СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации к школьному обучению "Лесная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика показала,что наиболее целесообразно проводить занятия не реже 2-3 раз в неделю. Каждое занятие состоит из шести заданий. Инструкции и методические рекомендации к каждому заданию не меняются на протяжении всего курса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации к школьному обучению "Лесная школа"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя школа









ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников

к школьному обучению “Лесная школа”








Выполнила: педагог-психолог,

Сморгун Галина Константиновна









2024 год

Пояснительная записка

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».

Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

  7. Профилактика школьной дезадаптации.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, Сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Показатели неблагоприятной психологической адаптации.

- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

Сформированность УУД.

  1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Занятия проводятся периодичностью один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.

Все занятия из программы имеют структуру сказкотерапевтических:

1-й этап. Ориентация. Знакомство.

2-й этап. Ритуал “вхождения” в сказку

3-й этап. Рассказывание, чтение и сочинение сказки. Анализ сказки.

4-й этап. Драматизация.

5-й этап. Ритуал “выхода” из сказки (доложен быть таким же как и ритуал “вхождения”).

6-й этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7-й этап. Резюмирование.

Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:

  • Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.

  • Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.

  • Развить творческий потенциал и креативность.

  • Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.

Использование сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации. Она помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Изотерапия облегчает адаптацию к повседневной жизни и занятиям в школе.

На первых занятиях первоклассники на ватмане после чтения и обсуждения сказок раскрашивают рисунок «Лесная школа», что развивает сплочение коллектива. На следующих занятиях ученик раскрашивает лесных школьников. Лучшие рисунки вырезаются и наклеиваются на ватман.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Сказки об отношении учеников к вещам

В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности - учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут предлагаемые сказки

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.

В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.

Сказки о здоровье и о том, как стать большим.

Первый класс для детей - это серьезное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно-кишечные расстройства и др.). А если ребенок ограничивает свое пребывание на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности, можно сказать, обеспечены. Требования родителей, строгие убеждения педагогов, к сожалению, малоэффективны. Может быть, поможет сказкотерапия?

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии.






Тематический план занятий

Этапы

занятий



Темы занятий


Этап 1

Ориентация

повторение

Этап 2

ритуал

входа

Этап 3

Расширение кругозора

Анализ сказки

Этап 4

Закрепление

Игры, спектакли,

Поделки, рисунки

Этап 5

Интеграция.

Обсуждение игрового опыта

- Что возьмете с собой?

- Какой урок?

Этап 6

Резюме.

Этап 7

Ритуал выхода


РАЗДЕЛ 1. Адаптация школьников.

  1. Создание лесной школы



  • Цель занятий

  • Знакомство

  • Игра «доброе утро»

  • Беседа лесных животных

Упр. Нарисуй какой ты видишь класс «Лесной школы»

сказка «Создание лесной школы»


  • Рисунок «Лесная школа»

  • Мечты сбываются

  • Все дети дол-жны учиться

  • Учеба начина-ется 1 сентября

Сегодня мы впервые побывали в сказке, увидели лесную школу и нарисовали её

Упр. Воображение

  1. Букет для учителя

  • Игра «4 стихии»

  • Игра «кого не хватает?»

  • Повторение пройденного

Упр. Цветы графический рисунок

Сказка «Букет для учителя»

  • Проигрывание сказки, маски 5 зверей

  • Рисунок «букет для учителя»

  • В школе есть уроки и перемены

Сегодня мы познакомились с новыми играми, побывали в роли самих зверей, нарисова- ли прекрасные букеты

Упр. Цветы графический рисунок

  1. Смешные страхи

  • Игра «доброе утро»

  • Упр. Знакомство «Имя +любимое занятие»

  • Повторение пройденного

Упр. Ручеек

Сказка «Смешные страхи»

  • Упр. «Страхи»

  • упр. «Покажи страшилку»

  • Упр. «Мои страхи»



  • Не нужно слушать чужих угроз и страшилок

С помощью упражнений мы закрепили полученный из сказки опыт. Итог- все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться.

Упр. Ручеек

  1. Игры в школе

  • Беседа «Чем школьник отличается от дошкольника?»

  • Игра «поведение школьника или…»

  • Повторение пройденного

Графический диктант «Белочка»

Сказка «Игры в школе»

  • Упр. «урок или перемена»

  • Рисунки-загадки

  • Знакомство с нешумными играми


  • На перемене можно играть в спокойные игры

  • Бегать, прыгать можно в спортзале

Дети научились отличать школьника от дошкольника,

узнали, в какие игры можно играть на перемене.

Графический диктант «Белочка»

  1. Школьные правила


  • Игра «нос, пол, потолок»

  • Беседа о правилах школьной жизни

  • Повторение пройденного

Настольные игры

Сказка «Школьные правила»

Задание:

  • сочинить свой стих о правиле

  • нарисовать правило

  • игра «Разыскивается»

  • В мире существует много правил

  • Правила нужно соблюдать

Дети познакомились со школьными правилами, попробовали сочинить свой стих о правиле

Настольные игры



РАЗДЕЛ 2. Отношение к вещам

  1. Как собирать портфель?

  • Сказка «Федорино горе»

  • Повторение прйденного

Игра «лабиринт»

Сказка «Как собрать портфель?»

  • Рисунки-загадки «Что в портфеле?»

  • Упр. Ласковый дождь»


  • В школу берем только нужные вещи

  • Школьные принадлежности раскладываем по отделениям

Дети узнали, как правильно собирать портфель.

Придумывали и рисовали загадки «Что в портфеле?»

Выполнили упражнения для закрепления опыта.

Игра «лабиринт»

  1. Белочкин сон

  • Игра «доброе утро»

  • Упр.Знакомство «Имя + любимое время года»

  • Повторение пройденного

Волшебная дорожка

Сказка «Белочкин сон»

  • Инсценировка сказки по ролям

  • Упр. «Волшебная палочка»

  • Обо всех своих вещах нужно заботиться

Дети проиграли сказку по ролям, закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Волшебная дорожка

  1. Госпожа Аккуратность

  • Игра «рыба, птица, зверь»

  • Упр. «тепло рук»

  • Повторение пройденного

Графический диктант «Кораблик в море»

Сказка « Госпожа Аккуратность»

  • Драматизация сказки с помощью кукол

  • Беседа о дежурных

  • Игра «Госпожа аккуратность» по сказке

  • Упр. «Один или два

  • Надо быть аккуратными, не лениться

  • Дежурные отвечают за чистоту в классе

Дети познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки они узнали, что такое аккуратность.

Разыграли сказку с помощью кукол. Узнали о роли дежурных в школе.

Графический диктант «Кораблик в море»

  1. Жадность

  • Упр. Знакомство «Имя +любимый цвет»

  • Упр. «Поймай взгляд»

  • Повторение пройденного

Волшебная палочка

Сказка «Жадность»

  • Беседа о добрых поступках

  • Упр. «Давай помиримся!»

  • Игра «Клубочек»

  • Жадность – не аккуратность. Она – причина ссоры.

  • Необходимо совершать добрые поступки

Познакомились с новыми упражнениями, с понятием жадность. Узнали, как избавиться от жадности.

Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Волшебная палочка

  1. Волшебное яблоко

(воровство)

  • Игра «доброе утро»

  • Игра «Съедобное – несъедобное»

  • Повторение пройденного

Волшебное яблоко

Сказка «Волшебное яблоко»

  • Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства

  • Вылепить из пластилина любимый фрукт

  • Игра «Разыскивается

  • Воровать нельзя. Это плохо.

Познакомились с новыми играми. Узнали о чувстве вины и стыда, которые испытывает один из главных героев.

Побывали в роли этих героев, прочувствовали все эмоции на себе.

Волшебное яблоко

  1. Подарки в день рождения




  • Упр. «Воздух, земля, вода» Упр. Знакомство «Имя +любимое животное»

  • Повторение пройденного

Волшебный клубочек

Сказка «Подарки в день рождения»

  • Инсценировка сказки

  • Игра «Дорисуй»

  • Упр. «Подарок»

  • Игра «Комплименты»

  • Выбирай подарок другу так, как себе.

  • Он должен быть полезен и приятен.

Познакомились с новыми упражнениями. Узнали, какие подарки можно дарить другу. Побывали в роли главных героев.

Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений.

Волшебный клубочек



РАЗДЕЛ 3. Отношение к урокам и знаниям.


  1. Домашнее задание

  • Упр. «Кошка-собака»

  • Упр. «Для чего дети ходят в школу?»

  • Повторение пройденного

Свеча

Сказка «Домашнее задание»

  • Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства

  • Упр. «Цветной предмет»

  • Упр. «узоры и волшебные лесенки»


  • Домашнее задание – делай сам!

Познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки узнали о домашнем задании, кому и для чего его задают.

Побывали в роли главных героев, прочувствовали их эмоции на себе.

Закрепили полученный опыт с помощью упражнений

Свеча

  1. Школьные оценки

  • Игра «Доброе утро»

  • Упр. Знакомство «Имя +любимая сказка»

  • Повторение пройденного

Ладошки

Сказка «Школьные оценки»

  • Упр. «Настроение»

  • Упр. «Оцени поступок»

  • Упр. «Покажи дневник маме»

  • Оценка и отметка – разные понятия.

  • Оценивать можно с помощью мимики, голоса, жеста, слов.

  • Отметка м.б.: 5,4,3,2,1.


Познакомились с понятиями отметка и оценка. Научились их различать.

Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Ладошки

  1. Ленивец

Фото ленивца

  • Игра «слушай хлопки»

  • Повторение пройденного

Релакс. Упр.Путешествие на облаке

Сказка «Ленивец»

  • Инсценировка сюжета сказки на песке

  • Упр. «росток»

  • Игра «Птицы летают»

  • Не ленись, а то станешь похож на ленивца!

Познакомились с новыми играми упражнениями. Узнали о новом животном. Поработали с песком.

Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений

Релакс. Упр Путеше-ствие на облаке

  1. Списывание

  • Игра «Снежинка»

  • Игра «Что я люблю делать?»

  • Повторение пройденного

Змейка

Сказка «Списывание»

  • Проигрывание сюжета сказки.

  • Игра «Зеркало»

  • Упр. «Копилка трудностей»

  • Списывать нельзя. Задание выполнять нужно самому.

Познакомились с новыми играми. Узнали, к чему приводит списывание. Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений

Змейка

  1. Подсказка

  • Упр. «Огонь – лед"

  • Игра «передай маску»

  • Повторение пройденного



Волшебный лепесток

Сказка «Подсказка»

  • Проигрывание сказки, изобразить эмоции и чувства

  • Игра «Сова»

  • На уроке не отвлекайся, слушай учителя.

Познакомились с новыми играми и упражнениями. Из сказки узнали о том, что бывает, если на уроке не слушать учителя. Побывали в роли сказочных героев. Отыграли на себе их эмоции и чувства.

Волшебный лепесток



РАЗДЕЛ 4. Отношение к здоровью.

  1. Режим. Телевизор.

  • Игра «Доброе утро»

  • Упр. «молекулы»

  • Повторение пройденного

паутина

Сказка «Режим. Телевизор»

  • Закончи сказку о поющем цветке

  • Беседа о режиме дня

  • Упр. «Порядок»

  • Нельзя долго смотреть ТV, играть на компьютере Вредно для здоровья.

Познакомились с новыми упражнениями. Узнали о том, что нельзя долго смотреть ТV. Поупражнялись в сочинении сказки. Из беседы узнали о роли режима дня. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений

паутина

  1. Бабушкин помощник

    • Упр.Знакомство «Имя +любимая игрушка»

  • Игра «Только вместе»

  • Повторение пройденного

Ковер-самолет

Сказка «Бабушкин помощник»

  • Упр. «Я горжусь!» мяч

  • Рисунок «Как вы помогаете своим родным?»

  • Выставка рисунков

  • Помогая другим, не забывай о своих близких!

Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что бабушкам нужно помогать. В своих рисунках дети показали, как они помогают бабушкам.

Ковер-самолет

  1. Прививка

  • Игра «Все вместе!»

  • Похлопывающий массаж

  • Повторение пройденного

Волшебный попугай

Сказка «Прививка»

  • Инсценировка сюжета сказки с доктором Филином

  • Игра «Меняются местами те…»

  • Прививки делают только здоровым.

  • Уколы – это не страшно!

Познакомились с новыми играми. Узнали, что такое прививка. Проиграли сюжет сказки. Побывали в роли главных героев. Закрепили полученный опыт с помощью игр.

Волшебный попугай

  1. Больной друг

  • Игра «Друг к дружке»

  • Игра «Истории из мешка»

  • Повторение пройденного



Волшебный круг

Сказка «Больной друг»

  • Инсценировка сказки в песочнице

  • Упр. «В лесу»

  • После про-гулки нужно переодеться, просушить обувь и одежду.

  • Больных нужно посещать По-очереди и недолго

Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что больных нужно навещать. Проиграли сказку в песочнице. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Волшебный круг



РАЗДЕЛ 5. Школьные конфликты.


  1. Ябеда

  • Игра «Доброе утро»

  • Игра «Быстрые превращения»

  • Повторение пройденного

Загадочные следы

Сказка

«Ябеда»

  • Инсценировка самими детьми

  • Рисунок понравившегося сюжета из сказки

  • Упр. «Рукопожатие»

  • Ябедничать и вредничать – плохо!

  • С ябедами никто не дружит.

  • Улыбка – секрет хорошего общения.

Познакомились с новыми играми и упражнениями. Узнали, что быть ябедой – плохо. Проиграли сказку по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Загадочные следы

  1. Шапка-невидимка

  • Игра «Волшебная котомка»

  • Игра «Найди пару» (лесные животные)

  • Повторение пройденного

Волшебная шапка-невидимка

Сказка «Шапка-невидимка»

  • Инсценировка сюжета сказки с шапкой-невидимкой

  • Вылепить из пластилина шапку-невидимку

  • Упр. «холодно-горячо»

Привлекать к себе внимание так, как мышонок – плохо. Останешься одиноким.

Познакомились с новыми играми. Узнали, как нельзя себя вести на уроке. Проиграли сюжет сказки. Из пластилина вылепили сказочные шапки-невидики.

Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Волшебная шапка-невидимка

  1. Задача для лисенка

  • Игра «Наперсток»

  • Игра «истории из мешка»

  • Повторение пройденного

Волшебное зеркало

Сказка «Задача для лисенка»

  • Инсценировка сюжета сказки

  • Рисунок сюжета из сказки

  • Изобрази предмет

  • «Если я улитка…»

Лгать – плохо. Ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну.

Познакомились с новыми играми. Узнали, что лгать - плохо. Проиграли сюжет сказки. Нарисовали рисунки к сказке.

Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Волшебное зеркало

  1. Спорщик

  • Игра «Сколько нас?»

  • Ирга «Птенцы»

  • Повторение пройденного

Ритуальный танец

Сказка «Спорщик»

  • Инсценировка истории о гномах в песке

  • Рисунок двух гномов(изобразить эмоции)

  • Дискуссия «Какие игры интереснее?»

  • Игра «дважды два-четыре»

Постоянно спорить – плохо. У спорщиков нет друзей, их обходят стороной.

Познакомились с новыми играми. Узнали, что постоянно спорить – плохо. Проиграли сказку о гномах в песочнице. Нарисовали двух гномов. Узнали что такое дискуссия. Закрепили полученный опыт с помощью игр.

Ритуальный танец

  1. Обида

  • Игра «Стон королевы»

  • Игра «аэробус»

  • Повторение пройденного

Ступа Бабы-яги

Сказка «Обида»

  • Пересказ сказки про ослика

  • Инсценировка сказки про ослика самими детьми

  • Рисунок сказочного сюжета

  • Упр. «Моя полянка»

Обижаться – не хорошо. «На обиженных воду возят!»

Познакомились с новыми играми, с понятием «Обида». Проиграли сказку об ослике по ролям. Нарисовали понравившийся сюжет сказки. Закрепили полученный опыт с помощью упражнений.

Ступа Бабы-яги

  1. Хвосты

  • Упр. «Что на свете желтого?»

  • Игра «рыба, птица, зверь»

  • Повторение пройденного

Веселый поезд из Ромашково

Сказка «Хвосты»

  • Закончи сказку

  • Инсценировка сюжета из сказки

  • Игра «звери их лесной школы»

  • Упр. «Рисуем вместе»

  • Упр. «Утята, котята, медвежата»

  • Деление на группы к хорошему не приведет.

  • Нужно всем вместе играть, учиться, помогать друг другу.

Познакомились с новой игрой, вспомнили старую. Сочинили концовку к сказке и сравнили ее с оригиналом. Проиграли сюжет сказки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений

Веселый поезд из Ромашково

  1. Драки

  • Игра «Доброе утро»

  • Упр. «Что было бы если…»

  • Повторение пройденного

Волшебное заклинание

Сказка «Драки»

  • Упр. «Сердитая подушка»

  • Упр. «Поссори-лись-помири-лись»

  • Упр. «разозлились-одумались»


  • По разным причинам прибегают к нам злинки да упрямки.

  • Копить их нельзя. От них нужно избавляться.

Познакомились с новой игрой, вспомнили старую. Узнали, как можно прогнать свои злинки и сердинки. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений.

Волшебное заклинание

  1. Грубые слова







  • Упр. «Чуткие руки»

  • Игра «Море волнуется раз…»

  • Повторение пройденного

Улыбка

Сказка «Грубые слова»

  • Упр. «Ругаемся овощами и фруктами»

  • Упр. «Цветочные ласки»

  • Задорный смех возвращает силы, а ругаться и сердиться при этом не хочется.

Познакомились с новыми играми. Из сказки узнали, что ругаться – не хорошо. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений.

Улыбка


  1. Дружная страна


  • Беседа «Учимся работать дружно»

  • Упр. «Разноцветные варежки»

  • Повторение пройденного


Волшебное покрывало

Сказка «Дружная страна»


  • Инсценировка сказки о стане Неделя

  • Упр. «тарелка с водой»

  • Упр. «Один или два»


  • Если кого-то нечаянно обидел – извинись.

Из беседы узнали о том, как это работать дружно. Познакомились с новым упражнением. Проиграли сказку о стране Неделя. Закрепили полученный опыт с помощью игр и упражнений

Волшебное покрывало



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ с чаепитием

  1. Гордость школы

  • Игра «доброе утро»

  • Игра «Нос, пол, потолок»

  • Повторение пройденного

Волшебная звезда

Сказка «Гордость школы».

  • Загадки о сказочных героях.

  • Упр. «Мои друзья»

  • Игра «Комплименты»

  • Упр. «Аплодисменты по кругу»


Чтобы тобой гордились и положительно о тебе отзывались, нужно успешно постигать школьную науку и соблюдать все правила поведения; быть достойным учеником.

Подведение итогов всех занятий. Выделение отдельных детей за их заслуги. Закрепление полученного опыта от всех занятий с помощью игр и упражнений. Чаепитие.


Волшебная звезда





























Занятие 1. Создание лесной школы.

Этап 1. Ориентация.

Цель: Включение в совместную работу. Эмоциональный настрой.

  • Знакомство. Представление психолога и программы занятий.

  • Игра “Доброе утро”.

Когда я скажу слова “доброе утро” и назову кого-то из вашего класса, то те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете мне на приветствие.

  • Беседа о лесных животных.

Цель: Восстановить в памяти учащихся названия и образы лесных животных

Материалы, оборудование: фотографии разных лесных животных

Содержание:

Слова ведущего: Вы любите сказки? Я приготовила для вас очень интересные сказки, которые помогут вам лучше узнать школу и школьные правила.

Эти сказки о школе, но необычной школе, ученики и учителя в ней не люди, а лесные животные.

– А вы знаете, кто живет в лесу? 
– Какие они, опишите их. (Дети отвечают.) Показываю картинки.

Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Листья деревьев”.

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей.

Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. А попасть туда нам помогут листья волшебных деревьев. Сейчас я подойду к каждому из вас, и вы выберите себе тот листик, который вам больше понравится. Берегите его, чтобы потом он помог нам вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, положите на него свою правую ладошку, закройте глаза и подумайте о том, каким школьником вы будете, как вы будете учиться, что будете делать в школе. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.

Итак, мы с вами попали в сказочный лес и сейчас послушаем первую сказочную историю.

Этап 3. Расширение кругозора.

  • Чтение сказки.

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.

Материалы, оборудование: Текст сказки “Создание лесной школы” [9].

  • Анализ сказки.

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главного героя; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Содержание этапа:

Ведущий задает вопросы:

– Кто в лесной школе был учителем?
– Кто в школе отвечал за звонки?
– А кто был сторожем?
– А для чего сорока принесла колокольчик?
– А для чего нужен в школе звонок?

Молодцы! Все правильно поняли.

Этап 4. Закрепление.

Цель: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Содержание этапа: Ведущий предлагает детям выполнить упражнение, которое называется “Живые деревья” и нарисовать рисунок “Лесная школа”.

  • Упражнение “Живые деревья”.

  • Рисунок “Лесная школа”.

Цель: закрепление представлений о лесной школе, развитие творческих способностей

Материалы, оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, аудиозапись со звуками леса

Содержание этапа: Детям предлагается нарисовать “лесную школу”, какую они представили во время прочтения сказки (звучит тихая музыка со звуками леса).

Этап 5. Интеграция.

Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.

Содержание этапа: Ведущий говорит: “ Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…”

– Что означают эти слова?
– Эти слова означают, что сказки чему-нибудь учат.
– А чему учит эта сказка?
– Эта сказка учит тому, что мечты сбываются, что все дети (даже звери) должны учиться, что в школе есть звонок, есть уроки и перемены для отдыха, в школу идут осенью, когда деревья наряжаются в желто-красную листву.
– В каких жизненных ситуациях эти уроки вы можете применить?
– Мы теперь школьники, и мы уже знаем, что такое школа, что там есть и какие правила там существуют. Все что рассказывалось в сказке о школе, все есть и в школе реальной.

Этап 6. Резюмирование.

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Итак, сегодня мы с вами познакомились, поприветствовали друг друга с помощью игры “Доброе утро”, поговорили о лесных животных, о том, как они выглядят.

С помощью листьев волшебных деревьев мы попали в лесную сказку. Познакомились с главным героем сказки, узнали о том, как он стал учителем, как создавалась лесная школа.

Мы выполнили упражнение, побывав в образе разных сказочных деревьев. Каждый из вас нарисовал Лесную школу такой, какой её представил. Рисунки получились разные, интересные, как и вы сами. Это еще раз подтверждает то, что все мы – разные, и каждый по-своему представляем сказочные сюжеты.

Особенно интересными рисунки получились у следующих детей…(ведущий называет).

Сегодня вы многое узнали о школе. А именно, что в школу дети идут осенью, 1 сентября; что в школе есть уроки и перемены; есть светлые классы, в которых будут обучаться дети; ребята узнают о начале или конце урока с помощью школьного звонка.

Все это есть и в настоящей школе, в которой учитесь вы.

Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Листья деревьев”.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Материалы, оборудование: сухие листья разных деревьев по количеству детей, клей, плакат с нарисованным без листьев деревом

Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в сказку с дополнением. Ведущий говорит: “А теперь, возьмите каждый свой листик от дерева, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт возьмет каждый из вас с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни. Кто готов, откройте глаза.

Итак, мы с вами вернулись из сказочного леса. Листочки, которые у вас в руках мы приклеим на это нарисованное сказочное дерево, которое пока без листьев.

Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось! Листочки все разные, как и вы все, но находятся они на одном дереве, как и вы в одной группе. Посмотрите, листочки дружны между собой. Так и я хочу, чтобы вы все были дружными и сплоченными”.

Прощание.

Занятие 2. Букет для учителя.

Этап 1. Ориентация.

Цель: Эмоциональный настрой на совместную работу.

  • Приветствие.

  • Игра “4 стихии”.

Цель: развитие внимания, памяти, крупной моторики и координации у детей.

Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать очередную сказку о Лесной школе.

Итак, четыре стихии – это “земля”, “вода”, “воздух”, “огонь”.

Если я скажу слово “земля” – руки опускаем вниз, “вода” – руки вытягиваем перед собой, “воздух” – руки вверх, “ огонь” – вращение кистями рук.

(Называю слова, дети выполняют движения.)

  • Игра “Кого не хватает?”

Цели: Эта игра предоставляет детям возможность подчеркнуть важность каждого ученика. При работе с детьми более старшего возраста Вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.

Материалы: Большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого?

Каждый ученик в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени. Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание детей и попросите их вспомнить имя отсутствующего ученика.

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под покрывалом.

  • Повторение пройденного.

Цель: вспомнить, что делали на прошлом занятии и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Давайте вспомним содержание сказки, которую я вам читала на первом занятии. О чем была сказка? Чему она вас научила? Какой опыт из сказки вам уже пригодился в реальной жизни? (Дети рассказывают).

Этап 2. Ритуал входа в сказку. Упражнение “Цветы”.

Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.

Материалы, оборудование: корзинка с цветами из гофрированной бумаги по количеству детей.

Содержание этапа: Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в лесную сказку. А попасть туда нам помогут вот эти волшебные розочки. Сейчас я раздам каждому из вас по цветку. А вы берегите его, чтобы потом вернуться назад. Посмотрите на него, какой он? Нравится он вам или нет? Какой бы красивый букет получился из этих волшебных цветов. Закройте глаза и представьте лесную полянку, на которой растут эти сказочные цветы.(пауза) Мысленно мы с вами переносимся в сказочный лес. Кто готов, откройте глаза.

Итак, вы попали в сказочный лес, и сейчас послушайте следующую историю, которая произошла с маленькими ребятами– зверятами в лесной школе.

Этап 3. Расширение кругозора.

  • Чтение сказки.

Цель: Ознакомление с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий.

Содержание этапа: Ведущий читает детям сказку.

Материалы, оборудование: Текст сказки “Букет для учителя” [9].

  • Анализ сказки.

Цель: Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности; стимулирование ответов детей на вопросы по содержанию сказки.

Вопросы для обсуждения.

– Где были маленькие дети-зверята, когда их родители занимались приготовлениями к школе?
– А что вы узнали о школе из разговора лесных зверят?
– А для чего нужны перемены?
– О каком учителе мечтали зверята?
– А у вас какой учитель?
– Молодцы! Вы все правильно поняли.

Этап 4. Закрепление.

  • Драматизация сказки “Букет для учителя”.

Цель: Развитие произвольности поведения; устной речи; творческих способностей у детей.

Содержание этапа: Дети проигрывают сказку. При необходимости ведущий принимает участие. Роли распределяются по желанию учащихся.

Материалы и оборудование: Маски лесных животных; искусственные или живые цветы; аудиозапись со звуками леса.

  • Рисунок “Букет для учителя”.

Цель: закрепление представлений о лесной школе и ее учениках, развитие творческих способностей.

Задание: Нарисуйте букет, который приготовили ребята-зверята для своего учителя. Каким вы его представляете? (Звучит музыка, дети рисуют).

Проводится выставка рисунков.

Этап 5. Интеграция.

Цель: Соединение нового опыта с реальной жизнью.

Содержание этапа: Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Сказка учит тому, что в школу надо идти нарядными, как на праздник; в школе на уроках придется долго и тихо сидеть, чтобы чему-то научиться; в школе есть перемены для отдыха, а в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить.

– В каких жизненных ситуациях эти уроки вам пригодятся? (Дети отвечают)

Этап 6. Резюмирование.

Цель: Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Содержание этапа: Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Итак, сегодня мы познакомились с новыми играми: “4 стихии” и “Кого не хватает?”. Вспомнили содержание сказки прошлого занятия. С помощью красивых цветов попали в лесную сказку. Из сказки мы узнали как ребятки-зверятки и их родители готовились к 1 сентября. Вы побывали в образе главных героев, проигрывая сказочный сюжет. Очень хорошо сыграли своих героев…(называя имена участников группы). Каждый из вас нарисовал букет для учителя, который собрали будущие первоклассники в лесу. Ваши букеты получились прекрасными и разными. Нет одинаковых букетов, как нет одинаковых детей. Все вы разные, хоть возраст у вас у всех один.

Далее мы с вами выделили основные уроки этой сказки. Мы о них будем знать и помнить, чтобы применить в реальных жизненных ситуациях.

Этап 7. Ритуал “выхода” из сказки. Упражнение “Цветы”.

Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него среде.

Материалы, оборудование: цветы по количеству детей, корзинка

Представьте, что с этими цветами вы приобрели полученный из сказки опыт. Скажите, кто что взял, чему научился, что узнал?

Теперь мы соберем приобретенные вами опыты, и будем хранить их в этой корзинке (все возвращают цветы в корзину, проговаривая о том, что нового они узнали).

Прощание.

Список литературы.

  1. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство практического психолога).

  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил.

  3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002. – 64 с.

  4. Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

  5. Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”.вып 5).

  6. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство).

  7. Черняева С.А.Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 168 с.

  8. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

  9. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  10. Графические диктанты. Выпускающий редактор И. Васильева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!