ГБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района
Программа краткосрочной социальной реабилитации
несовершеннолетних
в летний период «Лето – это маленькая жизнь…»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fae815c03e/945668_1.png)
Лето 2018г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа краткосрочной социальной реабилитации несовершеннолетних в летний период «Лето – это маленькая жизнь…» |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
3 | Направление деятельности | Спортивно – оздоровительное: «Смелые, ловкие, быстрые». Познавательно – развлекательное: «Веселая карусель». Творческое: «Фантазеры» Экскурсионное: «Прекрасное рядом». |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Место реализации | ОГ ГБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района |
6 | Количество, возраст воспитанников, категории | 16 воспитанников, в возрасте от 3 -18 лет. |
7 | Сроки реализации, количество смен | Программа летнего отдыха сориентирована на срок с июня по август 2018 года |
Содержание программы
Пояснительная записка ………………………………… 4
Основное содержание программы ………………………. 5-6
Условия реализации программы………………………… 9
Кадровое обеспечение……………………………………… 10
Методическое обеспечение программы………………… 11
Материально- техническое обеспечение .………………. 12
Критерии эффективности программы…………………. 13-14
Список литературы ………………………………………… 15
Пояснительная записка
Лето - самое продолжительное время отдыха для детей. Лето для детей –восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игр , время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Летом даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, приобщить ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения. Это период свободного общения детей.
Предлагаемая программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних сориентирована на детей 3 - 17лет с круглосуточным пребыванием. Разрабатывая программу работы на лето, мы закладываем в основу его деятельности два ключевых понятия: оздоровление и развитие.
Программа краткосрочной социальной реабилитации несовершеннолетних в летний период «Лето – это маленькая жизнь…» рассчитана на 16 детей; продолжительность работы июнь – август 2018 года.
Механизмом реализации программы являются также мероприятия на базе МУК РЦКД, библиотеки.
Формы работы, применяемые для индивидуальных и коллективных дел:
познавательно-развлекательные программы
игры-путешествия
конкурсные программы
спортивные игры, турниры, эстафеты, соревнования
танцевальные программы
праздники, концерты
экскурсии
совместные трудовые дела и т. д.
Основное содержание программы:
Мероприятия в летний период организовываются по следующим направлениям:
Спортивно – оздоровительное: «Смелые, ловкие, быстрые».
Познавательно – развлекательное: «Веселая карусель».
Творческое: «Фантазеры»
Экскурсионное: «Прекрасное рядом».
Воспитание у детей ценностей здорового образа жизни, совершенствования двигательной активности детей, развитие представлений о своем теле и физических возможностей. Важно помочь ребенку осознать пользу здорового образа жизни, пользу здорового, рационального питания и соблюдений гигиенических правил.
Задачи:
- развивать физическую активность;
-активизировать знания детей по основам жизнедеятельности и безопасности;
- укрепление и поддержание здоровья;
- повышать интерес к массовым видам спорта.
Для выполнения поставленных задач планируются следующие мероприятия:
Планируемый результат:
- сохранение здоровья ребенка;
- физическая активность;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие представлений у детей о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.
2 - Познавательно – развлекательное: «Веселая карусель».
Развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельного поиска новых знаний, впечатлений, ответов на возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций. создание доброжелательной атмосферы в детском коллективе, создание летнего настроения.
Для решения данных задач выбраны следующие виды мероприятий:
Планируемый результат:
- расширение уровня познавательно-развлекательных интересов детей;
- развитие кругозора детей.
3 - Творческое: «Фантазеры»
Творческое развитие детей: выявление его способностей, умение «творить» своими руками. Важно увидеть в каждом ребенке его способности и интересы.
Задачи:
- развивать творческий потенциал детей;
- развитие воображения
Для решения данных задач выбраны следующие виды мероприятий:
Планируемый результат:
- развитие навыка коллективного творчества;
- приобщение детей к творческому труду
4 – Экскурсионное: «Прекрасное рядом»
Воспитание любви к малой Родине и ее богатствам, развитие наблюдательности, интереса к родной природе, накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях.
Для решения данных задач выбраны следующие виды мероприятий:
Принципы:
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1. Личностный подход в воспитании:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные, демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализации в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуации, требующие принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания, в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- активное участие детей во всех видах деятельности;
5. Средовый подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация летних мероприятий, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
6. Принцип сочетания воспитательной деятельности с другими учреждениями.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Четкое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Владение нормативно-правовой документацией.
4.Кадровое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Методическое обеспечение программы.
7.Материально-техническое обеспечение.
Нормативно – правовые документы:
ФЗ № 120 от 24.06.99 «Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними» ;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Должностные инструкции на работников;
Кадровое обеспечение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fae815c03e/945668_2.png)
В реализации программы участвуют:
Старий воспитатель
Социальный педагог
Воспитатели
Педагог – психолог.
Медицинская сестра
Специалисты несут ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении летних досуговых мероприятий.
Методическое обеспечение программы
-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги (проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье; беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Инструктажи:
Инструктаж о правилах пожарной безопасности. (Воспитатели).
Инструктаж о правилах электробезопасности. (Воспитатели).
Инструктаж о правилах безопасности на реке и водоёмах (Воспитатели).
Инструктаж о правилах безопасности при проведении спортивных мероприятий (Воспитатели).
Инструктаж о правилах поведения в экстремальных ситуациях (Воспитатели).
Инструктаж о правилах безопасности на экскурсиях, в походах.
Материально - техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- Фотоаппарат.
- Компьютер
- Экран
- Медиапроектор
- Музыкальное оборудование.
- Спортивно-игровой инвентарь.
- Канцелярские товары.
- Призовой фонд.
- Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.
Критерии эффективности программы:
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Экран настроения
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fae815c03e/945668_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fae815c03e/945668_4.png)
Прогнозируемый результат:
Сохранение и укрепление здоровья детей
Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом. обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
Развитие чувства патриотизма и уважение к родной природе;
Сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период;
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Результативность реализации программы измеряется:
1) степенью укрепления и оздоровления детей;
2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
3) улучшением отношений в среде подростков, устранением негативных проявлений, искоренением вредных привычек;
4) созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры;
6) отсутствием правонарушений и преступлений в летний период.
Используемая литература:
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/05/s_5b8fae815c03e/945668_5.png)
16