проис­шествий. Для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необхо­димо обучать детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и спо­собствовать формированию у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и час­то подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное проис­шествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил физической травмы, психическое состояние ребенка может быть нарушено. Одним из методов решения про­блемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо сформи­ровать знания о Правилах дорожного движения и поведении на проезжей части. Выполне­ние всех требований к правилам дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.


Общая характеристика программы

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» входит во внеурочную деятель­ность по направлению социализации личности учащихся в обществе.

Программа составлена по трём основным видам деятельности:

  • ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах населённых пунктов;

  • творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ори­ентации учащегося в дорожной среде);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
    безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для
    этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных
    упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).


Основными направлениями работы является:

1. Изучение детьми Правил дорожного движения.

  1. Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травма­тизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

  2. Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами регулирования до­рожного движения.

  3. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.

  4. Воспитание дисциплинированности, ответственности за свои поступки.


Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения»:

вовлечь учащихся 11 -12 лет в деятельность по профилактике детского дорожного трав­матизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопас­ность дорожного движения. Занятия проводится один раз в неделю.

Задачи:

  1. обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах

  2. познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД

  3. дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травма­тизма

  4. научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в до­рожно-транспортных происшествий

  5. развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профес­сиональном самоопределении детей.


Занятия, кроме педагога, могут проводить специалисты ГИБДД в учебном классе, освещенном соответствующим оборудованием.

В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движе­ния на улицах и дорогах, агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков пра­вил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.

Итоги освоения проводятся в форме игр - состязаний, в форме отчетного театрали­зованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.


Актуальность:

Значительный рост травм и гибели детей на дорогах города, заставляет задуматься о развитии новых программ и пропаганде безопасности дорожного движения.


Принципы программы:

  • Систематическое дополнительное образование как механизм обеспечения полноты всестороннего развития личности учащегося.

  • Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профес­сионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.

  • Учёт возрастных особенностей детей.

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования.

  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.


Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельно­сти. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, привлечение учащихся начальной шко­лы, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, привлечение инспектора ГИБДД.


Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.



Условия реализации программы

  1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).

  2. Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).

  3. Кадровое обеспечение ( руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).

  4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.).


Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здо­ровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-
нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспекторы дорожного движения»

  • способность к адекватной самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:

• использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Ожидаемые результаты:

будут знать:

  • историю возникновения ПДД;

  • безопасный путь из дома до школы;

  • дорожные знаки; сигналы светофора;

  • виды транспорта;

  • причины ДТП;

  • правила поведения в транспорте.

будут уметь:

  • применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить ули­цу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;

  • выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;

  • оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности;

  • предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.


Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

  • игр-состязаний;

  • анализ результатов деятельности


Основные направления работы юных инспекторов движения.

  1. Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.

  2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожною движения.

  3. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.

  4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасности движения.

  5. Организация работы с юными велосипедистами.  


Структура и организация работы отряда юных инспекторов движения.

Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.

Отряд создается при наличии не менее 6 человек.

Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.


Обязанности и права юного инспектора движения.

Юный инспектор движения обязан:

  1. Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.

  2. Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.

  3. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.

  4. Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.

  5. Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.


 Юный инспектор движения имеет право:

    1. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.

    2. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.

    3. Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.

    4. Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на городские, областные слеты юных инспекторов движения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:

В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 5-го класса должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;

  • безопасные участки улиц и дорог в селе;

  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. 

Учащиеся 5-го класса должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
    при посадке и высадке из общественного транспорта;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. 

Учащиеся 5-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся 5-го класса:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

  • самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.


Клятва юного инспектора движения


Я (фамилия, имя), вступая в члены отряда юных инспекторов движения, клянусь:

  • быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;

  • всегда приходить на помощь тому, кому трудно;

  • хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят;

  • непримиримо относиться к нарушителям Правил дорожного движения.

Для выполнения возложенных на меня обязанностей:

  • постоянно совершенствовать свои знания;

  • активно участвовать в работе отряда ЮИД;

  • закалять волю;

  • значь о славных и героических делах Государственной инспекции безопасности дорожного движения

  • быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члене отряда ЮИД


Календарно - тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание занятий, оборудование

Тео­рия

Практика

Дата проведения

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка

1 ч

Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

1

-


2

3

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год.

2 ч

Знакомство с положение об отряде ЮИД.

1

1


4

Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения.

1 ч

Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

1

-


5

Основные понятия и термины ПДД

1 ч

Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения

1

-


6

7

Дорожные знаки и дополнительные средства информации


2 ч

Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

1

1


8

9

Правила движения пешехода.

2 ч

Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

1

1


10

11

Где и как переходить улицу?

Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

1

1


12

13

Элементы улиц и дорог.

2 ч

Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

1

1


14

Регулируемый перекрёсток

1 ч

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулиру емом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.


1


15

Нерегулируемый перекрёсток

1 ч

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегаю щие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями


1


16

17

Правила движения велосипедистов.


2 ч

Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

1

1


18.

Дорожные ловушки

1 ч

Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части

1



19

Ожоги и обморожения

1 ч

ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.


1


20

Виды кровотечений

1 ч

Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).


1


21

Транспортировка пострадавших

1 ч

Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)


1


22

Травма головы, грудной клетки, живота.

1 ч

Понятие травмы. ПМП при черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота.


1


23

Шок, обморок.

1 ч

Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке, обмороке


1


24

Переломы

1 ч

Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти


1


25

Первичное реанимационное пособие

1 ч

Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях:

1. Пострадавший без сознания;

2.Обеспечение проходимости дыхательных путей;

3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;

4. Проведение закрытого массажа сердца;

5. Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком;

6. Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя.

1

-


26

Виды и техника наложения повязок.

1 ч

Общие правила наложения повязок. Наложение повязки:

- при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная);

- при травме глаза; на оба глаза;

- при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная);

- на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся);

- при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).

-

1


27

Медицинская аптечка

1 ч

Применение лекарственных средств

-

1


28

Основы страхования.

1 ч

Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров

1



29

Подготовка и выступление агитбригады.

1 ч

Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД


1


30

31

Подготовка плаката

2 ч

Сбор информации для плаката.

-

2


32

Участие в конкурсах

1 ч

Конкурс рисунков по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

-

1


33

Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД

1 ч

Соревнование «Ловкие, смелые, умелые».


1


34

Закрепление знаний по ПДД

1 ч

Тестирование по ПДД


1





Список литературы:


Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения /В.В. Головко. – М., 2007.

Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М., 2008.

Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком /С.Ф. Зеленин. – М., 2007.

Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. – М. , 2004.

Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.

Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образо­вательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.

Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руко­водство).

“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)

Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.-(Безопасность на улицах и дорогах).

Материалы газеты «Добрая дорога детства».

«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.

Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

«Советы дяди Степы». «Азбука дорожной безопасности».1-4 класс, Р.П.Бабина.

Энциклопедия «Все обо всем».

Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!