МОУ Рязанцевская СОШ
«Утверждаю»
Директор МОУ Рязанцевская СОШ
______________ И.Н.Сергеева
« 01» сентября 2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
для учащихся 5 класса
срок реализации 2016-2017 у/г
Составил:
Учитель: Кожемякина М.Г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности социальной направленности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучать детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и способствовать формированию у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил физической травмы, психическое состояние ребенка может быть нарушено. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо сформировать знания о Правилах дорожного движения и поведении на проезжей части. Выполнение всех требований к правилам дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Общая характеристика программы
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах населённых пунктов;
творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для
этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных
упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Основными направлениями работы является:
1. Изучение детьми Правил дорожного движения.
Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения.
Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
Воспитание дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения»:
вовлечь учащихся 11 -12 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Занятия проводится один раз в неделю.
Задачи:
обучить правилам безопасного движения на дорогах и улицах
познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествий
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.
Занятия, кроме педагога, могут проводить специалисты ГИБДД в учебном классе, освещенном соответствующим оборудованием.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.
Итоги освоения проводятся в форме игр - состязаний, в форме отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Актуальность:
Значительный рост травм и гибели детей на дорогах города, заставляет задуматься о развитии новых программ и пропаганде безопасности дорожного движения.
Принципы программы:
Систематическое дополнительное образование как механизм обеспечения полноты всестороннего развития личности учащегося.
Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.
Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, привлечение учащихся начальной школы, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, привлечение инспектора ГИБДД.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Условия реализации программы
Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
Кадровое обеспечение ( руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД).
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.).
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-
нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспекторы дорожного движения»
способность к адекватной самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
• установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
• использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты:
будут знать:
историю возникновения ПДД;
безопасный путь из дома до школы;
дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила поведения в транспорте.
будут уметь:
применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;
выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности;
предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
игр-состязаний;
анализ результатов деятельности
Основные направления работы юных инспекторов движения.
Воспитание у членов отряда ЮИД преданности своей Родине на героических, боевых и трудовых традициях милиции, формирование у них правосознания, гуманного отношения к людям, чувства товарищества.
Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожною движения.
Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе.
Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах, организация деятельности школьных площадок безопасности движения.
Организация работы с юными велосипедистами.
Структура и организация работы отряда юных инспекторов движения.
Членами отрядов юных инспекторов движения могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
Отряд создается при наличии не менее 6 человек.
Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.
Обязанности и права юного инспектора движения.
Юный инспектор движения обязан:
Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения.
Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
Укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Юный инспектор движения имеет право:
Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
Участвовать в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы по соблюдению Правил дорожного движения, организации разумного досуга детей и подростков.
Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, направляться на городские, областные слеты юных инспекторов движения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 5-го класса должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в селе;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся 5-го класса должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Учащиеся 5-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся 5-го класса:
устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Клятва юного инспектора движения
Я (фамилия, имя), вступая в члены отряда юных инспекторов движения, клянусь:
быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят;
непримиримо относиться к нарушителям Правил дорожного движения.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей:
постоянно совершенствовать свои знания;
активно участвовать в работе отряда ЮИД;
закалять волю;
значь о славных и героических делах Государственной инспекции безопасности дорожного движения
быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члене отряда ЮИД
Календарно - тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание занятий, оборудование | Теория | Практика | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 1 ч | Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. | 1 | - | |
2 3 | Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. | 2 ч | Знакомство с положение об отряде ЮИД. | 1 | 1 | |
4 | Права и обязанности, ответственность участников дорожного движения. | 1 ч | Обязанности водителя, пешехода, пассажира. | 1 | - | |
5 | Основные понятия и термины ПДД | 1 ч | Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения | 1 | - | |
6 7 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации | 2 ч | Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса. | 1 | 1 | |
8 9 | Правила движения пешехода. | 2 ч | Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. | 1 | 1 | |
10 11 | Где и как переходить улицу? | 2ч | Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. | 1 | 1 | |
12 13 | Элементы улиц и дорог. | 2 ч | Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. | 1 | 1 | |
14 | Регулируемый перекрёсток | 1 ч | Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулиру емом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. | | 1 | |
15 | Нерегулируемый перекрёсток | 1 ч | Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегаю щие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями | | 1 | |
16 17 | Правила движения велосипедистов. | 2 ч | Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. | 1 | 1 | |
18. | Дорожные ловушки | 1 ч | Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части | 1 | | |
19 | Ожоги и обморожения | 1 ч | ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. | | 1 | |
20 | Виды кровотечений | 1 ч | Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). | | 1 | |
21 | Транспортировка пострадавших | 1 ч | Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска) | | 1 | |
22 | Травма головы, грудной клетки, живота. | 1 ч | Понятие травмы. ПМП при черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота. | | 1 | |
23 | Шок, обморок. | 1 ч | Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке, обмороке | | 1 | |
24 | Переломы | 1 ч | Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти | | 1 | |
25 | Первичное реанимационное пособие | 1 ч | Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях: 1. Пострадавший без сознания; 2.Обеспечение проходимости дыхательных путей; 3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»; 4. Проведение закрытого массажа сердца; 5. Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком; 6. Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя. | 1 | - | |
26 | Виды и техника наложения повязок. | 1 ч | Общие правила наложения повязок. Наложение повязки: - при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная); - при травме глаза; на оба глаза; - при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная); - на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся); - при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо). | - | 1 | |
27 | Медицинская аптечка | 1 ч | Применение лекарственных средств | - | 1 | |
28 | Основы страхования. | 1 ч | Правила страхования. Правила страхования имущества, жизни. Деятельность страховых компаний. Заключение договоров | 1 | | |
29 | Подготовка и выступление агитбригады. | 1 ч | Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД | | 1 | |
30 31 | Подготовка плаката | 2 ч | Сбор информации для плаката. | - | 2 | |
32 | Участие в конкурсах | 1 ч | Конкурс рисунков по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» | - | 1 | |
33 | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | 1 ч | Соревнование «Ловкие, смелые, умелые». | | 1 | |
34 | Закрепление знаний по ПДД | 1 ч | Тестирование по ПДД | | 1 | |
Список литературы:
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения /В.В. Головко. – М., 2007.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М., 2008.
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком /С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. – М. , 2004.
Куперман А.И. Безопасность дородного движения. – М. , 2008. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).
“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.-(Безопасность на улицах и дорогах).
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
«Советы дяди Степы». «Азбука дорожной безопасности».1-4 класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .